Memento mori?
Jul. 17th, 2015 06:00 pmРэчел Херц в своей занятнейшей книжке о природе брезгливости высказывает мысль, что смореть на толстяка или инвалида нам неприятно потому, что это зрелище отклонения от среднестатистической нормы напоминает нам о собственной смертности – а мы избегаем этого любой ценой. Признаться, это объяснение не кажется мне правдоподобным. Я думаю, здесь в основе лежит тот же механизм – боязнь заразиться, какой бы иррациональной она ни казалась.
Тем более, что есть данные, что избыточный вес таки распространяется подобно заразной болезни: если твой друг внезапно растолстел, то шансы, что с тобой случится то же самое, повышаются на 57%. Причина? При наличии толстых друзей собственное прибавление в весе кажется уже более социально-приемлемым.
Насколько я знаю, подобных исследований по поводу инвалидности еще не проводилось, но кто знает – может, наличие друзей-инвалидов делает нас менее внимательными и увеличивает вероятность травмы? Или мы бессознательно чувствуем свою вину и нарочно подставляемся?

no subject
Date: 2015-07-18 10:13 am (UTC)Если с человеком что-то сильно и явно не так, то он либо болен, и тогда на близком контакте можно заразиться, либо (в случае острой травмы, когда кровь хлещет, кишки наружу), с ним только что произошло что-то очень плохое, и вполне возможно, что это плохое все еще бродит где-то неподалеку. Так формируется эстетическое неприятия внешнего уродства и так формируется неприязнь к виду крови и исковерканных человеческих тел.
Это может и к инвалидам относиться. В том посте также утверждается, что в некоторых отношениях отвращение присуще только человеку, в отличие от других «базовых эмоций». Тут не знаю, не уверен.
no subject
Date: 2015-07-18 11:32 am (UTC)Но отвращение (disgust) - это вроде бы другая, отдельная эмоция. Страх - реакция на непосредственную, явную опасность; отвращение - на опасность отдаленную, потенциальную.
И да, автор книжки пишет, что эта эмоция присуща только человеку, и приводит очень много данных, что она появляется только в ходе воспитания - у маленьких детей никакой брезгливости нет, они ей учатся у взрослых. В отличие от того же страха, которым детишки обладают практически с рождения.