egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Книжки по самоусовершенствованию усиленно рекомендуют делать хорошую мину при плохой игре – в буквальном смысле: улыбаться, когда тебе невесело. Физиологическая обратная связь регистрирует сокращения мимических мышц и сообщает их в нервные центры контроля эмоций. А правители убеждены, что таким же способом – снаружи внутрь – можно контролировать и мысли населения.


В самом деле, ведь зачем Петр Первый рубил боярские бороды? Полагал, что удаление растительности с подбородка способствует восприятию идей европейского Просвещения. А советские руководители верили, что запретом на ношение слишком узких или слишком широких брюк они укрепляют идейную стойкость строителей коммунизма.

Сегодня следы этой веры обнаруживаются в дебатах по поводу головных уборов мусульманских женщин. Положим, ношение паранджи, полностью закрывающей лицо, действительно может представлять собой общественную опасность – как это иллюстрирует знаменитый киноэпизод «Гюльчатай, открой личико!» :( Но вот французский закон против ношения школьницами даже хиджаба, оставляющего лицо открытым, кажется мне чрезмерным.

Хорошо бы не гадать, а проследить, правда ли, что насильственное срывание чадры способствует скорейшей ассимиляции? И еще: не сопровождается ли оно, как петровские реформы, закладкой социальной бомбы замедленного действия?


– Вам, должно быть, страшно неудобно и тесно!
– Так и есть! А ведь я ношу их только 20 минут!
(карикатура из блога The Ethics of)

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2016-02-05 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Это, наверное, были американские книжки по самоусовершенствованию :-).
Последний тренд - exhilarating pessimism.

Пара цитат на английском:
http://www.livelib.ru/quote/1155283
http://www.livelib.ru/quote/1155298

>> действительно ли насильственное срывание чадры способствует скорейшей ассимиляции?

Да. У детей закрепляется визуальный и внутреощущаемый образ "нормального", то есть наиболее широко принятого в обществе. Это даёт им силы отстаивать не-ношение чадры даже дома, если там попытаются в её в неё одеть.

Date: 2016-02-05 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы, наверное, случайно стерли свой комментарий, но он, к счастью, сохранился у меня в почтовом ящике.

"Уточню, что во Франции, а теперь и в Бельгии запрещено носить во всех государственных учреждениях ЛЮБЫЕ знаки религиозной принадлежности. Запрещены не только хиджабы, но и кресты или, скажем, еврейские киппы."

Да, я знаю об этом, но, кажется, именно хиджабы вызывают самые горячие дискуссии.

"Это сделано так, потому что одним из важных завоеваний французской революции был постулат, что религия дело сугубо частное, государство (и государственные школы, скажем) отделены от религии."

Мне кажется, что отделение церкви от государства как раз должно означать, что государство не может вмешиваться в то, как одеваются приверженцы той или иной религии. Французская трактовка - не единственно возможная: например, в США разрешены даже бурки (хотя и требуется ее снимать для проверки личности на границе и т.д.).

"На протяжении 70 лет советская власть настаивала на том, что женщины равны мужчинам"

Я боюсь, что советские женщины, укладывавшие шпалы, мешавшие бетон и т.д. - не самый привлекательный пример женского равноправия :(

"Мне кажется, что и в 1950е были разные трактовки того, что на самом деле значит быть коммунистом и какие брюки надо носить, хотя компания против стиляг была, это безусловно."

Конечно, были разные трактовки. Но Вы отлично знаете, что следовало за попыткой предложить трактовку, отличную от излагаемой в газете "Правда" :(

"Но с Вашим мотивов Петра Великого вряд ли бы согласись историки культуры. Мне кажется, сложнее было дело."

А что конкретно Вы имеете в виду?

Date: 2016-02-05 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"У детей закрепляется визуальный и внутреощущаемый образ "нормального", то есть наиболее широко принятого в обществе"

Понятно, что дети - на то и дети, чтобы запечатлять все, что им показывают. Вопрос в том, а действительно ли надо запрещать такие вещи? Ведь важно не то, что на голове, а то, что - в ней?

Date: 2016-02-05 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Словами не всё можно внушить, особенно, когда на другой чаше весов очень тяжёлое и насыщенное бремя внутресемейных и внутрикультурных традиций. В гетоизированных иммигрантских районах очень легко жить так, как живут на родине. Просто вливаешься и плывёшь в общем потоке, сложив лапки. А если тебе для выхода в мир надо что-то во внешности менять по сравнению с внутрирайонным или внутридомовым, то в один прекрасный момент это надоедает, и человек сам принимает решение, чаще всего в пользу именно внешнего мира, потому как взрослеет и всё такое.

Date: 2016-02-05 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"человек сам принимает решение, чаще всего в пользу именно внешнего мира, потому как взрослеет и всё такое"

Вот именно. И заметьте - без всякого государственного запрета. Я подозреваю, что запреты подобного рода - не связанные непосредственно с обеспечением безопасности - плохо действуют на психику, что обязательно проявится потом :(

Date: 2016-02-05 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
а что за бомбу заложил петр, что имеется ввиду?

Date: 2016-02-05 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
на разную психику все действует по-разному
чья-то психика безусловно пострадает, но психика других наоборот будет спасена

Date: 2016-02-05 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Простите, а что за социальная бомба?

Date: 2016-02-05 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
И мне думается, что на культурные процессы нельзя влиять революционно.
Аукнется.

Date: 2016-02-05 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Речь, видимо, о том, что свободу нельзя насадить. Только воспитать. Иначе несвобода берет реванш, как и случилось в России два века спустя.

Date: 2016-02-05 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
петр и не насаждал свободу. он с запада взял только технологии, о чем сам прямым текстом заявлял. а бритье бород это как твиттеры чиновников, элемент карго культа.

Date: 2016-02-05 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Технологии как и бритье бород - внешние приметы, а по сути смысл петровских перемен в придании обществу динамики, к которой общество оказалось не готово.

Date: 2016-02-05 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
определенную динамику он ему придал
вряд ли он достиг бы большего думая как бы не повредить психику бояр

Date: 2016-02-05 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
При наличии запретов человек принимает решение именно под давлением с одной стороны обстоятельств, а с другой - собственных желаний. Если запретов не будет, то все, кто ходит в чадре в своём гетто, будут в ней же выходить в мир.
Кстати другой вид запрета - вынуждение. Иммигранты вынуждены отправлять своих детей в школы, они вынуждены подчиняться местным законам.

Date: 2016-02-05 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, что именно петровская политика насильственного европеизирования элиты и привела впоследствии к той поляризации российского общества (http://egovoru.livejournal.com/28582.html), которая сказывается и по сей день. А?
Edited Date: 2016-02-05 01:11 pm (UTC)

Date: 2016-02-05 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я имею в виду, что никакое насилие, даже во благо, не проходит бесследно. Я опасаюсь, что именно петровская политика насильственного европеизирования элиты и привела впоследствии к той поляризации российского общества (http://egovoru.livejournal.com/28582.html), которая во многом определила ход истории страны и сказывается и по сей день. А?

Date: 2016-02-05 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Наверное, тут еще надо принимать в расчет численное соотношение. Если в класс из 30 учеников вдруг придет одна девочка в чадре, ее будет сложно защитить от жестокости других детей, которую возбуждают вообще любые отличия ("рыжий, рыжий конопатый" и т.д.). Но, с другой стороны, если не отучить от подобной жестокости, пока дитя лежит поперек лавки, потом уже будет поздно :(

Date: 2016-02-05 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
По-видимому, одним из мотивов французских законодателей было желание защитить девочек в чадре от нападок одноклассников: ведь детскую жестокость возбуждает всякое отличие от среднестатистической нормы (что показано, например, в знаменитом фильме "Чучело"). Но, с другой стороны, если не бороться с этой жестокостью еще в школе, то потом ведь поздно будет :(

Date: 2016-02-05 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, Вы совершенно правильно меня поняли.

Date: 2016-02-05 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я понимаю, его беспокоило главным образом технологическое отставание России, и он хорошо понимал, что военное превосходство напрямую зависит от уровня технического развития.

Но, несомненно, он был озабочен и повышением, как мы бы теперь сказали, "общего культурного уровня" населения: ввел дворянские ассамблеи, при нем была основана первая русская газета, открыто множество типографий и т.д. Он даже пытался ввести школы для всех сословий, отменил обычай падать в ноги царю и уничижительные клички дворовых - то есть, целый ряд его преобразований носили именно либеральный характер.

Date: 2016-02-05 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Помните, мы с Вами говорили как-то о школьной форме? Похоже, правда?

Date: 2016-02-05 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Но, согласитесь, что вот эта вера - что путем контроля именно внешних примет можно направлять развитие общества - чрезвычайно популярна среди правителей? Может, это и неспроста? Может, то, какую именно одежду мы носим, действительно влияет на настроения наших умов?

Date: 2016-02-05 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Думаю, эффект петровских преобразований коснулся всех сословий. Скажем, создание Св. Синода, означавшее полное подчинение церкви государству, многие историки считают причиной того, что России и сейчас очень трудно освоить демократию :( Не говоря уже о тысячах крепостных, утонувших в болотах при строительстве новой столицы :(

Date: 2016-02-05 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Если запретов не будет, то все, кто ходит в чадре в своём гетто, будут в ней же выходить в мир"

Да. А почему это плохо? Мне, например, кажется большим прогрессом, что теперь, по сравнению со временами моей молодости, нет необходимости следовать какой-то определенной моде в одежде - никто не будет на тебя косо смотреть, если ты вдруг выйдешь на улицу в платье "прошлого сезона" :) Точно так же никому не должно быть дела до того, надеваешь ли ты чадру, ермолку или головной убор из перьев.

Ведь форма одежды - это всего лишь форма одежды, никакой опасности для окружающих она не представляет, так зачем же ее государственно регулировать? Такой регуляции должны быть подвержены только действия, вредные для других людей: кражи, вандализм и т.д.

"Иммигранты вынуждены отправлять своих детей в школы, они вынуждены подчиняться местным законам"

Законы - на то и законы, чтобы им подчинялись все граждане. Но законы нельзя рассматривать всем скопом - каждый из них был введен на основании каких-то соображений, разумных или не очень. Сейчас мы обуждаем один конкретный закон, разумность которого кажется мне сомнительной :(

Date: 2016-02-05 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Точно, я и сама об этом вспомнила ;) Заметьте, что французы ведь запретили хиджаб только в школе, а не на улице (правда, закрывающие лицо версии запрещены, кажется, везде).

Сознаю, что защищая одновеременно школьную форму и хиджаб, я не слишком последовательна ;) Компромисс, возможно, состоит в том, что ведь школьная форма обычно не предусматривает никакого специфического головного убора ;)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios