egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Ваутер Ханеграфф – академический исследователь «отвергнутого знания»: европейского оккультизма и эзотерики. Свою последнюю (на сегодняшний день) книжку он написал как руководство для студентов, подумывающих о специализации в этой области. Это чтение оказалось совершенно захватывающим!


Истоки европейской эзотерики лежат в эллинистической культуре поздней античности, переработавшей платонизм в религиозную доктрину, нацеленную на приобретение священного знания («гнозиса»), необходимого для освобождения человеческой души от ее материальной оболочки и слияния с божественным Абсолютом.

По мнению того века, ничто не могло быть одновременно новым и истинным. Платонизм считали продолжением более древних традиций: египтяне кивали на Гермеса Трисмегиста, персы – на Заратустру, греки – на Орфея и Пифагора. При этом некоторые Отцы Церкви – в частности, Климент Александрийский, Ориген Адамант и Евсевий Кесарийский – полагали, что все эти древние провидцы опирались на мудрость Моисея, полученную на горе Синай и достигшую апогея в учении Христа. Сам Блаженный Августин писал: «Учение, ныне называемое христианством, было уже у древних, как оно было у человеческой расы с ее начала до того времени, когда Христос появился во плоти. С того момента истинная религия, и до того существовавшая, стала называться христианством».

В те времена христианство еще практиковалось в виде широкого спектра учений, многие из которых содержали элементы гностицизма. Но в глазах Иринея Лионского, Ипполита Римского и Епифания Кипрского гностики были ничем не лучше идолопоклонников, ведь их практика включала «теургию», призывание Бога, чтобы тот явил себя и вступил в непосредственный контакт с призывающим. Для Иринея и Ко Платон, Заратустра и прочие были уже не предшественниками христианства, а каналами распространения ереси.

Убеждение, что нам дозволено активно добиваться контакта с Богом, а не просто пассивно ожидать сошествия его благодати, и определяет, по мнению Ханеграффа, границу между эзотерикой и нормативным христианством. Непонятно, однако, почему же обращение к Богу с молитвой не считается ересью?

Другой характерной особенностью оккультного знания, противопоставляющего его христианскому учению, Ханеграфф считает его невыразимость словами. Тут, мне кажется, было бы интересно провести параллель с даосизмом, последователи которого утверждают то же самое о дао.


Отцы Церкви в «Изборнике Святослава» 1073-го года
(фото из коллекции «Книжная миниатюра древней Руси»)
Может, кто-нибудь из читателей знает, кто есть кто на этой картинке?
Особенно мне интересна личность единственного безбородого справа

Date: 2020-09-23 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-09-23 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2020-09-23 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Чудесно

Date: 2020-09-23 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] warikap.livejournal.com
Признаться, я не уловила, как в эту картину вписываются многочисленные христиане-визионеры, утверждавшие, что узрели Бога – почему же их не считают еретиками?

Я так понимаю,подразумевается,что христианский бог может явиться в видениях исключительно по собственной инициативе,когда сочтёт нужным. Как в шпионском кино: "- Как мне вас найти,если понадобится? - Если понадобится,мы вас сами найдём". А в эзотерике,при помощи определённых манипуляций, бога можно вызвать на видеочат,как в скайпе.

Date: 2020-09-23 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, кажется, именно это и имеет в виду Ханеграфф. Но интересно, что вот обращаться к Богу с молитвой в каноническом христианстве вроде бы не является ересью, а просить о личном свидании - похоже, да. Почему так? И не странно ли это? Раньше я как-то об этом не задумывалась, а эта книжка навела меня на этот вопрос.

https://фаустина.рф/?page_id=1534

Date: 2020-09-24 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
В католичестве не так уж мало свидетельств о "личных свиданиях", если можно так выразиться, с Иисусом и Богородицей.
В заголовке - ссылка на Дневник Св.Фаустины Ковальской (1-я половина 20-го века).

Мне нравится, например, фильм Франца Верфеля:
Edited Date: 2020-09-24 03:28 pm (UTC)

Re: https://фаустина.рф/?page_id=1534

Date: 2020-09-24 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вопрос в том, разрешается ли в каноническом христианстве такого "свидания" активно добиваться, или можно только пассивно на него надеяться (например, стараясь вести праведный образ жизни и т.д.)?

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 10:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-09-29 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-29 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-09-30 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-30 10:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-10-01 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-01 09:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-10-02 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-02 10:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-10-03 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-03 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-10-03 01:30 pm (UTC) - Expand

Re: https://фаустина.рф/?page_id=1534

Date: 2020-10-16 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Автор задала вопрос: почему обращаться с Богу с молитвой и "активно добиваться" с Ним контакта - вещи разные? То, что разные - интуитивно мне понятно. Однако доводов в пользу такого понимания не нахожу. Может, у Вас найдутся?

Date: 2020-09-23 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Увлечение оккультизмом, эзотерикой и "бермудскими треугольниками" в Америке 1970ых было вызвано разными причинами, в том числе распространением психоделических препаратов.

Ныне ЛСД остается под запретом, но ширится движение за его легализацию. Важную роль сыграл знаменитый журналист Майкл Поллан, автор популярных книг про еду. Его последние бестселлер называется "How to Change Your Mind: What the New Science of Psychedelics Teaches Us About Consciousness, Dying, Addiction, Depression, and Transcendence" и описывает историю психоделиков и его личные эксперименты с ними, от ЛСД до грибочков https://en.wikipedia.org/wiki/How_to_Change_Your_Mind

В последние годы ширится также употребление психоделических свойств частично разрешенного кетамина.

Known primarily as an illicit dissociative party drug, ketamine has been used as a legal anaesthetic since 1970. In 2006, research suggesting it could help to treat severe depression led to a handful of clinics in the US offering the drug off-label. But 2019 marked a turning point in public perception, when a new version of ketamine – “esketamine” – was approved to treat depression in both the US and the UK as a nasal spray.
Most clinics, Mindbloom among them, still opt to use intravenous doses of off-label ketamine over esketamine; the latter is much more expensive, at almost $900 (£684) per session.
Unlike conventional antidepressants, which can take weeks, sometimes months, to have an effect, studies have shown that ketamine can have an enduring impact within hours. At a clinic where around 105 patients were treated with ketamine, between 75 to 80 percent felt better, compared to more traditional medications for depression, which tend to have a 35 to 40 percent success rate.

https://www.vice.com/en_us/article/g5p38b/ketamine-therapy-instagram-adverts

Вместе с ним можно ожидать возвращение интереса к оккультизму.

Date: 2020-09-23 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А разве все, принимающие ЛСД и другие психоделики жаждут именно приобщения к потустороннему миру? Мне казалось, по крайней мере некоторые из них понимают, что психоделические видения - это просто галлюцинации?

Date: 2020-09-23 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Понимают конечно. Но сам опыт, так сказать, расширения сознания может способствовать интересу к иным формам знания.

История про ЛСД от рано ушедшего гениального сатирика Билла Хикса:

“How about a positive LSD story? Wouldn't that be news-worthy, just the once? To base your decision on information rather than scare tactics and superstition and lies? I think it would be news-worthy. 'Today, a young man on acid realized that all matter is merely energy condensed to a slow vibration. That we are all one consciousness experiencing itself subjectively. There is no such thing as death, life is only a dream and we're the imagination of ourselves' . . . 'Here's Tom with the weather.”

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-24 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-24 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-24 10:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-25 12:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-25 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-26 04:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-26 11:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 01:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-27 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-27 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 06:15 pm (UTC) - Expand

Лилли

From: [identity profile] sergecpp.livejournal.com - Date: 2020-09-25 03:45 am (UTC) - Expand

Re: Лилли

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 12:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-09-24 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] anairos.livejournal.com
Убеждение, что нам дозволено активно добиваться контакта с Богом, а не просто пассивно ожидать сошествия его благодати, и определяет, по мнению Ханеграффа, границу между эзотерикой и нормативным христианством. Непонятно, однако, почему же обращение к Богу с молитвой не считается ересью?

Эта граница, строго говоря, появилась где-то во времена Реформации, каб не позже. До того был и Игнатий Лойола с духовными упражнениями, и исихазм, который весь целиком, от начала до конца, про "активно добиваться контакта с Богом", и многое, многое другое. Это потом из христианства начали всеми силами изгонять "магию", "суеверие" и "идолопоклонство", оставляя только систему внутренних принципов и убеждений, которым нужно следовать.

Куда важнее разница в символических системах, структурирующих воображение. Христианская "теургия" опиралась исключительно на образы и истории из Писания, в то время как будущая эзотерика – на образы и символы, взятые из космоса, в первую очередь стихии и планеты. Ренессанс добавил туда ещё и своеобразно понятую каббалу.

А просительная молитва была предметом богословских споров несколько столетий и остаётся таковым даже сейчас. Основной ответ на парадокс "как могут человеческие действия изменить решение вневременного всемогущего всеведущего Бога?" гласит, что действия меняют человека и ситуацию, и в новых обстоятельствах Бог будет действовать иначе.

Date: 2020-09-24 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за подробный комментарий!

"До того был и Игнатий Лойола с духовными упражнениями, и исихазм, который весь целиком, от начала до конца, про "активно добиваться контакта с Богом", и многое, многое другое"

Исихазм Ханеграфф не упоминает, и я такого слова прежде никогда не слышала, но Вики пишет, что, действительно, исихасты вроде даже не просто добивались контакта с Богом, а считали, что такой контакт приводит к "обожению" самого человека! А к чему стремился Лойола?

"Это потом из христианства начали всеми силами изгонять "магию", "суеверие" и "идолопоклонство""

Ну, идолопоклонство-то, положим, запрещено уже 2-й заповедью: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Но граница между каноном и ересью, похоже, действительно очень тонкая.

"Христианская "теургия" опиралась исключительно на образы и истории из Писания, в то время как будущая эзотерика – на образы и символы, взятые из космоса"

Да, мне тоже показалось, что выводить эзотерику исключительно из "отвергнутого" христианства - как-то не совсем правильно. Ведь в тех землях, куда постепенно распространялось христианство, уже были какие-то местные культы, и они не могли не влиять. Но вот ведущую роль неоплатонизма во всем этом я раньше не осознавала.

"А просительная молитва была предметом богословских споров несколько столетий и остаётся таковым даже сейчас"

И не удивительно: тут уж, что называется, либо крестик сними, либо трусы надень :) Понятно, что, если начисто лишить людей возможности влиять на миропорядок, то религия просто утратит свою психологическую привлекательность. Так что вопрос, скорее, надо перевернуть другим боком: почему, собственно, желание узреть Бога с какого-то момента стали считать еретическим? В Новом-то завете ясно сказано: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1:18). Но и в Старом ведь непосредственно Бога никто не видит, только Иаков с ним борется во сне (и то, непонятно, был ли это сам Бог, или все-таки ангел)? Или я ошибаюсь?

Date: 2020-09-24 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] anairos.livejournal.com
Ох. У меня на эту тему было никак не меньше десятка постов, и всё, что я хочу сказать, в формат комментария никак не впишется. Это, по-хорошему, нужно встречаться в реале и за чашкой чая кратенько, часа на два, всё обсудить :)

Исихазм Ханеграфф не упоминает, и я такого слова прежде никогда не слышала, но Вики пишет, что, действительно, исихасты вроде даже не просто добивались контакта с Богом, а считали, что такой контакт приводит к "обожению" самого человека! А к чему стремился Лойола?

Исихазм был автохтонной православной практикой "йоги" – духовного преображения человека через созерцание и тренировку ума.

Лойола – автор термина "медитация", к индийским техникам это слово применили только в 19 веке. По его системе подвижник должен был восходить к общению с небесами, визуализируя различные образы – Христа, основные моменты его жизни и смерти, рай, ад, конец света и многое другое.

Ну, идолопоклонство-то, положим, запрещено уже 2-й заповедью: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли". Но граница между каноном и ересью, похоже, действительно очень тонкая.

У меня об этом было вот тут: Три кита язычества.

Запрет идолопоклонства и запрет изображать Бога – разные вещи и могут существовать раздельно. Тут вся суть в том, насколько религия допускает присутствие Бога в мире, и если допускает, то где именно.

В ортодоксально-кафолической традиции Бог пребывает вне мира, но присутствует в мире своей благодатью и явлениями Святого Духа. Поэтому совершаются чудеса, поэтому действенны святыни, и поэтому существуют живые святые – люди, ещё при жизни удостоенные чести быть средоточием благодати на земле.

Протестантизм отверг это учение. Бог полностью вне мира, не присутствует ни в чём материальном, и действует только в душе человека, поскольку она невещественна и после смерти отправляется к Богу. Аналогично, и дьявол может действовать только в душе, искушая человека греховными помыслами.

Соответственно, ортодоксально-кафолическая традиция создала целый богословский раздел, чтобы обосновать, почему икона не является идолом, но всё равно заслуживает почитания (в иконе, по этому учению, Бог присутствует ипостасно, а не природно). Но для протестантов икона – всё равно идол, потому что ничто тварное не должно быть предметом почитания. А вот изображать Бога они очень даже любят.

Да, мне тоже показалось, что выводить эзотерику исключительно из "отвергнутого" христианства - как-то не совсем правильно. Ведь в тех землях, куда постепенно распространялось христианство, уже были какие-то местные культы, и они не могли не влиять. Но вот ведущую роль неоплатонизма во всем этом я раньше не осознавала.

Не "отвергнутого христианства", а "отвергнутого христианством". Это постоянная тема у Ханеграафа – эзотеризм как Другой западной цивилизации. Туда попадало всё, что осознавалось как чужое, искажённое, неправильное. То, что делают только они, но ни в коем случае не мы.

Но народные дохристианские верования народов Европы не играли здесь сколько-нибудь значительной роли по крайней мере до начала двадцатого века. Оккультизм был книжной традицией, для обеспеченных и образованных людей. Учёные маги презирали народные суеверия и веру в колдовство и ведовство.

У меня была переводная статья "Источник магии" в двух частях. Там об этом рассказано под чуточку другим углом, чем у Ханеграафа.

От исконной европейской ведовской традиции остались рожки да ножки, и то там, куда церковь плохо дотягивалась, например, в Румынии или в Полесье. В остальных местах она перешла в область фольклора и мутировала там в классическое дьяволопоклонничество с шабашами и целованием козла.

Викка, претендующая быть возрождением этой традиции – новодел. Это церемониальная магия Золотой Зари, перекрашенная на неоязыческий лад.

Куда более живучей оказалась народная магия, основанная на вере в волшебный народ – троллей, чертей, эльфов. Но как раз над ней-то образованные городские оккультисты больше всего и потешались.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-24 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-25 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-25 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-26 04:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 09:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 03:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 05:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 10:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-29 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-29 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-29 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-29 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-11 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-10-12 05:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-12 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-30 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2020-09-25 05:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-10-04 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мирча Элиаде понимает под (христианской) эзотерикой вроде бы не совсем то, что Ханеграфф - его понимание ближе к Вашему: "Эзотерика, или, другими словами, инициатическая передача учений и практик, предназначенных ограниченному числу адептов, отмечена во всех великих религиях эллинистической эпохи и рубежа новой эры". Иными словами, некоторые Отцы Церкви не довольствовались Писанием, а полагались еще и на апостольское устное предание, передаваемое только посвященным - и вот оно-то и есть эзотерика.

Элиаде цитирует Климента Александрийского: "Иакову Праведнику, Иоанну и Петру Господь после своего воскресения дал знание (гнозис); они же передали его другим апостолам; другие апостолы передали его семидесяти, одним из коих был Варнава". Правильно ли я понимаю, что православие отличает большая эзотерика в этом смысле, чем католичество? Оттого и исихазм.

Date: 2020-10-05 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] anairos.livejournal.com
Правильно ли я понимаю, что православие отличает большая эзотерика в этом смысле, чем католичество? Оттого и исихазм.

Не совсем. Вы опять смешиваете два разных смысла слова "эзотерика" -- собственно тайное учение и конкретное содержание этого учения.

Европейский эзотеризм называется эзотеризмом не потому, что он проповедовал достижение личного контакта с потусторонним миром при помощи магических ритуалов, а потому, что позиционировал себя как тайное учение, лежавшее в основе всех религий Откровения, от Заратустры до Христа.

Ортодоксально-кафолическая традиция действительно вся насквозь эзотерична. Писание открыто всем, но Писание можно понимать только в свете Предания, а Предание передаётся исключительно среди богодухновенных праведников, из Писания оно не выводится.

В этом отношении православные от католиков не отличаются. Предание одинаково важно и для тех, и для других, просто оно у них разное.

Протестантизм родился в том числе из отрицания этой эзотерики. Протестанты учат, что в Писании Бог открывает нам всё, что нужно знать для нашего спасения, а правильное понимание Писания требует только знаний и умственных усилий, а не особого частного откровения.

Православие куда более магично, чем католицизм. В православной традиции обладание духовной силой и дарами чудотворения считается однозначным признаком близости к Богу. Ложного чудотворца можно отличить только по тому, что он слабее чудотворцев истинных (а также святынь Церкви).

Соответственно, в православии уже много веков идеалом духовной жизни считается живой святой -- старец, чудотворец, проводник и возвеститель Божьей силы и воли в мире.

В этом смысле можно говорить, что рядовой православный -- больше эзотерик, чем рядовой католик. Старцы для него вполне могут быть авторитетнее не только иерархов церкви, но и Писания, потому что они "богодухновенны". Однако официальное учение церкви такого не признаёт. Старец там, наоборот, авторитетен лишь постольку, поскольку его слова не расходятся с Писанием и Преданием.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-05 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2020-10-05 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-05 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2020-10-05 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-10-05 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2020-10-05 01:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-09-25 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] wangden.livejournal.com
невыразимость словами. Тут, мне кажется, было бы интересно провести параллель с даосизмом, последователи которого утверждают то же самое о дао.

Безусловно, но невыразимость словами абсолютного знания утверждают и буддизм, и индуизм... Вообще это, мне кажется, характернo для эзотерических учений.

Date: 2020-09-25 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но ведь буддизм и индуизм и не относят к эзотерике? Вроде бы их оба считают религиями, хотя буддизм, как я понимаю, и не является теизмом. Было бы неплохо разобраться, где проходит граница между религией и эзотерикой, но мне это пока не удалось.

Date: 2020-09-25 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] wangden.livejournal.com
Ну, в том и другом эзотерика есть. А сама идея, что высшая правда невыразима словами, и там, и там присутствует.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-25 10:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-25 10:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-26 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-26 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wangden.livejournal.com - Date: 2020-09-26 10:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-09-26 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] anairos.livejournal.com
Если придираться к терминам, то в любой религии может быть экзотерическая и эзотерическая сторона, то есть то, что об этой религии известно всем, и то, что нужно постигать изнутри, на себе, чтобы понять.

Например, в первые века в римском христианстве эзотерической частью было учение о телесном воскресении мёртвых в конце времён. Эта мысль в головах людей античности не очень укладывалась. Они считали, что плоть враждует с духом, а Бог есть дух, и с какой стати Богу снова запихивать освободившиеся души в тела? Поэтому на такую сложную тему говорили только с учениками, которые уже прониклись христианским отношением к телесности.

В буддизме эзотерическими обычно называют закрытые тантрические учения, которые не слишком распространялись о своих методах и практиках.

Индуизм – вообще сложное явление. Он в принципе не является религией в том смысле, что христианство или ислам. Есть мифоритуальный комплекс почитания индийских богов. Есть три богословских картины мира (брахманизм, вишнуизм, шиваизм). Есть шесть ортодоксальных школ, ставящих целью освобождение от сансары, и некоторое количество неортодоксальных, одной из которых был когда-то буддизм.

Европейский эзотеризм претендует на то, чтобы быть эзотерической стороной всех религий вообще, но в действительности это отдельное течение, которое даже к христианству особого отношения не имеет.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-26 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-26 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-27 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-27 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 05:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-28 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-28 10:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-29 06:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-09-29 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anairos.livejournal.com - Date: 2020-09-29 12:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-09-27 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Не читал, но осуждаю!

Date: 2020-09-28 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Зря - книжка очень занятная, и я уже давно собиралась ее прочесть! Автору удалось упорядочить очень разрозненный материал в какую-то постижимую систему. Особенно мне нравится то, что у него нет тут никакого conflict of interest - сам он, как я понимаю, ни во что не верит, даже в черта на зло всем, так что рассказывает обо всех этих верованиях исключительно как отстраненный препаратор.

Date: 2024-02-22 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] azonips.livejournal.com

//Убеждение, что нам дозволено активно добиваться контакта с Богом,
//а не просто пассивно ожидать сошествия его благодати, и определяет,
//по мнению Ханеграффа, границу между эзотерикой и нормативным христианством. 


Я все комментарии не прочитал, но наверняка кто-то уже указал на Таинство Евхаристии в этом контексте.
Но если вдруг нет, то вот.


Date: 2024-02-22 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, Причастие как-то не очень подпадает под категорию "активно добиваться контакта с Богом", все-таки это сугубо пассивный символический акт. Насколько я поняла, Ханеграаф тут имеет в виду скорее нечто вроде желания увидеть Бога лично. Меня-то больше смутила молитва, которая вроде бы является попыткой активно воздействовать на Бога и, тем не менее, практикуется в канонических религиях.

Date: 2024-02-22 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] azonips.livejournal.com

/ это сугубо пассивный символический акт

Ну, как бы нет. По учению Церкви, т.е. того самого "нормативного христианства", это именно что самая непосредственная встреча с Богом в наивысшей, видимо, доступной степени, а именно - присовокупление к божественному естеству. Это даже в википедии написано. Прям битым словом. Но никто не читает видимо.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-22 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] azonips.livejournal.com - Date: 2024-02-22 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-02-23 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] azonips.livejournal.com - Date: 2024-02-25 10:47 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios