Из книжки Эми толком не понятно, в чем же, собственно, тут криминал – разве что в нарушении обычного распорядка дня? На мой взгляд, польза заведомо перевешивает этот вред. Дети ведь до поры до времени не знают ничего, кроме семьи своих родителей – а ни одна семья не идеальна, даже если это хорошая, любящая семья. В школе они встречаются с другими детьми, а вот родители их друзей позволяют им познакомиться с разнообразием мира взрослых – а также с разными моделями семьи как таковой.
Ночевки в домах друг друга широко практиковались у моих одноклассников. Помню, как меня поразил папа одной подруги, по утрам делавший самую настоящую зарядку: до этого я думала, что зарядка, как и коммунизм – это то, о чем только говорят по радио, а в реальной жизни такого не бывает. Мои собственные родители, даром что когда-то познакомились в спортивной школе, никакой зарядки не делали. Были и другие откровения, разрушавшие сложившийся у меня стереотип.
Мне кажется, это был ценный опыт, и я бы не хотела его лишиться. А вы как думаете?
no subject
Date: 2021-07-16 11:22 am (UTC)Некоторые авторы современных методик (вы читали Мурашев, "Другая школа"?) утверждают, что они как-то придумывают, как сделать так, чтобы у ребёнка была своя мотивация. Однако они выглядят довольно "инопланетно" по классическим меркам. Ну и существуют пока довольно мало, чтобы можно было судить, насколько это вообще успешное начинание.
no subject
Date: 2021-07-16 12:12 pm (UTC)Другое дело, что общим представлением о том, что надо получить образование, я, конечно, обязана родителям - хотя я и не могу толком отследить, как они мне это внушили: это просто висело в воздухе, само собой разумелось, так что никакого специального внушения и не потребовалось. А как было в Вашем случае - Вас в детстве заставляли учиться в манере Эми, или обошлось без этого?
no subject
Date: 2021-07-16 01:06 pm (UTC)Насколько я понимаю, папа считал, что: а) очень важно поступить в вуз, б) в школе ученики практически ничему не учатся (возможности отдать меня в какую-то хорошую школу у него во времена моего детства не было), в) деньги на репетиторов для меня у него вряд ли будут.
Математике он меня учил сам (с большим опережением школьной программы). В раннем детстве это были скорее просто всякие задачки на прогулках, а потом он начал объяснять теорию и требовать после этого прорешивания задач в огромных количествах. По другим предметам он давал мне книги, по иностранным языкам доставал разные самоучители. При этом у него были сильно отличающиеся от стандартных представления о том, как должна быть устроена программа, например, историю я учил по классикам (античность - Геродот, Фукидид, Тит Ливий, история России - Карамзин, Соловьёв). На часть предметов - вроде литературы - он в принципе внимания не обращал. (Сам он по специальности преподаватель высшей математики.)
Результаты получились разные. С математикой у него вышло даже лучше, чем он ожидал (он часто говорил, что для него полной неожиданностью оказалось, что я начал выигрывать олимпиады). С другой стороны, в какой-то момент он сбавил давление (в конце концов, экзамен по математике в региональный вуз я мог написать уже в 9-м классе) и дальше я занимался не слишком активно. Т.е. я понимал, что надо и какие-то силы прикладывал, но не слишком большие. В вузе я тоже понимал, что учиться нужно, как-то в меру сил старался что-то делать, но вот именно энтузиазма особого тоже не было.
С другими техническими предметами у меня было всё хорошо в тех пределах, когда они легко сводятся к математике и сразу же становилось всё плохо, когда нужно понимать что-то более серьёзно. Этого вполне хватило, чтобы поступить на Физтех и его закончить, но я до сих пор уверен, что на самом деле физику я не знаю.
А вот с иностранными языками у него не получилось вообще ничего. Хотя на его самоучители я потратил довольно много времени. Впрочем, не только у него. Всё школьное и вузовское изучение английского оставляло впечатление какого-то бесполезного занятия (если судить по результатам, умом я понимал, что английский знать надо). Ну, т.е. читать я как-то научился, но не более того. Правда, потом в возрасте уже за 30 я оказался переводчиком-любителем и по мнению читателей довольно неплохим, от чего я до сих пор иногда удивляюсь. Впрочем, кажется, чтобы быть письменным переводчиком, надо скорее знать тот язык, на который ты переводишь, а не тот, с которого.
При этом работаю я программистом. Программировать меня никто не заставлял. Книги по программированию отец покупал тоже (он вообще покупал очень много книг), меня они в своё время заинтересовали, потом у меня появилась возможность поменять школу на ту, где есть доступ к компьютеру, ну и как-то всё пошло довольно удачно. Впрочем, опять же, я видел и вижу вокруг себя людей гораздо более увлечённых программированием, чем я. Последнее время я понял, что у меня есть проблема, что я этому никогда не учился по настоящему и пытаюсь это понемногу исправлять, но тоже, "без фанатизма".
no subject
Date: 2021-07-16 02:19 pm (UTC)Вот, это очень важный момент: можно сколько угодно требовать от родителей, чтобы они занимались образованием своих детей, но вопрос в том, есть ли у них на это время и силы (не говоря уже о финансах)? Боюсь, наша нынешняя система, когда не только отец, но и мать целыми днями работает, оставляет родителям очень мало возможностей влияния на детей. С другой стороны, когда матери сами не работали вне дома, откуда им было знать, к чему надо готовить детей?
"с иностранными языками у него не получилось вообще ничего"
Наверное, этому не приходится удивляться: для освоения языка все-таки нужна языковая среда. Самому можно (легко) научиться чиатать на иностранном языке (что, конечно, тоже уже очень неплохо!), но говорить или даже понимать сказанное - очень трудно.