egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Культовому роману о Пилате – ему же о дьяволе – я предпочитаю более раннее произведение того же автора, первую часть неоконченной трилогии. Никто, даже Лев Толстой в «Войне и мире», на которого Булгаков сознательно ориентировался, не создал такого мощного архетипического образа Дома – незыблемого острова в океане мировых потрясений, за кремовыми шторами которого мы мечтаем укрыться.


«Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

На булгаковском сайте представлены иллюстрации нескольких художников к «Белой гвардии», из которых мне больше всего понравились творения киевского уроженца Сергея Чепика.

Bulgakov.jpg

Слева: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город». В центре: «Да, пожалуй, все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского». Справа: «И только труп и свидетельствовал, что Пэтурра не миф, что он действительно был...»

Как сообщает Сергей Литвинов, дед художника с материнской стороны – Сабанеев – учился с Михаилом Булгаковым в Александровской гимназии и потом на медицинском факультете Киевского университета. А еще у Литвинова есть подробный иллюстрированный рассказ о доме 13 по Андреевскому – в романе Алексеевскому – спуску. Я видела его снаружи, когда ездила в Киев в студенческие годы, но музея там вроде бы еще не было.

А вы какие книги Булгакова больше всего любите? Или никакие?

С наступающим Рождеством всех, кто празднует его завтра!

«– Может, кончится все это когда-нибудь? Дальше-то лучше будет? – неизвестно у кого спросил Турбин. Священник шевельнулся в кресле. – Тяжкое, тяжкое время, что говорить, – пробормотал он, – но унывать-то не следует...»

Неутомимая [livejournal.com profile] lady_tiana отыскала в сети фрагмент спектакля МХАТ «Дни Турбиных» в постановке Леонида Варпаховского 1968 года. Не знаю, сколько лет шел этот вариант, но в 1982 в том же театре появилась новая постановка Н.Л. Скорика. Ни той, ни другой версии я не видела – и даже о них не слышала. Но я воспринимаю пьесу как искалеченный – не по воле автора – роман и могла просто не обратить внимания на такую информацию.

Date: 2024-12-24 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Праздники (https://www.livejournal.com/category/prazdniki?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-12-24 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2024-12-24 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nakamura.livejournal.com

"Театральный роман"! И он, и Б.г. незаслуженно оказались в тени МиМ.


Замечательные, можно перечитывать и каждый раз открывать новое.



P.S. Спасибо, сейчас читаю воспоминания о Булгакове. И неизбежно вспоминаю зимний уют турбинского дома.

Edited Date: 2024-12-24 03:09 pm (UTC)

Date: 2024-12-24 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Театральный роман" мне тоже очень нравится, и я его часто цитирую: "А впрочем, пусть он делает, как хочет. Я приеду, и пьеса станет всем ясна" :)

Но "Белая гвардия" как-то пронзительнее, что ли - из-за того, наверное, что это воспоминания о юности? Кстати, мне не нравится переделанная из нее пьеса: жалко утраченных героев, и более всего - полковника Най-Турса! Впрочем, понятно, что эти переделки - не по воле автора, о чем он, собственно, и рассказал в "Театральном романе".

(no subject)

From: [identity profile] nakamura.livejournal.com - Date: 2024-12-24 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-24 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nakamura.livejournal.com - Date: 2024-12-24 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-24 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-24 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nakamura.livejournal.com - Date: 2024-12-24 10:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 12:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 12:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 12:11 am (UTC) - Expand

Date: 2024-12-24 03:15 pm (UTC)
ext_67685: (Default)
From: [identity profile] frank.livejournal.com
LiveJournal is celebrating New Year!
Time to recall this year's moments in the holiday photochallenge (https://www.livejournal.com/photo/challenge/?ila_context=post&ila_location=frank_comment&ila_campaign=ny25_photo). Get 5 random photos uploaded to the blog in 2024 and share them with the audience!
Have an awesome Christmas and a happy New Year! Let 2025 be filled with joy and inspiration!

Date: 2024-12-24 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Не, Фрэнк - в такие игры я не играю :)

Date: 2024-12-24 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Разве что фильм Бег.

Date: 2024-12-24 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Бег" - замечательный фильм, мне он тоже очень нравится, особенно генерал Чарнота в исполнении Михаила Ульянова! Ну, и Хлудов-Дворжецкий, конечно, превосходен. Кажется, я увидела фильм раньше, чем прочла пьесу, потому не могу оценивать ее отдельно.

Date: 2024-12-24 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Да, наверное, и я предпочитаю Белую гвардию.
МиМ — тоже люблю, но БГ, видимо, больше.

И мне НЕ НРАВЯТСЯ иллюстрации в посте, прям активно. Это какая-то вторичная традиция книжной иллюстрации Толстого.

Date: 2024-12-24 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я бы тоже не назвала эти иллюстрации идеальными. Вот, скажем, почему Шервинский, поющий торжественную эпиталаму Гименею, так повесил голову и ссутулился? Но из тех, что были представлены на булгаковском сайте, эти - самые приличные; другие совсем уж никуда не годятся. Но, может, Вам где-нибудь попадались иллюстрации получше?

Date: 2024-12-24 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com
Роман "Белая гвардия" тоже читал, но "Мастер и Маргарита" мне интереснее. Это роман о Боге, но по информации в основном от его противника.

Date: 2024-12-24 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Для меня "Мастер и Маргарита" - это роман о Пилате, как его и обозначил его автор, Мастер. Остальные части - приключения банды Воланда, любовная история и т.д. - кажутся мне менее значительными. А называя его романом о Боге, Вы имеете в виду историю Иешуа?

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-24 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-24 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-25 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 03:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kauri-39.livejournal.com - Date: 2024-12-28 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2024-12-25 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2024-12-27 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 03:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 12:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-24 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Театральный роман.

Date: 2024-12-24 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мне тоже "Театральный роман" очень нравится. Уже написала по другой ветке, что постоянно цитирую: "Я приеду, и пьеса сразу станет всем ясна" :)

Date: 2024-12-24 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Я тоже люблю "Белую гвардию ". В юности это был ответ на вопрос о моей любимой книге. Сейчас такой просто нет - слишком много прочитано хороших книг, невозможно выбрать. Но тогда была только эта. БГ блестящая. Чем-то даже вайб авангардизма в ней есть. А МиМ побледнее.

Date: 2024-12-24 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Мастер и Маргарита" кажется мне все же слишком композиционно-рыхлым, а соединение разных его линий - истории Пилата, истории Мастера, приключений банды Воланда в Москве - несколько искусственным. Не исключено, правда, что это - результат его незаконченности. "Белая гвардия" же - произведение очень цельное, написанное, что называется, одним духом. Она, конечно, тоже незаконченная, как свидетельствует даже само заглавие - Турбины и их друзья служат ведь у гетмана, а не у Деникина, но это не так мешает, потому что это - законченная первая часть трилогии.

А что же, видели ли Вы экранизацию 2012 года? Я как-то боюсь смотреть, поскольку вообще отношусь крайне скептически к современному российскому кинематографу. Мне и фильм Басова нравится только частично :(

(no subject)

From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com - Date: 2024-12-24 09:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com - Date: 2024-12-25 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-24 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Подумала, что есть такие авторы у которых уже не выделить любимой книги, они просто влились в твою личную историю и даже если больше не особо нравятся, они уже в фундаменте личности.

Date: 2024-12-25 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это так, но у Булгакова я все же выделяю более сильные и более слабые вещи. Например, "Роковые яйца" кажутся мне очень слабой повестью.

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2024-12-25 04:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2024-12-27 07:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2024-12-27 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 09:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 03:39 am (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Во времена, когда я еще читал книги (надеюсь, таковые времена еще вернутся) — у Булгакова мне больше всего почему-то нравилось "Жизнь господина де Мольера".

Date: 2024-12-25 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это тоже отличная книжка. Меня в ней больше всего заинтересовало описание отношений художника с властью, актуальное для всех времен. А Вам что показалось там самым интересным?

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-12-25 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-12-25 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 06:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
"Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" тоже ничего (версия, что их написали Ильф и Петров, совершенно анекдотическая).

Date: 2024-12-25 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"версия, что их написали Ильф и Петров, совершенно анекдотическая"

Но это же не версия, а официальная точка зрения? Версия - это как раз авторство Булгакова; мы обсуждаем ее здесь по другой ветке. Я, конечно, не в состоянии аргументированно возражать, не будучи литературоведом, но как простой читатель, особого сходства между книгами об Остапе и книгами Булгакова я не вижу. А главное, я не могу себе представить, кому и зачем потребовалась бы такая мистификация. Идея, что это был заказ ГПУ, кажется мне абсурдной.

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2024-12-25 05:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com

Я как раз "Белую гвардию" никогда не мог до конца дочитать, а так — люблю почти всего Булгакова, вот, не так давно перечитывал "Записки на манжетах" — ну это же чудо просто!

Date: 2024-12-25 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Записки" прелестны :)

В "Белой гвардии" нет практически ничего веселого - ну, разве что Лариосик (которого, кстати, замечательно сыграл Сергей Иванов в фильме Басова)? Может, это Вас и оттолкнуло?

(no subject)

From: [identity profile] antonrai.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonrai.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] jokuss.livejournal.com
Пожалуй, Белая Гвардия и Морфий.

Date: 2024-12-25 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Морфий" - неожиданный выбор! А чем же Вам так приглянулся этот рассказ?

(no subject)

From: [identity profile] jokuss.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 01:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

Мне очень сложно выбрать любимое произведение, потому что практически с каждой книгой Булгакова у меня связаны еще и определенные знаковые события в жизни.


Большинство его произведений я в молодости читала еще в Тамиздате, привезенное "под полой" из-за границы, потому что в Союзе они были запрещены. А "Бег" лет в 10, наверное, впервые вообще по радио услышала. Этот спектакль шел тогда, если не ошибаюсь, в театре Станиславского, и по нему сделали радиопостановку. Так что сцена с "родами" Чарноты у меня в память впечаталась еще тогда, настолько она была яркой.


Ну и, само собой, "Дни Турбиных" / "Белая гвардия" в семье были на особом счету, учитывая, что бабушка сама в юности училась в театральной студии (сейчас уже не узнать, МХАТ или у Таирова) и с частью участников первой постановки была знакома еще в ту пору.

Date: 2024-12-25 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"бабушка сама в юности училась в театральной студии (сейчас уже не узнать, МХАТ или у Таирова) и с частью участников первой постановки была знакома еще в ту пору"

Ого - у Вас действительно должны быть с этой пьесой особые отношения! Но мне, я должна признаться, она не очень нравится - я воспринимаю ее как испорченный роман (сам автор, судя по тому, что он написал в "Записках покойника / Театральном романе", воспринимал ее так же). В первую очередь мне жалко выкинутого полковника Най-Турса, но и замена выразительного Карася на совершенно безликого Студзинского кажется мне большой потерей, не говоря уже о выкинутой сцене с убийством еврея. А есть ли в пьесе сон Петьки Щеглова из флигеля, другая замечательная сцена?

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-25 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 07:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-25 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
Дни Турбиных, Бег, Иван Васильевич, Багровый Остров. Особенно Бег. Всё-таки он был в первую очередь драматургом. Не случайно, что по его пьесам создано минимум два киношедевра (басовскую экранизацию не досмотрел, но тоже хвалят). А вот попытки перенести на экран МиМ оказывались как минимум спорными — невозможно избежать безвкусицы там, где автор сознательно писал безвкусицу. Так, по крайней мере, считает Д. Быков, и я с ним согласен.
Edited Date: 2024-12-25 08:48 pm (UTC)

Date: 2024-12-25 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Бег" - отличная пьеса, и фильм Алова и Наумова прекрасный. А что Вы считаете другим киношедевром - "Иван Васильевич меняет профессию"? Фильм это, конечно, великий, но все-таки на "Богатство" он не очень похож, так что тут надо отдать должное и киносценаристам (одним из которых был сам Гайдай). Разве у Булгакова есть, например, незабываемая "икра заморская, баклажанная"? :)

На мой взгляд, к числу киношедевров по булгаковским произведениям надо отнести и "Собачье сердце" Бортко, причем сама повесть кажется мне довольно слабой. Тут тот не такой уж редкий случай, когда относительно слабая литературная основа поспособствовала успеху фильма.

Из экранизаций "Мастера и Маргариты" я видела только сериал Бортко и недавний фильм Локшина, даже фильм Кары так и не собралась с духом посмотреть. У Бортко мне понравились многие исполнители, в основном второстепенных персонажей - Влад Галкин в роли Бездомного, Филиппенко-Азазелло, Ливанов-Стравинский, Олейников-Римский и др. Ужасными показались Бегемот и Маргарита, а сама постановка показалась несколько, как бы это получше выразиться - сермяжной? Фильм Локшина понравился декорациями футуристической Москвы и тем, что он открывается моей любимой сценой - разговором Маргариты с мальчиком, которую идиот Бортко вообще выкинул. А каковы Ваши впечатления? И видели ли Вы фильм Кары?

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 09:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 08:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com - Date: 2024-12-26 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 03:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ablertus.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-26 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 04:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savechenkov.livejournal.com - Date: 2024-12-28 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-28 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-25 09:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-12-27 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Что касается близких к нам по времени авторов, то я со временем стал ценить биографический комментарий к их творчеству больше самого этого творчества, например,

###  (3.1). В действительности, однако, вопрос можно считать решенным благодаря до сих пор неопубликованным полностью воспоминаниям Леонида Карума (знаменитый прототип Тальберга, муж сестры Булгакова). Его воспоминания представляют собой рукопись, предназначавшуюся не для публикации, но только для его потомства (в частности, различные эротические приключения самого Карума и других людей, включая Булгакова, описаны там крайне откровенно, по слухам – вплоть до физических деталей). Сотрудники дома-музея Булгакова в Киеве в конце 1980х уговорили дочь Карума Ирину передать эти ценнейшие воспоминания к ним на хранение; при этом Ирина Леонидовна, к сожалению, уничтожила некоторые фрагменты текста, по ее мнению наименее пристойные или наименее подобающие для публикации. Руководство музея и сейчас полагает, что воспоминания Карума даже в этом купированном его дочерью виде не могут быть полностью опубликованы из-за все той же их эротической откровенности (в частности, по соображениям охраны репутации самого Булгакова!) ###
https://wyradhe.livejournal.com/25234.html

По-моему, это смешнее того, что сочинил сам Булгаков (хотя профессор Персиков, точнее его вероятный прототип Абрикосов, мне не совсем чужд).

Ну и пресловутый роман, при всех к нему справедливых претензиях, несомненно, сыграл определённую роль в судьбах части советских людей - чего не скажешь, например, о том же "Докторе Живаго".

Date: 2024-12-27 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Несомненно, популярность "Мастера и Маргариты" во много, много раз превышает популярность любого другого произведения Булгакова и даже любого другого произведения любого другого автора советского периода (ну, может, за исключением детективов и фантастики). В первом можно убедиться, например, посмотрев сборник иллюстраций на булгаковском сайте по ссылке из поста - число иллюстраторов этого романа гораздо больше числа иллюстраторов любого другого булгаковского произведения. Для проверки моего второго утверждения нужны данные опросов читателей, но их не так-то просто найти - я попробовала.

Почему именно этот роман приобрел такое значение, трудно сказать. Обсуждая его сейчас с комментаторами поста, я подумала, что, возможно, определенную роль тут сыграла сама его главная тема - а именно, тема морального выбора. Жизнь при советской власти постоянно заставляла людей совершать такой выбор - да и при любой власти заставляет.

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-27 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-27 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com - Date: 2024-12-27 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-12-27 02:46 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios