Зачем так нежно обещала
Oct. 30th, 2019 10:00 amА между тем, естествознание никому не обещало никакой «окончательной истины». Выдвижение фальсифицируемых гипотез и проверка их на опыте гарантирует только постоянный прирост знания. Сейчас некоторые области физики оказались в трудной ситуации: проверка текущих гипотез требует недоступных нам энергий. Если мы не отыщем менее энергозатратные способы проверки, придется признать, что в этом направлении мы уперлись в потолок. А может, мы откажемся от продолжения этих исследований просто потому, что решим, что нужные для этого деньги – а их ведь требуется все больше и больше! – лучше потратить на пенсии.
В биологии технические ограничения пока не чувствуются – напротив, мы переживаем настоящий бум новых методик. Но и в биологии смутно ощущается некое «начало конца», хотя и совсем по другой причине. Новые методики, особенно связанные с производством модных «биг дата», требуют не кустарей-одиночек, а целых научных коллективов, каждый член которого – винтик в машине, от которого мало что зависит. Иными словами, биология предоставляет все меньше возможностей для творчества – а раз так, то рано или поздно творческие люди уйдут в другие области.
Наконец, наши попытки применить естественно-научный подход к самим себе – психология, социология, даже медицина и экономика – заранее ограничены тем, что мы не хотим использовать людей как морских свинок (да и опыты со свинками, кстати сказать, сегодня регулируются более строго, чем было еще совсем недавно). Интеллектуальная смелость тех, кто в этих условиях пытаются хоть что-то понять, не может не вызывать восхищения.
no subject
Date: 2019-10-30 03:02 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2019-10-30 10:36 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2019-10-30 03:14 pm (UTC)Все же она обещала и еще как. Каждый раз, когда принимается большая программа, открывается институт, делаются обещания. В научпопе они делаются рутинно и самые решительные. Нам может показаться, что всем понятно, что это чистая формальность. Но ведь речь идет об обществе, а не только о научниках. Например, в 1971 г была объявлена война раковым заболеваниям. На этом пути было делано немало эпатажных заявлений, но вот прошло 50 лет, а рак по-прежнему одна из главных причин смертности. Скажете, что никто никаких обещаний не давал?
прошло 50 лет, а рак по-прежнему одна из главных причин с
Date: 2019-10-30 04:54 pm (UTC)Продолжительность жизни за это время выросла изрядно.
Но люди не стали бессмертны.
Если стали успешнее лечить и предупреждать инфаркты, то человек, который не умер от скарлатины в 3 года, от чахотки в 30 и от инфаркта в 50, - помирает позже от рака. Доля увеличивается.
Наверно где-то есть статистика, скольки процентам раковых больных продлевают жизнь на много лет.
no subject
Date: 2019-10-30 10:46 pm (UTC)Как Вы отлично знаете сами, нынешняя система финансирования науки устроена так, что, если Вы не напишете в своей заявке, что беретесь вылечить рак, Альцгеймер или там Паркинсон за пятилетку, то денег на исследования Вам не дадут. Но стоит ли винить в этом самих ученых?
"В научпопе они делаются рутинно и самые решительные"
Научпоп - это отдельная проблема. На этом поприще порой подвизаются люди, не слишком сведущие и не слишком добросовестные - но ученые в этом, опять же, едва ли виноваты.
"прошло 50 лет, а рак по-прежнему одна из главных причин смертности"
Насколько я знаю, как раз в области легчения рака достигнуты очень значительные успехи: многие его виды сегодня успешно лечатся (в основном иммунологическими методами). А то, что рак продолжает оставаться серьезной угрозой, вызвано еще и тем, что вероятность раковых заболеваний все время увеличивается параллельно с увеличиением длительности жизни.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как иллю
From:Re: Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как ил
From:Re: Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как ил
From:Re: Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как ил
From:Re: Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как ил
From:Re: Я прочла, кажется, только одну его книжку ("Бог как ил
From:должно быть оговорено в конституции страны
From:Re: должно быть оговорено в конституции страны
From:Re: должно быть оговорено в конституции страны
From:Re: должно быть оговорено в конституции страны
From:искоренения религии административными методами
From:Re: искоренения религии административными методами
From:Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Re: Само наличие такой графы - уже как-то не того :(
From:Израиль же в этом отношении находится где-то на уровне
From:Re: Израиль же в этом отношении находится где-то на уров
From:Спасибо, мне было бы очень интересно.
From:Re: Спасибо, мне было бы очень интересно.
From:я несколько лет работала в Медицинском колледже Yeshiva Uni
From:Re: я несколько лет работала в Медицинском колледже Yeshiva
From:Это же Нью-Йорк, а не Израиль
From:Re: Это же Нью-Йорк, а не Израиль
From:важным шагом на пути к секуляризации!
From:Re: важным шагом на пути к секуляризации!
From:Если вообще разрешать частные школы (а почему нет?)
From:Re: Если вообще разрешать частные школы (а почему нет?)
From:"У нас нет конституции"
From:Re: "У нас нет конституции"
From:учитывают много разных параметров.
From:Re: учитывают много разных параметров.
From:наука есть наилучший способ познания мира
From:Re: наука есть наилучший способ познания мира
From:Воспринимается ли то, что наука в лице своих представи
From:Re: Воспринимается ли то, что наука в лице своих предста
From:вот такое заявление было сделано в 2003 году.
From:Re: Воспринимается ли то, что наука в лице своих предста
From:Re: Воспринимается ли то, что наука в лице своих предста
From:Re: Воспринимается ли то, что наука в лице своих предста
From:no subject
Date: 2019-10-30 03:54 pm (UTC)Ну по любому, никто не обещал это сейчас.
"А между тем, естествознание никому не обещало никакой «окончательной истины»."
"Иными словами, биология предоставляет все меньше возможностей для творчества – а раз так, то рано или поздно творческие люди уйдут в другие области."
Они вообще не пойдут в науку, потому что нафиг надо. Будут делать рекламный клипы.
Когда я был маленький, мне казалось, что творчество должно привести к чему то монументальному. Сейчас же творчество - это возможность создать то, что привлечет внимание и шокирует. Я не представляю себе, зачем будущие поколения пойдут в науку. Быть дизайнером или копирайтером гораздо прикольнее. И результат получается неизмеримо быстрее.
no subject
Date: 2019-10-30 10:48 pm (UTC)Да, именно так: может статься, что другие области деятельности - искусство в том числе - покажутся следующим поколениям более привлекательными, чем наука.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Быть дизайнером или копирайтером гораздо прикольнее.
Date: 2019-11-02 06:17 am (UTC)ИМХО: не переведутся люди, которым интересна наука.
А много их и не надо.
Ученых были ЕДИНИЦЫ до ХХ века.
Возможно, человечество к этому вернется.
Re: Быть дизайнером или копирайтером гораздо прикольне
From:Re: Быть дизайнером или копирайтером гораздо прикольне
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-10-30 04:01 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-30 10:53 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:изучение имманентных свойств лебединого организма
From:Re: изучение имманентных свойств лебединого организма
From:no subject
Date: 2019-10-30 04:17 pm (UTC)Это близко к тому, о чем мы с Вами недавно говорили. Можно спорить с тем или иным авторитетом, конечно, или тем или иным мнением, однако взгляд этот был весьма и весьма распространён. Вот буквально намедни, проходя, вижу, что дети смотрят фильм, снятый в Польше ещё в 70-е, и слышу, как один персонаж говорит другому почти буквально то, что я писал Вам: 'нет больше никаких тайн. Если наука ееще до чего-то не добралась, то очень скоро обязательно доберётся и все раз'яснит'. Конечно, это утрировано-комичный момент, но пародирует он вполне реально существовавший (да и по сей день не исчезнувший) взгляд. И если сегодня он свойственен, скорее, людям, от науки весьма далеким, то лет 100 или немного менее назад его могли высказывать и тиражировать и вполне авторитетные 'властители дум'.
no subject
Date: 2019-10-30 10:58 pm (UTC)Тургеневский Базаров (https://egovoru.livejournal.com/111290.html) был художественным воплощением этих преставлений, но сейчас, мне кажется, такой тип - редкость?
(no subject)
From:(no subject)
From:икусство - вовсе не антагонист науке
From:no subject
Date: 2019-10-30 05:08 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-30 11:02 pm (UTC)В Советском Союзе, как Вы сами отлично знаете, было централизованное планирование. После войны стояла задача создания бомбы, а это невозможно без развтия науки. Когда бомбу сделали, руководство страны решило, что наука больше не нужна.
no subject
Date: 2019-10-30 05:12 pm (UTC)Я не согласна с антитезой коллектив-творчество. Чем коллектив мешает творчеству? Если человек к творчеству расположен, он и в коллективе сотворит. А коллектив поможет довести до ума. Кстати, если в коллективе никто не творит, то далеко этот коллектив не уедет, чему не раз наблюдала примеры. Более того, на мой взгляд, творческий подход необходим и для вполне тривиальных вещей, а не только для грандиозных задач. И в любом коллективе происходит разделение ролей.
no subject
Date: 2019-10-30 11:08 pm (UTC)Согласна, что условия для творчества есть везде и всегда - было бы желание творить. Но уровень мотивации сильно зависит от организации труда. Труд краснодеревщика, самостоятельно выносившего замысел и сработавшего, скажем, стул, с начала до конца, приносит ему гораздо больше психологического удовлетворения, чем труд сборщика автомобилей у конвейера, закручивающего одну определенную гайку из тысячи требующихся. Если ты - двадцать пятый по счету из пятидесяти автор научной статьи, как-то трудновато почувствовать психологическое удовлетворение, разве нет?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-10-30 05:47 pm (UTC)А некогда, надо формы на гранты заполнять.
no subject
Date: 2019-10-30 11:10 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2019-10-30 06:08 pm (UTC)У вас ничего не было".
- любимая цитата моего приятеля! :))
no subject
Date: 2019-10-30 06:14 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-30 11:12 pm (UTC)Я, к сожалению, так и не могу понять, что же именно называют "сциентизмом"?
"Не следует выдавать ваше собственное мнение за мнение всех ученых"
А где я написала, что это - мнение всех ученых?
(no subject)
From:эмпирическая наука есть единственный и достаточный сп
From:RE: эмпирическая наука есть единственный и достаточный
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-10-30 11:34 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-30 11:11 pm (UTC)С самого начала наука обещала очень многое, как подпорка богословия. Концепция двух книг Бэкона, например. И , в общем, не оправдала надежд. Вместо коммунизма была олимпиада.
no subject
Date: 2019-10-30 11:19 pm (UTC)Я знаю только "Новый органон" с его "Знание - сила". А какая вторая книга?
"в общем, не оправдала надежд"
То есть, пенициллин, самолеты и компьютеры - не в счет?
"Вместо коммунизма была олимпиада"
Коммунизм все-таки никакого отношения к науке не имеет.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:А какие научные открытия легли в основу современных са
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:чуть ли не каждый год совершались эпохальные научные
From:Re: чуть ли не каждый год совершались эпохальные научны
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-11-02 09:48 am (UTC)Метафора "винтика в механизме" выглядит чем-то плохим только для тех, кто не понимает, что винтик винтику рознь - если некоторые винтики вынуть, то весь механизм развалится.
Впрочем, наука и человеческое знание вообще - не механизм. Механизмы не растут и не трансформируются.
no subject
Date: 2019-11-02 01:22 pm (UTC)Можно описать проблему, которая мне здесь видится, и не употребляя этого слова. Как говорят, из одних первых скрипок нельзя составить оркестр - и еще, когда двое едут на одной лошади, один неизбежно сидит сзади. Так же и в науке, когда исследования требуют больших коллективов, большая часть членов этих коллективов лишена возможности (и ответственности) принимать решения - они просто делают то, что им говорит начальник, иначе все коллективное усилие пойдет насмарку. А невозможность самому принимать решения, иначе говоря, делать, что хочешь - тяжелое психологическое бремя для большинства людей, пока все еще наделенных свободой воли.
Конечно, для решения этой проблмы существуют, например, разнообразные хобби, но проблема в том, что работа в коллективе может быть к тому же и настолько изматывающей, что на хобби сил уже не остается. Собственно, это, конечно, проблема далеко не только науки, но и вообще коллективного прозводства, где она известна уже давно - просто теперь она коснулась и науки.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:ДайдЖЖест: интересное из блогов (2)
Date: 2019-11-23 02:07 pm (UTC)