Читаю хорошую книжку по истории христианства и в очередной раз пытаюсь понять, каким образом его центральной идеей могло стать нечто столь противоестественное, как проповедь сексуального воздержания. Положим, Ева была назначена сосудом греха еще Ветхим Заветом, но все-таки еврейский закон не просто рекомендовал, а даже обязывал человека жениться. А Павел и иже с ним не могли же не понимать, что последовательное воплощение в жизнь их принципа неизбежно привело бы к прекращению человеческого рода – и все-таки почему-то это их не заботило.

Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса» (1498)
(фото Музея Метрополитен)
Может, они не ожидали, что христианство когда-нибудь распространится на все население? Или еще проще: на этих ранних этапах приращение паствы осуществлялось в основном за счет новообращения, а не за счет размножения ее членов? Также бросается в глаза их уверенность в близком конце света – а в этой ситуации, конечно, забота о продолжении рода теряет всякий смысл.

(фото Музея Метрополитен)
Любопытный контраст с нашим теперешним отношением: с одной стороны, мы вроде бы тоже опасаемся, что кто-нибудь вот-вот нажмет знаменитую кнопку, но с другой – все же беспокоимся о снижении рождаемости.
no subject
Date: 2013-11-30 01:24 pm (UTC)"нужно ли это продление и уж тем более бесконечная жизнь"
Биологическая эволюция происходит из смерти индивидуальных организмов - именно за счет нее осуществляется приспособление к среде. Помнится, в наших учебниках было написано, что биологическая эволюция человека закончилась - но, на мой взгляд, это совершенно ошибочный тезис. Но вот у бессмертных существ, точно, никакой эволюции уже не будет.
"не этого ли по существу желает всякий человек, живущий духовной жизнью"
За всю Одессу говорить не берусь, но мне кажется, что идея "расставания с биологическим началом" - крайне опасная. Дух - не гарантия добра, а тело - не сосуд зла. Из стремящихся жить чистым духом уж слишком часто получаются Торквемады.