egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

До сих пор образцом политического деятеля мне служил Конрад Аденауэр – такое сильное впечатление произвели на меня видеозаписи его выступлений в боннском Haus der Geschichte. Но теперь, похоже, у него появился серьезный конкурент – Серетсе Кхама, первый президент независимой Ботсваны. Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон в своей книжке рассказывают об этой стране после длинной череды отрицательных примеров – государств, пришедших в экономический упадок или вовсе развалившихся.



Семьдесят процентов территории Ботсваны занимает пустыня Калахари, а 23% ее населения поражены ВИЧ. После обретения независимости в 1966 там было только 12 км мощеных дорог и 22 человека с высшим образованием. Казалось бы, не самые завидные стартовые условия? Но вот полюбуйтесь на рост благосостояния ее населения, особенно впечатляющий на фоне ее соседей.


Валовой внутренний продукт на душу населения для Ботсваны, Зимбабве, Замбии и Мозамбика, по данным Всемирного банка

Авторы книжки выделяют несколько возможных причин такого успеха. Во-первых, эта страна (когда-то известная в Европе как «Бечуаналенд») была настолько бедна и редко заселена, что Британия даже не стала ее колонизировать, объявив только «протекторатом». Таким образом, ее первоначальные, зачаточно инклюзивные политические институты сохранились и после крушения империи – в отличие от других африканских стран, где они выродились в экстрактвные под влиянием колониальной администрации. Во-вторых, обретение независимости было достигнуто относительно мирным путем, а значит, ботсванцам не пришлось преодолевать военную разруху. Наконец, в-третьих, авторы подчеркивают личные качества людей, вставших у власти.

Среди всех государственных решений Кхамы на посту президента особенно примечателен проведенный им закон, касающийся доходов от продажи алмазов (они и сегодня составляют 62% экспорта страны). Согласно этому закону, выручка от этой продажи должна идти на пользу всей нации. Приходилось слышать, что, дескать, полезные испокопаемые – проклятие для страны, поскольку торговлю ими быстро захватывает кучка олигархов, направляющих доходы в свой карман. Но вот, похоже, Ботсвана благополучно обошла эту опасность. Правда, авторы не упоминают осуществленное ее правительством насильственное переселение бушменов из мест алмазных месторождений, против которого те до сих пор борются.

Другое эпохальное решение Кхамы кажется более сомнительным в свете нынешнего мультикультурализма: запрет изучения в школах каких-либо местных языков, кроме сетсвана и английского, подкрепленное изменением смысла слова «тсвана», теперь означающего гражданство, а не этничность. Но в свете беспрерывной резни очередных тутси очередными хуту по всей остальной Африке это решение все же выглядит достаточно мудрым.

Драматическая личная жизнь Кхамы послужила сюжетом для кинофильма. Во время своего обучения в Лондоне, он, сын бечуанского вождя, женился на англичанке, что вызвало дикий скандал у него на родине. Его дядя потребовал немедленного возвращения Кхамы для аннулирования брака. Кхама прибыл вместе с женой и отстоял свой брак на совете старейшин. История, однако, на этом не закончилось: соседняя ЮАР с ее режимом апартеида потребовала от британской королевы прекратить эту безобразную метисацию. Испугавшись потери дешевого южно-африканского золота и урана, правительство метрополии запретило Кхаме проживание в родной стране, и этот запрет был снят только в 1956.


Трейлер фильма «A United Kingdom / Соединенное королевство» (2016). В роли Кхамы – Дэвид Ойелоуо, в роли его жены Рут Уильямс – Розамунд Пайк

Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2022-07-13 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Черный принц

Date: 2022-07-13 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] belkafoto referenced to your post from Черный принц (https://belkafoto.livejournal.com/2455694.html) saying: [...] of the great love stories of the world"/ Прочитав пост https://egovoru.livejournal.com/189167.html [...]

Date: 2022-07-13 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Героя делает хор. Он ему противостоит пока не появляются видимые враги. (Из правил написания древнегреческих трагедий)

Date: 2022-07-13 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Меня когда-то удивило, что тутси и хуту это один народ, просто одни - тутси, а другие - хуту. Как белые и красные. А язык и прочее у них одинаковы.

Date: 2022-07-13 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Часто так и бывает: сербы-хорваты, русские-украинцы...

Date: 2022-07-13 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Сербы и хорваты хотя бы религией отличаются.

Date: 2022-07-13 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится!

Date: 2022-07-13 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В данном случае хором выступают авторы книжки - уж очень они хвалят этого деятеля, а я за что купила, за то и продаю. Авторы пишут, что заметный рост GDP Ботсваны начался еще до обнаружения алмазов, за счет скотоводства, которое Кхама как-то особенно удачно организовал. Но смущает то, что и по сей день, почти 60 лет спустя обретения независимости, страна живет в основном экспортом необработанных алмазов, а промышленности, как я понимаю, там так никакой и нет.

Date: 2022-07-13 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вики пишет, что там запутанная история: "Modern-day genetic studies of the Y-chromosome generally indicate that the Tutsi, like the Hutu, are largely of Bantu extraction (60% E1b1a, 20% B, 4% E3). <...> However, the Tutsi have considerably more haplogroup B paternal lineages (14.9% B) than do the Hutu (4.3% B).[1]" <...> On the other hand, there is currently no mtDNA data available for the Tutsi, which might have helped shed light on their background."

Еще там пишут, что дело окончательно запутали бельгийцы, которые записывали в тутси всех, кто был высокого роста и имел больше 10 коров :)

Ну, а вообще-то еще ведь Дарвин заметил, что самая жестокая конкуренция - внутривидовая.

Date: 2022-07-14 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что Вы думаете о решении президента Ботсваны записать всех граждан в "ботсванцы", невзирая на лица этничность? Бушены-то точно генетически отличаются от бантуязычных очень сильно.

Date: 2022-07-14 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Не думаю, что кто-то из нас имеет представление о том, что там на самом деле. Тут можно верить тамошнему жителю, который умен и честен. Как узнать, что честен?

Я предпочитаю на новости и политику смотреть анекдотически - какие-то случаи я знаю, их только и принимаю в расчет. Когда же я доверялся глобальному взгляду, то всегда он противоречил наблюдаемому. Это, когда говорят, например, что экономика улучшилась, а я вижу, что не для меня. Что торжество закона, а я вижу полицейский беспредел.
Было очень покзательно с израильскими новостями. Я там жил, видел, что вокруг, а ВСЕ международные новостные конторы (самые уважаемые), вся международная аналитика, все несли какую-то безумную чепуху про мир/войну.

Date: 2022-07-14 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Не думаю, что кто-то из нас имеет представление о том, что там на самом деле"

Ну, я-то вообще, можно сказать, впервые узнала что-то о Ботсване, прочитав эту книжку; до того я о ней вообще не задумывалась и не отличала от других стран южной Африки.

"Я предпочитаю на новости и политику смотреть анекдотически - какие-то случаи я знаю, их только и принимаю в расчет. Когда же я доверялся глобальному взгляду, то всегда он противоречил наблюдаемому"

А я, наоборот, опасаюсь попасть под влияние частных случаев, производящих сильное впечатление: это ведь одно из самых хорошо изученных когнитивных искажений!

Date: 2022-07-14 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
"одно из самых хорошо изученных когнитивных искажений"

А как тогда называется когнитивное искажение, когда используют "объективную" информацию и статистику?

Date: 2022-07-14 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
С объективной информацией проблема, мне кажется, в другом: она сильно зависит от тех методов, какими ее собирают.

Date: 2022-07-14 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Понятно, что методы могут быть самые ненадежные.

Но я о другом, как называется когнитивное искажение, когда, допустим, правительство или другие власти утверждают нечто, а человек этому верит, а глазам своим нет.
Например, говорят у нас повсюду про равенство возможностей и необходимость хорошо учиться, если хочешь сделать карьеру. Давно говорят. А потом в разговоре проскальзывает, как всем известный факт, что в прошлом нельзя было хорошую работу получить, если ты не в студенческом братстве Виндикат, но что сейчас стало полегче...

И повторю, что когда я верил объективному, то мне было довольно трудно объяснить, что я вижу у себя за окном. Когда же я стал верить тому, что у меня за окном, то какие-то схемы устройства мира (пусть и кривые, пусть часто переделываемые) вполне работают.

Date: 2022-07-14 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"правительство или другие власти утверждают нечто, а человек этому верит, а глазам своим нет"

Тогда это свидетельство того, что граждане очень доверяют своему правительству - как я понимаю, это явление довольно редкое в современном мире. В большинстве стран граждане относятся к правительству с подозрением - и, наверное, в какой-то степени это правильно, так как не дает правительству расслабляться.

Ну, а насчет того когнитивного искажения, о котором Вы толкуете, еще давно сказано: "Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим" :)

Date: 2022-07-14 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
"граждане относятся к правительству с подозрением - и, наверное, в какой-то степени это правильно, так как не дает правительству расслабляться"

Вот! Хороший пример. У нас все ВЕРЯТ правительству и более всего боятся подумать, что правительство нечестно играет.
Все время вспоминаю, когда дочка была студенткой, решило у нас правительство отменить помощь студентам на съем жилья (двести с чем-то евро в месяц). Так дочкин сокрусник, дрожа от восторга, объяснял ей, как это мудро, что теперь в университете будет чистая наука, что подрабатывать несколько часов в день это хорошо, что ура, ура и ура. Вот отобрали у парня три тысячи евро в год. А он довооооольный, потому что правительство плохо не решит!
("Насколько лучше по вечерам играла бы Ермолова, если бы днем она стояла у шлифовального станка." Это из "Берегись автомобиля.)"

В Израиле не верят. Частично. Так там правительство тоньше себя ведет. И этой его игре уже все верят.

Мне кажется, что все и повсюду любят своего цезаря. (Про недовольное меньшинство мы не говорим, оно малочисленно.)

Опять-таки это мои наблюдения. Анекдотические.

Date: 2022-07-14 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Когда-то на меня большое впечатление (https://egovoru.livejournal.com/70836.html) произвела книжка Фрэнсиса Фукуямы о доверии, отсутствие которого сильно тормозит экономическое развитие общества (потому что слишком много средств уходит на всевозможные проверки). Но, конечно, все хорошо в меру: чрезмерное доверие правительству - тоже зло: инклюзивность или не инклюзивность, а у людей у власти есть и свои личные интересы, которые могут вступать в противоречие с интересами страны. Хотя желание верить правительству тоже можно понять: если мы ему не верим, то зачем же мы тогда его выбирали?

Date: 2022-07-14 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Я пока дочитала до Конго.
Про плохих королей, которые грабили народ еще ДО колониализма.
И продолжают грабить после.

Date: 2022-07-14 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Ходят на выборы по многим причинам, вероятно.

После того, как в двух известных мне странах партии, за которые я голосовал, неоднократно (!) делали разворот на 180 градусов, отменяли важные (для меня) предвыборные обещания и делали нечто абсолютно противоположное, я на выборы перестал ходить.

Date: 2022-07-14 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, у них там сначала долго описываются ужасы едва ли не во всех африканских странах. Конго - еще туда-сюда, там по крайней мере само государство устояло, а вот в Сьерра-Леоне оно вообще развалилось. Правда, западная Африка - особый случай: именно оттуда вывозили большинство рабов, причем они ведь поставлялись местными вождями, а не отлавливались белыми работорговцами в джунглях. В южной Африке была другая проблема: золото и алмазы, но в Ботсване, как я поняла, алмазы нашли уже после обретения независимости, что, надо полагать, ей и помогло.

Date: 2022-07-14 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ваше разочарование понятно, но полная отмена выборов - вряд ли хорошее решение, ведь верно?

Date: 2022-07-15 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Хм. Но вот в ссср были выборы. Это хорошо? Надо ли было участвовать?
У нас даже отменяют решения референдумов, если они властям не нравятся. (Это я про создание Европейского Союза.)

Date: 2022-07-15 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, в СССР были выборы из одного кандидата. Что, в Нидерландах тоже так? Я боюсь, жители европейских стран склонны недооценивать достижения этих стран, поскольку принимают их по умолчанию. А надо же сравнивать с каким-нибудь Афганистаном или Ираком?
Edited Date: 2022-07-15 11:34 am (UTC)

Date: 2022-07-15 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
"в СССР были выборы из одного кандидата"
Да. Но ведь можно же и там применить Ваш аргумент, что выборы это лучше, чем без выборов. А по мне тут нет разницы.

Достижения тут (в Голландии) есть. Но почему? Вон смертную казнь уже 300 лет вроде бы тут не применяют. И терпимы тут к чуждым идеологиям. Не любят их, но терпят. 300 лет уже или больше. И думают, что о бедных надо заботиться. Тоже несколько сот лет так. И социальные лифты...
Про Ирак и Афганистан я не знаю ничего.
Кстати, можно найти плюсы (с моей точки зрения) и в "косных" этих странах и обществах - например, семейные связи там гораздо сильнее, чем в Европе. Европейская старушка месяц лежит в больничной палате одинешенька, а у условной пакистанской будет круглосуточное дежурство ее троюродных племянников и всей ее деревни.
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 04:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios