egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Нелинейная зависимость субъективного ощущения счастья от уровня доходов в общем-то не удивляет: любому физиологическому процессу свойственна адаптация, а проще говоря, пресыщение. A что еще делает нас счастливыми? Канадский экономист Джон Ф. Хеллиуэлл возглавляет проект «Счастье мира», анализирующий данные Галлапа и публикующий ежегодные отчеты. Картинкa внизу отражает ситуацию для стран-чемпионов, а ее полную версию для всех стран можно посмотреть здесь. Уровень дохода играет немалую роль, но социальная поддержка, здоровье, свобода, степень доверия в обществе и благотворительность тоже вносят свой вклад (в порядке убывания).




Суммарная величина столбика отражает субъективное ощущение счастья у жителей каждой страны, а цветные блоки внутри него – вклад отдельных факторов. Что такое «Дистопия» и другие методические подробности описаны на сайте World Happiness Report

Картина осложняется тем, что длительность воздействия этих факторов не одинакова: прирост доходов увеличивает счастье только на пару лет, а вот социальный эффект, наоборот, долгоиграющий.

Но самый, пожалуй, интересный результат, полученный исследователями счастья – это его нелинейная зависимость от возраста. Если вычесть вклад здоровья и прочего очевидного, получается U-образная кривая с минимумом между 40 и 50 годами – то есть, тот самый «кризис среднего возраста», o котором впервые заговорил психоаналитик Эллиот Жак в 1965.

Ну, а каковы же причины этой U-образности? Как рассказывает Джонатан Рауч, написавший целую книжку об этом феномене, одна из них – неуклонное снижение оптимизма в течение нашей жизни (и тому есть эмпирические свидетельства). В юности мы полны надежд, что в будущем будем счастливы, а когда мы доживаем до этого будущего, то обнаруживаем, что надежды не оправдались. А чем старше мы становимся, тем меньше ждем от будущего, так что, дожив до него, бываем приятно удивлены. Другая возможная причина – в возрастом мы учимся лучше справляться со стрессом.

Те из вас, кто, как я, уже не первой молодости, замечаете ли вы влияние этой U-образности в собственной жизни?

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2022-02-16 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Здоровье (https://www.livejournal.com/category/zdorove?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-02-16 03:08 pm (UTC)

Date: 2022-02-16 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
В юности я ощущал себя самым несчастным человеком в мире, потом понял, что куда там мне до самых несчастных. :)
Впрочем, как говорил Солон, "Не называй никого счастливым, пока он не умер"

Date: 2022-02-16 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Частично угадал, Фрэнк! Счастье и правда зависит и от здоровья, и от общества, но не только от них.

Date: 2022-02-16 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, Вы не стали счастливее после 50?

Date: 2022-02-16 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com
Нет. Мне пока 47, но у меня иной год за два.

Date: 2022-02-16 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Я исправлюсь

Date: 2022-02-16 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, вероятно, один из возможных факторов, вносящих вклад в эту возрастную зависимость, еще и то, что в юности большинство из нас просто не осознает всех видов и степеней несчастья, которые могу выпасть человеку на долю, и потому мы преувеличиваем тяжесть собственных бед.

Мне самой повезло в том смысле, что, хотя периоды несчастья и бывали в моей жизни, всегда оставалась хоть какая-то ее сфера, которая служила мне опорой. Такого, чтобы все одновременно рушилось, тьфу-тьфу, пока не было.

Date: 2022-02-16 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Возможно, у Вас еще все впереди :) А в каком смысле "год за два"?

Date: 2022-02-16 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-vitjok.livejournal.com
Первую половину U я не наблюдал, чего достаточно для умозаключения, что это не U. Год за два -- ну, как зачет службы на подводной лодке, например (хотя там год за три, кажется). Год году рознь :)

Date: 2022-02-16 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Был некоторый момент снижения удовлетворённости жизнью, потом стало полегче.
Но кто его знает, что ещё ждёт, когда наступит настоящая старость?
Интересно, что лидерские позиции занимают холодные северные страны, где климат должен, казалось бы, быть сильным депрессивным фактором. Во всяком случае, когда я примерял к себе возможность туда переехать, их география была серьёзным минусом.

Date: 2022-02-16 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
с одной стороны у меня много несчастья было в детстве и юности. но я научилась с ними справляться эмоционально, потому что всегда была в кризисе и всегда была на чеку. сейчас (на подходе к 50ти), когда у меня стабильность и счастье, которое я ощущаю и осознаю во всей его полноте, мои защитные механизмы перестали мне помогать. они годятся для войны, а не для мира :) моя эмоциональная реакция несоразмерна проблеме (то есть это даже не несчастье, а так неудобство:) и теперь нужно всему учиться заново. а это очень не просто. но думаю, что к старости справлюсь.

перевернутая U получается :)

Date: 2022-02-16 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Думаю, дело не только в этом.
В юности даже такое осознание мало что даст, ибо она мало этому придаст значения. Юности свойственен чрезмерный эгоизм и эгоцентричность. А он проистекает из узости душевного горизонта.

Date: 2022-02-16 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, влияние климата на счастье - отдельная интересная тема! Сама я пока не бывала в Скандинавии, но мне было бы очень интересно посмотреть, как они там справляются? Правда, когда я пролетала над Швецией, меня поразило то, что в области примерно "талии" скандинавского "тигра", похоже, уже никто не живет, а вся жизнь сосредоточена на его южной оконечности, где климат, как я понимаю, получше московского? А Вам прихоилось бывать в Скандинавии?

Date: 2022-02-16 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Да, замечаю.
Я даже приписываю это падение как химией организма, так и накопленным опытом ошибок. Стадия «кругом идиоты» начинается где-то в районе 40 лет — у мужчин. Этот же возраст — пик конспирологии как упорядочивания многообразия мира.

Date: 2022-02-16 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, и это тоже. Хотя ведь отчего душевный горизонт расшоряется? В том числе и от осознания, что другим людям выпали на долю еще большие несчасться, чем тебе.

Date: 2022-02-16 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вообще говоря, возраст, обозначенный рамками 40-50 - особенно тяжелый и по вполне внешним причинам: это возраст, когда дети еще достаточно маленькие, чтобы нуждаться в постоянной заботе, а родители уже достаточно старые, чтобы тоже ее требовать. В молодости же детей еще нет, а родители еще в силе, в старости же дети уже выросли, а родители умерли. Но, как я понимаю, в тех исследованиях, о которых речь в посте, это тоже учитывалось, т.е., вычиталось. Правда, я поленилась внимательно прочесть эти работы и разобраться в деталях.

счастливый человек

Date: 2022-02-16 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] panoramov.livejournal.com


(есть субтитры на русском)

Date: 2022-02-16 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Нет, не приходилось. Из сравнимых по климату мест был в Петербурге и в Эдинбурге. Питерцы часто жалуются на климатическую депрессуху.
А, да, ещё на Аляске был. Местные на зиму жаловались, очень эмоционально давит.
Edited Date: 2022-02-16 05:26 pm (UTC)

Date: 2022-02-16 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Я из северных краев бывала только на Белом море (в Кандалакшской губе), но только летом. В разные годы там была разная погода (иногда даже настолько тепло, что можно было купаться, хотя, конечно, только в течение нескольких минут). А вот каково там в полярную ночь, я себе даже не представляю. Но, конечно, спору нет: жизнь в теплых краях неизмеримо легче. Одно только то, что тебе не нужно запасаться тоннами зимней одежды, уже сильно облегчает (и удешевляет) жизнь. Ну и не могу, конечно, не вспомнить:

Date: 2022-02-16 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Обожаю эту песню.

Date: 2022-02-16 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да уж, подводная лодка - это неслабое испытание! Надеюсь, Вы там только два (или три?) года провели?

Что же касается U-образности, то она ведь выявляется, только когда производят корректировку для очевидных факторов (скажем, ухудшающегося с возрастом здоровья). Как я поняла, там корректировали и то, что на разные жизненные этапы элементарно приходится разная физическая и психическая нагрузка: в молодости еще нет детей, а родители еще в силе, в старости - дети уже выросли, а родители умерли, так стоит ли удивляться, что промежуточные годы, когда дети еще маленькие, а родители уже старые, воспринимаются как самые тяжелые?

Date: 2022-02-16 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, и мне она тоже очень нравится :)

Re: счастливый человек

Date: 2022-02-16 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это отдельный интересный вопрос (отчасти пересекающийся с темой предыдушего поста): можем ли мы поднять себя за волосы сделать себя счастливее сознательными усилиями? Какое-то время назад различные тренинги "позитивного мышления", часто заимствующие дальневосточные элементы, были весьма популярны, но сейчас, кажется, интерес к ним несколько упал.

Насколько я понимаю, степень субъективного ощущения счастья - в какой-то мере наследуемое свойство, и, конечно, в какой-то оно зависит от обстоятельств, а вот насколько оно поддается непосредственному сознательному контролю, я судить не берусь. Подозреваю, что все-таки самый действенный путь сделать себя счастливее - это попытаться изменить свои обстоятельства (помня, конечно, о том, что некоторые из них изменить нельзя, и такие лучше принять). В общем, "God, grant me the serenity to accept the things I cannot change, courage to change the things I can, and wisdom to know the difference" :)

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 03:54 am
Powered by Dreamwidth Studios