egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Поиск эволюционных корней наших эстетических предпочтений – непростая задача. Человеческие лица, особенно противоположного пола, кажутся нам привлекательнее, если фотошопом сделать их более симметричными, чем в реальности. Но почему? Потому ли, что симметрия – признак хороших генов (и в перспективе здоровое потомство), или просто потому, что симметричную картинку нам легче воспринимать? Гипотеза о генах вроде бы подтверждается тем, что это предпочтение симметричности пропадает, если изображения лиц перевернуть вверх ногами.


А вот какую эволюционную выгоду можно усмотреть в нашем пристрастии к цветам – розам, лилиям, орхидеям – издавна почитаемым как символ прекрасного? Ведь направление их отбора задали отнюдь не мы, а пчелы и другие опылители?

Продолжаю от заглавия поста из Абульхасана Кисаи (в переводе В. Левика):

Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы?
Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?

Мысль о том, что «красота спасет мир», здесь уже ясно выражена – а ведь это еще только десятый век.


На сефевидском же шелке присутствует не только роза, но и соловей – ее верный спутник в персидской поэзии (фото из блога gésbi via Blogger)

Date: 2016-01-15 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Про симметричные лица. У меня был такой неожиданный период в жизни, месяца три (в подростковом возрасте), когда я смотрел на себя в зеркало. И вот, пристально изучая своё лицо, я обнаружил, что одна моя бровь выше другой. Это меня обеспокоило. Я даже сообщил это наблюдение папе. Папа несколько раздражённо ответил, что полностью симметричные лица бывают только у идиотов.

Date: 2016-01-15 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, априори как-то не очень верится в привлекательность симметричности - уж очень несимметричны наши реальные лица ;) Тем не менее, объективные исследования такого рода повторяли много раз, и результат всегда воспроизводится. В статье по ссылке пишут об этом несколько более подробно, а вот здесь (http://www.businessinsider.com/symmetrical-faces-2011-7?op=1) можно самому сравнить портреты одних и тех же людей - реальные и искусственно сделанные симметричными. К сожалению, там уже подписано, что есть что, так что опыт получится не совсем чистым ;)

Date: 2016-01-15 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ну и ну. Почему-то мне на это смотреть несколько депрессивно. Поражает разница между лево-симметричными и право-симметричными, другие лица. Иногда один из таких портретов действительно более привлекательный (чем в реальности), но второй может быть просто дебильным!

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 04:20 am (UTC) - Expand

Date: 2016-01-15 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что Вы скажете о цветах - они-то почему кажутся нам красивыми? Я было подумала, что, может, это потому, что они показывают, что скоро здесь будут съедобные плоды, но это далеко не всегда так, а иногда даже наоборот: цветок ландыша очень красив, а плод - просто-таки ядовит :(

Date: 2016-01-15 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
любимые цвета у всех свои
но есть связь с психикой
см тест люшера

связь может не иметь адаптивного значения
просто когерентность восприятия и каких-то внутренних процессов

Date: 2016-01-15 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я имею в виду не цвета, а цветы - т.е., части растений! Подправила текст, чтобы не ввести в заблуждение еще кого-нибудь ;) Как правило, они для нас несъедобны, но, тем не менее, кажутся нам прекрасными. Как думаете, почему?
Edited Date: 2016-01-15 01:17 pm (UTC)

Date: 2016-01-15 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
хорший вопрос
растениям вообще от природы человек не особо доверяет, читал что ученые установили что неприязнь детей к овощам является естественной - эти зеленые/землистые штуки выглядят весьма отталкивающе.
но вот фрукты/ягоды любят и дети, возможно яркие цветы похожи на спелые фрукты. корзины с фруктами или изображения виноградных лоз так же используют для декора. чего не скажешь о капустных кочанах.

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:59 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 02:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-06-16 12:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-15 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"связь может не иметь адаптивного значения"

Да, такая гипотеза была предложена и для объяснения предпочтения симметричности лиц. Но, как я поняла, все же преобладает мнение о симметричности как индикаторе здоровья: во-первых, ее предпочтение проявляется именно для лиц противоположного пола, а не собственного, а, во-вторых, пропадает для перевернутых лиц - которые уже перестают восприниматься как лица, а трактуются, как неодушевленные предметы, для которых такого предпочтения симметричности не выявляется.

А вот с цветами (розами и т.д.) как-то непонятно :(

Date: 2016-01-15 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com
Мне кажется, наш мозг может корректировать восприятие симметричных лиц как красивых, поскольку ассиметрия часто усугубляется проявлением эмоций или мыслительной деятельностью, поэтому несимметричные лица мне кажутся более живыми и привоекательными, а стмметричные -холодными и бездушными.

Date: 2016-01-15 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Этот вывод был сделан на основании многочисленных экспериментов, когда испытуемым предлагали "вслепую" выбрать более привлекательное лицо из серии аналогичных (подправленных изображений одного и того же человека). Статистически достоверный результат - выбор всегда падает на более симметричное лицо.

Более подробно об этих исследованиях можно почитать в статье по ссылке, а вот здесь (http://www.businessinsider.com/symmetrical-faces-2011-7?op=1) можно самому сравнить реальные лица со сделанными симметрично искусственно. Правда, это не те серии, что использовали в экспериментах (те я в интернете не нашла, видела в книжке), а нарочно подобранные фотографом, чтобы позабавить зрителя, и к тому же там подписано, что есть что ;)

А как думаете, почему же все-таки цветы кажутся нам красивыми?
Edited Date: 2016-01-15 01:28 pm (UTC)

Date: 2016-01-15 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com
Да, так я уже ходила по ссылке и написала о своих наблюдениях на основании своих впечатлений от этих фотографий. То есть действительно, сначала кажутся красивыми, а потом что-то отталкивает, настораживает.

С цветами красоту сииметрией не объяснишь. Орхидеи не слишком симметричны, а прекрасны. Очень люблю цветы, но не знаю, в чем секрет их притягательности. Меня звораживает цвет, изменение живых цветков- от бутона до облетания лепестков.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-01-15 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-15 02:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-15 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] skichmana.livejournal.com
А может, это не соловей, а колибри? А колибри - опыляет растения и их привлекают цветы. Правда, не розы.

Date: 2016-01-15 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, это изображение на колибри не очень похоже ;) Да они и не водятся на Ближнем Востоке. Почему именно соловей стал компаньоном розы, я думаю, понятно: роза - символ зрительного прекрасного (и обонятельного), а соловей - слухового, вот человеческое сознание их и объединило ;) Биологически, конечно, соловей имеет не больше отношения к розе, чем воробей: опыляется шиповник все равно пчелами и шмелями ;) Именно под их "художественный вкус" и отбиралась форма и запах цветка шиповника.

А то, что наши предпочтения совпали с пчелиными - по-видимому, случайность. Эволюционно они к нам не ближе, чем мухи, опыляющие раффлезию (http://www.rafflesiaflower.com/), под вкусы которых она подстроилась: ее цветы издают запах гнилого мяса!
Edited Date: 2016-01-15 02:17 pm (UTC)

Date: 2016-01-15 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Думаю, цветы кажутся нам красивыми по той причине, что они в самом деле красивы.

Date: 2016-01-16 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но ведь фраза "в самом деле красивы" подразумевает существование некоего объективного стандарта красоты. А что, по-Вашему, может выступать в этом качестве?

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 04:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-16 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-16 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-17 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-17 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-17 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-17 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-17 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-17 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-17 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-21 04:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2016-01-21 06:13 pm (UTC) - Expand

почитать и послушать

Date: 2016-01-16 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] jenya444 referenced to your post from почитать и послушать (http://jenya444.livejournal.com/424408.html) saying: [...] Про симметричные лица http://egovoru.livejournal.com/80503.html [...]

Date: 2016-01-20 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com
Как-то по вашей ссылке в ответе на первый комментарий про искусственно-симметричные лица я не очень понял. Как по мне, так в каждой серии фото всё по разному: где-то природное лицо нравится больше, а где-то наоборот.
Как-то сомневаюсь я, что мы действительно отдаём предпочтение симметричным лицам. Если судить по самому себе, то не наблюдаю статистики.

А вот цветы и я люблю -- по той же загадочной причине. :)

Date: 2016-01-20 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, к сожалению, фото по ссылке - не из научного исследования, а из художественного проекта некоего фотографа, и он отобрал для него лица, создающие особенно курьезные картинки при зеркальном отражении: самый шокирующий эффект дает асимметричная прическа ;) Кроме того, там ведь заранее подписано, что есть что, а это может влиять на наш выбор ;)

Картинок, которые реально использовались в исследованиях, я в сети не нашла, но сама видела их в книжке - и таки да, симметричные показались мне привлекательнее. Экперименты такого рода проводились множество раз, и результаты всегда воспроизводились - так что, похоже, нет оснований сомневаться в их достоверности.

А насчет светов - что все-таки думаете, в чем разгадка загадки их для нас привлекательности? Гипотеза о еде кажется мне сомнительной: из тех растений, светы которых нам нравятся, очень мало таких, у которых нас привлекают и плоды - а иногда даже наоборот, как у ландыша.

Я склонна уж скорее усмотреть здесь пусть отдаленное, но родство с пчелами - хотя тут непонятно, почему не с мухами, которые предпочитают чудовищную раффлезию с ее запахом гнилого мяса ;)

(no subject)

From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com - Date: 2016-01-21 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-21 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com - Date: 2016-01-24 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-24 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Василькова - Date: 2016-01-28 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-28 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ирина Василькова - Date: 2016-01-28 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-01-28 10:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-01 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] vls-smolich.livejournal.com
Снова насчёт цветов:
Возможно, ответ может подсказать этимология русского слова "красивый", происходящего от слова "красный".
Красный -- самый яркий для глаз цвет. Это как бы подсказывает состояние ума наших древних предков -- для них что ярко, то и красиво. А ярче цветов в природе только Солнце.

Date: 2016-03-03 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Красный -- самый яркий для глаз цвет"

И ведь не случайно: красный - цвет нашей крови. В том, что мы воспринимаем его как самый яркий, несомненно есть большая эволюционная выгода, как, например, и в том, что плач человеческих младенцев кажется нам невыносимо-душераздирающим ;)

Но мысль о том, что цветы кажутся нам красивыми потому, что напоминают нам о крови, на мой взгляд, слишком уж смелая ;)

Date: 2016-03-31 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Я думаю, что красота цветов - память о временах, когда наши предки жили собирательством. Вдыхая аромат цветов плодового дерева и съедая его плоды, мы повышаем вероятность опыления и распространяем семена. И повышаем свои шансы запомнить данное дерево и придти к нему в пору плодоношения. Не случайно вид и запах цветов плодовых деревьев нам обычно нравится. А вид и запах цветов ядовитых растений - чаще отталкивает. То же самое можно сказать и о полевых цветах: нас привлекают те из них, с которых пчелы собирают вкусный мед.
Edited Date: 2016-03-31 02:24 am (UTC)

Date: 2016-03-31 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это первое, что приходит на ум, но по зрелом размышлении такое объяснение не кажется мне удовлетворительным. Посудите сами: нам ведь нравятся далеко не только цветы плодовых деревьев. Например, один из самых любимых нами цветов - ландыш, а его плоды ведь откровенно ядовиты. Плоды же большинства полевых цветов (из которых мы вывели садовые) - пусть и не ядовиты, но совершенно несъедобны: подумайте, например, о семенах ромашек или васильков :( Да и пищевой ценностью плодов того же шиповника как-то трудновато объяснить то пристрастие, какое мы питаем к его цветам - одно совершенно не пропорционально другому ;)

И еще такое соображение: ведь цветы мы любим срывать для украшения себя или своих жилищ, а ведь из сорванного цветка никакого плода уже не получится :( Так что цветы плодовых деревьев (за исключением разве флердоранжа?) мы все же предпочитаем оставлять на месте ;)

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2016-03-31 03:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-03-31 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2016-03-31 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-03-31 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2016-04-01 02:59 am (UTC) - Expand

Date: 2017-06-16 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот для Дэвида Дойча наша необъяснимая тяга к цветам - свидетельство существования объективной красоты! К сожалению, он не развивает эту мысль подробнее: какова физическая природа этой красоты, как она возникла и т.д. :)

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2017-06-16 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-06-16 10:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2017-06-17 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-06-17 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2017-06-17 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-06-17 04:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-24 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] wormball.livejournal.com
> Человеческие лица, особенно противоположного пола, кажутся нам привлекательнее, если фотошопом сделать их более симметричными, чем в реальности.

атмта.джпг

Date: 2016-11-24 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Простите, не поняла, что Вы имели в виду?

(no subject)

From: [identity profile] wormball.livejournal.com - Date: 2016-11-24 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-11-24 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wormball.livejournal.com - Date: 2016-11-24 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-11-24 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wormball.livejournal.com - Date: 2016-11-24 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-11-25 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2017-06-16 12:20 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios