egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

К людям, добившимся выдающихся успехов в какой-то области, у нас особое отношение: мы прислушиваемся к их высказываниям и по любым другим вопросам. В общем случае это вряд ли оправдано, но философские размышления великих физиков начала 20-го века предаставляют собой определенный интерес, поскольку многие из них пристально интересовались философией и внимательно ее изучали. В полной мере это относится и к Эрвину Шредингеру, незадолго до смерти опубликовавшему книжку «Мой вгляд на мир» (1961).


Начинает он с защиты метафизики, утверждая, что без нее невозможно обойтись. У меня нет уверенности, что я правильно понимаю смысл этого термина, но то, что хочет сказать Шредингер, вполне понятно. Каждый из нас имеет непосредственный доступ только к содержанию собственного сознания, и нет никакого способа узнать, существует ли что-то за его пределами. Посредством языка мы описываем содержание собственного сознания другому человеку и обнаруживаем некоторое пересечение с тем, что говорит он. Большинство из нас считает, что причина этой общности – существование мира за пределами нашего сознания, но Шредингер напоминает, что этот вывод не является логически необходимым. Направление его мысли вроде бы близко к тому, что лежит в основе феноменологии – школы философии, развиваемой Эдмондом Гуссерлем, хотя сам автор этого и не пишет. Труды Гуссерля я так и не смогла осилить, а в книжке Шредингера меня смущает то, что он ни разу не задается вопросом, а что было, когда людей с их сознанием еще не было?

Картезианский дуализм, принципиальное разделение на душу и тело (или, если угодно, на материю и сознание), Шредингеру не нравится – и я его понимаю: мне и самой тут чудится какая-то ошибка. Выход он видит в индуистских идеях о том, что все живое – суть проявления единого мирового Духа, и чувствуется, что мысль о всеобщем родстве для него очень привлекательна. Конечно, он не в курсе, что для ее обоснования никакие мировые Духи вовсе не требуются – мы и так все родственники на этой планете, от человека до мельчайшей бактерии, но в его время доказательства этого еще не были получены.

Книжка его милосердно короткая и написана с явным уважением к читателю, так что читать ее приятно. Спасибо уважаемому [livejournal.com profile] cheralpa за рекомендацию!


Эрвин Шредингер выступает с лекцией о том, что такое жизнь с точки зрения физики, в Дублине в 1943 (фото akg-images/IMAGNO/Votava
из статьи к 75-летнему юбилею этого события)

Date: 2023-04-26 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-04-26 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Картезианский дуализм, принципиальное разделение на душу и тело"


Вам может быть интересна вчерашняя статья https://www.nature.com/articles/s41598-023-33079-1

Date: 2023-04-26 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
что было, когда людей с их сознанием еще не было?

Все то же самое, только мира не было.
Edited Date: 2023-04-26 06:28 pm (UTC)

Date: 2023-04-26 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Дайджест от ChatGPT:

- Каковы основные идеи Шредингера в его книге «Мой взгляд на мир»?

- Книга Эрвина Шрёдингера "Мой взгляд на мир" (оригинальное название "Mein Weltanschauung") является сборником его философских рассуждений, выражающих его взгляды на фундаментальные вопросы науки, космологии, этики и сознания. Несмотря на то что Шрёдингер является одним из основателей квантовой механики, в этой книге он уделяет основное внимание своему мировоззрению, выходя за рамки строго научного подхода. Вот некоторые из основных идей, представленных в книге:
1. Единство сознания: Шрёдингер отстаивает понятие единого сознания, которое существует во всех живых существах. Он считает, что наше индивидуальное сознание является лишь частичным проявлением всеобщего сознания.
2. Взаимосвязь между наукой и философией: Шрёдингер полагает, что истина может быть найдена через исследование философии и науки, причем каждая дисциплина должна дополнять и усиливать другую. Он считает, что и наука, и философия могут помочь нам лучше понять мир.
3. Влияние Восточной философии: Шрёдингер был вдохновлен идеями восточной философии, особенно теми, которые касаются сознания, идентичности и реальности. Он считает, что восточная философия может предложить альтернативные взгляды на традиционные западные концепции.
4. Космологический взгляд: Шрёдингер также обсуждает свои взгляды на космологию, отмечая свою склонность к идее «саморазвивающейся» вселенной. Он предлагает, что идея о Боге как творце может быть заменена научным представлением о саморегулирующихся процессах во вселенной.
5. Этика и сознание: Шрёдингер размышляет о важности этики и осознания нашей причастности к жизни других существ. Он утверждает, что поскольку все существа разделяют единое сознание, наша этика должна основываться на уважении и заботе о других. Он также подчеркивает, что мы должны стремиться к гармонии с природой и окружающим миром, принимая ответственность за наши действия и их последствия.
6. Творчество и мистицизм: Шрёдингер обращается к теме творчества, считая его проявлением мистического опыта, когда индивид преодолевает границы своего собственного "я" и соприкасается с всеобщим сознанием. Он подчеркивает, что наука, искусство и религия являются различными способами выражения этого опыта.
7. Понимание времени: Шрёдингер рассматривает феномен времени и его отношение к сознанию. Он предлагает, что наше восприятие времени может быть иллюзией, вызванной нашим сознанием, и что действительное понимание времени лежит за пределами нашего интуитивного опыта.
8. Наука и религия: В отличие от многих ученых своего времени, Шрёдингер не видит конфликта между наукой и религией. Он считает, что области знания могут сосуществовать и дополнять друг друга, при условии, что каждая из них признает свои собственные ограничения и уважает другую.


В целом, "Мой взгляд на мир" Эрвина Шрёдингера представляет собой глубокий и разнообразный анализ вопросов науки, философии и мировоззрения. Его идеи продолжают вдохновлять ученых, философов и исследователей сознания, и они являются свидетельством его широкой эрудиции и уникального взгляда на мир.
Edited Date: 2023-04-26 03:49 pm (UTC)

Date: 2023-04-26 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
"что было, когда людей с их сознанием еще не было?" - если "существование мира за пределами нашего сознания не является логически необходимым", то и существование мира до появления сознания также не является необходимым. Солипсизм...

Date: 2023-04-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
"милосердно короткая"😂

Date: 2023-04-26 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Вот сфера, где жипити на своем месте, помимо кодинга.

Date: 2023-04-26 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
По сути дела Шрёдингер пропагандировал индуизм.

Date: 2023-04-26 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

мировые Духи вовсе не требуются – мы и так все родственники на этой планете//



Это пока речь идет об этой планете. А ну как жизнь развивается на множестве прочих? Тут уже концепт родства обосновать будет не так просто :)


Date: 2023-04-26 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Кроме того, что Эрвин Шредингер выписал уравнение распространения для амплитуды вероятности в виде волнового уравнения, носящего его имя, больше в физике он ничего не сделал.

ЗЫ Скромный путь гения теоретической физики.

Date: 2023-04-26 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
А имя коту?

Date: 2023-04-26 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, Фрэнк, науки тут никакой - сплошная философия!

Date: 2023-04-26 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, занятная статья! Хорошо бы понять, делали ли авторы поправку на степень религиозности? А то ведь известно, что женщины в среднем более религиозны, чем мужчины, а релиогиозность, разумеется, это и есть вера в существование бесплотной души.

Date: 2023-04-26 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Что-то я Вас не понимаю: если мира не было, разве это называется "то же самое"? Не говоря о том, что как-то не очень понятно, что охватывает слово "все" в отсутствие мира?

Date: 2023-04-26 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ух ты, вот это да! Честно сказать, половины из этих тезисов я у Шредингера что-то не помню, так что возникает подозрение, не придумал ли их сам ChatGPT? С другой стороны, вполне вероятно, что я просто не заметила их у Ш., не обратила внимания. Было бы интересно попросить ChatGPT указать конкретные слова Ш., из которых он, ChatGPT, заключил, что тот считает, что, например, "идея о Боге как творце может быть заменена научным представлением о саморегулирующихся процессах во вселенной".

Date: 2023-04-26 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, логическое продолжение этого рассуждения неизбежно приводит к солипсизму. Интересно, что Шредингер этого слова не упоминает, и такое ощущение, что солипсизм его не привлекает, поскольку он много и подробно говорит о единстве всего сущего, и видно, что это единство ему дорого. Ну, а у солипсиста же нет никакого "всего сущего", он одинок в этом мире.

Date: 2023-04-26 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Хичкок вроде говорил, что длина фильма ограничена сверху вместимостью мочевого пузыря зрителя - он еще не знал, что мы станем смотреть кино на компьютерах с возможностью остановить показ в любой момент и потом к нему вернуться. Книга - не кино, но мне все же кажется, что и у книги есть предельная длина - 250-300 страниц. Более длинная книга - либо труд графомана и подлежит чистке от шелухи, либо объединение нескольких книг под одной обложкой.
Edited Date: 2023-04-26 11:31 pm (UTC)

Date: 2023-04-26 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Расспросил его на эту тему. Увиливает, юлит и выкручивается, безобразник:

- А ты можешь привести оригинальную цитату с мыслью, что «идея о Боге как творце может быть заменена научным представлением о саморегулирующихся процессах во вселенной»?

- Эрвин Шредингер не выразил такую идею прямым образом в своей книге "Мой взгляд на мир". Однако, он затрагивает тему религии и науки в разных частях книги, подчеркивая, что наука может объяснить множество процессов и явлений, которые ранее были связаны с религиозными представлениями. Например, в разделе "Наука и религия", Шредингер высказывает следующую мысль:
"Благодаря научному исследованию, человечество постепенно преодолевает те препятствия, которые ранее разделяли его с пониманием природы. Религия не может игнорировать эти достижения, она должна их принять и адаптироваться к новому знанию."
Хотя эта цитата не прямо указывает на то, что идея о Боге может быть заменена научным представлением, она подчеркивает сближение науки и религии и важность интеграции новых знаний в религиозные представления.

- А где же тут говорится о саморегулирующейся вселенной?

- Извините за возможное недопонимание. Позвольте мне прояснить: Эрвин Шредингер в своей книге "Мой взгляд на мир" не говорит непосредственно о саморегулирующейся вселенной в контексте замены идеи о Боге научным представлением. Вместо этого, он обсуждает идеи, связанные с ролью науки в понимании природы, и как наука может привести к новым представлениям о реальности, которые могут затрагивать религиозные взгляды.
Однако, если вы ищете концепцию саморегулирующейся вселенной, то это направление исследований вы можете найти в работах других ученых и философов. Например, в теории большого взрыва, космологической инфляции, и исследованиях самоорганизации в комплексных системах.

- Я ведь спрашивал не о других ученых, а о конкретной книге Шредингера. И если ты делаешь утверждение о содержании этой книги. то должен быть в состоянии подтвердить его справедливость с помощью цитат. Иначе это будет не разговор о книге, а коллекция твоих личных фантазий

- Приношу свои извинения за недопонимание. В книге "Мой взгляд на мир" Шредингер действительно не говорит непосредственно о саморегулирующейся вселенной. Мои предыдущие ответы могли быть неточными в связи с этим вопросом. Вместо этого, Шредингер обсуждает идеи, связанные с квантовой механикой, реальностью, сознанием и взаимосвязью между наукой и религией.
Если вы заинтересованы в определенных цитатах из книги, вот несколько, которые могут быть интересными:
1. Об индивидуальности и сознании: "Мир — это единство, и множество индивидуальных существ, возникающих в нашем опыте, это обманка, а не истина."
2. О взаимосвязи науки и религии: "Если бы наука не привела к непосредственной опровержению религии, то она, по крайней мере, вызвала бы к жизни новую форму религии."
3. Об исследовании реальности: "То, что наблюдается в качестве материи, реально есть только взаимодействие, и таким образом, наблюдатель и наблюдаемое являются одним и тем же."
Опять же, извините за предыдущее недопонимание, и спасибо за ваше терпение. Если у вас возникнут дополнительные вопросы о содержании книги или идеях Шредингера, пожалуйста, задайте их.

Date: 2023-04-26 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, что-то в этом роде.

Date: 2023-04-26 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Тут уже концепт родства обосновать будет не так просто"

Я опасаюсь другого: если эта иноземная жизнь будет принципиально другой (химически), мы можем и не распознать ее как жизнь. С другой стороны, в метеоритах находят все более сложную органику, так что не исключено, что по крайней мере какая-то инопланетная жизнь таки окажется родственной нашей!

Date: 2023-04-26 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, вот если бы нам с Вами удалось сделать так же мало, как Шредингеру :)

Date: 2023-04-26 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
А больше ничего и не нужно было. Квантовая теория — это манипуляции с уравнением Шредингера. Если бы этого уравнения не было, вместо точных вычислений были бы в лучшем случае приблизительные оценки. А вместо сегодняшнего уровня понимания квантовых явлений — полный туман
Edited Date: 2023-04-26 11:42 pm (UTC)

Date: 2023-04-26 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне это напомнило старый анекдот про студента на экзамене, который выучил только один билет - например, про вшей. А вытянул он совсем другой билет - например, про слонов. Ну, он и начинает отвечать так: "Слоны - это такие большие животные, на которых живут вши. Вши питаются... Их жизненный цикл состоит из... Известно столько-то видов вшей... и т.д." :)

Date: 2023-04-26 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я понимаю, матричная механика Гейзенберга может делать все то же самое, что делает уравнение Шредингера. Используют же последнее, а не первую, просто потому, что расчеты на его основе проще. Так?

Date: 2023-04-27 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Именно! Мне ChatGPT часто напоминает энергичного студента, который сочиняет одну фантазию за другой, чтобы только не признаваться, что не знает билет 😊

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios