egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Оказывается, статья Блока из школьной программы была не первым текстом с таким заглавием – еще до нее, в знаменитом сборнике «Вехи», появилась публикация Петра Струве. Похоже, это с его легкой руки интеллигенция приобрела статус «особого русского явления».


«Мы разумеем под этим наименованием даже не «образованный класс». В этом смысле интеллигенция существует в России давно <...> Роль образованного класса была и остается очень велика во всяком государстве <...> Не об этом классе и не об его исторически понятной, прозрачной роли, обусловленной культурною функцией просвещения, идет речь в данном случае.

Интеллигенция в русском политическом развитии есть фактор совершенно особенный: историческое значение интеллигенции в России определяется ее отношением к государству в его идее и в его реальном воплощении. <...> Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему».


Признаться, изобретение уважаемого Петра Бернгардовича кажется мне крайне неудачным. У него интеллигенция – слово ругательное: так он называет анархистов и социалистов, против которых и направлена его статья. Но последние, захватив власть, обнаружили такую горячую любовь к государству, какая и монархистам не снилась – так что термин «интеллигенция» повис в воздухе: сегодня его употребляют кто во что горазд.

Вот я и думаю: а не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?


Еп. Сергий (Королёв), П.Б. Струве, прот. С. Булгаков в аудитории Русского юридического факультета в Праге (справа налево).
Фото из журнала уважаемого [livejournal.com profile] evgeniy_efremov, у которого есть целая подборка постов о Струве.


А вот еще уважаемый [livejournal.com profile] banguerski_alex откопал детальнейший разбор истории и сущности российской интеллигенции Иваном Солоневичем.

Date: 2015-10-31 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
То есть интеллигент = антигосударственник?

Date: 2015-10-31 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
По Струве - да:

"Идейной формой русской интеллигенции вляется ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему.

Это отщепенство выступает в духовной истории русской интеллигенции в двух видах: как абсолютное и как относительное. В абсолютном виде оно является в анархизме, в отрицании государства и всякого общественного порядка как таковых (Бакунин и князь Кропоткин).

Относительным это отщепенство является в разных видах русского революционного радикализма, к которому я отношу прежде всего разные формы русского социализма".

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 12:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 10:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-06 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот (http://rencus.livejournal.com/1169877.html?thread=4265429#t4265429) еще интересное мнение о смысле слова "интеллигент", высказанное уважаемым rencus: "перефразируя Жижека, можно сказать, что интеллигенция - это всегда кто-то другой, от имени которого выдвигаются те или иные требования или претензии, делаются заявления, на кого уповают, с кем себя или кого-то ещё сравнивают и прочая виртуальная реальность". Как Вам это понравится? Мне кажется, тут что-то есть, а?

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-06 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-06 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-06 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-06 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-07 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-07 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-08 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-08 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-02-05 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В журнале уважаемого evgeniy_efremov обнаружила целую подборку постов (http://evgeniy-efremov.livejournal.com/tag/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B2%D0%B5) о П.Б. Струве - чрезвычайно интересно!

Date: 2016-04-16 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Попалась замечательная иллюстрация (http://mbla.livejournal.com/1182855.html) к обсуждаемой теме - спешу поделиться с Вами ;)

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2016-04-17 11:09 am (UTC) - Expand

Date: 2016-04-20 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот (http://philologist.livejournal.com/8396970.html) статья об истории употребления слова "интеллигенция" в русском языке - вроде все же не Боборыкин его ввел, а Аксаков ;)

Date: 2015-10-31 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com
Чёрного кобеля не отмыть добела. Было, например, когда-то достойное слово «феминистка». Но теперь, боюсь, его уже не отмыть. И странно нормальным людям пытаться его переиначить, у бесноватых особ отнять и себе присвоить. Хотя они пытаются, выглядит забавно.

Может назваться «интеллектуалами», как во всяких Европах?

Date: 2015-10-31 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, возможно, это хороший вариант - хотя в русском языке для обозначения социального слоя занятых умственным трудом слово "интеллигент" воспринимается как-то привычнее, чем "интеллектуал".

Последнее вроде бы подразумевает наличие не только знаний, полученных в результате образования, но и выдающихся умственных способностей - или мне только так кажется?

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 08:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com - Date: 2015-11-01 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 10:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-01 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com
Российская интеллигенция не против государства как такового, она просто восполняет то , что напрочь отсутствовало и отсутствуют у русского-советского-российского государства - быть оппозицией. В ормальном западном государстве оппозиция постоянно критикует властвующую партию, причем за малейшие пригрешения. И делает это на законных основаниях, через прессу, агитацию и прочее. И никто оппозицию "врагом государства" не воспринимает. Потому что сегодня она оппозиция, а завтра - властвующая партия.

Яркий пример - Канада. Консерваторы были у власти 9 лет. И все это время их пинали и тролили либералы. Как в России бы либералов называли "пятой колонной и антигосударственниками". В итоге пару недель назад на выборах либералы оглушительно выиграли на выборах и стали партией власти. Теперь их пинать и тролить будут консерваторы. Это нормальный процесс.

В России такого процесса не было и нет. Поэтому интеллигенция, которой одной всегда не по барабану судьба родины, пытается со времен Радищева что-то сделать, но постоянно попадает во "враги народа".

Какой сказал, что интеллигенция в 17-м году пришла к власти?!
Это матрос Железняк интеллигент? Или Джугашвили интеллигент?

Бунин, Аверченко и другие великие русские интеллигенты с этим тезисом не согласны... ;-)

Date: 2015-11-01 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я именно и хочу сказать, что использование слова "интеллигенция" для обозначения категории людей, придерживающихся определенной политической ориентации, было крайне неудачным нововведением и по сей день приводит к совершеннейшей путанице :(

Вот, например, Григорий Померанц пишет (http://www.pomeranz.ru/p/lect_intell.htm): "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(

Или горделивые заявления иных деятелей, даже известных публичных фигур, что они - не интеллигенты (http://parafraz.net/pochemu-ya-ne-intelligent.html): не верх ли это абсурда?
Edited Date: 2015-11-01 12:55 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 03:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinamik67.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-08 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Поэтому интеллигенция, которой одной всегда не по барабану судьба родины//

Вот. Спасибо за такие слова...

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-08 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-08 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-08 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-09 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-12-09 01:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-01 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com
”а не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?”
Пардон, не догнал, о каком смысле идет речь?
А каким словом тогда назовем тех, для кого идейной формой является отчуждение от государства и враждебность к нему?

ЗЫ. Очень забавно сравнить разные религии и церкви по их отношению к государству.

Date: 2015-11-01 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Пардон, не догнал, о каком смысле идет речь?"

Добыча и распространение знания. Мне думается, никакого другого определения, кроме "общественный слой, занятый умственным трудом", здесь не требуется. А?

"А каким словом тогда назовем тех, для кого идейной формой является отчуждение от государства и враждебность к нему"

Это слово давно придумано, и Струве его употребляет - анархисты.

(no subject)

From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-gorb.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-01 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Добавьте уж тогда к характерным чертам русской интеллигенции безаппеляционность высказываний и любовь к рассуждениям о "народном быдле, поддерживающем попов и власть".)

Date: 2015-11-01 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В том-то и дело, что приписать эту черту тому общественному слою, для определения которого, как мне кажется, и надо зарезервировать слово "интеллигенция" - люди, занятые умственным трудом - никак нельзя: в нем есть самые разные люди, в том числе и такие, которые считают возможным оперировать подобной лексикой.
Edited Date: 2015-11-01 04:03 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2015-11-01 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, перечисленные Вами пункты очень сложны в использовании и потому не годятся в качестве определения. Скажем, "быть в оппозиции": разве не существенно, к чему именно в оппозиции быть?

Date: 2015-11-01 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com
Наверно, о связи интеллигенции (образованной публики) и революции написал первым Герцен. А Струве лишь продолжил долгую традицию.

Но вообще хотелось бы понять, каким Вам представляется "первоначальный, универсальный, исторически понятный" смысл слова "интеллигенция"?

Date: 2015-11-01 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, Струве в своей статье пишет следующее о зарождении интеллигенции в его смысле:

"С этой точки зрения интеллигенция, как политическая категория, объявилась в русской исторической жизни лишь в эпоху реформ и окончательно обнаружила себя в революцию 1905-07 гг.

Идейно же она была подготовлена в замечательную эпоху 40-х гг."

При этом конкретно Герцена он все же щадит, не считает полновесным интеллигентом:

"Даже Герцен, несмотря на свой социализм и атеизм, вечно борется в себе с интеллигентским ликом. Вернее, Герцен иногда носит как бы мундир русского интеллигента, и расхождение его с деятелями 60-х годов не есть опять-таки просто исторический и исторически обусловленный факт конфликта людей разных формаций культурного развития и общественной мысли, а нечто гораздо более крупное и существенное."

Я же думаю, что никакого другого смысла, кроме как "общественный слой, занятый умственным трудом", здесь не требуется. Это и есть "первоначальный, универсальный, исторически понятный" смысл слова "интеллигенция".

Отказ от такого смысла ведет к курьезам, как у того же Струве: "Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика" или у уже цитированного мной выше Григория Померанца: "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(

Edited Date: 2015-11-01 12:06 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-03 12:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eliabe-l.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-04-30 02:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-01 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Есть у Н.Вольского текст о том, кого считать интеллигентом. Мне понравился. Прислать?

Date: 2015-11-01 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, но, боюсь, мне уже попадалось достаточно рассуждений на эту тему, чтобы у меня сложилось свое твердое мнение. На мой взгляд, никакого другого определения интеллигенции, кроме "общественный слой, занятый умственным трудом", вовсе не требуется.

Иначе случается конфуз, как у того же Струве: "Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика" или у уже цитированного мной выше Григория Померанца: "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(
Edited Date: 2015-11-01 12:07 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-01 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-01 11:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-02 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-02 11:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-02 11:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-02 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-02 11:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-02 08:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-02 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-04-30 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com - Date: 2017-04-30 02:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-03 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dralkin.livejournal.com
//не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?//

Допустим, что исходный смысл понятия восстановлен.
Для выражения какой мысли вам нужно понятие "интеллигенции"?

Date: 2015-11-03 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Меня беспокоят все чаще появляющиеся в печати заявления "почему я не ителлигент" (http://parafraz.net/pochemu-ya-ne-intelligent.html) и "интеллигенция - говно нации" (http://www.gazeta.ru/news/lenta/2012/02/13/n_2203265.shtml).

Мне думается, что такие выступления приводят к укреплению в общественном сознании настроений антиинтеллектуализма - то есть представления, что без умственного труда можно вообще обойтись, что занимающиеся им только тратят народные деньги и т.д. А поскольку такие настроения в российском обществе и так очень сильны, то дальнейшая их стимуляция представляется мне самоубийственной.

Говорухин, заметьте, выступает против только части интеллигенции, т.е., по его мнению, бывает интеллигенция "хорошая" и "плохая". Но ведь газетные заголовки этой тонкости не улавливают, они четко доводят до читателя мысль, что интеллигенция - это говно :(
Edited Date: 2015-11-03 03:48 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-03 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-03 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dralkin.livejournal.com - Date: 2015-11-03 07:02 pm (UTC) - Expand

Интеллигенция и революция

Date: 2015-11-03 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] jorkoffski referenced to your post from Интеллигенция и революция (http://jorkoffski.livejournal.com/1554336.html) saying: [...] Оригинал взят у в Интеллигенция и революция [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 9th, 2026 02:42 am
Powered by Dreamwidth Studios