egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

«Берлинский дневник» Уильяма Ширера – записки постороннего наблюдателя становления Третьего рейха. Kнижка Себастьяна Хафнера (псевдоним Раймунда Претцеля), написанная в 1939 и посмертно опубликованная его сыном – свидетельство восприятия событий изнутри происходящего (вот ее немецкий оригинал и русский перевод). Это вдохновляющая история сопротивления отдельной личности тоталитарной государственной машине.


Рассказ Хафнера, сына берлинского чиновника, начинается с Первой мировой войны, заставшей его семилетним. Страну вдруг охватил азарт футбольных болельщиков, которому дети предавались с особым упоением – именно эти дети через двадцать лет образуют костяк гитлеровской партии.

Финансовый кризис 1923 года, внезапно вынесший наверх молодых авантюристов, подготовил Германию, пишет Хафнер, к любому фантастическому приключению. «Это была ситуация, когда умственная инерция и опора на прошлый опыт наказывались голодом и смертью, а способность быстро сориентироваться в новых обстоятельствах и скорость реакции вознаграждались внезапным непомерным богатством» (ничего не напоминает, а?). Именно тогда, пишет Хафнер, немцы разделились на тех, кто впоследствии станет сторонником и кто – противником нацизма. Сравнивая своих соотечественников с англичанами и французами, он отмечает недоразвитость их способности к частной жизни, а за десятилетие 1914-1924 дружеское и семейное общение и вовсе сошли на нет.

Решающий перелом общественного мнения произошел в 1933. На выборах 5 марта за нацистов проголосовало меньшинство; но если бы выборы провели снова три недели спустя, пишет Хафнер, немецкий народ почти наверняка отдал бы им большинство голосов. Страх сыграл свою роль – встань на сторону бьющих, и ты сам не будешь побит. Отчасти сказался и «магнетизм масс». Но переломило спину верблюда, по мнению Хафнера, презрение к трусости социал-демократических лидеров.

Может быть, самая интересная часть книжки – ее заключительные главы, рассказ о полевом лагере. Хафнер, только что получивший диплом юриста, оказался в нем, потому что прохождение этой тренировки нацисты сделали обязательным условием для сдачи экзамена на звание ассесора, позволявшего заниматься юридической практикой. Он ожидал каких-то политинформаций, идеологического индоктринирования, но их не было: главной задачей ставилось сплочение, превращение разрозненной массы рекрутов в единый коллектив. В частности, им с самого начала предписывалось обращаться друг к другу только на «ты» – что им, не знакомым друг с другом, давалось с трудом. Как Хафнер убедился на собственном опыте, член коллектива способен делать вещи, на которые он бы в одиночестве не решился.

Именно в этом лагере Хафнер и принял окончательное решение эмигрировать: если сегодня ему уже пришлось надеть на рукав повязку со свастикой ради сдачи экзамена, то что ему придется делать завтра?


Немецкий телевизионный фильм (2013) по книге Себастьяна Хафнера;
его можно посмотреть с русскими субтитрами

Спасибо уважаемому [livejournal.com profile] dimagubin за рекомендацию этой книжки – она произвела на меня сильное впечатление.

Date: 2024-08-28 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-08-28 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Верно, Фрэнк!

Date: 2024-08-28 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Пучок соломы вместе - сила,
Но, как известно, без мозгов.
Чего бы партия просила,
Один ответ у дураков.
Я не ругаюсь, право слово,
Я со статистикой знаком -
В пучке сплоченном чьей-то силой,
АйКью на минимуме том
Который равенство скрепило.

Увы, порядок тот иском
Во многих странах и проектах,
В которых множество людей
Не сами мыслят интеллектом,
А воле следуют вождей.

Date: 2024-08-28 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо. Я читала английский перевод, сделанный сыном автора, но не стала давать на него ссылку в посте, подумав, что русский, вероятно, будет более доступен для некоторых читателей. Но бесплатный русский текст в сети я поленилась искать, так что Ваша ссылка очень кстати. А Вы сами-то прочли эту книжку?

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-08-28 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-28 11:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-08-29 03:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 09:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-08-31 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 06:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-28 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Тут ведь вот что интересно. С одной стороны, своим невероятным эволюционным успехом мы вроде бы обязаны как раз своей непревзойденной (по сравнению с другими животными) способностью кооперироваться с неродственниками. С другой, хорошо известен "эффект толпы", когда объединение индивидуумов в группу ведет к очень печальным последствиям. Ну, и как тут быть?

Date: 2024-08-29 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Там и описывается спонтанное самозарождение, бессмысленность и отмирание множеств кооперирующих индивидуумов структур, как то "Любителей бега" и прочих, скоррелированных между собой какой-либо идеей, из которых потом и полез национал-социализм.

На вопрос "как быть" - есть один безусловно очевидный ответ: - Просчитывать последствия на интервале до пары-тройки поколений и тыкать полученное в лицо основателям кооперативно-обьединяющего движения. Впрочем, они всегда опираются на фанатиков, которым все "божья роса".

ЗЫ Кстати, сериал "Гений" посвященный А.Эйнштейну, как раз и начинается тем, что в первой серии, после того, как почтенный профессор у доски с формулами трахает аспирантку, ему сообщают и, затем, действие серии показывает во всех подробностях убийство Рутенау.
Edited Date: 2024-08-29 03:59 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-08-29 10:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 10:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-28 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Наверное, это пост-имперское сознание так реагирует: страх атомизации без выработанных компенсаторных механизмов местного самоуправления бросает людей в объятья вождя.

Date: 2024-08-28 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Причем, похоже, в одних странах этот эффект сильнее выражен, чем в других. Мне показалось интересным замечание Хафнера о немцах по сравнению с англичанами и французами (а он в качестве журналиста подолгу жил и в той, и в другой стране), что у них якобы не развита частная жизнь. Мне оно показалось странным, потому что, когда я жила в Германии, я как раз поражалась обилию там всяческих "клубов по интересам" для неформального общения. Но, может быть, это относительно недавнее явление?

Date: 2024-08-29 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Скорее всего — да, недавнее. Я думаю, что если сравнить распространение такого клубного времяпровождения Востока и Запада Германии, то счет будет не в пользу Востока.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 01:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-29 01:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 01:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-29 02:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-29 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-29 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 02:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-31 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2024-08-30 03:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2024-08-30 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2024-08-29 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 03:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2024-08-29 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 11:40 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-31 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне казалось, это Вы упомянули в каком-то комментарии имя Вальтера Ратенау, но что-то не могу найти это место - может, это было при обсуждении другого поста? В любом случае я хотела отметить, что Хафнер относится к Ратенау с великим почтением:

"Strange to say, Rathenau has not yet found the great biography he deserves. He belongs, without doubt, to the five or six great personalities of this century. He was an aristocratic revolutionary,
an idealistic economic planner, a Jew who was a German
patriot, a German patriot who was a liberal citizen of the world, and a citizen of the world who was a believer in a coming Messiah and a strict observer of the Law (that is, a Jew in the only true sense of the word). He was cultured enough to be above culture, rich enough to be above riches, man of the world enough to be above the world.

One felt that if he had not been the German foreign minister in 1922, he might equally well have been a German philosopher in 1800, an international monarch of finance in 1850, a great rabbi, or an anchorite. He combined within himself qualities that in another person would have been dangerously incompatible. In him, the synthesis of a whole sheaf of cultures and philosophies became not thought, not deed, but a person".

Если учесть, что точно так же превозносил Ратенау и Стефан Цвейг, похоже, это был человек действительно выдающийся. Может, с тех пор уже и достойную биографию его кто-нибудь написал?

Date: 2024-08-31 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Нет, не я. Я даже о нем не слышал))

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-08-31 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-28 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Закон Годвина нынче похерен окончательно и бесповоротно, правда? :)))))
Нет, ну серьезно — сегодня в дискуссиях слово "фашист" означает на самом деле лишь "противник моих политических взглядов, который мне не нравится". А любых оппонентов принято чуть ли не с первой фразы сравнивать с фОшыстами и находить разные схожие чёрточки, подвёрстывая по ходу дела разные источники, типа таких вот книжек. Презумпция виновности, актуальная для любых сторон.
"Чума на оба ваших дома". Расчеловечивание оппонента — приём хоть и не фашистский (многие им пользовались в истории), но довольно мерзкий.
---
Чтобы сбросить атомную бомбу (2 шт.) на Японию — как ни странно, никакой фашизм оказался не нужен. И самим японцам, чтобы вырезать миллионы китайцев — тоже никакой фашизм оказался не нужен.
Давайте скажем честно: фашизм/гитлеризм, это такой жупел, которым принято всех пугать. Да, у него "успехи" по уничтожению людей были весьма вдохновляющие, заслуженное первое место. Но, например, с американскими индейцами тоже получилось очень неплохо... да много можно примеров привести, чтобы понять, что людям для массового уничтожения других людей именно "фашизм", как идея — не так уж и требуется.
Edited Date: 2024-08-28 09:23 pm (UTC)

Date: 2024-08-28 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
""фашист" означает на самом деле лишь "противник моих политических взглядов, который мне не нравится"

Может быть и так, но, заметьте, я-то ни разу не употребила слово "фашизм" в посте - так что тут, видимо, можно говорить еще и о другом характерном явлении: читатели видят это слово даже там, где его нет :)

"Чтобы сбросить атомную бомбу (2 шт.) на Японию — как ни странно, никакой фашизм оказался не нужен"

Верно, но в книжке Хафнера речь идет отнюдь не о внешней агрессии - он ведь описывает события до 1933 года включительно (а в 1938 он вообще эмигрировал в Англию). Предмет его книжки - внутренняя политика государства по отношению к своему народу.

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-08-29 12:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-08-29 02:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-29 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oracular-oleg.livejournal.com - Date: 2024-09-01 08:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-29 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Интересно, хоть кто-нибудь, ссылающийся на "закон Годвина", может его процитировать, не гугля?

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-31 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
«Закон Годвина» это мем для идиотов, эдакий шиболет наоборот

Date: 2024-08-29 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com
На меня зимой 2020 года произвело сильное впечатление посещение Музея Гестапо в Кельне. Возможно, это единственный в своем роде такой музей в стране. Неприятное открытие - все стучали и писали доносы друг на друга, родственники, любовники, друзья, коллеги, соседи. Все хотели за донос что-то получить, например, заехать в квартиру или в комнату "неблагонадежного".

В 1930-х в Германии много было тех, кто против Гитлера, но их быстро посадили, убили или они были вынуждены быстро эмигрировать. Всё это было сделано руками их окружения, даже не гитлеровцев. В этом есть параллель с работой французской милиции в годы Второй мировой, когда они хватали своих жителей и выдавали их немцам в Гестапо.

Люди так рьяно бросаются показать свою лояльность новой власти... Потому что боятся, что иначе настучат на них самих.

Date: 2024-08-29 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Все хотели за донос что-то получить, например, заехать в квартиру или в комнату "неблагонадежного""

Это показано в фильме "Наши матери, наши отцы": когда Виктор возвращается из лагеря домой, он обнаруживает, что в его квартире уже живет другая, чисто арийская, семья. Пишут, что этот эпизод стал откровением для многих в Германии.

"Потому что боятся, что иначе настучат на них самих"

Да, Хафнер пишет об этом. Но новая для меня мысль у него - это разочарование в социал-демократических лидерах. К сожалению, он не пишет подробно о том, какие же события послужили причиной этого разочарования. Он мельком упоминает о каком-то выступлении нацистов (надо полагать, в Берлине?), которое они (СД лидеры) побоялись разогнать, хотя на их стороне была вооруженная полиция, и вот эта трусость, он считает, и заставила людей переметнуться к наци.

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2024-08-31 09:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 11:23 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-29 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
как водится - "не читал, но ..." комментарии прочитал все.
А может быть все просто в природе человека - физическое выживание важнее любого, но неизвестного будущего?

Date: 2024-08-29 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, что люди, оказавшиеся в такой ситуации и не могущие уехать, как смог Хафнер, волей неволей должны были подчиняться нацистской власти, потому что иначе за ними бы немедленно пришло гестапо? Это, конечно, верно, но мысль Хафнера состоит в том, что пришествие Гитлера к власти не было случайным: что немцы не просто пассивно подчинились неизбежности, а активно способствовали такому развитию событий.

(no subject)

From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com - Date: 2024-08-30 03:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:05 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] cmt96.livejournal.com
Меня эта история не вдохновляет (в вашем кратком пересказе). Нормальный человек в такой ситуации отказывается от сдачи экзамена.

Date: 2024-08-30 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Хафнер обучался на юриста по настоянию отца. Сам он проявлял склонность к журналистике и даже довольно успешно публиковался уже в то время (пока Гитлер не пришел к власти и не прикрыл свободную прессу). Он и не хотел сдавать тот экзамен, но его отец настоял. Как показали последующие события, профессия юриста бы его не спасла: юристы тоже были поставлены на службу фюреру, как и все остальные.

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-08-31 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 11:09 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-31 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
поэтому нормальные люди в СССР никогда не ходили на военную кафедру и соответственно не ездили на военные сборы между 4 и 5 курсом

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-31 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
Он называет 44% на выборах «поражением» — это какой-то абсурд.

Date: 2024-08-31 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А где же он употребляет слово "поражение"? Он просто констатирует, что нацисты не набрали больше половины, и считает, что через три недели они уже набрали бы.

(no subject)

From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com - Date: 2024-08-31 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-08-31 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com - Date: 2024-09-01 07:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-09-01 12:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com - Date: 2024-09-01 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-09-01 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oracular-oleg.livejournal.com - Date: 2024-09-01 08:21 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 01:37 am
Powered by Dreamwidth Studios