egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Идея развития, надо думать – результат наших наблюдений за живыми организмами, в первую очередь за собственными детьми: год от года ребенок не просто увеличивается в размерах (это мы называем ростом, а не развитием), но и меняется качественно. То же можно сказать и о превращении желудя в дуб и т. д. Со свойственным нам антропоморфизмом мы усматриваем «развитие» и в изменении физического мира, и в истории человеческого общества – особенно этим отличался 19 век с его идеей «прогресса».


Что πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει, заметил уже Гераклит. Но в слово «развитие» мы вкладываем несколько иной смысл, чем в слово «изменение», хотя сформулировать разницу не так-то просто. Циклические изменения развитием не считаются; чтобы заслужить название развития, процесс должен обладать неким вектором. Часто пишут, что языческая античность, дескать, знала только хождение по кругу, а вектор впервые появился у христиан. Не знаю, так ли это: последовательность пяти веков Гесиода линейна – но можно ли назвать это развитием?

Развитие живого существа – процесс, предопределенный его наследственностью (генами). Предопределенный не абсолютно: условия обеспечивают вариации в некоторых пределах. Но генеральная линия всегда сохраняется: вырастет из сына свин, если сын – свиненок; кукушонок никогда не превращается в зяблика, что бы ни утверждал народный академик. Заимствование слова «развитие» для описания других процессов, помимо индивидуального развития живых организмов, чревато невольным перенесением и этого дополнительного смысла – наличия предопределения.

У биологической эволюции никакой генетической программы нет – насколько мы можем об этом судить. Есть, конечно, ограничения, заданные свойствами нашей физической реальности: заяц никогда не сможет прыгнуть так же высоко относительно собственного роста, как блоха. Но с учетом этих ограничений биологическая эволюция – процесс с открытым концом, результат которого невозможно предсказать. То есть, конечно, можно предсказать, что, если климат Земли внезапно потеплеет, то живые организмы выработают какие-то приспособления к этому потеплению (если жизнь вообще сохранится в этих условиях). Но вот какими именно будут эти приспособления – дело случая (в пределах физически возможного).

Астрофизики говорят об эволюции звезд, протекающей через определенные этапы в зависимости от начальной массы и химического состава. В последних можно усмотреть некую аналогию генов. Но можно ли говорить о существовании генетической программы развития Вселенной в целом? Аналогично, марксизм базировался на вере в предопределенную программу развития человеческого общества. Насколько она оправдалась, Маркс никогда не узнает – но мы с вами тому свидетели.

Биологическая же эволюция представляет собой не просто непредсказуемый процесс, но настоящую диалектическую спираль. Посудите сами: жизненный цикл любого организма не случайно называют циклом, поскольку он начинается слиянием половых клеток и заканчивается образованием их же – то есть, выходом спирали на новый виток. Гегель категорически отрицал какое бы то ни было развитие природы – приписывал его исключительно Мировому духу. Но сама идея спирали, подозреваю, зародилась у него или его предшественников именно при наблюдении за живыми существами.


Произведение Сэма Брауна называется «Спираль Дао»
(фото галереи Mountain Arts), но, наверное,
она и есть диалектическая спираль?

Date: 2023-12-20 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-12-20 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
И "философия", Фрэнк!

Date: 2023-12-20 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"последовательность пяти веков Гесиода линейна – но можно ли назвать это развитием?"


Это была скорее деградация.


Мне кажется, можно говорить о развитии науки и технологии. И в определенных ситуациях, можно говорить о биологической эволюции как о развитии — например возникновение жизни, эволюция скажем клетки из одинокой молекулы.

Date: 2023-12-20 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Это была скорее деградация"

Верно, но прежде чем оценивать направление вектора, нужно сначала признать его существование, то есть, разомкнуть цикл! У древних, понятно, были перед глазами и циклы, вроде смены времен года, и линейные последовательности, как жизнь конкретного человека.

"эволюция скажем клетки из одинокой молекулы"

Так ведь одинокая молекула никогда не превращается в клетку - ни в фило-, ни в онтогенезе? Трудно даже представить себе такое :)

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-12-22 07:12 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vl.livejournal.com
Слово «развитие» я бы отнес к сознания человека.
Edited Date: 2023-12-20 05:18 pm (UTC)

Date: 2023-12-21 12:00 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, что сознание развивается у нас в течение жизни?

(no subject)

From: [identity profile] vl.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vl.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prometei-lj.livejournal.com - Date: 2023-12-30 03:11 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
На самом деле совершенно непонятно, что такое генетическая программа. Геном кодирует белки и некоторые РНК, других кодов там не обнаружено. Эмбриогенез и онтогенез остаются загадкой. В данном случае генетическая программа остается на уровне метафоры.

Date: 2023-12-20 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Причём по факту не только развитие самого организма явно предписывается некоторой программой, но развитие популяции иногда тоже. Попадая в холодные условия, виды через N лет покрываются густой шерстью, попадая обратно в тёплые, частично утрачивают её. При изобилии корма особи в среднем крупнеют, в тяжелых условиях постепенно мельчают.

Почему бы не усмотреть в этом некую заранее заложенную программу?

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-20 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2023-12-20 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 12:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antikpro.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2023-12-21 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2023-12-26 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-26 10:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-20 11:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"совершенно непонятно, что такое генетическая программа"

Генетическая программа - это последовательность экспрессии генов в ходе индивидуального развития. Верно, что гены кодируют только последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи, но они подвержены сложной регуляции продуктами друг друга. Продукты генов, экспрессирующихся на более ранних стадиях развития, стимулируют "включение" более поздних, а продукты более поздних определяют "выключение" более ранних. Эту регуляцию очень активно и успешно изучают.

"Эмбриогенез и онтогенез остаются загадкой"

Почему же, большие успехи были достигнуты там и там. Сейчас из единичных стволовых клеток умеют выращивать уже чуть ли не целые органы (по крайней мере их участки - органоиды), причем разные по желанию.

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-22 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-26 04:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-26 04:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-26 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-27 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-27 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-27 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-27 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-28 01:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-28 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-28 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-29 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-30 05:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-30 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-30 10:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-31 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-27 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-27 11:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-28 01:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-28 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-31 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-31 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-26 04:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-26 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2023-12-31 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-31 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 109.livejournal.com - Date: 2024-01-02 05:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2023-12-21 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Часто пишут, что языческая античность, дескать, знала только хождение по кругу, а вектор впервые появился у христиан.

Старый разговор о том, что идея общественного прогресса была еврейским вкладом в цивилизацию: https://egovoru.livejournal.com/197907.html?thread=18513683#t18513683

В иудейской традиции присутствует идея "тиккун олам" (תִּיקּוּן עוֹלָם) - моральное предписание пытаться улучшить мир, чтобы сделать его гармоничнее, чем тот, который нам достался.

”The messianic concept, and the imperative of tikkun olam (mending the world), suggest that for Jews and Judaism, things can and will be better in the future, if we work hard enough making it that way. The concept of teshuvah (repentance) means we always have the possibility to make ourselves and the world better. Other systems of thought disagree with this and believe in fatalism. Destiny cannot be changed, and we are set to play out specific narratives predetermined, either by “the gods” (Greek mythology) or our genes (some evolutionary scientists) or our early childhood experiences (Freudian psychology). Judaism challenges this way of looking at the world. <…> The Jewish people have a national mission, to be agents of hope and light in the world, and to help bring the world to a better and redeemed state (tikkun olam)."
https://www.rabbisacks.org/covenant-conversation-family-edition/noach/a-drama-in-four-acts/

Date: 2023-12-20 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Римлянин 3 века вполне мог усмотреть в развитии своей империи однозначный вектор, от маленькой республики к властелину всего цивилизованного мира. А в унификации законов увидеть общественный прогресс. Участие евреев тут не сказать что позарез необходимо.

Но упор именно на внутреннее нравственное совершенствование мог быть и оттуда, да.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-20 09:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"идея общественного прогресса была еврейским вкладом в цивилизацию"

Забыла уже, как же Кахилл аргументирует эту мысль (хотя читала эту его книжку)? Когда пишут ох линейном времени христианства, говорят о сотворении мира и втором пришествии Христа. А в иудаизме разве есть второе пришествие? И еще: идея прогресса и идея линейного времени - разные вещи, ведь линейное время может идти и от расцвета к закату, как, собственно, оно и было и Гесиода.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-22 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-24 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-24 01:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-21 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

Где-то у евреев читал, что между греческим "покаяние" и еврейским "тшува" большая разница. Первое – это "перемена ума/мыслей" (μετανοια), а второе – сожаление о сделанном, активное, деятельное раскаяние (именно так!) и исправление последствий допущенных грехов. Это согласуется с идеей "тиккун олам".


В христианстве же больше фатализма (откуда он в русских?), впрочем, как и в исламе, ведь всё зависит от воли Бога.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

И миру неживой природы, и живым существам (до человека) не важно в какую сторону эволюционировать – в сторону усложнения или упрощения, лишь бы изменения соответствовали базовым законам природы, а во втором случае еще и способствовали выживанию рода. Разум же позволяет человеку не только следовать случайным прихотям эволюции, но и выбирать пути развития и усложнения не только физического и биологического, но и социального, интеллектуального и духовного. Насколько ему это удается – уже другой вопрос ;)

Date: 2023-12-20 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"И миру неживой природы, и живым существам (до человека) не важно в какую сторону эволюционировать – в сторону усложнения или упрощения"

Верно, что естественный отбор не обязательно отбирает именно усложнения - известны эволюционные ветви, где явно шло упрощение морфологии (особенно ясно это выражено при переходе к паразитизму или сидячему образу жизни). Более того, отдельные случаи упрощения можно обнаружить и в индивидуальном развитии: например, "прореживание" синапсов, которое идет в мозгу новорожденного. Или вот опять же у паразитов свободноживущие личинки могут быть устроены более сложно, чем паразитические взрослые формы. Но любой взрослый организм устроен заведомо сложнее, чем оплодотворенная яйцеклетка, из которой он развивается.

Date: 2023-12-20 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] anti0h.livejournal.com

"вектор впервые появился у христиан.", — вообще считается что направленность истории появляется в Осевое время. Это около 500 г. днэ +/- 200 лет примерно — где как. Тогда очень синхронно появляются такие учения как конфуцианство, буддизм и античная философия. Принципиально христианство добавило к этому только эсхатологию пожалуй. Вечными посмертными муками было очень удобно пугать язычников. (Местами даже слишком, так что приходилось специально запрещать всяким скандинавам крестить трупы давно умерших родственников;).


Относительно же "невольным перенесением и этого дополнительного смысла", — у Рьюза есть про это целя отдельная книжка Monad to man. Он там наглядно показывает, что даже у профессиональных биологов их восприятие наличие или отсутствия прогресса в эволюции практически на 100% определятся их отношением к идее социального прогресса.


Date: 2023-12-20 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Тогда очень синхронно появляются такие учения как конфуцианство, буддизм и античная философия"

Когда линейность времени приписывают христианам, то говорят о том, что их мир движется от момента сотворения ко второму пришествию Христа. А какие вехи на пути линейного движения мира представляли себе Конфуций, Будда и греки (помимо уже упомянутого в посте Гесиода)?

"у Рьюза есть про это целя отдельная книжка Monad to man"

Спасибо, не знала о такой книжке. Тема-то ее очень богатая, но что-то Амазон больно дорого за нее просит :(

(no subject)

From: [identity profile] de-leser.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 06:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anti0h.livejournal.com - Date: 2023-12-22 04:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-22 01:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
У Гесиода, насколько я понял, это однозначная деградация от от золотого века к железному.

У Полибия была “циклично-деградационная модель”. Монархия — тирания — аристократия — олигархия — демократия — охлократия — монархия (с некоторыми вариациями) и далее по кругу.

В общем мне не кажется, что в античности была какая-то идея развития. По крайней мере у греков. Но я вообще плохо знаю античность и могу ошибаться. Может, было у римлян? Хотя бы на примере собственной истории, от незначительного городка на семи холмах до огромной империи.
Edited Date: 2023-12-20 05:44 pm (UTC)

Date: 2023-12-21 12:04 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я, увы, тоже не эксперт в античности, но в книгах часто пишут, что, дескать, греки не знали линейного времени. Мне это как-то сомнительно, потому что ведь и у них перед глазами был пример вполне линейной человеческой жизни? Правда, если верить в переселение душ, то и здесь можно усмотреть цикличность :)

Date: 2023-12-20 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Рост сложности как расчлененность.
Природа выше естества,
И эмерджёнтность там жива,
Где двойственна её сложенность.
Где дух с материей разъяв
Найти пытается решенья
В неизмеримости всех прав,
Гносеология творенья.
Иная суть иных причин
Не внемлет стохастичной мере.
И мы на истины грешим
Теряя их в привычной вере.

Суть меры — ограничить зло.
С моралью нам не повезло.

Date: 2023-12-21 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Эк Вы лихо завернули!

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:29 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] de-leser.livejournal.com
"развитие", вероятно калька с нем. Entwicklung, означает буквально разматывание, разворачивание - как нить разматывается, как свиток разворачивается, как цветок раскрывается, и следовательно - увеличение в размере, экспансия, расширение, захват новых территорий.

Вселенная в этом смысле развивается.

и одновременно открытие каких-то новых знаний, ранее скрытых, как в разворачиваемом свитке. вероятно этот образ - разворачиваемого свитка - и послужил метафорой.

Date: 2023-12-20 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
как в разворачиваемом свитке

Переход от свитков к книгам со страницами был своеобразным технологическим прорывом. Джонатан Сакс указывал на то, что этот переход совпал с возникновением христианства и Нового Завета — без него невозможно было бы иметь четыре Евангелия, как равноправные тексты.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] de-leser.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 12:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] de-leser.livejournal.com - Date: 2023-12-21 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-12-21 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-12-24 03:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-20 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)

"наверное, она и есть диалектическая спираль"


Зайцы смотрят флегматично на то, как олени и динозавры пытаются вырваться из воронки, засасывающей их в чёрную дыру, а инопланетяне, наоборот, спешат туда погрузиться. Я так это понимаю. ))

Date: 2023-12-21 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, если считать, что инопланетяне плывут головой вперед, то они явно устремлены в бездну, в то время как все остальные движутся в обратном направлении. Может, таким образом художник предлагает нам свое объяснение парадокса Ферми? :)

Date: 2023-12-21 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

Заголовок годный. Именно так и есть – иногда то, что считается прогрессом и восхождением, на деле оказывается деградацией, взять хоть нынешние времена. Именно в этом хаосе разнонаправленных тенденций вызревает вектор движения истории. Эдакая историческая термодинамика.

Date: 2023-12-21 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Прогресс - отдельная тема, тут я хотела обсудить просто поступательность движения, безотносительно его направления. По другой ветке посоветовали целую книжку про прогресс, так что я еще вернусь к этой теме!

(no subject)

From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com - Date: 2023-12-21 02:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-21 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Действительно, где живое - там обнаруживается свобода, а где неживое - там предопределённость.
Это можно видеть на примере искусств (той же поэзии) и наук: поэт всегда уникален, и интуитивно ясно, что не обязательно должен был быть именно он, тогда как формулу или, скажем генетический код если бы не открыл имярек1, то всё равно открыл бы имярек2, и сами формулы и код были бы теми же самыми.

Date: 2023-12-21 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"где живое - там обнаруживается свобода, а где неживое - там предопределённость"

А какие у нас есть основания утверждать последнее? Положим, мы можем отследить последствия каких-то явлений в пределах нашего ограниченного опыта, но насколько правомочно переносить его, скажем, на эволюцию вселенной?

"формулу или, скажем генетический код если бы не открыл имярек1, то всё равно открыл бы имярек2, и сами формулы и код были бы теми же самыми"

Если под всеми имяреками иметь в виду людей, то, вероятно, так, но вот если бы во вселенной обнаружились бы другие разумные существа в совсем другом физическом воплощении, то не исключено, что и их формулы выглядели бы иначе.

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2023-12-21 11:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-12-27 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Если хотите, ниже ссылка на pdf статьи Дика

Gordon, R. and Stone, R. (2021) A short tutorial on the Janus-faced logic of differentiation waves and differentiation trees and their evolution. BioSystems 205(Waves in Fertilization, Cell Division and Embryogenesis)

Я в данном случае не специалист, но вы можете посмотреть на обсуждение этой проблемы специалистами.

https://drive.google.com/file/d/1zWeJGJaC0AMiuu9mZoWFS9w3uA0ZfriE/view?usp=drive_link

Date: 2023-12-27 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, я знаю о таких волнах, но, как я уже написала выше, они прекрасно вписываются в общую схему регуляции дифференциальной экспрессии - это просто частный случай такой регуляции.
From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
По Ясперсу, Осевое Время "началось" гораздо раньше - примерно к 7 веку до н.э, то есть к началу классической античности понимание того, что мы называем "прогрессом" уже вполне имело место.

Date: 2024-02-13 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Семантику слова люблю выводить из этимологии. Коль такой подход оправдан, то развитие следует понимать как актуализацию уже имеющихся потенций. Говоря по-простому, раз-вивается то, что некогда было с-вито. Посему с Вами согласен: некорректно развитием называть процесс, не обусловленный начальным состоянием и не актуализующий заложенные в нем возможности. Вы упоминаете биологическую эволюцию. Но не менее сомнительно развитием называть изменения в языке и в культуре - применительно к ним более подходящими будут "обновление" или "усложнение".

Date: 2024-02-13 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"развитие следует понимать как актуализацию уже имеющихся потенций"

Да, это примерно то же самое, что и я имела в виду: развитие - это процесс, имеющий предопределенный характер.

"не менее сомнительно развитием называть изменения в языке и в культуре"

Согласна, потому что и в этих случаях нет никакого предопределения. Насколько я могу судить, об изменениях языка и культуры со временем тоже говорят как об эволюции, а не как о развитии. Замечу, что, как и в случае биологической эволюции, направление эволюции культурной далеко не всегда в сторону усложнения: известно много случаев, когда изолированные человеческие популяции утрачивают культурные навыки, которыми они ранее обладали. В качестве примера приводят, например, тасманийцев и некоторые сообщества инуитов.

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios