egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

«Убив Бога» и уже довольно близко подобравшись к физическим основам личности, естествознание лишило человечество психологических механизмов, веками обеспечивавших душевное равновесие и социальное взаимодействие. Томас Метцингер считает, что ученые – или, скорее, философы? – обязаны возместить этот урон созданием альтернативной опоры – «нейроэтики».


Если технологии и вправду позволят нам создавать любое феноменологическое состояние сознания – иначе говоря, любое ощущение и переживание – насколько широко мы захотим этим воспользоваться? Какие состояния мы сочтем желательными, а какие, может быть, законодательно запретим? А главное, действительно ли способ, которым данное состояние было достигнуто, не имеет значения?

В детстве на меня сильное впечатление произвел беляевский «Властелин мира» – история изобретателя аппарата, позволявшего внушать мысли. Главной целью героя было сделать так, чтобы нравящаяся ему девушка, не питавшая к нему ответных чувств, его полюбила. Опыт прошел успешно, но в конце концов властелин разломал свою машину, потому что понял, что внушенная любовь – это совсем не то, что настоящая. Технологии уже давно позволяют нам создавать копии произведений искусства, ничем не отличающиеся от оригиналов – но мы все равно ценим оригиналы гораздо больше. Полагаю, с ощущениями будет то же самое?

Для подготовки к грядущему новому миру Метцингер предлагает уже сейчас ввести в школе уроки медитации и осознанных сновидений. Целесообразность первого я еще понимаю – резкое увеличение объема доступной информации с пришествием мобильного интернета действительно порождает проблемы с концентрацией внимания, особенно у детей – но вот смысл второго от меня ускользает. Я редко помню свои сны и считаю припоминание их совершенно бесполезным делом. По мне, чем полнее «отключка» сознания во сне, тем здоровее последующее бодрствование. А вы как думаете?

беляев-2-иллюстрация-к-роману-Властелин-мира1.jpg

Иллюстрация Саввы Бродского к роману
Александра Беляева «Властелин мира»
(фото из блога Bratec Lis School)

Date: 2024-12-11 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Психология (https://www.livejournal.com/category/psihologiya?utm_source=frank_comment), Технологии (https://www.livejournal.com/category/tehnologii?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-12-11 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Технологии лишние, Фрэнк!

Date: 2024-12-11 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"«Убив Бога» и уже довольно близко подобравшись к физическим основам личности, естествознание лишило человечество психологических механизмов, веками обеспечивавших душевное равновесие и социальное взаимодействие. "
Автор приводит какие-то доказательства этого утверждения?


Date: 2024-12-11 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, он считает это самоочевидным :) И действительно, несмотря на все успехи просвещения, религия отмирает как-то очень медленно: даже сегодня по любым оценкам религиозных людей в мире больше, чем нерелигиозных.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com
Поддерживаю! Просто здоровый сон не променяю ни на какие ОСы

Date: 2024-12-11 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но народ почему-то видит в них какую-то ценность: в том же ЖЖ постоянно их обсуждают. Вы понимаете, в чем эта ценность заключается?

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-11 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-12 07:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jak40.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jak40.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:20 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Это все из разряда неумного воображения. Философам типа Метцингера не хотят обсуждать проблемы, которые есть, поэтому они решили попридумывать несуществующие проблемы.

Date: 2024-12-11 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне-то кажется сомнительным само утверждение, что Бога действительно "убили": даже сегодня по любым оценкам на планете религиозных людей больше, чем нерелигиозных. Более того, постоянно возникают новые религии и т.д. Видимо, Метцингер надеется, что его "нейроэтика" была бы лишена известных побочных эффектов религиозности, но в явном виде он это не обсуждает.

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2024-12-11 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Я думаю, что искусственные ощущения будут идентичны натуральным. В конце концов люди с психическими расстройствами только вначале от удивления и нелогичности скептически относятся к своему галлюцинаторному и прочему нестандартному психическому опыту, но поскольку он для них абсолютно реален, первичен, то быстро берет своё, переубеждая логику. Так что мне кажется, что искусственными ощущениями скорее можно будет вызвать расстройство, нежели чувство неестественности. Вот если корректировать неприятные ощущения и устранять боль, то другое дело.

Оценка чего-то как неоригинального влияет на то, какой каскад химии активируется затем, и, естественно, что это мешает желаемым ощущениям. Но тут-то мы по идее сразу включаем ощущения, напрямую, сможет ли скепсис их перебить? А если и его целенаправленно нейтрализовать?

Date: 2024-12-11 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У меня все же сильное подозрение, что химическое (или там электрическое) счастье будет восприниматься как слишком "дешевое". С другой стороны, крысы с электродами в "центре удовольствия" давили же беспрерывно на рычаг, не смущаясь "искусственностью" ощущения?

(no subject)

From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com - Date: 2024-12-12 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com - Date: 2024-12-12 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

осознанных сновидений. смысл второго от меня ускользает. Я редко помню свои сны и считаю припоминание их совершенно бесполезным делом. //



Осознанные сновидения — это же не вспоминания снов ) (Кстати, интересна ваша реакция, что вспоминать сны бесполезно. Мне, наоборот, очень нравятся мои сны, я их с удовольствием вспоминаю и даже иногда перерабатываю в рассказы).


Осознанные сновидения — это осознание себя как актора в сновидениях и тем самым умение управлять ими, задавать нужные направления и действия, например взлететь. Кажется, это имеет сильный терапевтический эффект.

Date: 2024-12-11 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] jak40.livejournal.com
Мне тоже нравятся сны, без них моя жизнь потеряла бы большой позитивный блок (кстати, своевременно выросший именно на фоне критичной нехватки позитива). А ОСы (им "научился" тогда же) - это еще и творчество, почти отвязное :)

Date: 2024-12-11 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Осознанные сновидения — это же не вспоминания снов"

Да, я знаю это, а написала так потому, что к моему удивлению интересом других людей к осознанным сновидениям подмешалось еще удивление тягой людей рассказывать обычные сны друг другу :)

"Кажется, это имеет сильный терапевтический эффект"

Непонятно, почему? Мне кажется, осознанные сновидения - это род нарушения сна, которое должно здоровью только вредить.

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2024-12-11 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2024-12-12 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-13 06:32 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] esowriter.livejournal.com
осознанные сновидения - это не запоминание обычных снов. Это осознавание во сне, что ты спишь, видишь сон, а тело твое лежит в кровати Когда во сне осознается, что это сон, можно выбирать его сюжет.
Самле прикольное в ОСах - это выходы из тела и возвращения в него.

Date: 2024-12-11 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, я знаю. А так написала потому, что меня удивляет и склонность людей рассказывать друг другу обычные сны. А выход из тела, наверное, можно смоделировать и в компьютерной виртуальной реальности?

(no subject)

From: [identity profile] esowriter.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] esowriter.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:49 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Мне воспоминание о вчерашнем сне помогает заснуть. Или если я проснулась ночью, то вновь заснуть помогает "вхождение" в предыдущий сон.

Date: 2024-12-11 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Интересно! Я с возрастом часто стала просыпаться среди ночи с тем, что потом не могу заснуть до утра, так что мне этот способ пригодился бы. Но вот беда - я исключительно редко могу утром вспомнить свои сны.

Date: 2024-12-11 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Возможно, данный автор просто раб завладевших им бесов, чьи интересы он и обслуживает.
Идея его, как я понимаю, в том, что если сызмала подключить человека к духовной канализации, то ему труднее будет в дальнейшем осознать необходимость подключения к духовному водопроводу.
Интерес к естествознанию сейчас, по-моему, близок у населения к нулю, а если бы он появился, то, думаю, скорее приводил бы к Богу, чем уводил от него.

Date: 2024-12-11 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне показалось, автор преувеличивает упадок религии в современном мире: "смерть Бога" далеко не столь тотальна, как ему представляется.

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
А какие это технологии "позволяют нам создавать копии произведений искусства, ничем не отличающиеся от оригиналов"? Что-то мне ничего не вспоминается...
Художники иногда создают.

Date: 2024-12-11 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Художники, конечно - но при помощи технологий (подбора красок, неотличимых от исторических и т.д.). Скоро и ИИ к этому делу подключат - если уже не :)

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2024-12-11 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2024-12-11 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2024-12-12 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2024-12-12 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] gabinskaya.livejournal.com
Научившись запоминать сны в подростковом, как раз, возрасте, я пожалела об этом. Гораздо дольше, чем научиться, взяло разучиться помнить сны. Моей проблемой стало, что превратившись в осознанные, сны перестали отличаться от действительности. Очень мешало в жизни и я никогда не чувствовала себя отдохнувшей.

Date: 2024-12-11 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот и мне кажется, что результат должен быть именно такой - нарушение полноценного отдыха во сне. Ну, и зачем это надо?

(no subject)

From: [identity profile] esowriter.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] esowriter.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gabinskaya.livejournal.com - Date: 2024-12-11 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:26 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
>вести в школе уроки медитации и осознанных сновидений

Если еще школьникам в компот станут подмешивать пейотль, так это только приветствуется — все начнут понимать прелести образования и многие станут оставаться на второй и третий год повторного обучения, чтобы уверенней изучить трудный предмет.

Date: 2024-12-11 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У этого автора фантазия так далеко не простирается, но вот Олдос Хаксли со товарищи в свое время проповедовали именно это :(

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-12-11 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 06:17 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mih-s-m.livejournal.com
Религиозность почти не зависит ни от интеллекта, ни от уровня образованности: академик Павлов был верующим, а мой достаточно глупый дядя, не прочитавший за жизнь ни единой книги, — убежденным атеистом ("умру, трава вырастет").

Религиозность зависит от двух вещей:

а) воспитания

б) типа сознания

Собственно, из-за этого люди с религиозным типом сознания, но выросшие в среде, где быть православным или хасидом стыдно, и верят в сайентологию, Большого Макаронного Монстра или, на самый худой конец, в дзен-буддизм.

Поскольку люди с религиозным типом сознания будут всегда, а количество людей образованных, стесняющихся принадлежности к традиционным религиям, будет только расширяться, для всевозможных квазирелигий сейчас открывается поле не паханное и их перспективы — просто блестящие.

Date: 2024-12-12 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, Ваш анализ полностью совпадает с тем, как это представляю себе я сама, а вот Метнцингер, как мне кажется, преувеличивает тотальность "смерти Бога". Во-первых, и традиционные религии никуда не делись, а во-вторых, там, где они пришли в упадок, психологически склонные к религиозности люди быстренько нашли себе замену и без всякой его "нейроэтики" :)

(no subject)

From: [identity profile] benni72.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-11 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Аронов вспомнился:

Кьеркегор говорит: — Бога нет!
Это очень обидело Бога.
— Ну, пошло, надоело, привет!
Это как это так — меня нет?
Докажи! Но, пожалуйста, строго.

Кьеркегор говорит: — Посмотрю,
Для начала задачку подкину.
Ты верни-ка мне Ольсен Регину,
Молодую невесту мою.

А вокруг все народы стоят,
Возле Господа и Кьеркегора,
И следят за течением спора,
Затаивши дыханье следят.

Напрягает все силы Господь,
Тьму проблем на ходу разрешает
И без времени падшую плоть
Поднимает со дна, воскрешает.

Рукоплещут насельники кущ,
Нет у свиты небесной вопросов:
— Видишь, наш Господин всемогущ!
Значит, Бог он, ты видишь, философ!

Смотрят люди с деревьев и с гор,
С перекрестка и с крыши вокзала…
— Но ещё, — говорит Кьеркегор,
— Нам Регина своё не сказала.

Тут Регина, восстав среди дня,
Потянулась, в томленье ли, в неге ль:
— Если вы воскресили меня,
Где же муж мой, где добрый мой Шлегель?

— Так-так-так, ты меня обманул,
— Кьеркегор констатирует сухо.
— Ты не Бог. Это всё показуха.
Воскресив, ты её не вернул!

Бог опять поднапрягся в тиши.
Он на лбу собирает морщины
И у женщины той из души
Изымает он облик мужчины.

— Где была я, мой друг, до сих пор?
Как жила без тебя — неизвестно.
Кьеркегор, это ты, Кьеркегор? —
Говорит Кьеркегору невеста.

И притихли народы вокруг.
Человечество пот отирает.
Овладел им ужасный испуг:
Неужели мудрец проиграет?

Кьеркегор говорит: — Болтовня.
Это снова не хлеб, а мякина.
Если любит Регина меня —
То какая же это Регина?

И вздохнули народы. В свой срок
Их война или труд призывает.
И печально задумался Бог:
«Да, пожалуй, меня не бывает».

Date: 2024-12-12 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Замечательное стихотворение, спасибо!

Date: 2024-12-12 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
- обязаны возместить этот урон созданием альтернативной опоры – «нейроэтики».

Обязаны это звучит солидно, но хотелось бы посмотреть на результат. И желательно, чтобы это были не медитации и сновидения.

На базисе "обезьяна, убившая конкурента, обеспечивает себе репродуктивное преимущество" выстроить Новую Этику не так просто. Кстати, хороший вариант — вообще помалкивать про этику, заменив её УК.

Date: 2024-12-12 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, с обезьяной все не так просто. Даже шимпанзе способны к объединению ради общих целей, а уж люди - тем более. Этика работает там, где УК не хватает - трудно формализировать все случаи жизни.

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2024-12-12 09:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 01:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-12 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] oogl.livejournal.com
Если под убийством Бога мы понимаем разрушение традиционного базиса бытия, то обучение детей медитации выглядит скорее не замещением, а глумлением над трупом бога.

Date: 2024-12-12 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна, мне тоже кажется, что медитация тут не поможет. Но я вообще не вижу проблемы в отсутствии Бога, прямо как Лаплас - и, насколько я могу судить, таких людей все же немало.

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-12 07:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-12 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-12 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-13 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-13 08:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-13 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-13 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-13 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-14 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 06:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-16 06:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-16 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-15 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-17 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com
Убив религиозного Бога, наука создаёт своего. Атеистический период в жизни человечества - такое же временное явление, как бунтарское отрочество в жизни ребёнка. Это бунт против его младенческой веры в непогрешимость и всемогущество родителей, взрослых. Молодое поколение продолжит дело старших на новом технологическом уровне. Так и новая вера в Бога будет опираться на научные знания. Естественное богопознание заменит религиозное, сверхъестественное богопознание - разное у разных культур.

Date: 2024-12-18 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Естественное богопознание заменит религиозное, сверхъестественное богопознание"

Ну, собственно, такой этап в человеческой истории уже был: Галилей и Ньютон надеялись, что своей научной деятельностью они приближаются к познанию Бога. Насколько я могу судить, сейчас мало кто из ученых так думает, и религиозность не кажется мне непременным свойством человеческой психики.

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-18 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-18 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-19 06:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-19 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-19 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-19 10:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-20 05:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-20 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-20 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-20 10:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-21 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-21 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-21 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-21 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-21 06:31 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] kauri_39 referenced to your post from Этого не требовалось доказать, но так вышло (https://kauri-39.livejournal.com/328043.html) saying: [...] Из диалога здесь: https://egovoru.livejournal.com/225702.html?view=23169190&act=cAdd#t23169190 [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios