egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

«Жизнь на Марсе» я решила посмотреть из-за Джона Симма, который понравился мне в «Деревне» и особенно в «Травме». Но тут ему играть оказалось нечего; более того, сама идея этой постановки – на редкость бредовая. Зато вот Филип Гленистер в роли «толстого, замотанного работой, перепачканного никотином гомофоба на грани алкоголизма, с манией величия и нездоровой одержимостью мужской дружбой» так хорош, что я с удовольствием досмотрела до конца не только этот сериал, но и его продолжение «Прах к праху», снятое уже исключительно ради этого актера. Действие в «Жизни» происходит в 1970-е, и Гленистер так вошел в образ, что написал впоследствии книжку об этой декаде.


Родился он в том же году, что и я – но в Хэрроу, пригороде Лондона, знаменитом своей школой-интернатом, вырастившей немало премьер-министров и королевских отпрысков. Мне было интересно, совпадают ли наши детские воспоминания хоть в чем-то, несмотря на железный занавес?

В последний школьный день перед летними каникулами, пишет Гленистер, ученикам разрешали приносить из дома настольные игры и играть в них вместо уроков. (Каникулы, кстати, длились у них только шесть недель). У нас дома таких игр не было, но вот школьный логопед, к которому меня отвели в первом классе из-за того, что я не выговаривала «р», пользовался ими во время занятий. Одна игра была с запускаемым пружинкой шариком, который должен был попасть в определенные лунки, другие я не помню (названия, перечисляемые Гленистером, ничего мне не говорят – кроме «Монополии», появившейся у нас гораздо позже), но помню, что было интересно. А вы играли в настольные игры? Помните, в какие именно?

Пишет Гленистер и о страсти к собирательству, видимо, охватывающей в определенном возрасте всех детей. В его случае это были картинки-вкладыши в пачки сигарет, в нашем – конфетные фантики и – позже – обертки от жевательной резинки. Малышня использовала их для изготовления «секретиков»: нужно было вырыть ямку, подобрать пару красивых фантиков, прикрыть сверху осколком бутылочного стекла и снова закопать (не спрашивайте меня, зачем :) У детей постарше свернутые плотным квадратиком фантики служили монетами в игре, из правил которой я помню только то, что, если твой фантик упал поверх чужого, ты забирал оба. Похоже на «пристенок», но разве фантики, даже свернутые, рикошетят от стены, как монеты? Кажется, их надо было просто подбросить вверх каким-то особым способом – что ли, положив сверху на кулак и стукнув по нему снизу другой рукой?

«Были времена, когда, чтобы посмотреть кино, нужно было идти в кинотеатр. Как допотопно это звучит!» :) Но кино выжило, потому что большой экран – совсем не то, что экран смартфона. На вопрос, какой Джеймс Бонд лучше, Гленистер разумно отвечает: тот, с которым ты вырос – а он вырос с Роджером Муром. Я-то впервые увидела всех Бондов уже взрослой – и, увы, по телевизору, но все равно Роджер Мур – мой second-best, после Шона Коннери. По той же самой причине, что называет и автор книжки: способности этого актера посмеяться над собой, которой начисто лишены все последующие Бонды. (А вот у самого Гленистера с этим все в порядке, и в книжке это тоже чувствуется). Трудно сказать, чего мне не хватает у Мура – может, физической подвижности?

Гленистер – сын телережиссера и младший брат актера – рос, похоже, под производственные разговоры и не выключал телевизор, потому что книжка его полна именами телеперсоналий, описаниями запомнившихся рекламных роликов и т.д. Я же из «взрослых» телепрограмм тех лет помню только две. Под звуки «Берите в руки карандаш» все наше семейство усаживалось смотреть КВН, и когда в 1972 он внезапно исчез с экрана, я не понимала, в чем дело (а возобновленный уже в перестройку вариант мне совсем не понравился). «Кабачок 13 стульев» воспринимался как окно в малодоступную в реальности Европу. Правда, меня уже тогда смущала нелепость пантомимы московских актеров под фонограмму зарубежных исполнителей.

А чем запомнились 1970-е вам (если вы, конечно, их застали)?



Очень удачная компиляция сцен из сериала «Life on Mars / Жизнь на Марсе» (2006-2007), отлично передающая его суть. В главных ролях John Simm и Philip Glenister. Не знаю, как браузер выбирает стоп-кадр для представления видео, но тут на переднем плане – другой актер, не Гленистер;
последний сидит в машине и едва виден



Ну и, для полноты картины, композиция Дюка Эллингтона,
название которой Гленистер позаимствовал для своей книжки

Date: 2023-01-04 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-01-04 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, кино тут есть, но еще и ностальгические воспоминания, Фрэнк!

Date: 2023-01-04 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
В 70е у нас вместо фантиков были крышки от бутылок, и в них играли как в пристенок, так и подбросом одной руки: надо было стопку подбросить, затем перевернуть ладонь, тыльной стороной еще раз ударить падающую стопку снизу, а потом схватить уже ладонью. Схваченное становилось твоим. У крышек была своя цена у каждого вида; ставки для стопки должны были быть равноценные. Самые дорогие крышки были от чешского пива — чем реже попадались, тем дороже.
Еще семидесятые запомнились джинсовыми афедронами на пакетах и кроссовками, которые у нас тогда назывались ботасами — от чешской фирмы Ботас.
Телевидение — Тома и Джерри показали как-то, это был космос. Такой плотности событий в минуту мы не видели еще нигде.

Date: 2023-01-04 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у нас вместо фантиков были крышки от бутылок, и в них играли как в пристенок"

Ну да, такая крышка гораздо больше похожа на монетку, чем свернутый фантик!

"которые у нас тогда назывались ботасами — от чешской фирмы Ботас"

А вот этих я не помню. Одной девочке из нашего класса папа привез откуда-то настоящий "Адидас", и я помню, что она ими чрезвычайно гордилась, но я воспринимала совершенно без проблемотсутствие у меня таких :)

А в настольные игры какие-нибудь Вы играли?

Date: 2023-01-04 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Крышки мы плющили. Ботасы это было локальное, возможно даже городское.

Да как-то не очень играли в настольные. Северный Кавказ, погоды хорошие…

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-01-04 11:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-01-05 02:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-01-05 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-06 12:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-01-06 01:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-06 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2023-01-06 03:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com
А мы в 70-е играли в ушки и в лунники. В лунники играли подбросом, а в ушки - подбросом или разбивали их свинцовой битой, чтобы перевернулись. Еще мы лепили пластилиновых индейцев, а пластмассовые гэдээровские индейцы были пределом мечтаний любого мальчишки. Любимые фильмы - про тех же индейцев с Гойко Митичем в роли вождя краснокожих и Дином Ридом в роли его бледнолицего брата. То, что этот американский актер эмигрировал в ГДР из США тогда казалось неоспоримым свидетельством преимущества социалистического строя над загнивающим капиталистическим Западом.

Date: 2023-01-04 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Любимые фильмы - про тех же индейцев с Гойко Митичем в роли вождя краснокожих и Дином Ридом в роли его бледнолицего брата"

Помню такие фильмы, но вот того, где Гойко Митич играл с Дином Ридом ("Братья по крови"), я как раз не видела. Митича я помню в роли Чингачгука и Ульзаны, но Рид в этих фильмах не снимался. Надо сказать, я вообще не знала, что Рид снимался в кино, а знала его только как певца, да и то, только по имени, которое было постоянно на слуху из-за его коммунистических симпатий. Была еще серия фильмов про Виннету, Митич его тоже играл, но уже в нынешнем веке, а в то время его играл другой актер, Пьер Брис.

"Еще мы лепили пластилиновых индейцев, а пластмассовые гэдээровские индейцы были пределом мечтаний любого мальчишки"

Мы зашли еще дальше: сами играли в индейцев! Материли луки, строили вигвамы и т.д. :) А у Вас было такое?

Date: 2023-01-05 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com
Сами тоже играли, но это было коротким летом, когда и других развлечений хватало, а в пластилиновых играли круглый (учебный) год. Одна коробка пластилина - и вот уже готово целое племя с вождем, шаманом, красавицами-индианками, все как положено. Еще одна коробка - и появилось враждебное племя, коварно похищавшее наших женщин и уводившее их в плен. Погоня и сражение. Третья коробка - и готов форт бледнолицых, скальпы с которых после еще одной эпической битвы можно было развешивать над вигвамами. Со временем, правда, игры эволюционировали и через несколько лет мы уже лепили средневековые замки с баронами, стражниками, монахами с тонзурой и неприступными рвами вокруг них. У моего приятеля замок располагался на старом еще дореволюционном пианино, что слегка нервировало его маму, как я теперь понимаю. Но тогда недовольные взгляды взрослых нас не слишком смущали. Мы сами создавали тот мир, откуда можно было убежать из мира пионерских собраний и тоскливо-фальшивых нравоучений взрослых.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com - Date: 2023-01-05 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 11:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Забыла спросить, а что же такое "ушки и лунники"? Никогда не слышала таких слов :)

Date: 2023-01-04 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
В фантики так: Игроки сидят с разных сторон стола, по очереди кладут фантик на ладонь (ближе к запястью) и ударяют ладонью (пальцами) по столешнице снизу. Фантик взлетает вверх и ложится посередине стола. Другой игрок точно так же пытается его накрыть своим, если накрывает, то забирает свой и накрытый (или накрытые) себе.
Бабушка (1910 год рождения) так в детстве играла, я от нее узнал.

Date: 2023-01-04 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"ударяют ладонью (пальцами) по столешнице снизу"

А, вон оно что! Значит, все же не по самой руке, а по столешнице - а то я помнила смутно, что вроде был какой-то удар снизу, но забыла, какой именно.

"Бабушка (1910 год рождения) так в детстве играла, я от нее узнал"

А моя бабушка научила меня какой-то игре в камешки, детали которой я совершенно не помню. Вроде нужно было подобрать пять или около того гладких камешков, причем они должны были быть разного цвета, и их тоже надо было как-то подбрасывать и ловить, но как именно, и в чем вообще смысл, я совершенно не помню. Это была какая-то старинная, к тому времени вымершая игра - во всяком случае, дети у нас во дворе в нее не играли.

А настольные игры (в смысле, покупные) у Вас были?
Edited Date: 2023-01-04 10:37 pm (UTC)

Date: 2023-01-05 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Почти нет. Была игра маминого детства "От луны к солнцу", где бросают кубик и идут к финишу.
А! И "Поймай рыбку"! Или "Вылови рыбку"?

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2023-01-05 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-06 12:38 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
70е я, конечно, не застал. В 90х (если интересно) мы играли вкладышами от жевачек Turbo (с машинами). Способы были разными, но в основном сводилось к тому, что нужно было бить ладонью по стопке вкладышей, что бы они перевернулись. Которые перевернулись — твои. Также "турбы" играли роль валюты, при этом с дифференцированным курсом (в зависимости от редкости). Вкладыши коллекционировались, некоторые хранили их в альбомах для фотографий.

Кроме "турб" были и вкладыши от других жевачек. Они ценились меньше, на них не играли, но некоторые их собирали.

Вкладыши были скорее в первой половине 90х, во второй их вытеснили фишки. На них тоже играли. Били особым способом, что бы переворачивались. Даже не помню, откуда эти фишки брались — покупались отдельно, или шли вместе с какими-нибудь сладостями.

Между вкладышами и фишками был короткий период массового помешательства "листиками". Это были буквально листики из детских блокнотков с рисунками из диснейевских мультфильмов. Особенно популярен был "Король-лев" (значит, это был 1994-95 год). Вообще, листиками больше увлекались девочки.

Что касается обычных настольных игр, то не помню особого интереса к ним. Игры типа "брось кубик, сделай два хода" (странно, что в русском для них нет названия, по-английски это называется Game of the Goose) вызывали интерес только у детсадовской малышни. С другом я немного играл в настольный хоккей и настольный баскетбол. Хотя... У меня была игра-скачки, привезенная знакомым из Германии. Там были кубики, фишки, и даже "деньги" для ставок. Все выглядело очень красиво, фишки — настоящие лошадки, игровое поле их зелёного "сукна" (рулончик) — настоящий ипподром! Правил была целая книжка. Вот в неё с другом мы играли. При этом по причине незнания правил (книжка-то была на немецком, а мы учили английский) по сути играли в неё, как дошкольники в Game of the Goose, бросали кубики поочерёдно для каждой лошади. Ну, и ставки делали :) Но в такую красивую игру было не стыдно играть.

Крутых настолок, в которые сейчас играют гики (типа D&D), в моем детстве не было.

"запускаемым пружинкой шариком, который должен был попасть в определенные лунки"

Видимо, что-то вроде пинбола. У меня нечто такое было в детстве (кажется, прибалтийского производства), но это была игра для детсадовского, максимум — младшего школьного возраста.

" Малышня использовала их для изготовления «секретиков»: нужно было вырыть ямку, подобрать пару красивых фантиков, прикрыть сверху осколком бутылочного стекла и снова закопать"

В секретики и в моем детстве играли (в детсадовском и младшем школьном возрасте). Но только девочки, мальчик мог играть в секретики только от безысходности, например, если он оказывался единственным представителем мужского пола на весь двор, и кроме девчонок больше не с кем играть было.

"«Были времена, когда, чтобы посмотреть кино, нужно было идти в кинотеатр. Как допотопно это звучит!» :) Но кино выжило, потому что большой экран – совсем не то, что экран смартфона."

Мне в детстве казалось, что кинотеатры — это нечто из далёкого прошлого. Они вроде были, но никто туда не ходил. Все смотрели фильмы дома друг у друга по видику. Если не брать совсем раннее детство, когда родители пару раз водили меня в кино, в детстве в кино я был два раза. Один раз на бесплатном сеансе в день защиты детей (по сути от безысходности, какой-то старый детский фильм, ничего не помню), второй раз — ходили на "Титаник" с друзьями (да, мальчишками, и нам не было стыдно — для нас это был фильм-катастрофа, а не романтическая драма). Калининград был первым городом России, где шёл "Титаник", поскольку режиссёр использовал для съёмок подводные аппараты из Калининграда. Специально для этой премьеры кинотеатр "Заря" первым в Калининграде был реконструирован до современного (на тот момент) уровня. В принципе, с "Титаника" началось возрождение кинотеатров, по крайней мере в Калининграде.

Date: 2023-01-04 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Это были буквально листики из детских блокнотков с рисунками из диснейевских мультфильмов"

Что ли, выпускались блокноты с такими рисунками, или дети сами рисовали?

"С другом я немного играл в настольный хоккей и настольный баскетбол"

Помню такие. У нас дома, кажется, их не было, но такие игры были у многих знакомых.

"только девочки, мальчик мог играть в секретики только от безысходности"

Да, конечно - это была чисто девчоночья игра. Должна признаться, что ни тогда, ни сейчас я не понимаю ее популярности - в чем, собственно, прикол? Ну, сделал ты секретик, и что потом? Где же собственно игра-то?

"Все смотрели фильмы дома друг у друга по видику"

А вот я как раз эпоху видео начисто пропустила - и домашнего, и видеосалонов. В детстве и юности мы еще ходили в кино, обычно компанией, и это было целое мероприятие. А потом я сразу перешла на CD (ненадолго) и сразу - на интернет. Удобно, конечно, но поход в кинотеатр очень настраивал на восприятие, и оттого фильмы, увиденные в кино, я помню лучше. А может, это просто потому, что тогда я была моложе?

А какой Джеймс Бонд Вам больше всех нравится - в смысле, какой актер в этой роли?

Date: 2023-01-05 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
"Что ли, выпускались блокноты с такими рисунками, или дети сами рисовали?"

Выпускались блокноты, вот тут по ссылке есть фотографии:

https://love90.org/love90/listiki-iz-bloknotikov-90-yx/

"Ну, сделал ты секретик, и что потом? Где же собственно игра-то?"

Мне кажется, что это скорее из разряда художественного творчества, чем собственно игры.

"А вот я как раз эпоху видео начисто пропустила - и домашнего, и видеосалонов."

Видеосалоны я по сути не застал, мне кажется, их век был очень недолгим, буквально пара лет, пока не стали доступны видеомагнитофоны. Не знаю, насколько мой опыт репрезентативен — но в моем окружении (одноклассники и прочие друзья) видики были у всех. Было полно видеопрокатов, буквально в шаговой доступности. Много интересных фильмов шло и по телевидению, при этом в основном по двум местым частным каналам "Премьер" и "Каскад" (которые явно не заморачивались авторскими правами, и выпускали новейшие блокбасткры с чудовищной гнусавой закадровой озвучкой). К тому же в Калининграде ловилось польское телевидение, хоть и со снежком. Фильмы на польском смотреть было скучно, а вот диснейевские мультфильмы мы вполне смотрели. До сих пор помню польские заставки "Утиных историй".

Сейчас я хожу в кино несколько раз в год, в целом люблю атмосферу кинозала. Когда работал в Брюсселе, часто ходил в Синематеку — музей и архив кино с кинозалом, где крутят классические фильмы. В том числе немые в сопровождении живого тапера.

" А какой Джеймс Бонд Вам больше всех нравится - в смысле, какой актер в этой роли?"

Из всей бондианы я видел только "Завтра не умрёт никогда" — так что, наверное, Пирс Броснан :)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-06 12:34 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Приятные вещи в 1970-х:
- православные храмы; заходишь и сразу из советской, ненастоящей, жизни попадаешь в какую-то подлинную;
- ЗФТШ при МФТИ. Огромное удовольствие от этих бандеролей из обёрточной бумаги, от их отправки;
- профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской с выставочным залом (ещё одно окно из совка);
- летняя Одесса с её музеями и станциями Большого Фонтана.
Негусто, но что поделаешь.

Date: 2023-01-04 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской с выставочным залом"

О, помню его - там бывали интересные выставки! Но почему именно графиков? Мне казалось, это было просто московское отделение Союза художников?

"летняя Одесса с её музеями и станциями Большого Фонтана"

А вот я так никогда и не побывала в Одессе, хотя всегда очень хотела. А видели Вы фильм "Фотографии на стене" Одесской студии? Он, конечно, совсем детский, но и сейчас неплохо смотрится - там показывают много видов города. Вот тут о нем подробно рассказывaют: https://users.livejournal.com/-arlekin-/4033554.html

Date: 2023-01-05 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Нет, фильма не видел.

Название профсоюза именно так мне запомнилось.

Теперь это место, напротив которого приходится часто бывать.)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2023-01-05 01:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-05 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Медленные лошади, 2022, вторым сезоном Мертвые львы.

Date: 2023-01-05 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Боюсь, я не уловила связи с темой поста. Это какие-то сериалы о 1970-х? Если да, то расскажите, пожалуйста, подробнее.

Date: 2023-01-05 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Поскольку темой все-таки были заявлены 70е, напишу немного о калининградской специфике. Не по личным впечатлениям, конечно, а по воспоминаниям родителей.

В Калининграде и через 30 лет после войны оставалось достаточно бункеров, "заброшек" и "развалок". Поиск сокровищ был любимым занятием пацанов (иногда и девчонок тоже), хотя занятие было не безопасным. Можно было и в подвале в яму провалиться, и наткнуться на боеприпас. Увы, случаи подрыва детей были не так уж и редки. Хотя и шанс найти ценные вещи (напрмер, столовое серебро) буквально под ногам тоже был.

Все эти занятия обростали соответствующим фольклором. Мифологизации прошлого способствовало и полное отсутствие информации об истории города до 1945 года в официальных источниках (кроме того, что он был "вековым гнездом германского милитаризма и фашизма"). Как писал местный писатель (хотя это скорее относится к 50м-60м):

"В моем детстве прошлое Города было скрыто о нас, детей, и единственный материал, из которого складывался городской портрет — изустные рассказы.

...

Из наиболее распространённых "сведений", циркулировавших среди русского населения сразу после войны, пальму первенства занимали сведения о подземных ходах и подземном городе, а также о кладах, обнаруженных "знакомым моего соседа".

...

Подземелья были заселены. "Идёшь, а у стен — скелеты! В офицерской форме, в фуражках, и этот скелет держит в руке череп другого скелета..."

Все — абсолютно! — знали, что существует самый главный и самый крупный подземный ход: от Кёнигсберга до самого Берлина.

...

Клады находились в огромном количестве и повсюду ... Пацаны, бывало, найдут кусок золота, не знают, что с ним делать. "Дядя-дядя, купи железку!" "За сколько?" "За 10 копеек". "Десять много, вот вам пять копеек. А где выкопали?" "А вон там, в развалке". Пойдёт мужик туда, откопает ящик золота, и сразу уедет.

...

До середины 50-х годов ходили слухи, что где-то на Шпандине* остались немцы, которые "не знают об окончании войны и до сих пор отступают". Поначалу народ удивлялся, но — верил, затем со временем, это превратилось в своего рода присказку:

- Знаем-знаем, на Шпандине немцы до сих пор пушку откатывают! — дескать, ври-ври, да в меру."

Александр Попадин, "Местное время. Прогулки по Калининграду"

*Шпандин (от нем Шпандинен) — далёкая окраина, фактически деревня в черте города. Удивительно, что это один из немногих немецких топонимов, в неформальном употреблении сохранившихся как минимум до 90х (как сейчас — не знаю).

В принципе, отголоски этих мифов в форме детского фольклора я ещё застал в детстве. Даже с друзьями пытался немецкие клады искать.

P. S. (оффтоп) ещё подумалось, что моё поколение, наверное, было последним, заставшим неформальное деление города на районы, хотя к моему времени оно уже почти исчезло. Я был с Камвала (Каменный вал, от немецкого Штайндамм). "Ты с какого раёна (sic)?" — не то, что бы часто, но пару раз слышать приходилось.
Edited Date: 2023-01-05 09:32 pm (UTC)

Date: 2023-01-06 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"напишу немного о калининградской специфике"

Спасибо, очень интересно! Калининград, конечно - очень специфический город. А что касается остатков войны, они поразили меня в Лейпциге - там даже в 1990-е сохранились еще целые кварталы домов, поврежденных войной - с выбитыми стеклами и т.д, которые так и не отреставрировали. Меня это зрелище совершенно потрясло - в СССР я не видела ничего подобного, у нас все расчистили и отстроили, а там это выглядело так, как будто война кончилась буквально вчера!

Date: 2023-01-06 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

Да, Джин Хант, главное украшение сериала и Гленистер его замечательно сыграл, но как раз роль Симма, хотя не такая выигрышная и яркая, на самом деле куда сложнее, именно она связывает в единое постановку, и справился он с ней, на мой взгляд, не хуже чем Гленистер со своей. Собственно, в "Жизни на Марсе" я Симма для себя и открыл и под впечатлением, если он мне где попадается зову "марсианином".


На вопрос о личных впечатлениях от 70-ых ответить не могу, ибо, уву, в более-менее сознательном возрасте застал только самый их конец; хотя подозреваю, что если не считать войны в Афганистане, первая половина 80-ых от 70-ых не так уж и сильно отличалась, да и вообще на английские 70-ые больше похожи наши 90-ые.

Date: 2023-01-06 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Джин Хант, главное украшение сериала и Гленистер его замечательно сыграл"

Кажется, Вы - первый комментатор, кто тоже видел этот сериал :)

Что касается Симма, то он, конечно, превосходный актер, но, на мой взгляд, его роль в этом сериале не позволяет ему в полной мере показать свои возможности. А видели Вы "Травму", упомянутую в начале моего поста (там есть и ссылка на статью о ней в Вики)? Там он играет отца девочки, погибшей в больнице во время операции, который пытается выяснить обстоятельства ее гибели. Вот это, на мой взгляд, подходящая для него роль, и справился он с ней превосходно.

"вообще на английские 70-ые больше похожи наши 90-ые"

По книжке Гленистера об этом трудно судить - он все же в основном вспоминает то, что тогда показывали по телевизору, а не то, что творилось в жизни. Она построена на сравнении того, что было и что стало: вспоминает каких-то конкретных, например, спортивных комментаторов тех времен и нынешних - и сравнение, как правило, оказывается не в пользу последних. Но нам все эти многочисленные имена мало что говорят, поэтому книжка Гленистера оказалась не такой интересной, как я надеялась. Но я все равно не жалею, что ее прочла, поскольку слог у него хороший, и он постарался выдержать там стилистику Джина Ханта :)

А "Прах к праху" Вы видели? Там Симма уже нет (его заменили Кили Хоус), а жанр сериала превратили из попаданства в нечто мистически-инфернальное, но Гленистер там продолжает блистать. Обидно, что ему не дали никаких наград за эту роль - он явно того заслуживает!

Date: 2023-01-07 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

Не только видел, но и отношу к числу лучших английских сыщецких сериалов. И самым интересным в нем для меня является постепенное незаметное погружение главного героя в обитающий в его подсознании мир 70-ых, состоящий из смеси детских воспоминаний, киновпечатлений и собственного опыта работы следователем полиции. То, как Симму прекрасно удалось показать переход от полного неприятия этого мира в первых сериях к неспособности жить вне него в последних, не сбиваясь и не теряя единства образа на протяжении 16 серий, для меня является доказательством, что он один из лучших актеров своего поколения.




"Деревню" видел пару лет назад. Сценариста, Моффата, весьма ценю за "Шелк" и "Уголовное правосудие", но историческая драма не самый подходящий для него жанр. Несмотря на замечательную игру Симма и Максин Пик получилось, на мой взгляд, скучновато, назидательно и не слишком правдоподобно. "Травма" у меня в списке на первоочередной просмотр, так что думаю не далее следующей недели ознакомлюсь.



Продолжения я долгое время избегал, посколько поскольку считал тему исчерпанной и закрытой, но сейчас почитал описание, и оказывается действие перенесено в тетчеровскую Англию. Будет любопытно посмотреть удалось ли создателям так же ухватить дух времени, как это вышло с 70-ми.



Я себя специалистом по Великобритании не числю, хотя и полным профаном тоже не являюсь: кое-что про этот период читал, какие-то выводы сделал самостоятельно на основе увиденного и прочитанного. С потерей в 60-ые последних значительных колоний та Англия, что сложилась в Викторианскую эру, империя над которой никогда не заходит солнце, Великая Британия была окончательно похоронена. Старые порядки уходили, новые еще не сложились. За счет этого 70-ые, особенно первая половина, оказались необычайно свободным временем, хотя в то же время это сопровождалось резким ростом преступности, наркомании, терроризма. В Советском Союзе в 70-ые, напротив, с каждым годом становилось все консервативнее и кондовее. Именно поэтому, если переделывать сериал под Россию, то я бы предложил ранние 90-ые в качестве наиболее близкого эквивалента.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-07 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-01-08 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-08 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-01-09 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-10 11:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-01-18 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-01-18 12:36 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 7th, 2026 09:05 am
Powered by Dreamwidth Studios