Нет мысли в наводненье. Только страх
Aug. 28th, 2024 09:00 amРассказ Хафнера, сына берлинского чиновника, начинается с Первой мировой войны, заставшей его семилетним. Страну вдруг охватил азарт футбольных болельщиков, которому дети предавались с особым упоением – именно эти дети через двадцать лет образуют костяк гитлеровской партии.
Финансовый кризис 1923 года, внезапно вынесший наверх молодых авантюристов, подготовил Германию, пишет Хафнер, к любому фантастическому приключению. «Это была ситуация, когда умственная инерция и опора на прошлый опыт наказывались голодом и смертью, а способность быстро сориентироваться в новых обстоятельствах и скорость реакции вознаграждались внезапным непомерным богатством» (ничего не напоминает, а?). Именно тогда, пишет Хафнер, немцы разделились на тех, кто впоследствии станет сторонником и кто – противником нацизма. Сравнивая своих соотечественников с англичанами и французами, он отмечает недоразвитость их способности к частной жизни, а за десятилетие 1914-1924 дружеское и семейное общение и вовсе сошли на нет.
Решающий перелом общественного мнения произошел в 1933. На выборах 5 марта за нацистов проголосовало меньшинство; но если бы выборы провели снова три недели спустя, пишет Хафнер, немецкий народ почти наверняка отдал бы им большинство голосов. Страх сыграл свою роль – встань на сторону бьющих, и ты сам не будешь побит. Отчасти сказался и «магнетизм масс». Но переломило спину верблюда, по мнению Хафнера, презрение к трусости социал-демократических лидеров.
Может быть, самая интересная часть книжки – ее заключительные главы, рассказ о полевом лагере. Хафнер, только что получивший диплом юриста, оказался в нем, потому что прохождение этой тренировки нацисты сделали обязательным условием для сдачи экзамена на звание ассесора, позволявшего заниматься юридической практикой. Он ожидал каких-то политинформаций, идеологического индоктринирования, но их не было: главной задачей ставилось сплочение, превращение разрозненной массы рекрутов в единый коллектив. В частности, им с самого начала предписывалось обращаться друг к другу только на «ты» – что им, не знакомым друг с другом, давалось с трудом. Как Хафнер убедился на собственном опыте, член коллектива способен делать вещи, на которые он бы в одиночестве не решился.
Именно в этом лагере Хафнер и принял окончательное решение эмигрировать: если сегодня ему уже пришлось надеть на рукав повязку со свастикой ради сдачи экзамена, то что ему придется делать завтра?
его можно посмотреть с русскими субтитрами
Спасибо уважаемому
dimagubin за рекомендацию этой книжки – она произвела на меня сильное впечатление.
no subject
Date: 2024-08-28 02:02 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2024-08-28 03:32 pm (UTC)Но, как известно, без мозгов.
Чего бы партия просила,
Один ответ у дураков.
Я не ругаюсь, право слово,
Я со статистикой знаком -
В пучке сплоченном чьей-то силой,
АйКью на минимуме том
Который равенство скрепило.
Увы, порядок тот иском
Во многих странах и проектах,
В которых множество людей
Не сами мыслят интеллектом,
А воле следуют вождей.
no subject
Date: 2024-08-28 03:36 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 05:49 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 09:05 pm (UTC)Нет, ну серьезно — сегодня в дискуссиях слово "фашист" означает на самом деле лишь "противник моих политических взглядов, который мне не нравится". А любых оппонентов принято чуть ли не с первой фразы сравнивать с фОшыстами и находить разные схожие чёрточки, подвёрстывая по ходу дела разные источники, типа таких вот книжек. Презумпция виновности, актуальная для любых сторон.
"Чума на оба ваших дома". Расчеловечивание оппонента — приём хоть и не фашистский (многие им пользовались в истории), но довольно мерзкий.
---
Чтобы сбросить атомную бомбу (2 шт.) на Японию — как ни странно, никакой фашизм оказался не нужен. И самим японцам, чтобы вырезать миллионы китайцев — тоже никакой фашизм оказался не нужен.
Давайте скажем честно: фашизм/гитлеризм, это такой жупел, которым принято всех пугать. Да, у него "успехи" по уничтожению людей были весьма вдохновляющие, заслуженное первое место. Но, например, с американскими индейцами тоже получилось очень неплохо... да много можно примеров привести, чтобы понять, что людям для массового уничтожения других людей именно "фашизм", как идея — не так уж и требуется.
no subject
Date: 2024-08-28 10:47 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 10:53 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 10:56 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 11:00 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 11:10 pm (UTC)Может быть и так, но, заметьте, я-то ни разу не употребила слово "фашизм" в посте - так что тут, видимо, можно говорить еще и о другом характерном явлении: читатели видят это слово даже там, где его нет :)
"Чтобы сбросить атомную бомбу (2 шт.) на Японию — как ни странно, никакой фашизм оказался не нужен"
Верно, но в книжке Хафнера речь идет отнюдь не о внешней агрессии - он ведь описывает события до 1933 года включительно (а в 1938 он вообще эмигрировал в Англию). Предмет его книжки - внутренняя политика государства по отношению к своему народу.
no subject
Date: 2024-08-28 11:29 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-28 11:33 pm (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 12:29 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 12:36 am (UTC)Даже не ожидал таких дешевых трюков. "Третий рейх" вам не фашизм, то бишь синоним?.. И мой комментарий даже не о конкретном слове, а о комплексе понятий.
> Предмет его книжки - внутренняя политика государства по отношению к своему народу.
А предмет моего комментария — о том, что не надо делать "священную корову наоборот" из Германии середины 20 века.
И не последуй "внешняя агрессия" — никому бы не интересно было, на "ты" или на "вы" называли друг друга в спортивных лагерях, т.е. внутренняя политика.
...Впрочем, ладно, чего-то я завелся. Не буду больше писать про это, нефиг, ерунда это всё. На самом деле, мне эта тема не так интересна. Просто достали уже все эти интернет дискуссии, где главным аргументом становятся не факты, а принадлежность оппонента к определенному политическому лагерю, т.е. аргументация ad hominem, по сути. И подобные книжки — льют воду на эту мельницу, как по мне.
no subject
Date: 2024-08-29 01:13 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 01:14 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 01:27 am (UTC)Что-то я не могу уловить, что Вы имеете в виду. Что Третий рейх был ничем не хуже других стран того времени? Мне кажется, с этим трудно согласиться.
История Третьего рейха очень хорошо, с немецкой дотошностью, документирована и таким образом представляет собой наглядный пример. Основная мысль Хафнера состоит в том, что приход Гитлера к власти не случаен, а обусловлен эволюцией самого немецкого общества - он начинает с Первой мировой войны и ее восприятии его соотечественниками. Поскольку он по профессии журналист (и начал деятельность на этом поприще еще в Германии, т.е., в описанный им в книге период), то пишет он хорошо - его дневник читать интересно, в отличие от записок некоторых других людей, не имевших пишущей профессии.
no subject
Date: 2024-08-29 01:31 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 02:05 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 02:44 am (UTC)А обсуждаемая книжка подводит к мысли, что у немцев просто не было шансов не остаться смертельно виноватыми... а на деле-то — ребята во-первых, разгромно проиграли ("горе побежденным"), во-вторых, переборщили по сравнению с "конкурентами" за звание главных говнюков (а так были бы какие-нибудь турки с армянским геноцидом, к примеру; или англичане с чмарением индийцев; про вечно виноватых русских и не говорю). Но, окажись на месте Алоизыча кто-то не обиженный в юношестве недопуском в школу искусств евреями в приемной комиссии — все могло пойти несколько по-другому, вы не находите? "Третий рейх — лайт", всё тоже самое, но без тотального геноцида евреев. И это лишь одна из возможных развилок.
=====
В общем, многие считают историю не наукой именно по этим причинам — крайне сложно отсеять закономерности от случайностей, всё очень субъективно.
no subject
Date: 2024-08-29 03:53 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 08:55 am (UTC)В 1930-х в Германии много было тех, кто против Гитлера, но их быстро посадили, убили или они были вынуждены быстро эмигрировать. Всё это было сделано руками их окружения, даже не гитлеровцев. В этом есть параллель с работой французской милиции в годы Второй мировой, когда они хватали своих жителей и выдавали их немцам в Гестапо.
Люди так рьяно бросаются показать свою лояльность новой власти... Потому что боятся, что иначе настучат на них самих.
no subject
Date: 2024-08-29 09:00 am (UTC)no subject
Date: 2024-08-29 11:40 am (UTC)Впервые я это поняла, читая "Будденброков". Там дочь любекского купца выдают замуж за баварца, и Манн очень выразительно описывает, как она чувствует себя не в своей тарелке среди его соплеменников. (Простите, в первой версии комментария я перепутала город).
Но вот что интересно: во времена Бисмарка такая раздробленность считалась недостатком страны, препятствующим ее экономическому развитию. Теперь же подобная полицентричность - скорее преимущество.
no subject
Date: 2024-08-29 11:49 am (UTC)Это показано в фильме "Наши матери, наши отцы": когда Виктор возвращается из лагеря домой, он обнаруживает, что в его квартире уже живет другая, чисто арийская, семья. Пишут, что этот эпизод стал откровением для многих в Германии.
"Потому что боятся, что иначе настучат на них самих"
Да, Хафнер пишет об этом. Но новая для меня мысль у него - это разочарование в социал-демократических лидерах. К сожалению, он не пишет подробно о том, какие же события послужили причиной этого разочарования. Он мельком упоминает о каком-то выступлении нацистов (надо полагать, в Берлине?), которое они (СД лидеры) побоялись разогнать, хотя на их стороне была вооруженная полиция, и вот эта трусость, он считает, и заставила людей переметнуться к наци.