egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

На протяжении своей книжки Уильям Ширер многократно называет Гитлера «гением». Не знаю как вам, но мне это режет слух: построенный Гитлером «тысячелетний рейх» продержался только двенадцать лет и вверг страну – да и все человечество! – в такую бездну, в какую оно еще никогда не проваливалось. Что же в этом гениального?


Не согласна я и с тезисом Ширера: «Нацизм и третий рейх по существу были не чем иным, как логическим продолжением германской истории», а точнее, с выделением Германии в какой-то особый случай. Посмотрим на другие европейские страны в этот период: Муссолини в Италии, Франко в Испании, Салазар в Португалии, Мосли в Англии, Дорио во Франции – словом, вся Европа охвачена национализмом и антисемитизмом. Не закономерный ли это итог строительства национальных государств как такового, которым так восхищается Герцен в «Былом и думах»: начали с Гарибальди, закончили Муссолини?

Да, не во всех странах нацисты захватили власть. Джордж Оруэлл, размышляя, почему этого не случилось в Британии, пришел к выводу, что его соотечественникам не хватило воображения. Причину победы нацистов в Германии Ширер приписывает, помимо гениальности Гитлера, слабости ее среднего класса: «Германии недоставало политически сильного среднего сословия, которое стояло бы между левыми и правыми. В других странах – во Франции, Англии, Соединенных Штатах оно составляло основу демократии. <...> Будучи лишена политической силы в лице среднего сословия, Германская республика не имела и того запаса прочности, которым располагали многие другие государства благодаря наличию в них подлинно консервативных партий». Но ведь Германия еще до Первой мировой войны вошла в число наиболее промышленно развитых стран мира, а какая же промышленность без среднего класса?


Сталелитейный завод Круппа в Эссене в 1920-е годы
(фото Popperfoto via Getty Images)

Date: 2024-01-24 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-01-24 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так и есть, Фрэнк!

Date: 2024-01-24 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] alexgv1.livejournal.com
"а какая же промышленность без среднего класса"
ммм... это сарказм?

Date: 2024-01-24 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Сам Ширер, к сожалению, не поясняет, что именно он имеет в виду под "средним классом". Я же исхожу из того, что "The first appearance of the term is typically associated with the origin of capitalist formation" (https://globaljournals.org/GJHSS_Volume13/3-Middle-Class-Definition-Role-and-Development.pdf). Капитализм - это, конечно, не только промышленность, но все же промышленность в первую очередь, если мы говорим о тех временах.

Date: 2024-01-24 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
"вверг страну – да и все человечество! – в такую бездну, в какую оно еще никогда не проваливалось. Что же в этом гениального?"

Какое-то оксюмороническое высказывание. Вот это и гениальное. Кто-нибудь ещё такое смог?

"Посмотрим на другие европейские страны в этот период: Муссолини в Италии, Франко в Испании, Салазар в Португалии, Мосли в Англии, Дорио во Франции – словом, вся Европа охвачена национализмом и антисемитизмом"

Откуда такая странная куча? Ни Мосли, ни Дорио не были не только диктаторами, но и сколь-нибудь всерьез популярными политиками. Остальные персонажи никаким особым антисемитизмом не отметились и ничего даже отдаленно подобного Третьему Рейху не создали.

"какая же промышленность без среднего класса?"

Присоединяюсь к недоумению предыдущего комментатора.

Date: 2024-01-24 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
И я присоединяюсь. Берем Англию времен Диккенса. С промышленностью все более чем хорошо...

Впрочем, тут хорошо бы еще понять, что автор понимает (если понимает:) под средним классом.

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-01-24 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2024-01-24 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-01-24 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-24 11:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-01-25 01:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-24 10:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Вот это и гениальное. Кто-нибудь ещё такое смог?"

Судя по всему, у нас с Вами разные представления о гениальности. В моем представлении, гений несет человечеству благо, а не зло.

"Остальные персонажи никаким особым антисемитизмом не отметились и ничего даже отдаленно подобного Третьему Рейху не создали"

Верно, что ни одному из перечисленных в посте не пришло в голову "окончательное решение проблемы", как оно пришло в голову Гитлеру. Но Муссолини в 1938 году принял "Manifesto della razza", согласно которому евреям было запрещено заниматься радом профессий, запрещено вступать в брак с итальянцами, и у многих из них было конфисковано имущество. Фильм Витторио де Сика "Сад Финци-Контини" (https://en.wikipedia.org/wiki/The_Garden_of_the_Finzi-Continis_(film)) отражает эти события в художественной форме.

Программа Мосли определенно включала антисемитизм (https://www.semanticscholar.org/paper/Anti-Semitism-and-the-British-Union-of-Fascists-Mandle/2a60575119a8a428140c44696cb53c10e141eeb4). О Дорио бюллетень 1942 года (http://pdfs.jta.org/1942/1942-06-14_134.pdf?_ga=2.254069322.352218710.1706133970-175100336.1706133970) сообщает: "Practically all mass-meetings held by Doriot’s followers featured anti-Semitic slogans and many of them were followed by violence against Jews". А вот Салазар вроде бы действительно антисемитом не был.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-25 06:37 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 04:45 pm (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
> «тысячелетний рейх» продержался только двенадцать лет

Хм, "История Тысячелетней Диктатории Огогондии, которая существовала 13 лет 5 месяцев и 7 дней" заиграла новыми красками

Date: 2024-01-24 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что же это за Огогондия - расскажите, пожалуйста, о ней?

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-01-25 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cmt96.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com
синхроничность. вот только что подумал про это.
гений, конечно. но специфический
Edited Date: 2024-01-24 04:47 pm (UTC)

Date: 2024-01-24 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне корень зла видится в самой идее национального (этнического) государства, которая, как мне кажется, рано или поздно неизбежно приводит к гонениям на этнические меньшинства. Мне кажется, пора переходить на объединение в государство на основании готовности соблюдать законы - как, собственно, это и представлялось Гоббсу и Локку.

Гений же в моем понимании - это кто-то, кому удается принести великое благо человечеству.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:21 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Британский капитализм опережал немецкий на несколько столетий

Когда Британия еще не была империей и мировой метрополией, а была национальным государством, антисемитизм в ней был очень основательный. А вот когда она стала многонациональной империей, антисемитизм вполне предсказуемо сошел на нет, во всяком случае — официальный. Просто потому, что с функционированием многонациональной метрополии был логически плохо совместим

Не было в Британии и унизительного поражения в Первой Мировой войне, не было попытки коммунистической революции и Ротфронта

И дававших поводы для антисемитских настроений политических фигур масштаба Ратенау и Штреземанна в Британии не было. И в экономике и финансах англосаксы конкуренции с евреями совершенно не боялись, поскольку могли без особых усилий в этих сферах успешно конкурировать с кем угодно. И благодаря огромному опыту, и благодаря колоссальным связям

Средний класс в Англии действительно был гораздо более развит. Немецкий же в основном был сформирован из недавних крестьян

Но самое главное — в Германии не было нормального правящего класса собственников, способного уверенно проводить национальную внутреннюю и внешнюю политику. В Британии же он имелся и был сформирован столетиями экономического и политического опыта, включая опыт управления колониями. Поэтому Британскому правящему классу собственников уже была не так нужна фигура лидера. вокруг которого ему можно бы сплотиться. А рыхлый правящий класс Германии такую фигуру инстинктивно искал, поскольку с навыками самоорганизации у него было плохо
Edited Date: 2024-01-24 05:09 pm (UTC)

Date: 2024-01-24 11:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Во всяком случае, другая страна, где подобный лидер пришел в власти - Италия - тоже характеризуется более поздней промышленной революцией, чем Англия, Франция и Нидерланды, где таким деятелям не удалось захватить власть. Правда, поражение в Первой мировой войне выглядит все же более непосредственной причиной: неизвестно, что было бы, выиграй Германия войну - может, Мосли и пришел бы к власти в Британии?

Date: 2024-01-24 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Средний класс в Германии, какой уж он был, выкосила ПМВ, и прямо, и финансово. Это была разорённая страна с выбитыми поколениями. Гитлер обращался к молодёжи, которая не попала на фронт по малолетству, её как раз было много.

Date: 2024-01-24 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ваши слова находят подтверждение в данных (https://pages.uoregon.edu/dluebke/NaziGermany443/410NSDAPMembers.html), собранных Jürgen Falter. На этом графике ясно видно, что доля молодых людей среди тех, кто вступил в НСДАП в 1925-1933 гг., заметно выше их доли в общей популяции.

Image


По ссылке много и других интересных графиков, в частности, график, показывающий, что партия Гитлера всегда привлекала людей небедных, но самые богатые быстрее всех сообразили, к чему идет дело: если в 1923 их доля в партии многократно превышала их долю во всей популяции, то к 1944 сравнялась с ней.

Date: 2024-01-24 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com

Я думаю, дело тут в том, что средний класс в Германии был, но он не был "политически сильным", с акцентом на "политически". В Германии традиционно была сильна аристократия, которая была по восточно-европейски многочисленная и нищая, и поэтому охотно шла на госслужбу и в бизнес, и любила брать в жёны дочерей промышленников и торговцев. И было сильное рабочее движение — которое кормило и коммунистов и нацистов (по тактике они были похожи, и те и другие организовывали штурмовые отряды и митинги, и различие было в том, что одни проповедовали нацинал-, а другие — интернационал-социализм).

Поэтому богатые лавочники и промышленники тяготели к аристократии, а крестьян, например, тот же Геринг называл "скотами", которые смотрят "на свое гумно", и никогда не пойдут ни в солдаты ни в политику, если их не мобилизовать.

Edited Date: 2024-01-24 05:31 pm (UTC)

Date: 2024-01-24 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Да, это именно то, что называют “особым путем Германии” (Sonderweg). В Германии прошла успешная экономическо-техническая модернизация, а вот либерализация и демократизация задержалась. Средний класс, конечно, возник — но в политическом плане он был слабее, чем в той же Англии.

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-01-24 09:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-24 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2024-01-25 08:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:10 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
По всей видимости, в духе Кроче - германцы победили римлян в Тевтобургском лесу и поэтому они остались вне облагараживающего влияния римской цивилизации.

Date: 2024-01-24 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ширер пишет, что Гитлер, наоборот, старался подчеркнуть преемственность, по крайней мере с империей Оттона I Великого:

"Подразумеваемая преемственность германской истории, достигшая кульминации во времена правления Гитлера, воспринималась широкими массами как нормальное явление. Само название «третий рейх» призвано было подчеркнуть эту мысль. Первым рейхом считалась средневековая Священная Римская империя; вторым – империя, созданная Бисмарком в 1871 году после победы Пруссии над Францией. Оба рейха прославили Германию. Как заявляла нацистская пропаганда, Веймарская республика смешала это доброе имя с грязью, а Гитлер обещал, что третий рейх восстановит былую славу нации. Таким образом, гитлеровская Германия изображалась как логическое продолжение всей предыдущей истории или по крайней мере всего того, чем можно было гордиться".

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2024-01-25 07:24 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Возможно, Гитлер гений в том смысле, что смог захватить власть, не смотря на плохие стартовые позиции?

Date: 2024-01-24 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А разве сам по себе захват власти - достижение? На мой взгляд, названия гения заслуживает благодетель человечества.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-01-25 07:01 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
«тысячелетний рейх» продержался только двенадцать лет

Возможно, победа над Гитлером была предопределена, но она далась невероятной ценой - СССР пожертвовал десятками миллионами жизней, Британия - своей империей, США по итогам войны потеряли атомные секреты и были вынуждены войти с бывшими союзниками в конфигурацию "холодной войны", потратив на это большие ресурсы.

вся Европа охвачена национализмом и антисемитизмом

В 1930ых фашизм разных сортов катился по Европе, но в некоторых странах ему успешно противостояли (Франции, Бельгии, Голландии и т.д.) Здоровый национализм, в отличие от национализма вымученного, как в Италии и Германии, мог служить своего рода противоядием от нацизма. Помогли и эсктраординарные меры, выходящие за рамки обычных демократических процедур - такие, как запрет негосударственных военизированных формирований со своими униформами. Об этом писал Карл Левенштейн:

"Many states, therefore, have prohibited the formation of private armies, party militias, and bands for any purpose whatsoever, as stewards or as assault troops or as bodyguards, as in Sweden (1934), Denmark (1934), Belgium (1934), the Irish Free State (1934), the canton of Zutrich (1934), France (1936), Holland (1936)-proposed also in Switzerland (1936). Equally detrimental to public authority are military exercises and military training not controlled and supervised by the state, even when practiced by men without uniforms. Consequently, the prohibition of party uniforms should generally be accompanied and supplemented by making military training by unauthorized persons illegal. Such statutes were passed in Belgium (1934), the canton of Zulrich (1934), Great Britain (1936), and France (1936)."
https://puppet-djt.livejournal.com/179924.html

Date: 2024-01-24 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com

СССР пожертвовал десятками миллионами жизней,


Он бы по любому ими пожертвовал. Он и до войны ими успешно жертвовал...


(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-24 11:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 03:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 08:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 11:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 02:01 pm (UTC) - Expand

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:05 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:19 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 08:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 09:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-14 12:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-14 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 12:31 pm (UTC) - Expand

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 12:56 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 02:07 pm (UTC) - Expand

Re:

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-04-13 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2024-01-25 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-01-25 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-01-26 09:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 01:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com

Собственно практически все высшее руководство Рейха и было выходцами из среднего класса :)

Date: 2024-01-24 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, сам-то Гитлер времен его молодости в Вене был типичным люмпеном. Ширер подробно описывает то, как юный Гитлер сопротивлялся попыткам его отца сделать его чиновником по своим стопам:

"Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, он стал посещать среднюю школу в Линце. Для отца это было связано с определенными финансовыми издержками, но свидетельствовало о его честолюбии – сын должен пойти по стопам отца и стать государственным служащим. Юноша же меньше всего стремился к этому. «Мне едва исполнилось одиннадцать, – рассказывал впоследствии Гитлер, когда я впервые был вынужден сказать «нет» собственному отцу… Я не хотел быть чиновником <...>

Нет и еще раз нет! Все старания отца привить мне любовь и уважение к этой профессии, примеры из его собственной жизни имели совершенно противоположный эффект. Меня… тошнило от одной мысли, что придется сидеть в конторе, не располагая свободой и собственным временем, сведя цель жизни к заполнению бумажных формуляров…»."

Когда отец Гитлера умер, семье пришлось трудно, но он категорически не желал идти работать:

"Хотя болезненной вдове было нелегко сводить концы с концами, располагая довольно скудными средствами, молодой Адольф категорически не желал искать работу, чтобы помочь семье. Сама мысль о необходимости зарабатывать себе на хлеб уже тогда претила ему, и он не изменил своего отношения к этому на протяжении всей жизни."

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2024-01-25 04:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com

Правильна мысль в том, что национальное государство нельзя ни на чем основать, кроме как на идее (а точнее на мифе об) исключительности какой-то одной нации и ничтожности прочих, особенно соседних. Гитлеру это удалось лучше, потому что немцы чувствовали себя по итогам Первой мировой преданными, потому что у них были слабые традиции демократии и большие традиции послушания своим властям, потому что их убедили, что против них — весь коллективный Запад в лице Западной Европы и Америки. А загнанная в угол крыса опасна...

Date: 2024-01-24 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"потому что их убедили, что против них — весь коллективный Запад в лице Западной Европы и Америки"

Что-то мне это напоминает :(

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-25 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2024-01-25 07:45 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-24 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
Я кккбы кукую одно и тоже многалет, но. Во второй половине 19 века на карте Европы появились 2 крупные национальные державы — объединенная Италия и объединенная Германия.
Этих национальных держав раньше не существовало. Существовала Римская Империя и Священная Римская Империя, но они строились не по национальному признаку.

Потом у итальянцев был долгий период разного исторического опыта, т.к. история Пьемонта, история Тосканы, Ломбардии, Кампании и Неаполя, Базиликаты, Сицилии и пр. — это много разных историй, в чем-то перекликающихся, но. Культуральная основа была общая, да. Язык взаимопонятный. Самосознание — много общего. Отношение к остальному миру (весьма небезосновательное) как к немного облагородившимся под итальянским влиянием варварам тоже. :)) Что важно: объединение Италии стало результатом долгой и, в конце концов, победоносной войны с иноземными, пардон, оккупантами. И с Ватиканом (что куда хуже) Но в результате вместо кучи комплексов на нацию свалился менталитет победителей.
Плюс участие в Первой мировой на стороне победителей. Плюс старая-престарая, старее некуда, самая рафинированная на земном шаре культура.

Отсюда, с одной стороны, потребность в национальной идеологии вызвала к жизни творческие порывы Муссолини, с другой — национализм-фашизм ( не нацизм вовсе) итальянского производства был (с учетом статистики, он хорошо изучен) вполне вегетарианским и без грандиозных планов по переформатированию мира и его населения.
Но не следует забывать, что фашизм придумал не топором рубленый австронемец, а итальянский (потомственный) журналист социалистического толка. Ну и разница между этими фашизмами соответствовала творцам.

Объединение же Германии прошло сверху, без участия ширнармасс и с героем Бисмарком вместо героев Гарибальди, Витторио-Эммануилом и Кавура.
Мало того, часть германских герцогств избавилсь от крепостного права во второй декаде 19 века — это о социальном развитии тогдашней Германии в сравнении с Англией, к примеру. Ну и о демократических традициях :)).

Т.е., Ширер прав по сути. Специфика культуры и исторического развития.

ЗЫ: а если выписать в один столбик молодые национальные государства, образовавшиеся в результате распада Автро-Венгерской Империи, а в другой — родные фашистские режимы Европы то станет еще интереснее.

Мало того, испанский режим несомненно был диктатурой, но националистическим его можно назвать с большой натяжкой. То же самое о Португалии.

Date: 2024-01-24 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Все верно, но, тем не менее, трудно не увидеть, что 1930-е годы характеризуются радикализацией политики и упадком демократии и либерализма во всей Европе. Одна причина очевидна - последствия кризиса 1929 года, но неужели только это?

(no subject)

From: [identity profile] lapot.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapot.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapot.livejournal.com - Date: 2024-01-25 04:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-25 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapot.livejournal.com - Date: 2024-01-25 04:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-25 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com
Вот да, меня тоже всегда удивляла краткость существования "тысячелетнего рейха". Т.е., скорее всего, оратором Гитлер был неплохим, но политиком — отвратным. Будь иначе, Третий Рейх стоял бы до сих пор :)

Date: 2024-01-25 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне кажется, никакая откровенно захватническая политика не может быть долговечной - рано или поздно на старуху случается проруха. Ширер ставит Гитлера в такой ряд:

"Адольф Гитлер, вероятно, последний из великих авантюристов–завоевателей, действовавший в духе Александра Македонского, Юлия Цезаря и Наполеона, а третий рейх – последняя из империй, решившая вступить на путь, пройденный ранее Францией, Древним Римом и Македонией. Занавес был наконец опущен на данной исторической стадии в результате создания водородной бомбы, баллистических ракет и ракет, способных достигнуть Луны."

Примечательно, что Британскую империю, в какой-то период времени занимавшую самую большую территорию из всех когда-либо существовавших империй, он здесь не упоминает - надо думать, потому, что ее расширение не связано с каким-то одним конкретным деятелем? Но разве не то же самое можно сказать и о древнем Риме - он ведь тоже прирастал постепенно, под началом многих цезарей?

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2024-01-25 03:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2024-01-25 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-grumbler.livejournal.com - Date: 2024-01-25 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-01-25 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 12:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-25 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com
Если рассматривать семейное дело Круппа, то это сочетание сверхбогатых, немногих инженеров уровня действительно среднего класса, а всё остальное - бедные рабочие, пролетарии.

Средним классом в то время (с начала 20 века и до конца Второй мировой) могу назвать тех, у кого был свой дом, кто мог под свое дело арендовать помещения, будь то пекарня или ангар для сбора механизмов, кто мог собираться за Stammtisch (мужчины) и Kaffeeklatsch (женщины).

Date: 2024-01-25 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ширер, к сожалению, не расшифровывает, кого именно он называет средним сословием, но, вероятно, Вы правы, и в тогдашней Германии не было обширной прослойки мелких собственников - как его нет, кстати, и в постсоветской России, где социалистическая собственность просто перешла в руки немногих олигархов. Если это так, но непонятно, почему, ведь промышленная революция в Германии развивалась достаточно естественным образом, разве что позже, чем в некоторых других европейских странах. Почему в Нидерландах или Британии класс мелких собственников был велик, а в Германии нет?

(no subject)

From: [identity profile] lapot.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-25 10:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2024-01-26 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2024-01-26 07:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-26 09:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2024-01-26 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-27 12:06 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-26 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ros360.livejournal.com
По-моему, как раз с промышленностью средний класс напрямую не связан. На Вашем фото цех завода, и кто там средний класс? Директор завода? Рабочие, которые там работают? Обычно средний класс представляют как руководителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Date: 2024-01-26 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, средний класс - это не Крупп, а владелец колбасной лавки. Но развитие товарного производства, как такового, вроде бы должно порождать и мелких предпринимателей, не только крупных? Во всяком случае, непонятно, почему это было так в Англии и Нидерландах, и не так в Германии. По другой ветке пишут, что причина может быть в очень поздней отмене крепостного права в Германии, но, опять же, прямой связи я тут не вижу: когда его все же отменили, почему же освобожденные крестьяне не пополнили ряды мелких предпринимателей?

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 03:39 am
Powered by Dreamwidth Studios