egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Нынче все чаще слышишь претензии: дескать, ученые обещали нам ответы на все вопросы, решение всех проблем, истину в последней инстанции на тарелочке с голубой каемочкой – и где же все это? Увы, даже хорошие журналисты вроде Джона Хоргана поддались этим настроениям. Правда, Хорган, по его собственному признанию, вырос в католической среде, а Священное писание настраивает на поиски его аналога в природе.


А между тем, естествознание никому не обещало никакой «окончательной истины». Выдвижение фальсифицируемых гипотез и проверка их на опыте гарантирует только постоянный прирост знания. Сейчас некоторые области физики оказались в трудной ситуации: проверка текущих гипотез требует недоступных нам энергий. Если мы не отыщем менее энергозатратные способы проверки, придется признать, что в этом направлении мы уперлись в потолок. А может, мы откажемся от продолжения этих исследований просто потому, что решим, что нужные для этого деньги – а их ведь требуется все больше и больше! – лучше потратить на пенсии.

В биологии технические ограничения пока не чувствуются – напротив, мы переживаем настоящий бум новых методик. Но и в биологии смутно ощущается некое «начало конца», хотя и совсем по другой причине. Новые методики, особенно связанные с производством модных «биг дата», требуют не кустарей-одиночек, а целых научных коллективов, каждый член которого – винтик в машине, от которого мало что зависит. Иными словами, биология предоставляет все меньше возможностей для творчества – а раз так, то рано или поздно творческие люди уйдут в другие области.

Наконец, наши попытки применить естественно-научный подход к самим себе – психология, социология, даже медицина и экономика – заранее ограничены тем, что мы не хотим использовать людей как морских свинок (да и опыты со свинками, кстати сказать, сегодня регулируются более строго, чем было еще совсем недавно). Интеллектуальная смелость тех, кто в этих условиях пытаются хоть что-то понять, не может не вызывать восхищения.


Беседа с Джоном Хорганом о его книжке «Конец науки»

Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2019-10-30 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2019-10-30 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
Не читал Хоргана, но во многом с ним согласен.:)

Все же она обещала и еще как. Каждый раз, когда принимается большая программа, открывается институт, делаются обещания. В научпопе они делаются рутинно и самые решительные. Нам может показаться, что всем понятно, что это чистая формальность. Но ведь речь идет об обществе, а не только о научниках. Например, в 1971 г была объявлена война раковым заболеваниям. На этом пути было делано немало эпатажных заявлений, но вот прошло 50 лет, а рак по-прежнему одна из главных причин смертности. Скажете, что никто никаких обещаний не давал?

Date: 2019-10-30 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"ученые обещали нам ответы на все вопросы, решение всех проблем, истину в последней инстанции на тарелочке с голубой каемочкой – и где же все это"
Ну по любому, никто не обещал это сейчас.

"А между тем, естествознание никому не обещало никакой «окончательной истины»."
Handshake_Emoji_Icon_ios10_large.png

"Иными словами, биология предоставляет все меньше возможностей для творчества – а раз так, то рано или поздно творческие люди уйдут в другие области."
Они вообще не пойдут в науку, потому что нафиг надо. Будут делать рекламный клипы.
Когда я был маленький, мне казалось, что творчество должно привести к чему то монументальному. Сейчас же творчество - это возможность создать то, что привлечет внимание и шокирует. Я не представляю себе, зачем будущие поколения пойдут в науку. Быть дизайнером или копирайтером гораздо прикольнее. И результат получается неизмеримо быстрее.

Date: 2019-10-30 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] a-spyd.livejournal.com
По-моему, психология, социология, экономика -- как раз те области, где с критерием Поппера не всё в порядке :)

Date: 2019-10-30 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vz-z-z-hobbit.livejournal.com
***естествознание никому не обещало никакой «окончательной истины»***

Это близко к тому, о чем мы с Вами недавно говорили. Можно спорить с тем или иным авторитетом, конечно, или тем или иным мнением, однако взгляд этот был весьма и весьма распространён. Вот буквально намедни, проходя, вижу, что дети смотрят фильм, снятый в Польше ещё в 70-е, и слышу, как один персонаж говорит другому почти буквально то, что я писал Вам: 'нет больше никаких тайн. Если наука ееще до чего-то не добралась, то очень скоро обязательно доберётся и все раз'яснит'. Конечно, это утрировано-комичный момент, но пародирует он вполне реально существовавший (да и по сей день не исчезнувший) взгляд. И если сегодня он свойственен, скорее, людям, от науки весьма далеким, то лет 100 или немного менее назад его могли высказывать и тиражировать и вполне авторитетные 'властители дум'.
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Ну и что ?
Продолжительность жизни за это время выросла изрядно.
Но люди не стали бессмертны.
Если стали успешнее лечить и предупреждать инфаркты, то человек, который не умер от скарлатины в 3 года, от чахотки в 30 и от инфаркта в 50, - помирает позже от рака. Доля увеличивается.

Наверно где-то есть статистика, скольки процентам раковых больных продлевают жизнь на много лет.

Date: 2019-10-30 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kosarex.livejournal.com
В той же биологии наука это такая система, где, если ты не начальник, ты никто. Причем это сложилось ещё при социализме. Далее мы имеем реакцию поколений. Послевоенное поколение получило свой кусок славы, возможностей и даже деньги. Следующие поколение получило зауженные возможности. Короче, его кинули. Сейчас мы имеем третье поколение, знающее, что продукты интеллектуальной смелости прикарманят. В таких случаях начинается забастовка психики. Пресловутые творческие личности с одинаковым успехом могут сменить поле деятельности даже на работу у конвейера и никогда не узнать, что в других условиях они бы стали первооткрывателями. Поэтому вычислить таких граждан и направить их в науку невозможно.

Date: 2019-10-30 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я не согласна с антитезой коллектив-творчество. Чем коллектив мешает творчеству? Если человек к творчеству расположен, он и в коллективе сотворит. А коллектив поможет довести до ума. Кстати, если в коллективе никто не творит, то далеко этот коллектив не уедет, чему не раз наблюдала примеры. Более того, на мой взгляд, творческий подход необходим и для вполне тривиальных вещей, а не только для грандиозных задач. И в любом коллективе происходит разделение ролей.

Date: 2019-10-30 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Открытие КХД, ОТО и приложение квантов к твердому телу и было таким деликатесом на блюдечке с каемочкой. Теперь пришло осознание того, что посуду после пиршества духа надо бы вымыть.

А некогда, надо формы на гранты заполнять.
Edited Date: 2019-10-30 05:48 pm (UTC)

Date: 2019-10-30 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
"У вас ничего не украли.
У вас ничего не было".
- любимая цитата моего приятеля! :))

Date: 2019-10-30 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Достаточно много ученых стоят на позициях сциентизма. Поэтому ваше утверждение о том, что наука не обещала ответы на все вопросы фактичеки неправильно. Есть и были ученые, которые это обещали и обещают. Не следует выдавать ваше собственное мнение за мнение всех ученых.

Date: 2019-10-30 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2019-10-30 10:42 pm (UTC)

Date: 2019-10-30 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Все же она обещала и еще как"

Как Вы отлично знаете сами, нынешняя система финансирования науки устроена так, что, если Вы не напишете в своей заявке, что беретесь вылечить рак, Альцгеймер или там Паркинсон за пятилетку, то денег на исследования Вам не дадут. Но стоит ли винить в этом самих ученых?

"В научпопе они делаются рутинно и самые решительные"

Научпоп - это отдельная проблема. На этом поприще порой подвизаются люди, не слишком сведущие и не слишком добросовестные - но ученые в этом, опять же, едва ли виноваты.

"прошло 50 лет, а рак по-прежнему одна из главных причин смертности"

Насколько я знаю, как раз в области легчения рака достигнуты очень значительные успехи: многие его виды сегодня успешно лечатся (в основном иммунологическими методами). А то, что рак продолжает оставаться серьезной угрозой, вызвано еще и тем, что вероятность раковых заболеваний все время увеличивается параллельно с увеличиением длительности жизни.

Date: 2019-10-30 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Они вообще не пойдут в науку, потому что нафиг надо"

Да, именно так: может статься, что другие области деятельности - искусство в том числе - покажутся следующим поколениям более привлекательными, чем наука.

Date: 2019-10-30 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Эти области долгое время развивались как чисто умозрительные, то есть, требование эмпирической проверки гипотез к ним вообще не предъявлялось. Теперь необходимость такой проверки осознается уже многими, но она в этих областях очень сложна: и потому, что сами изучаемые системы неизмеримо сложнее, чем в естествознании, и из-за этических ограничений, которые я упомянула в тексте поста.

Date: 2019-10-30 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"лет 100 или немного менее назад его могли высказывать и тиражировать и вполне авторитетные 'властители дум'"

Тургеневский Базаров (https://egovoru.livejournal.com/111290.html) был художественным воплощением этих преставлений, но сейчас, мне кажется, такой тип - редкость?

Date: 2019-10-30 11:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Послевоенное поколение получило свой кусок славы, возможностей и даже деньги. Следующие поколение получило зауженные возможности"

В Советском Союзе, как Вы сами отлично знаете, было централизованное планирование. После войны стояла задача создания бомбы, а это невозможно без развтия науки. Когда бомбу сделали, руководство страны решило, что наука больше не нужна.

Date: 2019-10-30 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Если человек к творчеству расположен, он и в коллективе сотворит"

Согласна, что условия для творчества есть везде и всегда - было бы желание творить. Но уровень мотивации сильно зависит от организации труда. Труд краснодеревщика, самостоятельно выносившего замысел и сработавшего, скажем, стул, с начала до конца, приносит ему гораздо больше психологического удовлетворения, чем труд сборщика автомобилей у конвейера, закручивающего одну определенную гайку из тысячи требующихся. Если ты - двадцать пятый по счету из пятидесяти автор научной статьи, как-то трудновато почувствовать психологическое удовлетворение, разве нет?

Date: 2019-10-30 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласитесь, что перечисленные Вами достижения все же не являются "истиной в последней инстанции"?

Date: 2019-10-30 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] protey-009.livejournal.com

С самого начала наука обещала очень многое,  как подпорка богословия. Концепция двух книг Бэкона, например. И , в общем,  не оправдала надежд. Вместо коммунизма была олимпиада.

Date: 2019-10-30 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Достаточно много ученых стоят на позициях сциентизма"

Я, к сожалению, так и не могу понять, что же именно называют "сциентизмом"?

"Не следует выдавать ваше собственное мнение за мнение всех ученых"

А где я написала, что это - мнение всех ученых?

Date: 2019-10-30 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] partizan-1812.livejournal.com
Если это и есть набор объяснений для общества тому факту, что обещания, сделанные наукой в лице и научпопа, и научных администраторов, не стоит принимать во внимание, то такая позиция не представляется мне ни убедительной, ни политически выигрышной.

Date: 2019-10-30 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Концепция двух книг Бэкона, например"

Я знаю только "Новый органон" с его "Знание - сила". А какая вторая книга?

"в общем, не оправдала надежд"

То есть, пенициллин, самолеты и компьютеры - не в счет?

"Вместо коммунизма была олимпиада"

Коммунизм все-таки никакого отношения к науке не имеет.

Date: 2019-10-30 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
На мой взгляд, требовать от ученых каких-то обещаний вообще не приходится, потому что наука - это поди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что :) Если бы у нас был неограниченный ресурс денег, мы могли бы просто раздавать их всем, кто хочет заниматься наукой. Но пока таких желающих все же больше, чем выделяемых на это денег - несмотря даже на то, что авторитет науки в обществе постоянно падает.
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 04:19 am
Powered by Dreamwidth Studios