egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

В журнале уважаемого [livejournal.com profile] flying_bear размышляют, куда подевались «свобода, равенство, братство» в наши дни? Мнения разделились: одни считают, что народ окончательно скурвился, погряз в потребительстве и перестал стремиться к высокому; другие – что просто-напросто эти идеалы стали самоочевидной банальностью, более не нуждающейся в обсуждении. На мой взгляд, тут иное.


Двадцатый век ушел на то, чтобы осознать, что мало иметь идеалы, сколь угодно возвышенные. Что самые чудовищные деяния совершаются во имя самых благородных целей. Что дело не в целях, а в средствах. И это действительно можно считать началом новой эпохи. Жаль, если она закончится, не успев толком начаться.


Nicolas-Antoine Taunay "Торжество гильотины" (1795)

Date: 2015-11-28 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
что мало иметь идеалы, сколь угодно возвышенные//

Что же еще нужно иметь, как Вы полагаете?

Date: 2015-11-28 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это к старинному вопросу о разуме и сердце. По-видимому, ни то, ни другое поодиночке не могут избавить нас от ошибок; единственная надежда - одновременно прислушиваться к голосу обоих ;) А Вы как думаете?

Date: 2015-11-28 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Голос сердца индивидуален, голос разума универсален. Идеалы тоже универсальны, потому-то их разум и утверждает, и требует. И человечество, коль скоро оно универсально, без идеалов, получается, обойтись не сможет. Иначе - каждому в своей скорлупе прозябать.

Я вообще не считаю, что двадцатый век сколько-то там скомпроментировал идеалы. Единственно, что он доказал: сколь далеки еще массы от идеалов, сколь мало людей действительно понимают их, а не то, что им очередной "Мойша напел". Значительно больше оказалось людей, которым до идеалов, как до лампочки, которые готовы ими крутить, как хотят, и выжимать из них себе профит. Во всем видеть и желать профит - вот трагедия идеализма и триумф материализма сегодня. Даже Ее Величество Наука далеко ушла от аристотелевского незаинтересованного, чистого наблюдения. "Во что это обойдется?", "Что это даст?", "За сколько это можно будет купить и продать?" - вот кантовы вопросы современности. И если это "начало новой эпохи", то это начало очень печальной эпохи..

Date: 2015-11-28 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Голос сердца индивидуален, голос разума универсален"

Верно, и именно поэтому и опасно прислушиваться исключительно к голосу разума: очень легко вместе с водой выплеснуть и ребенка :( Вместе с тем, я соглашусь с Вами, что совсем отказаться от идеалов - не получится, да и не нужно. Нужно просто помнить, что "суббота для человека, а не человек для субботы" ;)

"Во всем видеть и желать профит - вот трагедия идеализма и триумф материализма сегодня"

То есть, Вы присоединяетесь к уже высказанной точке зрения, что народ скурвился? Мне же, пожалуй, ворюга все же милей, чем идейный кровопийца :(

"Даже Ее Величество Наука далеко ушла от аристотелевского незаинтересованного, чистого наблюдения"

Да, и это, увы, не случайно :( Если во времена Дарвина любой джентльмен с независимыми средствами легко мог позволить себе занятия наукой, то теперь серьезные исследования требуют и весьма серьезного материального обеспечения. А где деньги, Зин?

"это начало очень печальной эпохи"

Я, по завету рабби Телушкина (http://egovoru.livejournal.com/23176.html), стараюсь удивляться не Эйхману, а Шиндлеру. То есть, видеть стакан наполовину полным :)

Date: 2015-11-28 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
ворюга все же милей, чем идейный кровопийца//

Да вот практика показывает, что кровопийцы чаще всего безыдейные (хотя и нередко маскирующиеся). Идейных еще поискать. Вот Робеспьер был таким "идейным кровопийцей", но много бы он сделал один, если бы его не окружали согласно кивающие, которым на идеи-то наплевать было, а вот на имущество казненных - нет? Чистый, одинокий "идейник" - безвредный чудак-оригинал; страшно, когда его идеями начинают пользоваться безыдейные, да еще и в конце всех собак на идейного вешающие..

то теперь серьезные исследования требуют и весьма серьезного материального обеспечения.//

Наука всегда требовала ресурсов. Да, прежде это был в основном человеческий ресурс - в виде времени, сил, желания. Но ведь этот ресурс и сегодня остается наиважнейшим, а материальные средства - вторичным. Люди создают богатства, а не богатства - людей )

Date: 2015-11-28 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"страшно, когда его идеями начинают пользоваться безыдейные"

В том-то и опасность, что они же всегда начинают ими пользоваться - достаточно вспомнить Ницше :( Это как с атомной бомой - Оппенгеймер-то точно был совершенно безвредным :(

"Люди создают богатства, а не богатства - людей"

Ну, с этим я, конечно, не спорю ;) Но все же современная наука - и я, как всегда, разумею под этим словом естествознание - настолько дорогое удовольствие, что даже далеко не каждая страна может себе такое позволить, а не то что не каждый человек :(

Date: 2015-11-28 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
настолько дорогое удовольствие, что даже далеко не каждая страна может себе такое позволить//

А это другой вопрос: сама концепция страны, разделения на страны технически устарела. Современная наука глобальна и требует глобального подхода...

В том-то и опасность, что они же всегда начинают ими пользоваться//

Но идеалы-то в этом не виноваты! Это как если бы запретить ножи на том основании, что дети и идиоты могут ими порезаться, а убийцы - кого-то зарезать )

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 09:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-28 11:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 11:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-29 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 11:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-29 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:56 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2015-11-28 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, что конкретно этот лозунг Французской революции пострадал еще и оттого, что стало окончательно ясно, что "свобода" очень плохо совместима с "равенством", а в те времена это было еще не слишком понятно. Современные же политические страсти во многом отражают борьбу между идеалом свободы и идеалом равенства. А?
(deleted comment)

Date: 2015-11-28 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, что Вы - "нет борьбы"! Почитайте хотя бы предвыборные американские дебаты ;) Я уж не говорю о текущих международных конфликтах :(
(deleted comment)

Date: 2015-11-28 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А как Вы представляете себе воплощение идеала равенства в современном мире?
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 04:43 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 05:28 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 05:39 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 05:48 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:00 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:07 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:11 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:29 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:39 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 06:47 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 07:07 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 07:53 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-28 09:16 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 01:17 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 06:50 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 07:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 07:56 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 08:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-29 09:09 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-30 12:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-30 01:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-11-30 11:46 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-01 12:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-29 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com
Получается, он меня даже в маргиналы не записал.
Только никакие это не идеалы, а всего лишь нормальное восприятие жизни.

Date: 2015-11-29 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это одна из высказывавшихся там в комментариях точек зрения: "эти идеалы стали самоочевидной банальностью, более не нуждающейся в обсуждении". Но это не мнение хозяина журнала: в отличие от меня, вылезшей со своим мнением, он лишь предложил тему для обсуждения ;)

Date: 2015-11-30 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com
Да, я обратил внимание на его отстранённость от этих пустяковых вопросов.

No title

Date: 2015-11-29 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] tolko_myshlenie referenced to your post from No title (http://tolko-myshlenie.livejournal.com/202454.html) saying: [...] (По поводу [...]

Date: 2015-12-06 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
а она была свобода с равенством?

Date: 2015-12-06 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Похоже, что одной из причин утраты популярности триединого лозунга Французской революции было обнаружение того, что свободу весьма трудно совмещать с равенством :(

Date: 2015-12-07 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
вот-вот, это похоже. а еще довольно сложно переносить на нашу неблагодарную почву )

Date: 2015-12-08 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
П.В. Шумахер такие попытки описал в стихах 1876 года - неплохо, правда? ;)

Сначала шел я в ногу с веком,
О всякой штуке не мечтал
И мог быть дельным человеком,
Но зазевался и - отстал.
Пренебрегая капиталом,
Искал сокровищ для души,
Всю жизнь стремился к идеалам
И увидал - одни шиши!

Кричал я громко о свободе,
Клеймил стеснительную власть,
Скорбел о страждущем народе -
И угодил с народом в часть!..
Как либерал, поэт и барин
В стихах о равенстве трубил,
Пока швейцар наш Влас Тугарин
Мне с пьяных глаз не нагрубил!..
О братьях-сербах как я плакал,
Купил револьвер и кинжал;
Но страх попасть к турчину на кол -
Меня от братства удержал!..

Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке...
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал
Свободы, равенства и братства
В торговых банях увидал!

Date: 2015-12-08 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
плачь интеллигенции прям )

Date: 2015-12-09 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да. Только слово "плач", когда оно существительное (мужского рода), пишется без мягкого знака ;) А с мягким - когда оно глагол в повелительном наклонении, например: "Плачь, интеллигениция, настал твой последний час!" ;)

У меня есть одна идея (http://egovoru.livejournal.com/7346.html) для объяснения того, почему орфография одним дается труднее, чем другим. Интересно, что Вы о ней скажете - похоже на правду, или нет?

Date: 2015-12-09 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
хм, уели. мой косяк, согласен. почему написал с мягким даже нет объяснений - утренний кризис видимо. Сорри ) Прочту, отпишусь

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-09 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2015-12-09 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-09 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2015-12-09 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-10 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2015-12-10 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-10 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2015-12-11 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2015-12-11 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2015-12-11 02:55 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 10:58 am
Powered by Dreamwidth Studios