egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Я уже писала здесь о недоумении, которое вызывает у меня стремление иных мыслителей объявить нечто «принципиально непознаваемым». Может быть, самый характерный исторический пример такой неосторожности – утверждение Огюста Конта (отца позитивизма), что невозможно выяснить химический состав звезд.


compte
В своем трактате «Cours de la philosophie positive» он пишет: «Нам никогда не удастся определить их <звезд> химический состав и даже плотность... Я полагаю совершенно невозможной и оценку реальной средней температуры звезд».
bunsenkirchoff

Книга вышла в 1835 году, а уже в 1860 (увы, через три года после смерти философа) два друга и коллеги, Густав Кирхгоф (именем которого назвали правила расчета электрических цепей) и Роберт Бунзен (в честь которого названа «бунзеновская горелка»), изобрели спектральный анализ: «Известно, что некоторые вещества при сжигании имеют свойство окрашивать пламя в определенные цвета. Мы предлагаем основанный на этом свойстве метод качественного анализа, который значительно расширяет область применимости химических исследований и позволяет решать неприступные ранее задачи».

Именно таким образом сам Кирхгоф установил, что в составе Солнца есть натрий, а впоследствии (уже другими) там был открыт и новый элемент – гелий.

Автор исторического обзора звездной спектроскопии великодушно считает, что Конт мог бы догадаться о ее славном будущем, если бы был знаком с вышедшими еще при его жизни работами Фраунгофера – но ведь все тома не прочтешь. Мне же кажется, что философа подвело желание определенности – видимо, вообще свойственное человеческому мышлению.

Date: 2014-06-26 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Да, это хрестоматийный пример ;)

Date: 2014-06-26 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но урок, кажется, не впрок :(

Мне эта история нравится не столько из-за поспешности философа, сколько как пример замечательной координации усилий двух выдающихся химиков. Ведь, к сожалению, примеры вражды великих изобилуют, а вот примеры дружбы попадаются не так уж часто.
Edited Date: 2014-06-27 01:46 am (UTC)

Date: 2014-07-02 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Воистину, нам не дано предугадать: кто бы мог подумать, что столь невинный текст вызовет столь оживленную дискуссию (см. ниже)? В то время как другие, задуманные мною как более провокационные, никакого отлика не вызывают ;)

Date: 2014-07-03 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Ну, в целом я с вами согласен.. А вот некоторые ваши собеседники какие-то уж слишком "антиабортные" ))

Date: 2014-06-26 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
В качестве комментария приведу большую цитату. Вы уж меня извините, но люблю я Лема:)
«История человеческого познания - это ряд, имеющий в пределе бесконечность, а философия пытается до этого предела добраться одним прыжком, коротким замыканием, дающим уверенность в совершенном и непоколебимом знании. Тем временем наука движется мелким шагом, по-черепашьи, а то и вовсе, казалось бы, топчется на месте, но в конце концов добирается до последних рубежей, до окончательной границы разума, проведенной философами, и, не замечая никаких пограничных столбов, преспокойно идет себе дальше.
Ну, разве могли философы не впасть в отчаяние? Одной из форм такого отчаяния был позитивизм с его весьма специфической агрессивностью: он выдавал себя за верного союзника науки, будучи, в сущности, ее ликвидатором. Надлежало подвергнуть примерному наказанию все то, что разъедало и подтачивало философию, обращая в ничто ее великие открытия, и позитивизм, этот мнимый поборник науки, не замедлил вынести ей приговор, заявив, что наука в действительности ничего не может открыть, ведь она всего лишь сокращенная запись опыта. Позитивизм попытался осадить науку, заставив ее признать свое бессилие во всем, что относится к области трансцендентного (что ему, впрочем, так и не удалось).
История философии есть история последовательных отступлений. Сначала она стремилась открыть абсолютные категорий мироздания, потом - абсолютные категории разума, а тем временем, по мере накопления знаний, все яснее замечалась ее беспомощность. Ведь каждый философ поневоле объявлял себя самого абсолютным образцом человеческого рода и даже всех возможных разумных существ. Напротив, наука - это как раз трансценденция опыта, сокрушающая в прах вчерашние категории мышления; вчера пало абсолютное пространство и время, сегодня рушится якобы вечная противоположность между аналитическими и синтетическими суждениями, между предопределенностью и случайностью. Но почему-то ни одному из философов не приходило в голову, что не слишком благоразумно выводить из правил собственного мышления законы, действительные для всех людей и всего человечества - от эолита до эпохи угасания солнц.
Выражусь более резко: подставлять в умозаключения себя в качестве искомой общечеловеческой нормы - значит поступать безответственно. Стремление понять "все", на которое при этом ссылаются, имеет разве что психологическую ценность. Поэтому философия гораздо больше говорит о людских надеждах, страхах, влечениях, чем о тайнах абсолютно равнодушного к нам мироздания, которое лишь однодневкам кажется царством вечных и неизменных законов.»
[Станислав Лем. Глас Господа]

Date: 2014-06-26 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Здесь лучше взять книгу Хокинга Высший замысел, где известный физик начинает с утверждения, что философия умерла. Однако потом начинается такое философствование.

Примерно так же у Лема. Его утверждение - это всего лишь чистой воды философия.

Date: 2014-06-26 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
Хокинга не читал, да пока и не собираюсь.

Лем, конечно, далеко не чужд философии. Но тут у него говорит герой книги, который, впрочем, то же не чужд философии.

Вот такая «философия» естествоиспытателей получается:)

Date: 2014-06-26 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Хокинга я не читала, но вот у Вайнберга вызывает отторжение вовсе не философия как таковая, а желание философов руководить работой физиков.

Date: 2014-06-28 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Можно узнать более конкретно, чем же недоволен Вайнберг?

Date: 2014-06-28 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Конечно, и он так хорошо пишет, что, наверное, Вам интереснее будет прочесть оригинал, а не мое изложение. Вот (http://www.litmir.net/br/?b=28860&p=41#section_12) глава из его книги, где он подробно излагает свою точку зрения. Я очень благодарна a_gorb, который привлек мое внимание к этому автору - он показался мне на редкость разумным.

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-08 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-09 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-09 06:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-26 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, очень интересно. Но, поскольку приведенная цитата, как Вы пишете ниже (сама я это произведение не читала) - слова героя, то, наверное, не следует приписывать эти представления автору?

Но, в любом случае, эти слова уж слишком беспощадны к философам. Я соглашусь, что не стоит пытаться постичь путем умозаключений то, что можно непосредственно измерить, но ведь измерением дело не кончается. Задача философии, на мой взгляд - не подмена естествоиспытания, а осмысление его результатов.
Edited Date: 2014-06-27 01:47 am (UTC)

Date: 2014-06-27 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
”наверное, не следует приписывать эти представления автору?”
Буквально, не следует.
”Задача философии, на мой взгляд - не подмена естествоиспытания, а осмысление его результатов.”
Не совсем соглашусь. А то получается, что естествоиспытатель обычно настолько туп, что результаты получает, а вот осмыслить их не в состоянии. Я думаю, что философия занимается тем, что осмысливает взаимодействие человека с окружающим миров, в частности и естествоиспытателя с природой.

Date: 2014-06-28 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"естествоиспытатель обычно настолько туп, что результаты получает, а вот осмыслить их не в состоянии"

Нет, я, конечно, не имею в виду, что естествоиспытатель так туп (принадлежа к их числу ;) Конечно, он осмысливает свои результаты, но, главным образом, в рамках своей науки, в лучшем случае - в рамках общей картины мира.

Но, мне кажется, человеческая жизнь не сводится к познанию мира (тут мы в вступаем в область последнего из философских вопросов Нагеля, вопроса о смысле жизни). Так вот, задача философии, по-моему - увязать научное знание с нашей жизнью, как таковой. Но, кажется, и Вы имеете в виду нечто в этом роде?

Интересно, что параллельно с нами и уважаемый k_frumkin размышляет (http://k-frumkin.livejournal.com/329341.html) о задачах философии в современном мире: "Таким образом, "в живых" остается только гносеология, а также некоторые специфические проблемы метафизики - такие, как философия сознания".

Из области гносеологии меня занимает такой вопрос: а что, собственно, мы понимаем под "познанием"? Что же касается сознания, то у меня ощущение, что здесь у философии пока маловато эмпирического материала для размышлений.

Edited Date: 2014-06-28 12:59 pm (UTC)

Date: 2014-06-28 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
” Но, кажется, и Вы имеете в виду нечто в этом роде? ”
Да, примерно так. Есть человек (его изучают определенные науки), есть окружающий мир (его тоже изучают науки). А есть человек в мире. Вот философия и занимается этим «стыком».

”"Таким образом, "в живых" остается только гносеология, а также некоторые специфические проблемы метафизики - такие, как философия сознания".”
«Когда к каждой отдельной науке применяется требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний, какая-либо особая наука об этой общей их связи становится излишней. Из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет лишь наука о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика, все же остальное входит в положительные науки о природе и истории.» [Ф.Энгельс АНТИ-ДЮРИНГ]

Date: 2014-06-28 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chur72.livejournal.com
Так из Вашего же разведения компетенций науки и философии следует, что у философии и не может быть своего собственного эмпирического опыта)

У неё есть только история осмысления определённых вещей.
Либо научных идей и открытий, либо жизненного опыта, доступного любому человеку.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chur72.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-26 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Давайте рассмотрим например свободу воли. Можно ли экспериментально установить, обладает человек свободой воли или нет?

Date: 2014-06-26 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Под свободой воли обычно понимают то, что, если в неких условиях мы по своему желанию сделали некий выбор, то, будучи поставленными в те же самые условия, мы бы смогли, если захотели, сделать другой выбор.

Понятно, что проверить это утверждение непосредственно мы не можем - потому что нельзя дважды войти в одну реку: мы не можем воспроизвести абсолютно точно все условия. Трудности здесь те же, что и при поиске закономерностей исторических событий.

Date: 2014-06-28 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Тогда вы должны согласиться, что есть вещи в отношении которых слово никогда вполне подходит.

Вот еще пример Пирса на гораздо более прозаическую тему. Рассмотрим вопрос: сколько раз Клеопатра высморкалась в день своего двадцатилетия. Как вы считаете, можно ли сказать, что наука никогда не найдет ответа на этот вопрос или нет?

Date: 2014-06-28 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"сколько раз Клеопатра высморкалась"

Мне кажется, что установление уже свершившихся уникальных исторических фактов - это вообще не задача науки, которая имеет дело только с повторяющимися (закономерными) явлениями. Типа: если кинуть кусочек металлического натрия в стакан с водой, раздастся страшное шипение - если мы сегодня кинем или завтра, если кинете Вы или я, и т.д., результат будет одним и тем же.

Наука (естествознание), на мой взгляд, и есть установление причинно-следственных связей такого рода - с целью научиться предсказывать результат, исходя из заданных условий.

Так что, с моей точки зрения, понятие "историческая наука" вовсе лишено смысла (и вовсе не от непочтения к историкам). Другое дело, что поведение человеческих обществ можно изучать научными методами - с той поправкой, что это будет "наука в пассивном залоге" (http://egovoru.livejournal.com/20884.html), как, скажем, и астрономия. То есть, общество нельзя перенести в пробирку и варьировать условия по своему усмотрению (хотя некоторые правители, наверное, об этом и мечтают).

Как я уже сказала, проблема свободы воли представляется мне отчасти сродни таким историческим проблемам - если понимать ее так, как я сформулировала ее в предыдущем комментарии.

Date: 2014-06-28 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Что ж увлечение философией дает плоды - дать ответ таким образом, чтобы избежать ответа. Хорошие философы однако при этом еще оставляют человека с осознанием своей личной тупости.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-28 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2014-06-29 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2014-06-29 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-30 05:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-01 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 03:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-06 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-06 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] magpie73.livejournal.com - Date: 2014-07-06 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-06 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] magpie73.livejournal.com - Date: 2014-07-06 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-06 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-06 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-08 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-06 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-07-06 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-06 08:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-03 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-28 03:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-28 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2014-06-29 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-29 02:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 02:25 pm (UTC) - Expand

С Рождеством!

From: [identity profile] sergecpp.livejournal.com - Date: 2020-01-05 10:29 pm (UTC) - Expand

Свет былого

From: [identity profile] sergecpp.livejournal.com - Date: 2020-01-05 10:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2014-06-29 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-28 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 01:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-06-27 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
В психиатрии считается, что если данный человек ею не обладает, то он болен (синдром Кандинского).
Правда, психиатрия не относится к точным дисциплинам.
Но поскольку диагнозы выносит, то, видимо, берётся отвечать на Ваш вопрос.
---------------------
По сабжу: здесь любопытно, с каким ожесточением хозяйка блога нападает на идею о том, что границы познания в принципе могут оказаться познаваемы и настаивает на их принципиальной непознаваемости).
---------------------
На самом деле, следует добавлять "научным методом", потому что, совсем как в рассказанной выше истории, может оказаться, что есть другие инструменты, помимо известных (научный метод - лишь один из инструментов).

Date: 2014-06-28 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Мне понравился термин "познаваемость границ познания". Хорошо сказано.

Date: 2014-06-28 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ваши слова показывают, что я, увы, выразилась неясно. Я вовсе не настаиваю на принципиальной непознаваемости чего бы то ни было; прямо наоборот, и думаю, что настаивать на таком - по меньшей мере легкомысленно, потому что, если что-то кажется нам непознаваемым сегодня, то завтра мы сможем придумать способ, как его исследовать.

Как это и было в описанном случае: Конт подразумевал, что химию звезд можно изучить, только добравшись до них, но оказалось, что эту информацию можно извлечь из доходящего до нас света. Соответственно, мое заключение из этой истории - что благоразумнее держать свои двери открытыми ;)

И Ваша мысль, что помимо известного нам сейчас научного метода познания мира, в будущем могут быть изобретены и другие, подпадает под ту же мою логику. Кто возмется гарантировать, что они не будут изобретены? (Даже если сейчас мы таких способов и не видим - я не вижу, во всяком случае).

Здесь возникает еще такой чрезвычайно интересный вопрос: а что, собственно, мы понимаем под "познанием мира"? Как бы Вы на него ответили?

Date: 2014-06-28 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Под познанием мира, мне кажется, люди понимают, как правило, что-то вроде созревания, когда складываются принципы и смыслы личной жизненной стратегии.
Вообще слово мир лучше не трогать, так как оно не является чем-то определённым, о чём можно согласиться.
Под научным знанием в смысле точных наук я понимаю такое установление фактов, после которого споры по этим вопросам прекращаются. Когда мы наблюдаем, что люди не согласны в каком-то вопросе, это значит, что знания в этом вопросе на сегодняшний день не достигнуто.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-28 09:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-29 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-29 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-29 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 12:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-06-30 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-06-30 11:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-01 10:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-01 11:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-01 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-02 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-02 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-02 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-03 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] systemity.livejournal.com - Date: 2014-07-02 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] systemity.livejournal.com - Date: 2014-07-02 11:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2014-07-03 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] systemity.livejournal.com - Date: 2014-07-03 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2014-07-03 08:26 am (UTC) - Expand

Самоцитата

Date: 2014-07-01 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] verum_corpus referenced to your post from Самоцитата (http://verum-corpus.livejournal.com/241961.html) saying: [...] научной идеологизированной журналистике, которую Витгенштейн характеризовал, как мерзкие помои. [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 07:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios