Не продается вдохновенье
Dec. 2nd, 2015 06:34 pmИз контекста вроде бы следует, что критерием принадлежности он считает верность некоей совокупности идей, приблизительно соответствующей комплексу идей европейского Просвещения. Примечательно, что корни интеллигенции он начинает искать в государстве Ивана Грозного, где царская служба для энергичного индивидуума была единственным способом выдвинуться. (Автор видит здесь резкое отличие от Европы; но мне сразу вспоминается д'Артаньян). Петр сделал службу обязательной для дворянства и заменил идею служения лично царю идеей служения абстракции – «державе».
Екатерининский «Указ о вольности» автор как-то обходит стороной, полагая, видимо, что он не имел серьезных последствий. А вот масонство, ставшее популярным в России как раз в это время, он считает силой, пробудившей у дворянства чувство собственного достоинства, а с ним и восприимчивость к страданиям других: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Именно так идея служения державе превратилась в идею служения народу.
«Дней александровых прекрасное начало» ознаменовало собой апогей надежд на возможность совмещения государственной службы с желанием изменить мир к лучшему. Но разгром декабрьского восстания покончил с этими надеждами, и декабристы разбудили Герцена. А Герцен – это уже далековато от романтического пушкинского идеала:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
Поскольку книжка посвящена истории происхождения российской интеллигенции, на Герцене она и заканчивается. Общее впечатление — что это или фрагмент более фундаментального труда, или сообщение для посвященных. Если автор действительно хочет сказать, что интеллигенция – уникальное российское явление (во всяком случае, уважаемая
eliabe_l посоветовала мне его именно как сторонника этого взгляда), то неплохо было бы дать сравнительный анализ образованных слоев России и Европы, но автор, по-видимому, полагает, что про европейский слой читатель и так все знает :)
no subject
Date: 2015-12-05 12:58 pm (UTC)no subject
Date: 2015-12-05 01:25 pm (UTC)no subject
Date: 2015-12-05 01:41 pm (UTC)no subject
Date: 2015-12-05 01:50 pm (UTC)Беспочвенность, как привнесение идей малореализуемых - демократия, рынок, свобода...
Ваше определение интеллигенции безопасней.
no subject
Date: 2015-12-05 01:56 pm (UTC)Вот именно, и в этой безопасности мне и видится главное его преимущество ;) Если мы - без лишних эмоций - определим интеллигенцию как людей умственного труда, то дальше мы можем задаваться вполне рациональными вопросами типа того, а есть ли у этих людей какие-то характерные для них убеждения, единое отношение к тем или иным проблемам и т.д. Вот это и будет, на мой взгляд, осмысленный, как теперь говорят, дискурс ;) А?
no subject
Date: 2015-12-05 02:08 pm (UTC)Мне он не близок.
no subject
Date: 2015-12-06 02:47 pm (UTC)no subject
Date: 2015-12-06 03:43 pm (UTC)Для меня интеллигенция и советская интеллигенция вещи разные, мы же с Вами, вроде бы, согласились с Федотовым, что путь интеллигенции на путях революции был изжит. Уважаемый rencus понимает это иначе, его право.
Нет, я не думаю об интеллигентах как о "других".
no subject
Date: 2015-12-06 03:48 pm (UTC)no subject
Date: 2015-12-06 03:53 pm (UTC)Вот тут я с Вами совершенно согласна. Исходно интеллигенцией - и в Европе, и в дореволюционной России - были люди свободных профессий. В Советской России таких профессий в принципе не осталось, все были сделаны госслужащими. Конечно, это не могло не повлиять на мировосприятие - и следы этого влияния продолжают сказываться и сейчас: я, во всяком случае, ясно вижу их в себе самой :(