Вот, подбочась, сапожник продолжал
Sep. 17th, 2025 09:00 amВ такой атмосфере потребовалась немалая смелость, чтобы заявить: «В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант», как это сделал А.А. Зализняк в своей знаменитой речи. А я бы даже убрала отсюда уточнение насчет «нормального случая». В самом деле, можете ли вы вспомнить хотя бы один пример важного научного открытия, совершенного дилетантом в течение последнего столетия – с тех пор, как наука окончательно превратилась в профессиональное занятие? Я не смогла.
И дело даже не в том, что овес нынче дорог наука стала таким дорогостоящим предприятием, что заниматься ею за свой счет почти никто не может себе позволить. Только профессиональное сообщество вырабатывает необходимый стандарт, задает уровень. Кстати, за время ковида стало очевидно, что для этого нужно личное общение – как выяснилось, телеконференции его отнюдь не заменяют.
Что же касается «казенных титулов», то, конечно, не секрет, что иные дипломы не стоят бумаги, на которой они напечатаны – профессиональная научная среда так же подвержена ошибкам и коррупции, как и любая другая (хотя я скромно надеюсь, что степень коррупции среди ученых не так велика, как среди директоров банков – просто потому, что деньги там крутятся не такие соблазнительные). Но без дипломов все же не обойтись, потому что для оценки квалификации эксперта требуется другой эксперт в той же области – неспециалисту это не под силу. Так что единственный выход – это стараться присваивать титулы только за дело.
Призываю ли я запретить высказывания на темы, далекие от профессии говорящего? Конечно, нет – наоборот, я их приветствую, поскольку распространение научных знаний требует активного обсуждения достижений науки широкой публикой (а к ней принадлежим мы все за пределами своей профессии). Вот только не стоит относиться к своим непрофессиональным высказываниям со звериной серьезностью. Скажем, иные ЖЖ-авторы торжественно величают свои опусы «статьями». Ребята, статья – это то, что прошло экспертизу рецензентов и редакторов, а наше с вами творчество тут – это совсем другой жанр :)
RE: Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-21 04:35 pm (UTC)О пользе или вреде имеющегося подхода с рецензируемыми статьями сказано и написано много и людьми, кровно заинтересованными. Некоторые даже связывают с этим подходом кризис в науке. Не мне об этом судить. Я ни слова не сказал о намеренных фальсификациях. Совершенно уверен, что если таковые и есть, то это единичные случаи. Я привёл, хоть и голословно пока, исследование о воспроизводимости и мнение, что невоспроизводимый результат это не результат. То что в рецензируемыми журналах такое появляется, да ещё и вырадается в десятках процентов, а не в десятых, это нонсенс. Хочется у Вас спросить как у практика: а разве перед публикацией полученные результаты не должны тщательнейшим образом проверяться на воспроизводимость? Вот в материалах про трансмутацию этому вопросу посвящён целый раздел с подробным описанием того, как и где проверяли воспроизводимость результатов.
Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-21 05:02 pm (UTC)Не могли бы Вы привести пример таких опытов? Как я уже упомянула выше, невоспроизводимые опыты ни в какой мейнстим не входят - во всяком случае, я не знаю ни одного такого примера. Да, и мейнстрим - это не публикация в журнале (см. пример ниже), а авторитетный учебник или респектабельная энциклопедия.
"разве перед публикацией полученные результаты не должны тщательнейшим образом проверяться на воспроизводимость?"
Вы имеете в виду - проверяться самими авторами рукописи, поданной в журнал? Да, конечно: журналы обычно требуют, чтобы авторы четко обозначили, сколько раз они воспроизводили один и тот же эксперимент, и чтобы они предоставили данные всех этих повторностей и их статистический анализ. Но это ведь совершенно не исключает систематической ошибки, которую авторы повторяли каждый раз. (Как заметил Фейнман, мнение даже миллиона китайцев о том, какой длины нос у китайского императора, не имеет никакой ценности, если ни одному китайцу не дозволено видеть императора). А вот если другие люди в другой лаборатории поставили такой же опыт и получили такие же результаты, то это уже лучше.
Но, конечно, невозможно требовать этого от авторов подаваемой рукописи - такую проверку делают уже после публикации, и иногда опубликованные результаты воспроизвести таки не удается. Вот, например, недавно я рассказывала о Линн Маргулис, благодаря усилиям которой идея симбиотического происхождения митоходрий и хлоропластов получила широкое распространение. Она думала, что и жгутики имеют такое же происхождение, на основании некой статьи, опубликованной в серьезном журнале, авторы которой якобы нашли в жгутиках ДНК. Как потом выяснилось, это был артефакт, и никакой ДНК в жугитиках нет - то есть, много других людей, которые пытались ее там обнаружить, так ее и не нашли. Но, заметьте, та первая статья с неправильным выводом так и осталась в этом журнале - никто ведь ее оттуда не вычеркнул. А значит, какой-нибудь человек вроде Вас, не знающий, что эти данные не подтвердились, может ее прочесть и решить, что в жгутиках есть ДНК!
RE: Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 11:34 am (UTC)Материал про исследование вопроса я постараюсь найти. Но там нет указаний на конкретные исследования, результаты обезличены.
Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 12:03 pm (UTC)Наоборот, авторы заинтересованы в том, чтобы коллеги смогли повторить их - уже опубликованные! - результаты, потому что такое воспроизведение добавляет им престижа. Вот если статья еще не опубликована, а автор, скажем, представляет свою работу на конференции, то да, в этом случае обычно он не сообщает какие-то важные детали, чтобы коллеги не смогли его опередить. До тех пор, пока финансирование научных исследований осуществляется на конкурентной основе и зависит от публикаций, это и не может быть иначе.
Важно понимать, что единичная публикация, даже в самом престижном журнале, еще не делает опубликованное научным мейнстримом. Мейнстримом становится только то, что было многократно проверено и перепроверено разными людьми в разных лабораториях.
RE: Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 12:25 pm (UTC)Ну как бы это поприличнее сказать. Вот это я в одной из научных областей знаю совсем не по наслышке. Мейнстрим это, конечно, вовсе другое. Это статьи с высоким индексом цитирования. Чем выше индекс, тем «маститее» учоный, даже если он на деле совершенная пустышка. Имён, обстоятельств и область называть не стану, поскольку все живы и при делах. Уж не обессудьте. И в данном случае у меня эксперт самого высшего ранга с какой стороны ни посмотри, действительно очень большой учёный и притом редактор профильных научных журналов, нерецензируемых, за право на что устроил целую войну, ибо считает, что рецензируемость это конец научного журнала.
Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 12:46 pm (UTC)Как я уже объяснила выше, публикация сама по себе еще не дает никакого престижа. Чтобы его получить, нужно, чтобы другие люди в других лабораториях сделали то же самое и убедились, что так оно и есть. Вот, скажем, некие открытые нами 10 лет назад белки на сегодня уже были использованы в примерно сотне других работ из разных лабораторий. Соответственно, теперь люди нам верят, что наши белки действительно работают так, как мы написали в своей статье - но не до этого. В этом смысле патентная система несколько отличается: панент уже сразу сколько-то стоит; научная публикация - еще нет.
"Это статьи с высоким индексом цитирования"
Индекс цитирования действительно широко применяется для оценки публикаций - за неимением лучшего критерия, но при этом все понимают его ограниченность. Как я повторила уже много раз, самый надежный критерий - это воспроизведение результатов другими людьми в другой лаборатории.
"редактор профильных научных журналов, нерецензируемых, за право на что устроил целую войну, ибо считает, что рецензируемость это конец научного журнала"
Нерецензируемый научный журнал - это не журнал, а сервер препринтов. Сейчас таких уже много, и большинство авторов (я в том числе) ими пользуется, хотя и это - палка о двух концах. Вот, мы разместили одну из наших рукописей на таком сервере, одновременно подав ее в журнал. Журнал опубликовал нашу статью только через год (рецензенты потребовали доработки и т.д.), а за это время наши конкуренты подхватили наши идеи и сварганили свою работу на ту же тему, которая вышла сразу после нашей. И это еще нам повезло, что после - а могла бы и до! Да, они сослались на наш препринт, как положено - но через несколько лет про препринт бы все забыли, а их статья бы запомнилась.
С другой стороны, если бы мы не поместили препринт на сервер, вполне вероятно, что эти же или другие конкуренты сами бы додумались до того, до чего додумались мы, и опубликовали бы это первыми, а так у нас была хоть какая-то заявка. В общем, все непросто :)
RE: Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 01:15 pm (UTC)Хороший пример с препринтом. Подтверждает некоторые мои догадки. В моём примере ситуация, конечно, несколько другая. Там имеется высочайшая академическая «крыша» с почти непререкаемым авторитетом и целая школа. Плевать они хотели с высокой колокольни на всё окружающее. В некотором смысле башня из слоновой кости. Могут себе позволить.
Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-22 10:40 pm (UTC)Если бы это было так, то нам вряд ли удалось бы получить финансирование наших исследований. Дело обстоит совсем наоборот: наши белки потенциально могут быть использованы для медицинских целей (я упоминала это в журнале (https://egovoru.livejournal.com/77208.html)). Научные открытия, потенциально имеющие коммерческие приложения, тоже патентуют - у нас несколько десятков патентов на наши белки. К счастью, всеми связанными с патентованием делами занимается патентный отдел университета, а не мы сами - иначе я бы давно свихнулась, настолько это жуткая головная боль.
"Там имеется высочайшая академическая «крыша» с почти непререкаемым авторитетом и целая школа"
Публикация в нерецензируемом журнале не имеет практически никакого веса в научном мире. То, что этому человеку удается получать средства на исследования, публикуясь в таком журнале - увы, ясное свидетельство коррупции всей системы распределения средств.
RE: Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-23 12:28 pm (UTC)Тут Вы тоже не вполне меня поняли. У этого человека с индексом Хиша всё хорошо. И даже очень хорошо. По необходимости и скепя сердце. Но свои два журнала она отстояла от попыток сделать их рецензируемыми и она страшный противник всей этой темы с рецензируемыми журналами. Она считает что вся эта система ведёт к вырождению науки просто автоматически. Причём считала так и протестовали со всех высоких трибун ещё когда у нас тут это всё только начиналось и теперь лишь пожимает плечами, типа, ну я же говорила, вот и кушайте теперь. Впрочем, всяк имеет право на свой взгляд.
Re: Мне, увы, ни эта книга, ни шум вокруг нее не известн
Date: 2025-09-23 10:04 pm (UTC)Да нет, я поняла, что Вы хотели сказать: что бывают случаи, когда владельцы прежних патентов скупают новые патенты не для того, чтобы их разрабатывать, а для того, чтобы их заморозить и обеспечить себе отсутствие конкуренции. Это печально, но не имеет отношения к собственно изобретательству, а есть издержки его социальной организации. С одной стороны, мы хотим, чтобы полезными изобретениями смогли воспользоваться все члены общества, а с другой, мы хотим, чтобы и сами изобретатели не остались в накладе. Понятно, что эти два желания тянут в противоположные стороны - ну, и порождают подобные эксцессы.
"свои два журнала она отстояла от попыток сделать их рецензируемыми и она страшный противник всей этой темы с рецензируемыми журналами"
Не очень понятно, зачем нужен свой собственный нерецензируемый журнал, когда нерецензируемые публикации можно просто загружать на сервер препринтов - или в той области исследований нет таких серверов? Экспоненциальное увеличение объема получаемых данных и переход на электронные носители требуют, конечно, изменения бизнес-модели издателей. Сейчас - период активного поиска новых моделей.