egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Стефана Цвейга я читала девочкой и, с благодарностью вспоминая его книги – не в последнюю очередь «Звездные часы человечества», не думала к нему возвращаться. Но живущая в Вене подруга посоветовала мне его посмертно опубликованные воспоминания – и я не смогла от них оторваться! Во-первых, я уже забыла, как прекрасно Цвейг пишет – особенно по сравнению с косноязычными авторами, которых я пыталась читать непосредственно перед ним. (Тут, конечно, надо отдать должное и переводчику Г. Кагану – мое знакомство с немецким языком слишком рудиментарно для чтения оригинала). Во-вторых, Цвейгу выпало жить в то самое «интересное время», в котором китайцы желают жить врагу, и родиться в городе, где совершались его ключевые события.


Вот он пишет о 1939 годе, проведенном им уже в английской эмиграции: «Никогда в жизни я не ощущал бессилие человека перед мировыми событиями более трагично. Я сидел в своей комнате, как и все другие, беззащитный, как муха, бессильный, как улитка, в то время как речь шла о жизни и смерти, обо мне самом и моем будущем, о созревающих в моем мозгу мыслях, рожденных и нерожденных планах, о моей работе и отдыхе, моей воле, моем имуществе, обо всем моем бытии. А я все сидел и ждал, вглядываясь в пустоту, как осужденный в его камере, замурованный, вставленный, словно звено в цепь, в это бессмысленное, бессильное ожидание; а меня окружали такие же заключенные и так же вопрошали, гадали и спорили, будто кто-то из нас знал или мог знать, кто и каким образом распорядился нами». Знакомо звучит, не правда ли?

Но начало его книги – восторженный гимн Вене «золотого века надежности» до Первой мировой войны. Сын преуспевающего коммерсанта, он понимает привилегированность своего положения, но считает, что в том мире «все более широкие слои населения добивались своей доли этого бесценного сокровища». И действительно: дед Цвейга не родился с серебряной ложкой во рту, а прибыл в столицу из моравского местечка, но уже в следующем поколении его семья прочно вошла в состав венского «общества». «Живи и дай жить другим — таков был всеобщий венский принцип, который сегодня кажется мне более гуманным, чем все категорические императивы, и он беспрепятственно пробивал себе дорогу повсюду».

Резким контрапунктом на этом комплиментарном фоне звучит признание, что, оказывается, «окружавший нас мир, все свои помыслы сосредоточивший исключительно на фетише самосохранения, не любил молодежи, более того – относился к молодежи подозрительно. <...> Молодому человеку не уставали внушать, что он еще не «созрел», что он ничего не смыслит, что ему надлежит слушать и все принимать на веру, но самому никогда не высказываться, а тем более возражать». (Сегодня, когда маятник отклонился в другую сторону, и безграмотные юнцы не стесняются одергивать заслуженных профессоров, поневоле задумаешься, а так ли уж плохо это было?).

В гимназии царило «тупое, унылое учение не для жизни, а ради самого учения, которое нам навязывала старая педагогика». Но упущенное на уроках гимназисты с лихвой наверстывали в многочисленных венских театрах и кафе, выписывавших газеты и журналы со всего света, и учились друг у друга – тут воспоминания Цвейга похожи на лицейские стихотворения Пушкина. Погруженные в прекрасный мир дружбы и искусства, они не заметили, как «в то последнее десятилетие перед новым столетием в Австрии уже началась война всех против всех».

А особенно болезненно Цвейг воспринял превращение столицы многонациональной империи в провинциальный национальный город, потому что «гений Вены – специфически музыкальный и всегда был таковым, он приводил к гармонии все народы, все языковые контрасты, его культура – синтез всех западных культур; кто жил и творил там, чувствовал себя свободным от косности и предубеждений».

Vienna - Ring and Hofburg from Air (Postcard)

Венский Ринг и Хофбург с воздуха в 2000 г. (фото Roger W. via Flickr). На переднем плане слева от Хофбурга, через Ринг – здания Naturhistorisches Museum (Музея натуральной истории) и Kunsthistorisches Museum (Музея истории искусств), между ними – статуя императрицы Марии Терезии.
В верхнем левом углу, с башенками – ратуша (Rathaus), а напротив через Ринг – Городской театр (Burgtheater)

Слава пришла к Цвейгу накануне того, как Гитлер приказал сжечь его книги. Размышляя о ней, Цвейг заключает, что успехом у читателей он обязан своей способности безжалостно вычеркивать лишнее: «Если я и признаю какое-нибудь писательское мастерство, то это умение расставаться с написанным, и я не сетую, когда из тысячи исписанных страниц восемьсот отправятся в корзину для мусора, а останутся только двести, очищенных от шелухи. <...>

Всякое многословие, всякое суемудрие и неопределенная мечтательность, все нечеткое и неясное, всякое излишнее торможение действия романа, биографии, статьи раздражают меня. Лишь книга, которая целиком и полностью захватывает и читается залпом, заставляя затаить дыхание, доставляет мне удовольствие. Девять десятых всех книг, которые попадают в мои руки, я нахожу чрезмерно затянутыми, перегруженными излишними подробностями, пустыми диалогами и ненужными второстепенными персонажами, а потому недостаточно увлекательными, динамичными»

.

Ох, вот тут я ставлю жирный «лайк»! А вас раздражает многословие девяти десятых всех авторов?

120510 LgdV Buch nah-200dpi

Сборник новелл Цвейга, побывавший в костре нацистов, в руках участницы митинга Lesen gegen das Vergessen («Чтение против забвения») на берлинской Бебельплатц в 2012 г. (фото Fraktion DIE LINKE via Flickr)

Date: 2023-06-21 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Культура (https://www.livejournal.com/category/kultura?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-06-21 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Еще можно добавить "Историю".

Date: 2023-06-21 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] matsea.livejournal.com

Вот спасибо - пойду читать Цвейга про Австрию -,не знала, что у него такое есть.
У меня невестка - историк, и она занимается как раз предвоенной европой с упором на австрию. И я так и чувствовала по ее рассказам и статьям, что это был реально золотой век интеллектуалов и богемы - и коммерции. У Цвейга об этом надо думать лучше написано - пойду почитаю
Я им зачитывалась в юности, потом охладела. Мне он стал казаться немного слишком сентиментальным. Но исторические его вещи шедевральны.

Date: 2023-06-21 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Книжка эта - в высшей степени, как теперь выражаются, духоподъемная. Когда я читала его новеллы и романы, я как-то не особенно задумывалась о том, что за человек их автор. А здесь личность автора очень чувствуется, и производит самое приятное впечатление. Если не знать, то невозможно догадаться, что, завершив эту книжку, автор наложил на себя руки - настолько она преисполнена оптимизма и веры в человечество. Видимо, это был какой-то острый критический момент.

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2023-06-21 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-23 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Мне он стал казаться немного слишком сентиментальным"

Надо сказать, у меня тогда - в юности - тоже было подобное впечатление от некоторых его вещей, только я бы сказала - не сентиментальным, а экзальтированным (сентиментальный - это О. Генри; а тут другое). Помните, как реагируют Холмс и Уотсон на костюм короля Богемии, когда тот приходит на Бейкер-стрит? Он кажется им слишком варварски-пышным; вот и новеллы Цвейга показались юной мне такими. Подозреваю, это вообще век был такой: в жизни очень зажатый, а в литературе экзальтированный.

А вот в этой книге никакой экзальтированности нет.
Edited Date: 2023-06-23 02:36 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2023-06-23 02:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2023-06-23 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 09:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2023-06-23 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 11:45 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Да, многословие меня тоже раздражает. В этом плане Цвейг — прекрасный беллетрист с изумительным языком, романы и новеллы которого действительно читаются на одном дыхании

Но сегодня, мне кажется, главной проблемой для «инженеров человеческих душ» является не столько избыток слов, сколько нехватка мысли. Именно поэтому в последнее время популярны писатели вроде Пелевина с довольно незатейливым языком, но с вкраплениями попыток интересного анализа

Date: 2023-06-21 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, Пелевина я совершенно не способна воспринимать - на мой взгляд, это не литература, а макулатура (не примите на свой счет, если Вы его поклонник). Впрочем, я заметила, что тут есть и какая-то историческая закономерность: среди моих ровесников он не так популярен, как у людей чуть помоложе, буквально на 5 лет, но за эти 5 лет, видимо, в обществе что-то резко изменилось.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-06-22 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com

Чет как то плохо книжку запалили то.... Ну или имитацию неудачно сделали...

Date: 2023-06-21 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Увы, не могу догадаться, что Вы имеете в виду?

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2023-06-22 05:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2023-06-23 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antonkachinskiy.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:52 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] firanx.livejournal.com
> эпицентром

Не постесняюсь позанудствовать: просто центром. Эпицентр бывает у землетрясения или атмосферного взрыва. А тут он совпадает с центром.

Date: 2023-06-21 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Положим, мировая война - то же землетрясение, но не буду спорить. Правда, "бывшем центром событий" как-то совсем уж не звучит, так что я вообще переписала эту фразу. Спасибо за поправку!

(no subject)

From: [identity profile] firanx.livejournal.com - Date: 2023-06-22 02:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:37 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Ох, вот тут я ставлю жирный «лайк»! А вас раздражает многословие девяти десятых всех авторов?
Не, я лайк не ставлю: меня не раздражает, наоборот! Обожаю отступления, побочные линии и их нелогичные обрывы, фабульную расхлябанность, нескончаемые разговоры о том о сем, криво приляпанные вставные истории, внезапную невнятную скороговорку, скомканные эпилоги, неоправданные перескоки автора с повествования на прямое обращение к читателю своих родных мыслей, которые не удалось вложить ни в чьи уста... короче, любимые мои писатели — Диккенс и Достоевский.


Date: 2023-06-21 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Думаю, дело тут несколько сложнее. В некоторых случаях отступления, побочные линии и т.д. вовсе не являются ненужным многословием, а, наоборот, как раз и представляют собой самые нужные слова в нужном порядке. Ну и, конечно, еще следует учесть, что Диккенс-то писал еще для читателей, которые книги не читали, а слушали - собравшись в кружок вокруг чтеца. В связи с нынешней популярностью аудиокниг не исключено, что многословная манера письма получит второе дыхание!

(no subject)

From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com - Date: 2023-06-22 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:43 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Каждый роман, увы, начинается со слов "Инда взопрели озимые...". С годами сил все меньше, терпеть такое.

А у Цвейга просто кишка тонка оказалась. Любое советское насекомое знает, что надо просто подождать. Если не исчезнешь в водовороте войны, бесследно, вместе со штанами, все обойдется (Цвейгу не грозило, в отличие от миллионов). Да что советские, Гашек знал, ибо не из пробирки родом. В отличие от обсуждаемого персонажа.

Date: 2023-06-21 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Надо сказать, что по этой книжке совершенно невозможно догадаться, что автор покончил с собой, поставив последнюю точку. Наоборот, она преисполнена веры в человечество и в лучшее будущее. Так что, похоже, это был какой-то случайный критический момент, которого ничто не предвещало.

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-22 01:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-22 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-23 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 11:44 am (UTC) - Expand

$

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-24 03:18 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 05:44 pm (UTC) - Expand

RE: Re: $

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-24 06:40 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-25 10:44 am (UTC) - Expand

RE: Re: $

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-25 12:17 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-25 01:30 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-25 06:49 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-26 12:03 pm (UTC) - Expand

RE: Re: $

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-26 02:35 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-27 11:27 am (UTC) - Expand

RE: Re: $

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2023-06-27 01:50 pm (UTC) - Expand

Re: $

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-27 11:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] atlasn.livejournal.com
Воспоминания "Вчерашний мир" - любимейшая книга. Перечитываю часто.
А когда читала впервые, С.Цвейг ответил на давний вопрос,который ждал ответа еще с моего немецкого детства/юности и потом долго не находился. Как с Германией произошло то, что произошло в 20-м веке? В книге есть ответ.

О том, как закончились жизни Цвейга и его жены узнала позднее, уже после чтения "Воспоминаний европейца". Тем сильнее было потрясение...

Художественные произведения того времени сейчас сложно читать, изменилось восприятие литературы. Но человек-Цвейг остается для меня как-то несоизмеримо больше Цвейга-писателя.

Date: 2023-06-21 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

Как с Германией произошло то, что произошло в 20-м веке? В книге есть ответ.



Для тех кто книги не читал, не могли бы поделиться, как на этот вопрос отвечает Цвейг?

(no subject)

From: [identity profile] atlasn.livejournal.com - Date: 2023-06-22 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-06-22 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-21 10:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-22 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 09:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 05:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 07:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 12:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2023-06-24 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] atlasn.livejournal.com - Date: 2023-06-22 07:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2023-06-22 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-22 02:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-22 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-23 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 09:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-24 01:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] malbiz.livejournal.com
Есть же известное высказывание (с вариациями говорено неоднократно): 90% всего - дерьмо.

Date: 2023-06-21 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Что-то я не догадываюсь, к какой части поста относится это Ваше замечание?

(no subject)

From: [identity profile] malbiz.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
- Знакомо звучит, не правда ли?

А что вам это напоминает?

Date: 2023-06-21 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Процитированный мной абзац очень точно описывает мои собственные ощущения после 24 февраля прошлого года.

Date: 2023-06-21 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Хороший писатель. Жаль, не смог прижиться в новом мире - без своей золотой Вены.

Date: 2023-06-21 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так он ведь отнюдь не сидел все время в Вене, а напротив, много путешествовал: подолгу жил не только в основных европейских странах, но и в США и даже в Индии! И это еще до того, как ему пришлось бежать от нацистов сначала в Англию, а потом в Америку. Он очень отчетливо ощущал себя "человеком мира" в самое неподходящее для этого время.

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2023-06-22 05:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:44 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Только вот окажется, что были мы вовсе не свидетелями, а обвиняемыми. Причем справедливо обвиняемыми в том, что творилось в нашем времени.

ЗЫ Человек в ответе за то, в каком времени он проживает.

Date: 2023-06-21 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, согласна с Вами. Но Цвейга трудно упрекнуть в том, что он не прикладывал усилий, чтобы улучшить свое время - как раз наоборот.

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2023-06-21 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:20 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
"маятник отклонился в другую сторону"
В 90-м году я уехал, получилось, что через Англию, в Лондоне жил три месяца. Много чему там удивлялся, одно из удивлений, что мне со всех сторон говорили молодые (!) люди, что молодые должны быть humble. Это была успешно сработавшая промывка мозгов, когда многие молодые люди поверили в необходимость столь странного поведения. Мол, наворовавшие и ожиревшие "сами предложат и сами всё дадут!" С этой цитатой я тоже не согласен. Время от времени продолжаю слышать, что молодые "не созрели",

Date: 2023-06-21 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Интересное наблюдение! А что скажете о Нидерландах?

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2023-06-22 06:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 11:55 am (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com
Ну, если кратко, то нацизм в его немецком исполнении, собственно апофеоз развития европейской цивилизации с её несомненными достижениями гуманизма, науки и социальными. И никуда нацизм (правда, не такой эстремальный) не делся, он латентный.

Date: 2023-06-21 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Окончательное решение еврейского вопроса" как-то трудно назвать гуманизмом или социальным достижением, да и с научными достижениями у нацистов как-то слабовато.

(no subject)

From: [identity profile] rolf-steiger.livejournal.com - Date: 2023-06-22 05:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-21 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

А особенно болезненно Цвейг воспринял аншлюс, превративший столицу многонациональной империи в провинциальный немецкий город,


Подозреваю, что основная причина неприятия аншлюса заключалась не в этом. А с Веной, как мировой столицей, покончила Первая Мировая, венский образованный слой начал разъезжаться, кто в Берлин, кто в Париж еще с конца 20-ых, начала 30-ых.


Date: 2023-06-21 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, но после Первой мировой войны Австрия ведь стала независимым государством? А Цвейг пишет именно про "немецкий" город. Не помню уже точно, к какому именно году относится это его высказывание, но по существу Вы правы: Цвейг горюет о распаде империи. У него в книжке есть описание того, как он, возвращаясь в Вену из какого-то очередного путешествия в 1918 году, встретил кортеж отбывающего оттуда последнего императора Карла, и там явственно чувствуется ностальгия.

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-06-22 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-06-23 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-23 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-06-24 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uman.livejournal.com - Date: 2023-06-24 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-24 06:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-22 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] jeanix.livejournal.com
Есть неплохой художественный фильм сильной австрийской режиссёрки Марии Шрадер о его последних днях и смерти в Бразилии – "Стефан Цвейг: Прощание с Европой", но и он, как и другие подобные материалы внятно не проясняет случившееся.

Date: 2023-06-22 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, этот фильм уже посоветовали и по другой ветке, и я даже нашла, где его можно посмотреть бесплатно - правда, только по-немецки. Внешность актера в главной роли хорошо подобрана - он достаточно похож на Цвейга, как мы его знаем по фотографиям. Ну, а разобраться в том, что конкретно привело его к столь трагическому решению, наверное, уже невозможно. Видимо, был какой-то момент отчаяния. Но мне кажется, жизнь Цвейга, как она описана в этой его книжке, заслуживает больше внимания, чем его трагическая смерть. Он предстает в ней на редкость достойным и приятным человеком, и видно, что это не самореклама.

Date: 2023-06-22 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
А почему он Стефан, а не Штефан?

Date: 2023-06-22 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Он Штефан, конечно - и к тому же Цвайк, но русская транслитерация закрепилась не такая. С Эйнштейном (Айнштайном) вон еще интереснее: у нас он Эйнштейн, а в англоязычных странах - Айнстайн. А вот Гертруда и у нас Стайн, хотя это одно и то же слово :)

Date: 2023-06-22 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Но начало его книги – восторженный гимн довоенной Вене «золотого века надежности». "


Э... О каком веке идет речь? В 1914 Австрия собственно и начинает первую мировую войну, а через 25 лет — уже аншлюс. За эти 25 лет случилась великая депрессия, эпидемия испанки, в соседних с Австрией государствах к власти пришли исключительно каннибальские режимы....


Речь идет скорее не о золотом веке надежности, а о способности упорно не замечать происходящее вокруг. Что не век — то век железный



Date: 2023-06-22 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"О каком веке идет речь?"

O конце 19-го - начале 20-го века, времени до Первой мировой войны. В то время Вена действительно была одним из центров европейской культурной жизни. Благодатность той венской атмосферы всю жизнь ощущал и, например, Эрик Кандел, хотя и покинувший родной город в девятилетнем возрасте. Он, кстати, тоже написал книжку о Вене-1900, как он ее называл, о которой я немного рассказывала (https://egovoru.livejournal.com/128549.html). Она хорошо дополняет книжку Цвейга, хотя написана, конечно, не столько по собственным воспоминаниям, сколько по историческим материалам.

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2023-06-22 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2023-06-22 10:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-06-22 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Одна из книг в моем списке к прочтению. Ведь это как раз про ту эпоху, которая вызывает у меня наибольший интерес - как личный, так и профессиональный.

Под "довоенным веком надежности" ведь подразумевается эпоха до ПМВ, наверное? Бель-эпок (не знаю, есть ли в немецком аналог этого выражения). К моменту аншлюса Австрия уже давно не была столицей многонациональной империи, да стабильностью интербеллум не отличался.

Date: 2023-06-22 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Под "довоенным веком надежности" ведь подразумевается эпоха до ПМВ, наверное?"

Да, конечно - та самая "бель эпок", прозванная так не случайно. Похоже, я написала так, что из текста поста это не понятно - сейчас исправлю.

В этой книжке у него очень яркое описание того времени и места, увиденного собственными глазами и лично пережитого. А помноженное на его художественное мастерство, это описание составляет замечательно интересное чтение! К тому же он много путешетствовал по Европе и даже миру - еще до того, как ему пришлось бежать он нацистов, и дружил со многими известными людьми того времени, которых он тоже в своей книжке подробно описывает.

Date: 2023-06-28 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com

Ох, любимица Вена ))


И на фото все такое знакомое.

Date: 2023-06-28 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, фото совершенно потрясающее - видимо, с дрона снятое?

А книжку эту не доводилось читать? Если вдруг нет, то дело того стоит - она очень интерсно написана!
Edited Date: 2023-06-28 10:42 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2023-07-06 06:44 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios