egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Нелинейная зависимость субъективного ощущения счастья от уровня доходов в общем-то не удивляет: любому физиологическому процессу свойственна адаптация, а проще говоря, пресыщение. A что еще делает нас счастливыми? Канадский экономист Джон Ф. Хеллиуэлл возглавляет проект «Счастье мира», анализирующий данные Галлапа и публикующий ежегодные отчеты. Картинкa внизу отражает ситуацию для стран-чемпионов, а ее полную версию для всех стран можно посмотреть здесь. Уровень дохода играет немалую роль, но социальная поддержка, здоровье, свобода, степень доверия в обществе и благотворительность тоже вносят свой вклад (в порядке убывания).




Суммарная величина столбика отражает субъективное ощущение счастья у жителей каждой страны, а цветные блоки внутри него – вклад отдельных факторов. Что такое «Дистопия» и другие методические подробности описаны на сайте World Happiness Report

Картина осложняется тем, что длительность воздействия этих факторов не одинакова: прирост доходов увеличивает счастье только на пару лет, а вот социальный эффект, наоборот, долгоиграющий.

Но самый, пожалуй, интересный результат, полученный исследователями счастья – это его нелинейная зависимость от возраста. Если вычесть вклад здоровья и прочего очевидного, получается U-образная кривая с минимумом между 40 и 50 годами – то есть, тот самый «кризис среднего возраста», o котором впервые заговорил психоаналитик Эллиот Жак в 1965.

Ну, а каковы же причины этой U-образности? Как рассказывает Джонатан Рауч, написавший целую книжку об этом феномене, одна из них – неуклонное снижение оптимизма в течение нашей жизни (и тому есть эмпирические свидетельства). В юности мы полны надежд, что в будущем будем счастливы, а когда мы доживаем до этого будущего, то обнаруживаем, что надежды не оправдались. А чем старше мы становимся, тем меньше ждем от будущего, так что, дожив до него, бываем приятно удивлены. Другая возможная причина – в возрастом мы учимся лучше справляться со стрессом.

Те из вас, кто, как я, уже не первой молодости, замечаете ли вы влияние этой U-образности в собственной жизни?

Date: 2022-02-16 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Здоровье (https://www.livejournal.com/category/zdorove?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-02-16 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Частично угадал, Фрэнк! Счастье и правда зависит и от здоровья, и от общества, но не только от них.

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2022-02-16 03:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, Вы не стали счастливее после 50?

(no subject)

From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com - Date: 2022-02-16 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com - Date: 2022-02-16 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
В юности я ощущал себя самым несчастным человеком в мире, потом понял, что куда там мне до самых несчастных. :)
Впрочем, как говорил Солон, "Не называй никого счастливым, пока он не умер"

Date: 2022-02-16 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, вероятно, один из возможных факторов, вносящих вклад в эту возрастную зависимость, еще и то, что в юности большинство из нас просто не осознает всех видов и степеней несчастья, которые могу выпасть человеку на долю, и потому мы преувеличиваем тяжесть собственных бед.

Мне самой повезло в том смысле, что, хотя периоды несчастья и бывали в моей жизни, всегда оставалась хоть какая-то ее сфера, которая служила мне опорой. Такого, чтобы все одновременно рушилось, тьфу-тьфу, пока не было.

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-02-16 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 04:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Был некоторый момент снижения удовлетворённости жизнью, потом стало полегче.
Но кто его знает, что ещё ждёт, когда наступит настоящая старость?
Интересно, что лидерские позиции занимают холодные северные страны, где климат должен, казалось бы, быть сильным депрессивным фактором. Во всяком случае, когда я примерял к себе возможность туда переехать, их география была серьёзным минусом.

Date: 2022-02-16 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, влияние климата на счастье - отдельная интересная тема! Сама я пока не бывала в Скандинавии, но мне было бы очень интересно посмотреть, как они там справляются? Правда, когда я пролетала над Швецией, меня поразило то, что в области примерно "талии" скандинавского "тигра", похоже, уже никто не живет, а вся жизнь сосредоточена на его южной оконечности, где климат, как я понимаю, получше московского? А Вам прихоилось бывать в Скандинавии?

(no subject)

From: [identity profile] mercibo.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mercibo.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mercibo.livejournal.com - Date: 2022-02-16 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2022-02-17 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2022-02-17 12:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
с одной стороны у меня много несчастья было в детстве и юности. но я научилась с ними справляться эмоционально, потому что всегда была в кризисе и всегда была на чеку. сейчас (на подходе к 50ти), когда у меня стабильность и счастье, которое я ощущаю и осознаю во всей его полноте, мои защитные механизмы перестали мне помогать. они годятся для войны, а не для мира :) моя эмоциональная реакция несоразмерна проблеме (то есть это даже не несчастье, а так неудобство:) и теперь нужно всему учиться заново. а это очень не просто. но думаю, что к старости справлюсь.

перевернутая U получается :)

Date: 2022-02-16 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А зачем же в счастье нужны защитные механизмы, от чего защищаться-то? Или на всякий случай?

(no subject)

From: [identity profile] ira-k.livejournal.com - Date: 2022-02-16 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 09:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Да, замечаю.
Я даже приписываю это падение как химией организма, так и накопленным опытом ошибок. Стадия «кругом идиоты» начинается где-то в районе 40 лет — у мужчин. Этот же возраст — пик конспирологии как упорядочивания многообразия мира.

Date: 2022-02-16 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вообще говоря, возраст, обозначенный рамками 40-50 - особенно тяжелый и по вполне внешним причинам: это возраст, когда дети еще достаточно маленькие, чтобы нуждаться в постоянной заботе, а родители уже достаточно старые, чтобы тоже ее требовать. В молодости же детей еще нет, а родители еще в силе, в старости же дети уже выросли, а родители умерли. Но, как я понимаю, в тех исследованиях, о которых речь в посте, это тоже учитывалось, т.е., вычиталось. Правда, я поленилась внимательно прочесть эти работы и разобраться в деталях.

счастливый человек

Date: 2022-02-16 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] panoramov.livejournal.com


(есть субтитры на русском)

Re: счастливый человек

Date: 2022-02-16 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это отдельный интересный вопрос (отчасти пересекающийся с темой предыдушего поста): можем ли мы поднять себя за волосы сделать себя счастливее сознательными усилиями? Какое-то время назад различные тренинги "позитивного мышления", часто заимствующие дальневосточные элементы, были весьма популярны, но сейчас, кажется, интерес к ним несколько упал.

Насколько я понимаю, степень субъективного ощущения счастья - в какой-то мере наследуемое свойство, и, конечно, в какой-то оно зависит от обстоятельств, а вот насколько оно поддается непосредственному сознательному контролю, я судить не берусь. Подозреваю, что все-таки самый действенный путь сделать себя счастливее - это попытаться изменить свои обстоятельства (помня, конечно, о том, что некоторые из них изменить нельзя, и такие лучше принять). В общем, "God, grant me the serenity to accept the things I cannot change, courage to change the things I can, and wisdom to know the difference" :)

Date: 2022-02-16 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com
U-образность со временем, наверное, появится.

Но эти рейтинги, по-моему, не стоят кремния, который их оцифровывает. Счастье -- это главным образом субъективное чувство, часто меняющееся и поддающееся количественной оценке с большой ошибкой. Я больше верю опросам, по которым самыми счастливыми оказывались жители латинской америки, хотя сомневаюсь и в них.

Date: 2022-02-16 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Счастье -- это главным образом субъективное чувство, часто меняющееся и поддающееся количественной оценке с большой ошибкой"

Так ведь в этих исследованиях и пытаются измерять именно субъективное ощущение счастья, а не какие-то объективные показатели. Рауч пишет, что это довольно активная область исследований, и не только психологами, но и экономистами. Учитывают они и то, что сиюминутное, ситуативное ощущение счастья и его интегральная оценка могут не совпадать. График Хеллиуэлла показывает именно последнюю.

А феномен непропорционально счастливых латинских американцев действительно очень интересный! По первой ссылке из поста мы как раз его обсуждали.

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-02-17 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-02-18 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-18 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-02-19 12:30 am (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
" В юности мы полны надежд, что в будущем будем счастливы, а когда мы доживаем до этого будущего, то обнаруживаем, что надежды не оправдались. "
Не трать же время жизни краткой!
Примерно с пятого десятка
Мы вниз с горы походкой шаткой
Трусить должны,
Одышкой, кашлем, лихорадкой
Изнурены.

Когда достигли мы заката,
Бродить, мечтать нам скучновато.
Вино слабее, чем когда-то,
Бьет через край.
И то, чем жизнь была богата, -
Любовь, - прощай!

Но жизнь безоблачна вначале,
Мечта лучами красит дали.
Летим, не слушая морали,
Мы на простор,
Как мальчики, что побежали
На школьный двор.

Мы на ходу срываем розы,
Не замечая в них угрозы.
И даже первые занозы
Нам не страшны.
Мгновенно солнце сушит слезы
Во дни весны.


" А чем старше мы становимся, тем меньше ждем от будущего, так что, дожив до него, бываем приятно удивлены. Другая возможная причина – в возрастом мы учимся лучше справляться со стрессом."
Моя былая гордость до дна исчерпалась

Да и кстати

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-02-16 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 07:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sova-f.livejournal.com - Date: 2022-02-16 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 09:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
А если применить матан, то все быстро становится на свои места. Как только начинаешь осознавать, что ты в U — применяй условия локального минимума. Если не удовлетворяет, значит еще есть куда падать и пока не дно.

Date: 2022-02-16 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Матан или нет, но для того, чтобы понять, что ты уже hit the rock bottom, а не все еще находишься на склоне, нужно все-таки хотя бы чуть-чуть, но перевалить через минимум :)
Edited Date: 2022-02-16 07:01 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2022-02-16 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-16 11:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com - Date: 2022-02-16 11:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] digibi.livejournal.com
Счастье и удовлетворенность жизнью это не совсем идентичные понятия. Истинное счастье есть обжигающее, роковое и даже пугающее состояние, ведомое лишь единицам, и за него всегда приходится платить очень дорогую цену. Удовлетворенность жизнью никогда не бывает абсолютной, всегда в подсознании свербит мысль, что все могло было бы чуточку лучше или у кого-то это получше - и жена, и работа, и дом, и дети, и машина. А истинное счастье абсолютно, находится в высшей точке, после которой неизбежно следует спад и часто полная потеря, оставляющая в душе ощущение уже ничем не заполняемой пустоты.

Date: 2022-02-16 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Истинное счастье есть обжигающее, роковое и даже пугающее состояние, ведомое лишь единицам"

А что же, Вам самому приходилось испытывать такое счастье?

В опросах же, судя по всему, речь идет о "среднем уровне" испытываемого счастья, по шкале от 1 до 10. Если слово "счастье" кажется Вам тут неуместным, то давайте заменим его на "довольство жизнью". Официальный термин - "subjective wellbeing".

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2022-02-16 11:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 12:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2022-02-17 08:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 12:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-02-16 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
а вот что сказали бы некоторые поэты

Date: 2022-02-17 12:00 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Что ж, на то они и поэты, чтобы обладать даром предвидения :)

Date: 2022-02-17 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] matsea.livejournal.com
Вообще-то, эти графики ошарашивают. По моему, человеку для счастья нужно море и солнце. Однако ж извольте радоваться - Финляндия торчит сверху. Я вообще не могу понять как это

Date: 2022-02-17 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так может, финны все отпуска проводят на Ривьере? :)

А посмотрите еще график по первой ссылке из поста, тоже очень интересный. Он показывает зависимость уровеня счастья от уровня доходов, тоже по странам. В принципе, точки стран укладываются на некую возрастающую кривую с насыщением, но есть группа стран, резко выбивающихся из этого общего правила. Это страны Латинской Америки, жители которых рапортуют об уровне счастья, явно не пропорциональном их доходам!

А на этом графике самая интересная часть - в самом низу, не видном на скриншоте в посте. Вот, например, Малави: уровень GDP - 0.113, а уровень счастья - 3.6. В Ботсване же доходы - 1.099, т.е., почти в 10 раз выше, чем в Малави, а уровень счастья - 3.467, т.е., немного ниже. А в Бурунди уровень доходов вообще нулевой (т.е., ниже какой-то доли процента, надо думать), а счастье - 3.775, т.е. еще выше, чем в Малави.

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2022-02-17 12:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 01:16 am (UTC) - Expand

Date: 2022-02-17 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)
А в больницах они не пробовали определять среднее субъективное ощущение температуры?

Date: 2022-02-17 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Хеллиуэлл - экономист, его интересует разница между странами.

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-02-17 04:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-02-17 12:10 pm (UTC) - Expand

Ага

Date: 2022-02-19 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] old-leon.livejournal.com
Мои дежурные присказки:
"Тяжело быть молодым" и
"После 60-ти настоящая жизнь только начинается".

Зато поколение внуков до 30-ти считает себя детьми, так что молодость, по-видимому, переместилась в область от 40 до 50-ти. Это вызывает опасение, что зрелость у них вообще не наступит. Шучу, шучу...

Re: Ага

Date: 2022-02-19 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Удлинение детства как периода освоения накопленных человечеством знаний кажется совершенно закономерным в ходе истории, ведь объем этих знаний все время увеличивается. Самой серьезной из порождаемых этим проблем мне видится вот эта (https://egovoru.livejournal.com/38891.html).

Почитать

Date: 2022-03-07 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] jenya444 referenced to your post from Почитать (https://jenya444.livejournal.com/782512.html) saying: [...] ть субъективного ощущения счастья от уровня доходов https://egovoru.livejournal.com/182739.html [...]

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 12:13 am
Powered by Dreamwidth Studios