Memento mori?
Jul. 17th, 2015 06:00 pmРэчел Херц в своей занятнейшей книжке о природе брезгливости высказывает мысль, что смореть на толстяка или инвалида нам неприятно потому, что это зрелище отклонения от среднестатистической нормы напоминает нам о собственной смертности – а мы избегаем этого любой ценой. Признаться, это объяснение не кажется мне правдоподобным. Я думаю, здесь в основе лежит тот же механизм – боязнь заразиться, какой бы иррациональной она ни казалась.
Тем более, что есть данные, что избыточный вес таки распространяется подобно заразной болезни: если твой друг внезапно растолстел, то шансы, что с тобой случится то же самое, повышаются на 57%. Причина? При наличии толстых друзей собственное прибавление в весе кажется уже более социально-приемлемым.
Насколько я знаю, подобных исследований по поводу инвалидности еще не проводилось, но кто знает – может, наличие друзей-инвалидов делает нас менее внимательными и увеличивает вероятность травмы? Или мы бессознательно чувствуем свою вину и нарочно подставляемся?

no subject
Date: 2015-08-01 01:34 am (UTC)А что касается представлений автора, то я бы ничего не смог сказать, но, прокручивая ее, случайно наткнулся на интересную фразу:
"... the powers in Lenin's state proclaimed Spinoza the official philosopher of Red Russia." и дальше "Lenin's mind was hewn from the rock of Spinozism, and, because his mind imposed itself firmly upon Russia, Christianity in Russia actually was replaced with Spinozism."
Надо учитывать, что эта работа датирована 1933 годом, оказывается. Хотя там все же и говорится, что Спиноза в работах Ленина почти не упоминается.
Честно сказать, у меня нет каких-то глубоких представлений о буддизме.
Если попытаться выразить мое представление очень кратко, то, скорее, это учение об осознании и освобождении (в том числе, от сковывающих страстей), вместе с интересной метафизикой, предполагающей, в том числе, и иллюзорность времени. И все это мне напоминает отдельные элементы взглядов Спинозы.