egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Георг Кантор был первым, кто осознал, что бесконечности тоже бывают разного «размера». Самая «маленькая», фундаментальная бесконечность – множество натуральных чисел. А вот множество всех подмножеств этого множества представляет собой уже следующую ступень: его элементы нельзя пересчитать – поставить в однозначное соответствие числам натурального ряда. Переходя к множеству подмножеств снова и снова, мы поднимаемся по бесконечной лестнице бесконечностей.


Кантор верил, что действительные числа – от Бога, и, похоже, именно эта вера и свела его сначала с ума, а потом в могилу. Он доказал, что совокупность действительных чисел – континуум – превышает по своей мощности множество натуральных. Но где именно она располагается в иерархии бесконечностей, какую ступень занимает?

Кантор попеременно то почти доказывал, то почти исключал, что вторую – но так и не смог придти к окончательному выводу. Неудивительно: через полвека после его смерти Пол Коэн установит неразрешимость этой задачи в системе принятых аксиом – и получит Филдсовскую премию. А Кантор, с его верой в божественное происхождение чисел, наверное, просто не мог допустить подобной несуразности.

Автор книжки, излагающей эту историю, тоже пытается отстаивать объективное существование чисел. Аргументирует он от противного: если бы числа были просто нашим изобретением, то все их свойства были бы нам уже заранее известны; на деле же мы постоянно открываем что-то новое. Похоже, он совсем забыл ожившего монстра доктора Франкенштейна :)


Девиз Кантора, высеченный на памятнике ему в Халле: «Свобода – вот сущность математики» (фото с сайта Halle im Bild). А формула – математическая запись утверждения, что континуум располагается на второй ступеньке лестницы бесконечностей.

Спасибо уважаемому [livejournal.com profile] evgeniirudnyi за наводку на книжку.

Date: 2016-02-20 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] joint-joint.livejournal.com
>>еcли бы числа не существовали объективно, а были бы просто нашим изобретением, то все их свойства были бы нам уже заведомо известны

если бы мы перестали шагать, мы бы уже давно стояли на месте...

числа существуют объективно и являются нашим изобретением,
если процесс соотнесения различных объектов не останавливать, свойства не будут конечными.

Date: 2016-02-20 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Боюсь, я не совсем поняла Вашу мысль :( Моя состояла в том, что представление об объективно существующих числах (и вообще математических объектах) может тормозить процесс развития математики :(

Впрочем, неверие может тормозить его еще больше: вот Кронекер не верил в существование действительных чисел и сделал все возможное, чтобы отравить существование Кантора :(

Date: 2016-02-20 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] joint-joint.livejournal.com
просто человек (это цитата на сколько я понял)
говорит о том, что мол будучи объективными математические объекты нам не даны "полностью", а вот если бы они были выдуманы, то мы бы знали все их свойства.

тут по моему, ошибка, заключающаяся в том, что познание это процесс.
Если мы останавливаем процесс, то имеем конечный свойства.
Если продолжаем, то во взаимодействии объектов, получаем новые свойства, до тех пор пока познание продолжается.
Никакой связи с искусственностью и объективностью, эта закономерность не имеет.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 06:27 am (UTC) - Expand

Date: 2016-02-20 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] skichmana.livejournal.com
А вот человек сначала придумал, а потом и создал что-то. Например, атомную бомбу. И он её придумал с каким-то заложенным в неё им свойством. А многие свойства её остались человеку неизвестными. Не так ли и с числами?

Date: 2016-02-20 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно так. Предположение автора, что таким способом можно разрешить сложную философскую проблему о природе чисел, очень наивны ;) Впрочем, он и не претендует на философскую глубину - он рассказывает историю понятия "бесконечность" в математике, и рассказывает интересно.

Например, он пишет, что лестница бесконечностей Кантора - может быть, еще не все. Возможно, существует еще бесконечное число классов бесконечностей, каждый из которых так же отделен от класса канторовских бесконечностей, как они сами - от конечных чисел (в том смысле, что никакими математическими операциями над конечными числами нельзя получить бесконечность).

Такую штуку придумал Гедель (автор знаменитых теорем о неполноте), но никто пока не доказал это наверняка.

Date: 2016-02-20 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Числа, конечно же, существуют интерсубъективно. Впрочем, как и почти все остальное...

Date: 2016-02-20 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что такое "интерсубъективно"?

Печально, что столь абстрактная проблема, как существование чисел, могла привести к такой беспощадной вражде, какую питал к Кантору его учитель, Леопольд Кронекер :(

Впрочем, это еще не самая ужасная вражда, поводом к которой послужило расхождение в абстракных идеях - просто от математиков ожидаешь больше ума ;) Кантор-то был несомненный гений, но и Кронекер, как пишет автор книжки, внес значительный вклад в некоторые области математики (но не в анализ, которого не признавал).
Edited Date: 2016-02-20 03:20 pm (UTC)

Date: 2016-02-20 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Интерсубъективность это общий мир воспринимающих и познающих субъектов. Грубо говоря, объективность это точка зрения Бога, интерсубъективность - это точка зрения человечества...

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2016-02-21 11:10 am (UTC) - Expand

Date: 2016-02-20 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Как можно с т.з. чисел объяснить следующие явления?

У неконтактного племени pirahã отсутствие развитой торговли и культуры запасать провизию обусловило отсутствие счёта. Больше 3 они не считают, да и сами эти три числительных обозначают не индивидуальные предметы, а что-то типа групп предметов, состоящих из разного количества предметов по ситуации или по субъективному взгляду говорящего.

Также в одной книге по египетской мифологии я встретила рассуждения о нумерологии, где говорилось об 11 богах, причём 11 раскладывалось на 10 и 5. 10 были отдельными "штуками", а 5 богов, хоть и тоже будучи отдельными, считались одной группой и к первым 10 прибавлялись как 1.

Date: 2016-02-20 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Однажды я слышала доклад исследовательницы, изучающей нашу способность к оперированию числами. Оказывается, у нас существует две разных нейрофизиологических системы: одна задействована в именно счете, как таковом, но ее "буферная емкость" доходит только до 4 (т.е., мы можем с ее помощью различить один, два, три и четыре, а все остальное попадает в категорию "много"), а другая система позволяет нам различать мощности совокупностей предметов - иными словами, отличать "много" от "мало", но без точного подсчета числа элементов.

Так вот, из данных экспериментов следовало, что каждая из этих систем, по отдельности, есть также и у некоторых высших животных, но только у человека они наличествуют обе, и это и позволило нам создать математику.

К сожалению, я не запомнила имени докладчика (это было на большой конференции, где я была по профессиональному делу, а эта тема была для меня совершенно посторонней), и, когда я потом попробовала найти ее работы, то не смогла - так что я не могу поручиться за точность деталей. Но факт, что этими вещами активно занимаются, и это, конечно, страшно интересная область.
Edited Date: 2016-02-20 03:06 pm (UTC)

Date: 2016-02-20 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Я рад, что вам понравилось.

Что, касается платонизма, то по-моему это частный случай вечного спрора об универсалиях: номинализм vs. реализм.

Date: 2016-02-20 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, книжка мне показалась довольно удачной: автору, повествующему об очень абстрактных вещах, удалось написать занятно и не запугать читателя ;)

Правда, некоторые места, по-моему, требуют все-таки более подробных пояснений, в частности: откуда взялось, что вероятность того, что, выбрав на прямой континуума произвольную точку, мы попадем на рациональное число, равна нулю? Понятно, что это следует именно из разной мощности множеств действительных и рациональных чисел, но как формально вычисляют вероятности в этом случае, я не знаю.
И несколько других доказательств, о которых автор даже и рассказывает несколько подробнее, я тоже не совсем поняла, но удовольствие от чтения это мне не испортило ;)

А из вещей, не относящихся непосредственно к математике, меня поразил факт путешествия Геделя с женой по Транссибу в 1939 году (или это была уже зима 40-го?) - вовремя они успели!
Edited Date: 2016-02-20 03:08 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-22 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 12:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-24 12:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-24 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-24 03:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-24 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-25 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-22 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-22 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-22 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-22 08:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-23 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 11:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 12:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-28 11:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-28 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-29 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-03-02 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-03-03 11:33 am (UTC) - Expand

Date: 2016-02-20 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но больше всего мне понравилась эта самая мысль Кантора, которая на памятнике - насчет математики и свободы ;) А Вам, надо думать, она еще ближе :)

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 05:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-02-20 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Кстати, еще одна вещь, которую, как мне кажется, стоило бы в книжке объяснить подробнее. То, что множество подмножеств любого конечного множества (как в авторском примере {1, 2, 3}) будет больше, чем множество самих его элементов, потому что оно будет содержать не только все элементы, но и все их сочетания - действительно, очевидно. Но с бесконечностями такая логика не проходит: например, во множестве рациональных чисел есть масса элементов, заведомо не входящих в множество натуральных чисел (а именно, все дроби), помимо самих натуральных чисел, но, тем не менее, оба этих множества имеют одинаковую мощность, алеф ноль (что тот же Кантор и доказал).
Edited Date: 2016-02-20 06:24 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-22 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 12:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rock-25.livejournal.com - Date: 2016-02-23 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-23 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] benni72.livejournal.com - Date: 2016-02-28 03:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-28 07:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-02-20 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У этого автора - еще целый список книжек: посмотрите его страничку в Вики. В том числе и с такими интригующими заголовками, как "Why Science Does Not Disprove God" ;) Но мне, как я уже говорила, интереснее всего была бы, наверное, его последняя книжка, про концепцию нуля. Ноль, конечно - не бесконечность, но тоже очень богатая идея :)

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-02-20 07:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-02-22 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] piterburg.livejournal.com
"To see a World in a Grain of Sand
And a Heaven in a Wild Flower
Hold Infinity in the palm of your hand
And Eternity in an hour.."

Date: 2016-02-23 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"He who bends to himself a joy
Does the winged life destroy;
But he who kisses the joy as it flies
Lives in eternity's sunrise."

Блейк определенно знал толк в предмете ;)
(deleted comment)

Re: РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ:

Date: 2016-12-25 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Не поняла связи Вашего комментария с текстом поста :(
(deleted comment)

Date: 2016-12-25 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Материи это сложные, так что слишком уж длинные скачки мысли отслеживать трудно. Понятие бесконечности меня весьма занимает, и я бы охотно обсудила его с Вами, но, боюсь, чтобы я поняла, что Вы хотите сказать, я бы попросила Вас сформулировать свою мысль как-то более доходчиво :)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:09 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:30 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2016-12-25 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ой, это для меня как-то уж слишком сложно :(
(deleted comment)

Date: 2016-12-30 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, и Вам того же!

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios