egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Студенческие волнения бэби-бумеров приняли совсем уж зловещий оборот в Германии, где молодое поколение поднялось на последний, решительный бой с «поколением Аушвица». На вопрос, откуда берутся террористы, начальник полиции в фильме Ули Эделя отвечает: «Их порождают мифы».


Один из этих мифов озвучила Ульрике Майнхоф – недаром же она была талантливым журналистом: «Когда кто-то поджигает автомобиль, это преступление. Когда поджигают сотни автомобилей, это уже политическая акция».

Праведный гнев Rote Armee Fraktion («Фракции Красной Армии») вызвало не только собственное правительство (до 1969-го года возглавляемое бывшим нацистом Куртом Кизингером), но и Конгресс США, санкционировавший войну во Вьетнаме. Однако в джунгли на помощь Вьетконгу они не поспешили: расплачиваться за все должны были немецкие обыватели – несмотря даже на то, что четверть из них в возрасте до 40 лет сочувствовали RAF.

Убийцы Павла I действовали вполне рационально: у них был наготове другой кандидат на престол, которого они справедливо полагали более подверженным их влиянию. А чего надеялись добиться рафовцы, громя универмаги? Судя по этому фильму (а он, кажется, сделан вполне исторически-добросовестно), причины их действий были не столько идеологические, сколько физиологические: жажда острых ощущений и склонность к жестокости. Это подтверждается и тем, что один из уцелевших организаторов, Хорст Малер, впоследствии стал активным неонацистом.

Когда террористы – дикие люди из экзотических южных стран, это еще как-то вписывается в стереотипы нашего коллективного сознания. Пример RAF, однако, показывает, что экзотика тут ни при чем.


Члены RAF «первого поколения» Торвальд Пролль, Хорст Зёнляйн, Андреас Баадер и Гудрун Энсслин, 31 октября 1968 года еще считающие суд забавным приключением (фото из статьи Lorenz Jäger).

Через несколько лет двое последних будут найдены мертвыми в своих тюремных камерах. Пролль вскоре отошел от движения и до сих пор жив. Зёнляйн был единственным из четверых, кто добровольно вернулся в тюрьму, когда закончился срок их условного освобождения. Остальные сбежали, но были пойманы.


Date: 2016-09-08 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
"исторически-добросовестно"
Не видел фильм, к сожалению. Многие полагают, что действия радикалов были частью советских усилий по дестабилизации Западной Европы. Это есть в фильме?

У меня не открывается ссылка на "40% из них сочувствовали". Если можно, расскажите, пожалуйста, что это за опрос.
Edited Date: 2016-09-08 05:35 am (UTC)

Date: 2016-09-08 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Как хорошо, что Вы обратили внимание на это! Я стала проверять, и обнаружила, что совершенно переврала источник - не знаю, что на меня нашло, но, видно, я очень хотела подчеркнуть, что RAF пользовалась поддержкой. Теперь я исправила это место в тексте.

Источник - рецензия на этот фильм в "Нью-Йорк Таймс", вот дословная цитата:

'A poll at the time showed that a quarter of West Germans under 40 felt sympathy for the gang; one-tenth said they would hide a gang member from the police. Prominent intellectuals spoke up for the gang’s righteousness. “Germany even into the ’70s was still a guilt-ridden society,” Mr. Aust noted."

"Опрос того времени показал, что четверть жителей Западной Германии в возрасте до 40 лет выражали симпатию банде; одна десятая сообщила, что они бы укрыли члена банды от полиции. Видные интеллектуалы выступали, доказывая правоту действий банды. "Германия даже в 70-е годы была обществом, испытываюшим чувство вины", заметил м-р Ауст."

Ауст - это автор документальной книжки о RAF, по которой и поставлен фильм. Чувство вины, о котором он говорит, это чувство вины населения Германии за деяния нацистского режима. Данные о проводившемся опросе наверняка тоже взяты из этой книжки, но в самой статье ссылки на источник нет. Появление RAF, конечно, было вызвано желанием не допустить этого снова, и в этом и состоит самый печальный парадокс :(

Date: 2016-09-08 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Для меня нет парадокса. Слова о "желании не допустить этого снова", на мой взгляд, чистый блеф, использование существующих настроений в совершенно посторонних целях.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-08 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-09 10:51 pm (UTC) - Expand

глянул

Date: 2016-09-08 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
на информацию об испанском аналоге RAF, организации ETA.

Местные мне сообщили (не проверял), что ни одного задержания террористов на территории их происхождения Страна басков не было. И население, и властные структуры поддерживали очень упорно.

Re: глянул

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-10 12:02 pm (UTC) - Expand

А чем объясняли

From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com - Date: 2016-09-10 03:14 pm (UTC) - Expand

Re: А чем объясняли

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-10 03:28 pm (UTC) - Expand

такое ощущение

From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com - Date: 2016-09-10 04:26 pm (UTC) - Expand

Re: такое ощущение

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-10 05:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-09-08 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Связь с СССР была только в названии: Фракция Красной Армии. В связи с КГБ активисты RAF замечены не были.

Date: 2016-09-08 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Не знаю, насколько в рассуждениях на эту тему можно быть доказательным, но чуть выше хозяйка журнала написала о связях со штази. Разве это не рядом?

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-09-09 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gg59.livejournal.com - Date: 2016-09-09 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-09-09 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-07-08 12:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2017-07-08 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-07-08 03:30 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Думаю, что сейчас доказательств этого должно быть достаточно (архив Митрохина, архивы Штази, книги и статьи Михая Пачепы и т.д..).
Если немцы не обсуждают это, то причины чисто политические.
В США вот не обсуждают теракт Царнаевых (ссылка в заголовке комментария), хотя он устроен Лубянкой, так же как и убийство Кеннеди (см. статью на эту тему того же автора).
Edited Date: 2018-08-17 04:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-08-18 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2018-08-18 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-08-18 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-08-18 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2018-08-19 12:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-07-08 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Похоже, Фракция Красной армии все еще действует (https://www.nytimes.com/2017/07/07/world/europe/group-of-20-hamburg-protests.html): кадры сегодняшней хроники сильно напоминают кадры из того фильма :(

Date: 2017-07-08 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Если мы предположим, что существует (-вала) технология, позволяющая по сигналу мобилизовывать погромщиков, то куда она денется? А будет ли это называться Фракцией Красной армии или как-то еще значения не имеет.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-07-08 03:27 pm (UTC) - Expand

Это для меня

Date: 2016-09-08 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] belkafoto referenced to your post from Это для меня (http://belkafoto.livejournal.com/584797.html) saying: [...] нному условным сроком в 4 месяца)." (по мотивам поста http://egovoru.livejournal.com/92359.html [...]

Re: Это для меня

Date: 2016-09-08 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вижу, что Вы серьезно интересуетесь этими событиями! В фильме меня поразило легкомысленное поведение арестованных за поджог франкфуртского универмага на суде, и я сочла это за художественную вольность его авторов - но, судя по этой фотографии (которая кажется мне исключительно удачной: Пролль - вылитый Джон Леннон, не правда ли?), никакой вольности в этом не было.

Я тоже отметила невероятно высокий процент женщин в этом предприятии и их ведущую роль. Помимо Майнхоф и Энсслин, была еще Бригитте Монхаупт, под руководством которой RAF перешла к тактике, хорошо отработанной нашими народовольцами и левыми эсерами - индивидуальному террору.

К сожалению, в фильме уделено маловато внимания исследования причин появления таких фигур, но, наверное, фильм для этого - не самый подходящий формат. А у Вас есть какие-нибудь соображения, откуда они берутся?

Re: Это для меня

Date: 2016-09-08 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sveshinieks.livejournal.com
Что касается Джона Леннона, то он в то же самое время принимал активное участие в американских протестах и даже благодаря его участию был освобожден один радикальный активист. Его преследовали американские спецслужбы и пыталась депортировать эмиграционная служба. На днях прочитал слова одного китайского диссидента: "Без площади Тянэньминь не пала бы берлинская стена". С другой стороны, сами Битлз в начале своей карьеры провели много времени в Германии. Поэтому еще вопрос, кто на кого похож.

Re: Это для меня

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-08 11:41 pm (UTC) - Expand

Re: Это для меня

From: [identity profile] sveshinieks.livejournal.com - Date: 2016-09-09 08:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-09 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sveshinieks.livejournal.com - Date: 2016-09-12 05:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-07-08 12:55 am (UTC) - Expand

Re: Это для меня

Date: 2016-09-10 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
1960 годы - это время "сексуальной революции" на Западе (обычно указывают 1968). Можно увязать с этим. Резкое увеличение количества дев в университетах.
В Германии (надо бы статистику глянуть), преобладание количества женщин над мужским населением.
Кстати, правление Гитлера проходило под вполне "мачистскими" лозунгами. Возможно, феминистическое движение в Германии носило более взрывной характер (шло с некоторым запазданием, если сравнить с соседней Францией).

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-10 12:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-09-08 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Интересно, захотелось посмотреть. (Имя Ули Эделя мне известно исключительно по чудовищно плохому фильму "Нибелунги" 2004).

Date: 2016-09-08 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я "Нибелунгов" не видела, а этот фильм хороший, но чего-то ему не хватает. Я бы сказала, это трагедия, не вызывающая катарсиса - а что же это тогда за трагедия? Его выдвигали на всяческие премии, в том числе на Оскара, но не дали - и я бы тоже не дала.

К достоинствам этого фильма я отношу скрупулезное следование историческим реалиям (вплоть до правдоподобного воспроизведения внешности героев), хорошую игру актеров и динамичность сценария. Я думаю, он дает адекватное представление о своем предмете - он поставлен по книжке, автор которой, если не участник, то свидетель событий, серьезно попытался понять, что же это было.

При всем при том он какой-то слишком сухой, деловой. У меня складывается впечатление, что чрезмерная добросовестность - зло для биографий, не важно - людей или событий. Что это верно для книг, я уже давно поняла (http://egovoru.livejournal.com/14462.html), а сейчас прихожу к выводу, что это верно и для фильмов. Такое же двойственное впечатление - фильм хороший, но чего-то ему не хватает, и по той же причине - у меня уже было от американского фильма о Уотергейте, "Вся президентская рать", где главных журналистов играют Дастин Хоффман и Роберт Редфорд. Тот фильм получил аж 4 "Оскара", но все равно.

Edited Date: 2016-09-09 12:15 am (UTC)

Date: 2016-09-10 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
То есть всё как бы воспроизведение реальных исторических событий, с дотошностью?
Пока не смотрела, не могу сказать, плохо это или хорошо. Я вообще не поклонница байопиков, но, например, "Последнего императора" Бертолуччи люблю. Даже несмотря на то, что исторический Пу был куда страшнее внешностью и нравом, чем герой Бертолуччи (у того он романтический красавец).

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-09-10 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com - Date: 2016-09-11 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2017-07-08 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Похоже, Фракция Красной армии все еще действует (https://www.nytimes.com/2017/07/07/world/europe/group-of-20-hamburg-protests.html): кадры сегодняшней хроники сильно напоминают кадры из того фильма :(

Date: 2017-07-11 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Интересно, захотелось посмотреть"

Вот еще попалось мнение об этом фильме (http://gignomai.livejournal.com/929559.html) уважаемого gignomai.

Date: 2017-07-16 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Я только не поняла, что означает фраза автора поста "словом терроризм обозначают очень разное". В переводе с русского на русский - "ну немцы же не эти ужасные чёрные муслимы, наверняка у них были какие-то возвышенные европейские мотивы"? Как-то так?

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-07-16 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com - Date: 2017-07-16 12:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-09-08 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Я смотрел несколько фильмов про RAF - в Германии их любят показывать. Конечно, не так часто как про Гитлера, но все равно.

В РАФ было кстати три поколения.

Что они хотели - не понятно. Однако, не думаю, что причина только в острых ощущениях (хотя адреналин был также важен). По-моему, так типичные леваки, борьба за абстрактные идеи плюс адреналин.

Хотя в этом видно отличие от французов. Если немцы что-то начинают, то они действительно это начинают.

Date: 2016-09-08 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Если немцы что-то начинают, то они действительно это начинают"

Я не большой знаток студенческих движений 60-х, но у меня сложилось впечатление, что все-таки вооруженные налеты не были их обычной практикой ни в какой другой стране. Даже, например, довольно воинственный и состоящий в контакте с немцами Dany le Rouge (Даниэль Кон-Бендит), предводитель студенческих беспорядков в Париже, не призывал ни к чему подобному.

Соответственно, возникает вопрос - почему именно в Германии это вылилось в игры с оружием? Я думаю, по двум связанным друг с другом причинам: 1) был страх возврата нацизма; 2) была привычка к оружию (не выветрилась после войны). Франция, конечно, в войне тоже участвовала, но совсем не в том качестве.

"Я смотрел несколько фильмов про RAF - в Германии их любят показывать"

Да, я знаю, что этот фильм - уже далеко не первый, но я прежних не видела. А случалось Вам говорить о RAF с немцами? Интересен взгляд изнутри.

"В РАФ было кстати три поколения"

Этот фильм охватывает только два из них. Баадер в фильме говорит тюремщикам: "Вы вот нас посадили, но те, кто пришел нам на смену, еще гораздо опаснее" - и это, видимо, так и было.
Edited Date: 2016-09-09 12:28 am (UTC)

Date: 2016-09-09 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Нет, я только смотрел фильмы и обсуждение по телевизору. Непосредственно с аборигенами на эту тему я не разговоривал.

почти по теме

Date: 2016-09-12 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"И тут вспомнился мне разговор с молодым человеком 18-ти лет:

- Так ты смысл жизни ищешь?
- Да. И недавно понял...
- ?
- Я считаю, что смысл существования человечества - разрушение вселенной, создание вспышки, взрыва и новой вселенной.
- Э-э... А чем не устраивает уже существующая вселенная?
- А ее ничего не ждет, кроме постепенного остывания. Тепловая смерть... Это наукой уже доказано. Так что - скучно тут.
- А новая чем будет отличаться?
- Ну, она же будет новая... Там будет интереснее.
- Нет, я не понял. Зачем новая? Ну есть одна, ну заменишь другой... Зачем? Смысл-то какой?
- Ну так а что еще... Вариантов-то нет...

Re: почти по теме

Date: 2016-09-12 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, наше стремление к новизне - чрезвычайно занятная вещь (http://egovoru.livejournal.com/56338.html).
Edited Date: 2016-09-12 12:39 pm (UTC)

кстати

Date: 2016-09-12 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
о выборе (быть или не быть террористом).

Саша Ульянов, как мы знаем, в это вступил. А вот млодший брат, решительно отказался. И поступил на юридический (чтобы не подзалететь по незнанию).

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios