egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

«Убив Бога» и уже довольно близко подобравшись к физическим основам личности, естествознание лишило человечество психологических механизмов, веками обеспечивавших душевное равновесие и социальное взаимодействие. Томас Метцингер считает, что ученые – или, скорее, философы? – обязаны возместить этот урон созданием альтернативной опоры – «нейроэтики».


Если технологии и вправду позволят нам создавать любое феноменологическое состояние сознания – иначе говоря, любое ощущение и переживание – насколько широко мы захотим этим воспользоваться? Какие состояния мы сочтем желательными, а какие, может быть, законодательно запретим? А главное, действительно ли способ, которым данное состояние было достигнуто, не имеет значения?

В детстве на меня сильное впечатление произвел беляевский «Властелин мира» – история изобретателя аппарата, позволявшего внушать мысли. Главной целью героя было сделать так, чтобы нравящаяся ему девушка, не питавшая к нему ответных чувств, его полюбила. Опыт прошел успешно, но в конце концов властелин разломал свою машину, потому что понял, что внушенная любовь – это совсем не то, что настоящая. Технологии уже давно позволяют нам создавать копии произведений искусства, ничем не отличающиеся от оригиналов – но мы все равно ценим оригиналы гораздо больше. Полагаю, с ощущениями будет то же самое?

Для подготовки к грядущему новому миру Метцингер предлагает уже сейчас ввести в школе уроки медитации и осознанных сновидений. Целесообразность первого я еще понимаю – резкое увеличение объема доступной информации с пришествием мобильного интернета действительно порождает проблемы с концентрацией внимания, особенно у детей – но вот смысл второго от меня ускользает. Я редко помню свои сны и считаю припоминание их совершенно бесполезным делом. По мне, чем полнее «отключка» сознания во сне, тем здоровее последующее бодрствование. А вы как думаете?

беляев-2-иллюстрация-к-роману-Властелин-мира1.jpg

Иллюстрация Саввы Бродского к роману
Александра Беляева «Властелин мира»
(фото из блога Bratec Lis School)

Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2024-12-11 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Психология (https://www.livejournal.com/category/psihologiya?utm_source=frank_comment), Технологии (https://www.livejournal.com/category/tehnologii?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-12-11 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Технологии лишние, Фрэнк!

Date: 2024-12-11 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"«Убив Бога» и уже довольно близко подобравшись к физическим основам личности, естествознание лишило человечество психологических механизмов, веками обеспечивавших душевное равновесие и социальное взаимодействие. "
Автор приводит какие-то доказательства этого утверждения?


Date: 2024-12-11 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com
Поддерживаю! Просто здоровый сон не променяю ни на какие ОСы

Date: 2024-12-11 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, он считает это самоочевидным :) И действительно, несмотря на все успехи просвещения, религия отмирает как-то очень медленно: даже сегодня по любым оценкам религиозных людей в мире больше, чем нерелигиозных.

Date: 2024-12-11 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Это все из разряда неумного воображения. Философам типа Метцингера не хотят обсуждать проблемы, которые есть, поэтому они решили попридумывать несуществующие проблемы.

Date: 2024-12-11 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но народ почему-то видит в них какую-то ценность: в том же ЖЖ постоянно их обсуждают. Вы понимаете, в чем эта ценность заключается?

Date: 2024-12-11 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com
Для меня в них та же ценность и те же мотивы, что и в дезертирстве. Но я не специалист, хотя интереса ради в своё время прошёл некоторый путь по этой дорожке

Date: 2024-12-11 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне-то кажется сомнительным само утверждение, что Бога действительно "убили": даже сегодня по любым оценкам на планете религиозных людей больше, чем нерелигиозных. Более того, постоянно возникают новые религии и т.д. Видимо, Метцингер надеется, что его "нейроэтика" была бы лишена известных побочных эффектов религиозности, но в явном виде он это не обсуждает.

Date: 2024-12-11 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Неожиданное сравнение! В дезертирстве от чего?

Date: 2024-12-11 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mozgosteb.livejournal.com
От жизни, в которой всё не всё так гладко

Date: 2024-12-11 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Возвращаясь у Юму
“I was lately reading the Dialogues of Lucian,” [Smith reported Hume to have said on his death-bed] “in which he represents one Ghost as pleading for a short delay till he should marry a young daughter, another till he should finish a house he had begun, a third till he had provided a portion for two or three young Children, I began to think of what Excuse I could alledge to Charon in order to precure a short delay, and as I have now done everything that I ever intended to do, I acknowledge that for some time, no tolerable one occurred; at last I thought I might say, Good Charon, I have been endeavouring to open the eyes of people; have a little patience only till I have the pleasure of seeing the churches shut up, and the Clergy sent about their business; but Charon would reply, O you loitering rogue; that won’t happen these two hundred; do you fancy I will give you a lease for so long a time? Get into the boat this instant—Adam Smith to Alexander Wedderburn

Edited Date: 2024-12-11 03:12 pm (UTC)

Date: 2024-12-11 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
На этот счет есть такая книга

Eric Steinhart, Believing in Dawkins, The New Spiritual Atheism, 2020.

Хотя в ней спекулятивная философия бьет через край, но, по крайней мере, нет разговоров про нейроэтику и остальные нейро-. Такая нормальная философия, как ей и положено быть.

Date: 2024-12-11 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну так, обычные сны - наверное, еще лучшее дезертирство?

Date: 2024-12-11 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно; причем те две сотни лет давно прошли, а воз и ныне там.

Date: 2024-12-11 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] latifaschwalbe.livejournal.com
Я думаю, что искусственные ощущения будут идентичны натуральным. В конце концов люди с психическими расстройствами только вначале от удивления и нелогичности скептически относятся к своему галлюцинаторному и прочему нестандартному психическому опыту, но поскольку он для них абсолютно реален, первичен, то быстро берет своё, переубеждая логику. Так что мне кажется, что искусственными ощущениями скорее можно будет вызвать расстройство, нежели чувство неестественности. Вот если корректировать неприятные ощущения и устранять боль, то другое дело.

Оценка чего-то как неоригинального влияет на то, какой каскад химии активируется затем, и, естественно, что это мешает желаемым ощущениям. Но тут-то мы по идее сразу включаем ощущения, напрямую, сможет ли скепсис их перебить? А если и его целенаправленно нейтрализовать?

Date: 2024-12-11 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

осознанных сновидений. смысл второго от меня ускользает. Я редко помню свои сны и считаю припоминание их совершенно бесполезным делом. //



Осознанные сновидения — это же не вспоминания снов ) (Кстати, интересна ваша реакция, что вспоминать сны бесполезно. Мне, наоборот, очень нравятся мои сны, я их с удовольствием вспоминаю и даже иногда перерабатываю в рассказы).


Осознанные сновидения — это осознание себя как актора в сновидениях и тем самым умение управлять ими, задавать нужные направления и действия, например взлететь. Кажется, это имеет сильный терапевтический эффект.

Date: 2024-12-11 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] jak40.livejournal.com
Искусство и тайны всегда были темой интеллектуальных разговоров, а здесь - оба в одном.

Date: 2024-12-11 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] jak40.livejournal.com
Мне тоже нравятся сны, без них моя жизнь потеряла бы большой позитивный блок (кстати, своевременно выросший именно на фоне критичной нехватки позитива). А ОСы (им "научился" тогда же) - это еще и творчество, почти отвязное :)

Date: 2024-12-11 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] esowriter.livejournal.com
осознанные сновидения - это не запоминание обычных снов. Это осознавание во сне, что ты спишь, видишь сон, а тело твое лежит в кровати Когда во сне осознается, что это сон, можно выбирать его сюжет.
Самле прикольное в ОСах - это выходы из тела и возвращения в него.

Date: 2024-12-11 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У меня все же сильное подозрение, что химическое (или там электрическое) счастье будет восприниматься как слишком "дешевое". С другой стороны, крысы с электродами в "центре удовольствия" давили же беспрерывно на рычаг, не смущаясь "искусственностью" ощущения?

Date: 2024-12-11 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Осознанные сновидения — это же не вспоминания снов"

Да, я знаю это, а написала так потому, что к моему удивлению интересом других людей к осознанным сновидениям подмешалось еще удивление тягой людей рассказывать обычные сны друг другу :)

"Кажется, это имеет сильный терапевтический эффект"

Непонятно, почему? Мне кажется, осознанные сновидения - это род нарушения сна, которое должно здоровью только вредить.

Date: 2024-12-11 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, искусство все же предполагает публику, а тут получается - искусство для самого себя?

Date: 2024-12-11 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Мне воспоминание о вчерашнем сне помогает заснуть. Или если я проснулась ночью, то вновь заснуть помогает "вхождение" в предыдущий сон.

Date: 2024-12-11 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, я знаю. А так написала потому, что меня удивляет и склонность людей рассказывать друг другу обычные сны. А выход из тела, наверное, можно смоделировать и в компьютерной виртуальной реальности?
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 12:22 am
Powered by Dreamwidth Studios