egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Дуглас Хофштадтер представляет себе сознание как некий алгоритм, а не субстрат; его собственное слово – pattern, регулярность. Он предлагает, и очень настойчиво, свою версию ответа на вопрос, который мы здесь уже обсуждали: о местопребывании сознания. По Хофштадтеру, алгоритм нашего сознания в первую очередь осуществляется, конечно, в нашем собственном мозге, но, кроме того – пусть неполно, частично, но и в мозгах тех, с кем мы тесно и непосредственно общаемся. И наоборот: сознания наших близких – частично, но выполняются и в нашем мозге. Соответственно, когда кто-то из наших близких умирает, то их сознания умирают не совсем, а живут в нашем мозге, пока мы о них помним.


Забавно, что автор допускает возможность распространения индивидуального сознания только на другие мозги: время жизни сознания у него – около двух поколений, пока память о покойном жива у тех, кто его знал. А как же заветная лира? Ведь, скажем, когда мы читаем державинские «Записки», автор – пусть мы никогда и не знали его лично – оживает для нас точно так же, как наши близкие, когда мы о них вспоминаем. И как быть с вымышленными литературными героями? Если исходить из отчетливости нашего восприятия оных, то придется признать, что и их сознания частично осуществляются в нашем мозгу. Представление же о сознании, как о чем-то, чем обладают литературные герои, на мой взгляд – типичное доведение проблемы до абсурда.

Зато другие мысли Хофштадтера показались мне вполне здравыми. В частности, признание градуальности сознания – как в эволюции, так и в индивидуальном развитии. У комара (это пример автора, я в таких случаях обычно поминаю червяка) сознания меньше, чем у собаки, а у собаки – меньше, чем у человека; новорожденный младенец не обладает сознанием, а только способностью к его постепенному формированию по мере взросления.


Знаменитая «Встреча» М.К. Эшера, о котором Хофштадтер написал свою предыдущую книжку (фото из Metropolitan Museum)

Date: 2014-10-10 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nebos-avos.livejournal.com
Зачем обратно-то переводить?! В том, что памятник архитектуры "абсорбирует" на себе ментальность автора, можно убедиться, не проводя этой диковинной операции (даже если бы она была возможной).
Edited Date: 2014-10-10 01:13 pm (UTC)

Date: 2014-10-11 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Конечно, я согласна с тем, что здание - продукт сознания архитектора, литературный герой - продукт сознания писателя, а ученик - в определенном смысле продукт сознания учителя. Конечно, при общении чужие сознания влияют на наше (а наше - на чужие), или, как обозначил это уважаемый re_xor, оставляют на нем некий след.

Но мы ведь начали с обсуждения представления Х. о том, что это можно интерпретировать как то, что чужие сознания частично существуют (осуществляются?) в нашем мозгу. Мне оно кажется заводящим в тупик, равно как и представление о том, что сознание архитектора функционирует в здании.

Иными словами, я хочу сказать, что мне кажется разумным считать, что здание не является собственно сознанием, хотя оно и есть его продукт.

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 07:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios