Если б в мире законом была справедливость
Oct. 25th, 2016 11:00 pmВ русскоязычной литературе принято деление на «уравнительную» и «распределительную» справедливость, но мне оно кажется излишним. Ведь и в том, и в другом случае речь идет о пропорциональности воздаяния, только первый описывает равное воздаяние за равные заслуги, а второй – разное за разные.
Мы считаем справедливым предоставлять равное право на жизнь всем людям просто на основании того, что они люди. В самом деле, было бы трудновато рассчитать здесь какие-то пропорции: непонятно, что такое – быть человеком, скажем, на 80%, или что такое 20% права на жизнь ;) Но вот в отношении субстанций исчисляемых мы действуем иначе: ставим на экзамене разные оценки и платим работникам разные зарлаты в зависимости от уровня достижений и квалификации.
Говорят, так было не всегда: все члены первобытного племени вроде бы получали равную долю добычи, независимо от того, кто именно был успешным охотником. Коммунистическая идея состояла в возвращении к этому принципу, но осуществить ее практически пока не удалось. И это, наверное, не случайно?
Деление справедливости на «уравнительную» и «распределительную» возводят к Аристотелю, но на самом деле в 5-й книге своей «Никомаховой этики» тот говорит о справедливости «общей» и «частной» (объективной и субъективной?). По мнению исследователей, под общей справедливостью следует понимать исполнение законов, а под частной – равенство и честность.
Примечательно, что наряду со словом «юстиция» (от лат. «справедливость»), в нашем языке присутствует и «юстировка» (оптических приборов), что выявляет смысл «восстановление правильного порядка вещей» в римской идее справедливости.

no subject
Date: 2016-10-30 12:26 pm (UTC)Интересное предложение, но, кажется, оно не охватывает все случаи обычного употребления слова "справедливость": например, мы ведь говорим о "справедливом наказании"?
"Разговоры о первобытном обществе мало полезны из-за своей фантастичности"
Согласна с этим, а равно и тем, что ныне существующие традиционные общества не могут служить адекватной моделью предшествующих стадий развития нашего - именно по тем причинам, о которых Вы говорите. Конечно, трудно не привлекать их при обсуждении таких проблем - поскольку это единственное, что у нас есть - но чересчур полагаться на эту аналогию, конечно, нельзя.
no subject
Date: 2016-10-30 04:16 pm (UTC)Об этом, кстати, написан один чудесный, великий текст - "Орестея" Эсхила. Это богословие суда и богословие справедливости (в понятиях античной теологии). Путь от личного возмездия (бесконечная цепочка зла) - через фальшь культовых "очищений" - к истине гражданского суда. Богини мести Эринии связываются по рукам и ногам и закладываются в фундамент города (т.е. им нельзя действовать прямо, но они восстанавливают справедливость косвенно, через суд и гражданское общество). Именно поэтому Питер Штайн ставил Орестею в Москве осенью 1993. Он считал, что для России это на тот момент самое важное чтение. (Я согласен с ним на 100%, только не берусь судить насколько это помогло).
Конечно, идея воздаяния присутствует в идее справедливости. Но справедливость - это когда воздаяние не действует прямо, как ему хочется (дикая, животная "справедливость"), а опосредуется механизмом уважения права другого, пропускается через этот механизм, становится его частью. Идея воздаяния, включая наказание, сама по себе не является справедливостью; это дикий зверь, способный порвать все в клочья, включая самого справедливца.
no subject
Date: 2016-10-30 04:56 pm (UTC)Мне кажется, сама по себе идея справедливости ( ее, наверное, еще можно назвать идеей меритократии?) не включает в себя никакие указания на то, как именно эта справедливость (пропорциональность) должна осуществляться.
Вывод же о том, что кровная месть и всякое прочее персональное "око за око" - хуже, чем безличный, формальный суд, вытекает именно из того, что у каждого из нас - своя оценка этой пропорциональности. Для приведения же этих оценок к единому знаменателю, нахождения консенсуса как раз и требуется судебная процедура. А?