egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

«Жизнь на Марсе» я решила посмотреть из-за Джона Симма, который понравился мне в «Деревне» и особенно в «Травме». Но тут ему играть оказалось нечего; более того, сама идея этой постановки – на редкость бредовая. Зато вот Филип Гленистер в роли «толстого, замотанного работой, перепачканного никотином гомофоба на грани алкоголизма, с манией величия и нездоровой одержимостью мужской дружбой» так хорош, что я с удовольствием досмотрела до конца не только этот сериал, но и его продолжение «Прах к праху», снятое уже исключительно ради этого актера. Действие в «Жизни» происходит в 1970-е, и Гленистер так вошел в образ, что написал впоследствии книжку об этой декаде.


Родился он в том же году, что и я – но в Хэрроу, пригороде Лондона, знаменитом своей школой-интернатом, вырастившей немало премьер-министров и королевских отпрысков. Мне было интересно, совпадают ли наши детские воспоминания хоть в чем-то, несмотря на железный занавес?

В последний школьный день перед летними каникулами, пишет Гленистер, ученикам разрешали приносить из дома настольные игры и играть в них вместо уроков. (Каникулы, кстати, длились у них только шесть недель). У нас дома таких игр не было, но вот школьный логопед, к которому меня отвели в первом классе из-за того, что я не выговаривала «р», пользовался ими во время занятий. Одна игра была с запускаемым пружинкой шариком, который должен был попасть в определенные лунки, другие я не помню (названия, перечисляемые Гленистером, ничего мне не говорят – кроме «Монополии», появившейся у нас гораздо позже), но помню, что было интересно. А вы играли в настольные игры? Помните, в какие именно?

Пишет Гленистер и о страсти к собирательству, видимо, охватывающей в определенном возрасте всех детей. В его случае это были картинки-вкладыши в пачки сигарет, в нашем – конфетные фантики и – позже – обертки от жевательной резинки. Малышня использовала их для изготовления «секретиков»: нужно было вырыть ямку, подобрать пару красивых фантиков, прикрыть сверху осколком бутылочного стекла и снова закопать (не спрашивайте меня, зачем :) У детей постарше свернутые плотным квадратиком фантики служили монетами в игре, из правил которой я помню только то, что, если твой фантик упал поверх чужого, ты забирал оба. Похоже на «пристенок», но разве фантики, даже свернутые, рикошетят от стены, как монеты? Кажется, их надо было просто подбросить вверх каким-то особым способом – что ли, положив сверху на кулак и стукнув по нему снизу другой рукой?

«Были времена, когда, чтобы посмотреть кино, нужно было идти в кинотеатр. Как допотопно это звучит!» :) Но кино выжило, потому что большой экран – совсем не то, что экран смартфона. На вопрос, какой Джеймс Бонд лучше, Гленистер разумно отвечает: тот, с которым ты вырос – а он вырос с Роджером Муром. Я-то впервые увидела всех Бондов уже взрослой – и, увы, по телевизору, но все равно Роджер Мур – мой second-best, после Шона Коннери. По той же самой причине, что называет и автор книжки: способности этого актера посмеяться над собой, которой начисто лишены все последующие Бонды. (А вот у самого Гленистера с этим все в порядке, и в книжке это тоже чувствуется). Трудно сказать, чего мне не хватает у Мура – может, физической подвижности?

Гленистер – сын телережиссера и младший брат актера – рос, похоже, под производственные разговоры и не выключал телевизор, потому что книжка его полна именами телеперсоналий, описаниями запомнившихся рекламных роликов и т.д. Я же из «взрослых» телепрограмм тех лет помню только две. Под звуки «Берите в руки карандаш» все наше семейство усаживалось смотреть КВН, и когда в 1972 он внезапно исчез с экрана, я не понимала, в чем дело (а возобновленный уже в перестройку вариант мне совсем не понравился). «Кабачок 13 стульев» воспринимался как окно в малодоступную в реальности Европу. Правда, меня уже тогда смущала нелепость пантомимы московских актеров под фонограмму зарубежных исполнителей.

А чем запомнились 1970-е вам (если вы, конечно, их застали)?



Очень удачная компиляция сцен из сериала «Life on Mars / Жизнь на Марсе» (2006-2007), отлично передающая его суть. В главных ролях John Simm и Philip Glenister. Не знаю, как браузер выбирает стоп-кадр для представления видео, но тут на переднем плане – другой актер, не Гленистер;
последний сидит в машине и едва виден



Ну и, для полноты картины, композиция Дюка Эллингтона,
название которой Гленистер позаимствовал для своей книжки

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2023-01-04 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-01-04 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
В 70е у нас вместо фантиков были крышки от бутылок, и в них играли как в пристенок, так и подбросом одной руки: надо было стопку подбросить, затем перевернуть ладонь, тыльной стороной еще раз ударить падающую стопку снизу, а потом схватить уже ладонью. Схваченное становилось твоим. У крышек была своя цена у каждого вида; ставки для стопки должны были быть равноценные. Самые дорогие крышки были от чешского пива — чем реже попадались, тем дороже.
Еще семидесятые запомнились джинсовыми афедронами на пакетах и кроссовками, которые у нас тогда назывались ботасами — от чешской фирмы Ботас.
Телевидение — Тома и Джерри показали как-то, это был космос. Такой плотности событий в минуту мы не видели еще нигде.

Date: 2023-01-04 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com
А мы в 70-е играли в ушки и в лунники. В лунники играли подбросом, а в ушки - подбросом или разбивали их свинцовой битой, чтобы перевернулись. Еще мы лепили пластилиновых индейцев, а пластмассовые гэдээровские индейцы были пределом мечтаний любого мальчишки. Любимые фильмы - про тех же индейцев с Гойко Митичем в роли вождя краснокожих и Дином Ридом в роли его бледнолицего брата. То, что этот американский актер эмигрировал в ГДР из США тогда казалось неоспоримым свидетельством преимущества социалистического строя над загнивающим капиталистическим Западом.

Date: 2023-01-04 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
В фантики так: Игроки сидят с разных сторон стола, по очереди кладут фантик на ладонь (ближе к запястью) и ударяют ладонью (пальцами) по столешнице снизу. Фантик взлетает вверх и ложится посередине стола. Другой игрок точно так же пытается его накрыть своим, если накрывает, то забирает свой и накрытый (или накрытые) себе.
Бабушка (1910 год рождения) так в детстве играла, я от нее узнал.

Date: 2023-01-04 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
70е я, конечно, не застал. В 90х (если интересно) мы играли вкладышами от жевачек Turbo (с машинами). Способы были разными, но в основном сводилось к тому, что нужно было бить ладонью по стопке вкладышей, что бы они перевернулись. Которые перевернулись — твои. Также "турбы" играли роль валюты, при этом с дифференцированным курсом (в зависимости от редкости). Вкладыши коллекционировались, некоторые хранили их в альбомах для фотографий.

Кроме "турб" были и вкладыши от других жевачек. Они ценились меньше, на них не играли, но некоторые их собирали.

Вкладыши были скорее в первой половине 90х, во второй их вытеснили фишки. На них тоже играли. Били особым способом, что бы переворачивались. Даже не помню, откуда эти фишки брались — покупались отдельно, или шли вместе с какими-нибудь сладостями.

Между вкладышами и фишками был короткий период массового помешательства "листиками". Это были буквально листики из детских блокнотков с рисунками из диснейевских мультфильмов. Особенно популярен был "Король-лев" (значит, это был 1994-95 год). Вообще, листиками больше увлекались девочки.

Что касается обычных настольных игр, то не помню особого интереса к ним. Игры типа "брось кубик, сделай два хода" (странно, что в русском для них нет названия, по-английски это называется Game of the Goose) вызывали интерес только у детсадовской малышни. С другом я немного играл в настольный хоккей и настольный баскетбол. Хотя... У меня была игра-скачки, привезенная знакомым из Германии. Там были кубики, фишки, и даже "деньги" для ставок. Все выглядело очень красиво, фишки — настоящие лошадки, игровое поле их зелёного "сукна" (рулончик) — настоящий ипподром! Правил была целая книжка. Вот в неё с другом мы играли. При этом по причине незнания правил (книжка-то была на немецком, а мы учили английский) по сути играли в неё, как дошкольники в Game of the Goose, бросали кубики поочерёдно для каждой лошади. Ну, и ставки делали :) Но в такую красивую игру было не стыдно играть.

Крутых настолок, в которые сейчас играют гики (типа D&D), в моем детстве не было.

"запускаемым пружинкой шариком, который должен был попасть в определенные лунки"

Видимо, что-то вроде пинбола. У меня нечто такое было в детстве (кажется, прибалтийского производства), но это была игра для детсадовского, максимум — младшего школьного возраста.

" Малышня использовала их для изготовления «секретиков»: нужно было вырыть ямку, подобрать пару красивых фантиков, прикрыть сверху осколком бутылочного стекла и снова закопать"

В секретики и в моем детстве играли (в детсадовском и младшем школьном возрасте). Но только девочки, мальчик мог играть в секретики только от безысходности, например, если он оказывался единственным представителем мужского пола на весь двор, и кроме девчонок больше не с кем играть было.

"«Были времена, когда, чтобы посмотреть кино, нужно было идти в кинотеатр. Как допотопно это звучит!» :) Но кино выжило, потому что большой экран – совсем не то, что экран смартфона."

Мне в детстве казалось, что кинотеатры — это нечто из далёкого прошлого. Они вроде были, но никто туда не ходил. Все смотрели фильмы дома друг у друга по видику. Если не брать совсем раннее детство, когда родители пару раз водили меня в кино, в детстве в кино я был два раза. Один раз на бесплатном сеансе в день защиты детей (по сути от безысходности, какой-то старый детский фильм, ничего не помню), второй раз — ходили на "Титаник" с друзьями (да, мальчишками, и нам не было стыдно — для нас это был фильм-катастрофа, а не романтическая драма). Калининград был первым городом России, где шёл "Титаник", поскольку режиссёр использовал для съёмок подводные аппараты из Калининграда. Специально для этой премьеры кинотеатр "Заря" первым в Калининграде был реконструирован до современного (на тот момент) уровня. В принципе, с "Титаника" началось возрождение кинотеатров, по крайней мере в Калининграде.

Date: 2023-01-04 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Приятные вещи в 1970-х:
- православные храмы; заходишь и сразу из советской, ненастоящей, жизни попадаешь в какую-то подлинную;
- ЗФТШ при МФТИ. Огромное удовольствие от этих бандеролей из обёрточной бумаги, от их отправки;
- профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской с выставочным залом (ещё одно окно из совка);
- летняя Одесса с её музеями и станциями Большого Фонтана.
Негусто, но что поделаешь.

Date: 2023-01-04 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"у нас вместо фантиков были крышки от бутылок, и в них играли как в пристенок"

Ну да, такая крышка гораздо больше похожа на монетку, чем свернутый фантик!

"которые у нас тогда назывались ботасами — от чешской фирмы Ботас"

А вот этих я не помню. Одной девочке из нашего класса папа привез откуда-то настоящий "Адидас", и я помню, что она ими чрезвычайно гордилась, но я воспринимала совершенно без проблемотсутствие у меня таких :)

А в настольные игры какие-нибудь Вы играли?

Date: 2023-01-04 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, кино тут есть, но еще и ностальгические воспоминания, Фрэнк!

Date: 2023-01-04 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Любимые фильмы - про тех же индейцев с Гойко Митичем в роли вождя краснокожих и Дином Ридом в роли его бледнолицего брата"

Помню такие фильмы, но вот того, где Гойко Митич играл с Дином Ридом ("Братья по крови"), я как раз не видела. Митича я помню в роли Чингачгука и Ульзаны, но Рид в этих фильмах не снимался. Надо сказать, я вообще не знала, что Рид снимался в кино, а знала его только как певца, да и то, только по имени, которое было постоянно на слуху из-за его коммунистических симпатий. Была еще серия фильмов про Виннету, Митич его тоже играл, но уже в нынешнем веке, а в то время его играл другой актер, Пьер Брис.

"Еще мы лепили пластилиновых индейцев, а пластмассовые гэдээровские индейцы были пределом мечтаний любого мальчишки"

Мы зашли еще дальше: сами играли в индейцев! Материли луки, строили вигвамы и т.д. :) А у Вас было такое?

Date: 2023-01-04 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Забыла спросить, а что же такое "ушки и лунники"? Никогда не слышала таких слов :)

Date: 2023-01-04 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"ударяют ладонью (пальцами) по столешнице снизу"

А, вон оно что! Значит, все же не по самой руке, а по столешнице - а то я помнила смутно, что вроде был какой-то удар снизу, но забыла, какой именно.

"Бабушка (1910 год рождения) так в детстве играла, я от нее узнал"

А моя бабушка научила меня какой-то игре в камешки, детали которой я совершенно не помню. Вроде нужно было подобрать пять или около того гладких камешков, причем они должны были быть разного цвета, и их тоже надо было как-то подбрасывать и ловить, но как именно, и в чем вообще смысл, я совершенно не помню. Это была какая-то старинная, к тому времени вымершая игра - во всяком случае, дети у нас во дворе в нее не играли.

А настольные игры (в смысле, покупные) у Вас были?
Edited Date: 2023-01-04 10:37 pm (UTC)

Date: 2023-01-04 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Крышки мы плющили. Ботасы это было локальное, возможно даже городское.

Да как-то не очень играли в настольные. Северный Кавказ, погоды хорошие…

Date: 2023-01-04 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Это были буквально листики из детских блокнотков с рисунками из диснейевских мультфильмов"

Что ли, выпускались блокноты с такими рисунками, или дети сами рисовали?

"С другом я немного играл в настольный хоккей и настольный баскетбол"

Помню такие. У нас дома, кажется, их не было, но такие игры были у многих знакомых.

"только девочки, мальчик мог играть в секретики только от безысходности"

Да, конечно - это была чисто девчоночья игра. Должна признаться, что ни тогда, ни сейчас я не понимаю ее популярности - в чем, собственно, прикол? Ну, сделал ты секретик, и что потом? Где же собственно игра-то?

"Все смотрели фильмы дома друг у друга по видику"

А вот я как раз эпоху видео начисто пропустила - и домашнего, и видеосалонов. В детстве и юности мы еще ходили в кино, обычно компанией, и это было целое мероприятие. А потом я сразу перешла на CD (ненадолго) и сразу - на интернет. Удобно, конечно, но поход в кинотеатр очень настраивал на восприятие, и оттого фильмы, увиденные в кино, я помню лучше. А может, это просто потому, что тогда я была моложе?

А какой Джеймс Бонд Вам больше всех нравится - в смысле, какой актер в этой роли?

Date: 2023-01-04 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской с выставочным залом"

О, помню его - там бывали интересные выставки! Но почему именно графиков? Мне казалось, это было просто московское отделение Союза художников?

"летняя Одесса с её музеями и станциями Большого Фонтана"

А вот я так никогда и не побывала в Одессе, хотя всегда очень хотела. А видели Вы фильм "Фотографии на стене" Одесской студии? Он, конечно, совсем детский, но и сейчас неплохо смотрится - там показывают много видов города. Вот тут о нем подробно рассказывaют: https://users.livejournal.com/-arlekin-/4033554.html

Date: 2023-01-04 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А во что Вы играли на улице?

Date: 2023-01-04 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
В войнушку, в индейцев, в рыцарей — отличный пустырь был рядом с домом; во дворе футбол, хоккей. Затемно со стороны дома начинались крики родителей с балконов — поименно.

Date: 2023-01-05 01:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, в индейцев мы тоже играли, причем очень основательно! Чему весьма способствовало то, что как раз в те годы в кинотеатрах беспрерывно показывали ГДРовские фильмы про Виннету и т.д. - мы уже вспомнили их по другой ветке.

Футбол и хоккей в те времена считались неподходящими для барышень, а вот волейбол у нас был, и еще бадминтон.

А видели Вы "Жизнь на Марсе", или Вы такое не смотрите? Я бы тоже вряд ли бы стала смотреть, если бы просто прочла официальное описание. Конечно, со времени ее выхода на экраны прошло уже больше 15 лет, но все равно столь неполиткорректный герой воспринимается как глоток свежего воздуха в наш век чрезмерного вокеизма. В Англии вроде прямо целый его культ возник :)

Date: 2023-01-05 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
На пустыре нашем рос высокий тростник, который мы использовали как копья, так что индейцы мы были укомплектованные.
А латы и щиты для игры в рыцарей делали из картона.

С кино, как и с книгами, у меня что-то сломалось. Всегда был не очень концентрированный, а сейчас совсем разучился удерживать внимание на сюжете. Работа, видимо, наложила свой отпечаток: когда восемь часов в неделю имеешь дело с классификацией видео, то мозги уже не могут без быстрой смены контекста.

Date: 2023-01-05 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
Медленные лошади, 2022, вторым сезоном Мертвые львы.

Date: 2023-01-05 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] cheralpa.livejournal.com
Сами тоже играли, но это было коротким летом, когда и других развлечений хватало, а в пластилиновых играли круглый (учебный) год. Одна коробка пластилина - и вот уже готово целое племя с вождем, шаманом, красавицами-индианками, все как положено. Еще одна коробка - и появилось враждебное племя, коварно похищавшее наших женщин и уводившее их в плен. Погоня и сражение. Третья коробка - и готов форт бледнолицых, скальпы с которых после еще одной эпической битвы можно было развешивать над вигвамами. Со временем, правда, игры эволюционировали и через несколько лет мы уже лепили средневековые замки с баронами, стражниками, монахами с тонзурой и неприступными рвами вокруг них. У моего приятеля замок располагался на старом еще дореволюционном пианино, что слегка нервировало его маму, как я теперь понимаю. Но тогда недовольные взгляды взрослых нас не слишком смущали. Мы сами создавали тот мир, откуда можно было убежать из мира пионерских собраний и тоскливо-фальшивых нравоучений взрослых.

Date: 2023-01-05 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Нет, фильма не видел.

Название профсоюза именно так мне запомнилось.

Теперь это место, напротив которого приходится часто бывать.)

Date: 2023-01-05 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Почти нет. Была игра маминого детства "От луны к солнцу", где бросают кубик и идут к финишу.
А! И "Поймай рыбку"! Или "Вылови рыбку"?

Date: 2023-01-05 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"На пустыре нашем рос высокий тростник, который мы использовали как копья"

У нас был не пустырь, а так называемый "задóм", то есть, пространство за домом, где жителям разрешали самим сажать деревья, и многие этим воспользовались. К моему времени там образовался довольно дикий, заросший сад, очень подходящий для детских игр. Мы делали не копья, а луки - как сейчас помню, лучше всего для этого годились ветки вяза. А еще строили вигвамы.

"сейчас совсем разучился удерживать внимание на сюжете"

То есть, Вам кажется, что события на экране развиваются слишком медленно? За собой я заметила, что у меня есть очень узкая зона допустимого экранного темпа, и шаг в любую сторону от нее меня раздражает: если картинка меняется более медленно, мне сразу становится скучно, а если более быстро, меня злит "мелькание" :)

Date: 2023-01-05 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Боюсь, я не уловила связи с темой поста. Это какие-то сериалы о 1970-х? Если да, то расскажите, пожалуйста, подробнее.

Date: 2023-01-05 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Здорово! Мне пластилин тоже покупали, но я лепила из него не индейцев, а разных зверей, и устраивала зоопарк. Помню, для затвердевания фигурок я однажды посадила их всех на дно ванны и залила холодной водой, а мама увидела это и не обрадовалась, потому что думала, что от них останутся следы :)

А вот увлечение средневековьем меня начисто миновало: я даже Вальтера Скотта так никогда и не прочла, хотя дома было полное собрание сочинений. Почему-то меня уже в детстве мало интересовала эта эпоха - может, потому и современные фэнтези, созданные в этой оболочке, не слишком меня привлекают? А Вы читаете "средневековые" фэнтези?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 7th, 2026 12:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios