egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

До сих пор образцом политического деятеля мне служил Конрад Аденауэр – такое сильное впечатление произвели на меня видеозаписи его выступлений в боннском Haus der Geschichte. Но теперь, похоже, у него появился серьезный конкурент – Серетсе Кхама, первый президент независимой Ботсваны. Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон в своей книжке рассказывают об этой стране после длинной череды отрицательных примеров – государств, пришедших в экономический упадок или вовсе развалившихся.



Семьдесят процентов территории Ботсваны занимает пустыня Калахари, а 23% ее населения поражены ВИЧ. После обретения независимости в 1966 там было только 12 км мощеных дорог и 22 человека с высшим образованием. Казалось бы, не самые завидные стартовые условия? Но вот полюбуйтесь на рост благосостояния ее населения, особенно впечатляющий на фоне ее соседей.


Валовой внутренний продукт на душу населения для Ботсваны, Зимбабве, Замбии и Мозамбика, по данным Всемирного банка

Авторы книжки выделяют несколько возможных причин такого успеха. Во-первых, эта страна (когда-то известная в Европе как «Бечуаналенд») была настолько бедна и редко заселена, что Британия даже не стала ее колонизировать, объявив только «протекторатом». Таким образом, ее первоначальные, зачаточно инклюзивные политические институты сохранились и после крушения империи – в отличие от других африканских стран, где они выродились в экстрактвные под влиянием колониальной администрации. Во-вторых, обретение независимости было достигнуто относительно мирным путем, а значит, ботсванцам не пришлось преодолевать военную разруху. Наконец, в-третьих, авторы подчеркивают личные качества людей, вставших у власти.

Среди всех государственных решений Кхамы на посту президента особенно примечателен проведенный им закон, касающийся доходов от продажи алмазов (они и сегодня составляют 62% экспорта страны). Согласно этому закону, выручка от этой продажи должна идти на пользу всей нации. Приходилось слышать, что, дескать, полезные испокопаемые – проклятие для страны, поскольку торговлю ими быстро захватывает кучка олигархов, направляющих доходы в свой карман. Но вот, похоже, Ботсвана благополучно обошла эту опасность. Правда, авторы не упоминают осуществленное ее правительством насильственное переселение бушменов из мест алмазных месторождений, против которого те до сих пор борются.

Другое эпохальное решение Кхамы кажется более сомнительным в свете нынешнего мультикультурализма: запрет изучения в школах каких-либо местных языков, кроме сетсвана и английского, подкрепленное изменением смысла слова «тсвана», теперь означающего гражданство, а не этничность. Но в свете беспрерывной резни очередных тутси очередными хуту по всей остальной Африке это решение все же выглядит достаточно мудрым.

Драматическая личная жизнь Кхамы послужила сюжетом для кинофильма. Во время своего обучения в Лондоне, он, сын бечуанского вождя, женился на англичанке, что вызвало дикий скандал у него на родине. Его дядя потребовал немедленного возвращения Кхамы для аннулирования брака. Кхама прибыл вместе с женой и отстоял свой брак на совете старейшин. История, однако, на этом не закончилось: соседняя ЮАР с ее режимом апартеида потребовала от британской королевы прекратить эту безобразную метисацию. Испугавшись потери дешевого южно-африканского золота и урана, правительство метрополии запретило Кхаме проживание в родной стране, и этот запрет был снят только в 1956.


Трейлер фильма «A United Kingdom / Соединенное королевство» (2016). В роли Кхамы – Дэвид Ойелоуо, в роли его жены Рут Уильямс – Розамунд Пайк

Date: 2022-07-13 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-07-13 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится!

Черный принц

Date: 2022-07-13 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] belkafoto referenced to your post from Черный принц (https://belkafoto.livejournal.com/2455694.html) saying: [...] of the great love stories of the world"/ Прочитав пост https://egovoru.livejournal.com/189167.html [...]

Date: 2022-07-13 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Героя делает хор. Он ему противостоит пока не появляются видимые враги. (Из правил написания древнегреческих трагедий)

Date: 2022-07-13 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В данном случае хором выступают авторы книжки - уж очень они хвалят этого деятеля, а я за что купила, за то и продаю. Авторы пишут, что заметный рост GDP Ботсваны начался еще до обнаружения алмазов, за счет скотоводства, которое Кхама как-то особенно удачно организовал. Но смущает то, что и по сей день, почти 60 лет спустя обретения независимости, страна живет в основном экспортом необработанных алмазов, а промышленности, как я понимаю, там так никакой и нет.

Date: 2022-07-13 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Меня когда-то удивило, что тутси и хуту это один народ, просто одни - тутси, а другие - хуту. Как белые и красные. А язык и прочее у них одинаковы.

Date: 2022-07-13 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Часто так и бывает: сербы-хорваты, русские-украинцы...

Date: 2022-07-13 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Сербы и хорваты хотя бы религией отличаются.

Date: 2022-07-15 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
А много сербов и хорватов реально религиозны ?
Так, чтобы две разных ХРИСТИАНСКИХ религии ("возлюби ближнего своего") стали причиной стрелять друг в друга ?
Всё же - не времена крестовых походов.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 11:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-13 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вики пишет, что там запутанная история: "Modern-day genetic studies of the Y-chromosome generally indicate that the Tutsi, like the Hutu, are largely of Bantu extraction (60% E1b1a, 20% B, 4% E3). <...> However, the Tutsi have considerably more haplogroup B paternal lineages (14.9% B) than do the Hutu (4.3% B).[1]" <...> On the other hand, there is currently no mtDNA data available for the Tutsi, which might have helped shed light on their background."

Еще там пишут, что дело окончательно запутали бельгийцы, которые записывали в тутси всех, кто был высокого роста и имел больше 10 коров :)

Ну, а вообще-то еще ведь Дарвин заметил, что самая жестокая конкуренция - внутривидовая.

Date: 2022-07-14 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что Вы думаете о решении президента Ботсваны записать всех граждан в "ботсванцы", невзирая на лица этничность? Бушены-то точно генетически отличаются от бантуязычных очень сильно.

Date: 2022-07-14 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Не думаю, что кто-то из нас имеет представление о том, что там на самом деле. Тут можно верить тамошнему жителю, который умен и честен. Как узнать, что честен?

Я предпочитаю на новости и политику смотреть анекдотически - какие-то случаи я знаю, их только и принимаю в расчет. Когда же я доверялся глобальному взгляду, то всегда он противоречил наблюдаемому. Это, когда говорят, например, что экономика улучшилась, а я вижу, что не для меня. Что торжество закона, а я вижу полицейский беспредел.
Было очень покзательно с израильскими новостями. Я там жил, видел, что вокруг, а ВСЕ международные новостные конторы (самые уважаемые), вся международная аналитика, все несли какую-то безумную чепуху про мир/войну.

Date: 2022-07-14 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Не думаю, что кто-то из нас имеет представление о том, что там на самом деле"

Ну, я-то вообще, можно сказать, впервые узнала что-то о Ботсване, прочитав эту книжку; до того я о ней вообще не задумывалась и не отличала от других стран южной Африки.

"Я предпочитаю на новости и политику смотреть анекдотически - какие-то случаи я знаю, их только и принимаю в расчет. Когда же я доверялся глобальному взгляду, то всегда он противоречил наблюдаемому"

А я, наоборот, опасаюсь попасть под влияние частных случаев, производящих сильное впечатление: это ведь одно из самых хорошо изученных когнитивных искажений!

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-14 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-14 12:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-14 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-14 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-14 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-14 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-14 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-14 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 02:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-07-16 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 11:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 02:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-16 04:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 10:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-16 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-16 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com - Date: 2022-07-15 01:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-15 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Насколько я знаю, в плане физической антропологии некоторая разница между хуту и тутси вроде есть. И происхождение в какой-то степени разное. Но язык был общий, по крайней мере к моменту прихода европейцев.

Date: 2022-07-15 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Да, ростом раньше отличались... говорят.

Date: 2022-07-14 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Я пока дочитала до Конго.
Про плохих королей, которые грабили народ еще ДО колониализма.
И продолжают грабить после.

Date: 2022-07-14 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у них там сначала долго описываются ужасы едва ли не во всех африканских странах. Конго - еще туда-сюда, там по крайней мере само государство устояло, а вот в Сьерра-Леоне оно вообще развалилось. Правда, западная Африка - особый случай: именно оттуда вывозили большинство рабов, причем они ведь поставлялись местными вождями, а не отлавливались белыми работорговцами в джунглях. В южной Африке была другая проблема: золото и алмазы, но в Ботсване, как я поняла, алмазы нашли уже после обретения независимости, что, надо полагать, ей и помогло.

Date: 2022-07-15 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
"Я пока дочитала до Конго.
Про плохих королей, которые грабили народ еще ДО колониализма."

Вот это очень не в духе "духа времени". Я в Бельгии живу, у нас тут вовсю идёт "деколонизация прошлого". Недавно, например, полностью переделали Музей Центральной Африки (бывший Колониальный музей), что бы он больше не выглядел, как витрина колониализма.

Ну, на всякий случай — я не отрицаю преступления колонизаторов, но замена черного на белое с сохранением черно-белой картины мира не способствует лучшему пониманию истории.

Date: 2022-07-15 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне показалось, авторам книжки удалось сохранить разумно-нейтральный подход. То есть, они осуждают колониальные власти, но подчеркивают, что и местные власти до прихода европейцев были не сильно лучше. Приход европейцев (a точнее, открытие европейцами Америки, ставшей колоссальным рынком рабов) они рассматривают как "critical juncture", поворотный момент истории. Если стране и удается сменить экстрактивные институты на инклюзивные, то именно в такие поворотные моменты. Конго это пока не удалось, а вот Ботсване, по мнению авторов, да.

Date: 2022-07-15 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
То есть, они осуждают колониальные власти, но подчеркивают, что и местные власти до прихода европейцев были не сильно лучше.
Да, это меня тоже удивило.
Обычно авторы таких книжек списывают все проблемы на колонизаторов.
Про Ботсвану — поинтересуюсь.
Но опять же — весь прогресс держится на деятельности"доброго царя".
Уйдет в отставку или убьют — что дальше ?
Вырастил ли он смену ?

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com - Date: 2022-07-16 04:41 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-15 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
"То есть, они осуждают колониальные власти, но подчеркивают, что и местные власти до прихода европейцев были не сильно лучше."

Это хорошо. Мне кажется, что сейчас на западе в целом очень не хватает такого разумно-нейтрального подхода. Хотя я это больше об общественной дискуссии, а не об историографии.

" Приход европейцев (a точнее, открытие европейцами Америки, ставшей колоссальным рынком рабов) они рассматривают как "critical juncture", поворотный момент истории. "

Знаю (не лично) одного голландского историка (Piet Emmer), который занимается историей рабства, но при этом занимает сдержанную позицию, которая не нравится многим активистам-деколонизаторам. Не оправдывает, конечно, но при этом пишет, что
А) Представление о том, что рабство внесло основной вклад в экономическое развитие западного обшества, ошибочно
Б) Напоминает, что рабством занимаелись далеко не только европейцы

Это в двух словах, конечно. Я читал только одну его книгу, и довольно давно.

Это идёт сильно в разрез с свеременым дискурсом в Нидерландах, где часто можно услышать, что весь золотой век (17 век) построен на рабстве, а некоторые активисты и вовсе считают, что "по сравнению с голландцами 17 века нацисты были детьми". Можно услышать, что вся история Нидерландов должна рассматриваться через призму рабства, каждый голландец в душе — рабовладелец и т. д.

Его за это пытались кэнселить, но, насколько я знаю, не вполне успешно. Но вообще он уже старенький (1944 г. р.), научную репутацию сделал себе давно, так что ему все равно. Я боюсь, что молодое поколение историков будет просто опасаться занимать взвешенную позицию по этому вопросу. Разумеется, я не выступаю за оправдание рабства.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-15 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-16 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-16 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-16 05:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-16 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Знакомая в ужасе сказала, чтобы те сделали ВСЁ ЧТО МОЖНО. Стала там проводить почти все свое время, чтобы мужа не угробили.
Ухаживали сестры и обычные врачи. Вопрос задали в реанимации, когда был кризис.

Date: 2022-07-19 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
ну вот, молодец правитель, грамотно разобрался с алмазами. Переселение народов переселнию рознь. Не в концлагеря же, надеюсь.

Date: 2022-07-19 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"молодец правитель, грамотно разобрался с алмазами"

Во всяком случае, авторы книжки очень его хвалят. Правда, на графике Всемирного банка видно, что после 2012 года (когда вышла книжка), экономический рост Ботсваны как-то застопорился - похоже, нынеший правитель там уже не такой хороший.

Что же касается того, куда именно переселили бушменов, такой информации мне в сети найти не удалось: пишут просто, что "в резервации", но где эти резервации находятся, непонятно. Там в центре страны большой заповедник (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB-%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B8), так вот оттуда правительство бушменов попросило, мотивируя тем, что, дескать, нужно охранять природу, а на самом деле там тоже стали добывать алмазы.

Date: 2022-07-20 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
ну посыл не важен, главное итог. Кто знает насколько было бы им удобно при добыче под боком.
Безопасность и прочее
Но старт был дан и уже хорошо. Постоянно рост сложно держать ,если у власти то экономист, то лидер племени. Но видимо какой-то рывок совершили с теми же соседями, судя по цифрам. И то уже хорошо

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-20 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2022-07-20 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-20 12:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2022-07-21 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:27 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 12:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios