egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Самой древней религией Дюркгейм считает тотемизм, лучше всего сохранившийся у австралийских аборигенов (хотя само слово «тотем» позаимствовано из языка оджибве). Тотемизм неразрывно связан с клановой структурой общества. Примечательно, что членов клана связывает не кровное родство, а общее название, налагающее на них те же обязательства по отношению друг к другу, что и на родственников. В этом отношении клан похож на римский gens и греческий γένος, но отличается от них тем, что в клан, помимо людей, входят еще и животные, растения или даже неживые предметы.


По Дюркгейму, тотемное животное служит символом клана, его гербом. Поклонение тотему – это не поклонение самому этому животному, которое может быть выбрано достаточно произвольно, а поклонение той невидимой силе, которая удерживает вместе членов клана – коллективному сознанию. Сам клан и выступает в качестве сакрального объекта, а поклонение тотему – это присяга верности коллективу!

Totem Pole

Тотемные столбы в Stanley Park, Ванкувер, Канада
(фото hmerinomx via Flickr
)

Отдельная глава посвящена понятию души. Несмотря на то, что представление о душе присутствует в любой религии (есть оно и у австралийских аборигенов), Дюркгейм не считает его первичным: «Душа есть не что иное, как тотемическое начало, воплощенное в каждом человеке». Идея бессмертия души, по Дюркгейму, порождена необходимостью объяснить жизнь клана, продолжающуюся и после смерти его индивидуальных членов.

Date: 2021-05-05 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Животные (https://www.livejournal.com/category/zhivotnye?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Религия (https://www.livejournal.com/category/religiya?utm_source=frank_comment), Эзотерика (https://www.livejournal.com/category/ezoterika?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-05-05 10:06 pm (UTC)

Date: 2021-05-05 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Кстати, когда я читал эту книгу Дюркгейма, не покидало ощущение, что вся эта австралийская тотемическая система — малопонятный осколок, выродившийся след чего-то более древнего и целостного. Поэтому и странные тотемы (шум дождя, плевок и проч.), поэтому и механическое объединение членов клана из разных племен. Культурные системы ведь не только прогрессируют, но и вырождаются.

Date: 2021-05-05 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я знаю, крайне примитивная технология тасманийцев действительно считается результатом утраты, а не ранним этапом эволюции. Но при этом имеется в виду сугубо материальная культура, а не религиозные верования, и касается только жителей Тасмании, а не самого континента. А что думают по поводу религии материковых австралийских аборигенов современные исследователи, я не знаю - может, среди комментаторов попадется кто знающий? Из популярных книг у меня сложилось впечатление, что Дюркгейм и до сих пор пользуется значительным авторитетом.

Date: 2021-05-06 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Но при этом имеется в виду сугубо материальная культура//

Ну это же потому, что материальную культуру как-то можно проследить, а религиозные верования в бесписьменном обществе — как? Приходится только делать предположения, как, например, Эверетт о народе пираха, который, по его мнению, деградировал, когда несколько веков назад изолировался в Амазонке.

Date: 2021-05-06 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, от верований не остается черепков, так что все наши рассуждения на эту тему - сугубые домыслы. Тем не менее, люди работают и, возможно, какие-то гипотезы кажутся им более обоснованными, чем другие.

А то, что изоляция обычно приводит к деградации, вроде бы хорошо документировано. Джозеф Хенрич (https://www.amazon.com/dp/B00WY4OXAS/ref=dp-kindle-redirect?_encoding=UTF8&btkr=1) приводит в качестве примера еще каких-то "полярных инуитов":

"They are the northernmost human population that has ever existed. Sometime in the 1820s an epidemic hit this population of hunters and selectively killed off many of its oldest and most knowledgeable members. With the sudden disappearance of the know-how carried by these individuals, the group collectively lost its ability to make some of its most crucial and complex tools, including leisters (figure 3.1), bows and arrows, the heat-trapping long entry ways for snow houses, and most important, kayaks. With the loss of kayaks, the Polar Inuit became effectively marooned, unable to maintain contact with other Inuit populations from which they could relearn this lost know-how.

As noted by the Arctic explorers Elisha Kane and Isaac Hayes, who encountered the Polar Inuit while searching for Sir John Franklin (see chapter 3), these technological losses had a dramatic impact, leaving the group unable to hunt caribou (no bows) or harvest the plentiful Arctic char from local streams (no leisters).

The population declined until 1862, when another group of Inuit from around Baffin Island ran across them while traveling along the Greenland coast. The subsequent cultural reconnection led the Polar Inuit to rapidly reacquire what they had lost, copying everything, including the style of Baffin Island kayaks. Decades later, with their population again increasing, and with ongoing contact with other Inuit in the rest of Greenland, the style of Polar Inuit kayaks gradually shifted back from the large beamy kayaks learned from the Baffin Islanders to the small sleek kayaks of western Greenland".

Тот же вывод следует и из исследований жителей тихоокеанских островов:

"Sure enough, islands or island clusters with larger populations and more contact with other islands had both a greater number of different fishing-tool types and more-complex fishing technologies. Figure 12.2 shows the relationship between population size and the number of tool types. People on islands with bigger populations had more tools at their disposal, and those tools tended to be more sophisticated".
Edited Date: 2021-05-06 11:11 am (UTC)

Date: 2021-05-06 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Ну да, не зря цивилизация появилась и развилась на Ближнем Востоке, открытом всем ветрам и проходам )

Date: 2021-05-06 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Из популярных книг у меня сложилось впечатление, что Дюркгейм и до сих пор пользуется значительным авторитетом.//

Боюсь, это не так.
По крайней мере, в недавнем академическом исследовании Белков П. Л. Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии автор не только не использует построения Дюркгейма, но и просто целиком его отбрасывает.
Например:
По сути, дюркгеймовская дихотомия сакральное-профанное построена на христианском противопоставлении высокого и духовного низменному и плотскому. В аборигенной Австралии этому противопоставлению не находится места. На отсуствие у аборигенов "религиозности" (в дюркгеймовском понимании) указывали многие австраловеды. В частности, на этом настаивал У. Станнер. Согласно его интерпретации, священное соответствует литургическим элементам обрядов, профанное — оргиастическим.

Date: 2021-05-06 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Согласно его интерпретации, священное соответствует литургическим элементам обрядов, профанное — оргиастическим"

Не очень понятно, что здесь имеется в виду, поскольку "сакральное" и "профанное" - это концепции, а не обряды. Сам Д., кстати, четко различает концепции и обряды и, мне кажется, правильно делает. Более того, по Д., с. и п. вместе составляют весь мир, а в приведенной цитате они охватывают только религиозные обряды. А куда же автор цитаты относит обыденную жизнь?

Date: 2021-05-07 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Вот в том-то и дело, что обыденная жизнь не отделяется от чего-то иного. Условно говоря, все "сакрально". Но тут нужно прочитать Белкова, чтобы иметь детали )

Date: 2021-05-07 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Если все сакрально, то какой смысл вообще пользоваться этим термином?

Date: 2021-05-07 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Так и не пользуются ;)

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-07 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-07 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-08 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-09 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-09 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-09 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-09 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-09 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-09 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-09 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-09 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-10 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-10 11:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-11 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-11 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-12 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-12 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-12 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-12 10:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-13 09:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-13 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-13 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-13 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-14 08:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-14 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-14 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-14 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-15 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-16 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-17 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-17 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 04:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-17 04:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-16 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-17 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-17 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-16 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2021-05-15 01:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2021-05-15 07:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-05-05 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] maoist.livejournal.com
Теории эфира ...

Date: 2021-05-05 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А что же, сегодня представления Дюркгейма уже отвергнуты? Тотемизм больше не считают самой примитивной формой религии? А если нет, то какую же форму считают?

Date: 2021-05-05 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maoist.livejournal.com

Так его и не считали "самой примитивной формой". Тайлор, например, полагал самой примитивной формой анимизм.

Тут ключевой вопрос: а существовала ли вообще "самая примитивная форма религии"? Или этих форм могло быть много - и условный "анимизм" и условный "тотемизм" и т.д.

Альтернативный вопрос: если она существовала, то насколько корректно ее реконструировать на основе верований современных охотников и собирателей, которые прошли несколько десятков тысячелетий развития?

Date: 2021-05-05 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Как Вы, наверное, и сами помните, в начале своей книги Дюркгейм подробно разбирает идею Тайлора об анимизме и отвергает ее, а вернее, утверждение о том, что идея души появилась на основании опыта сновидений. Мне эта критика показалась достаточно убедительной, а Вам?

Самой мне кажется, что идея души возникла из наблюдения за умиранием: тело на вид остается тем же самым, но человек уже умер - а значит, тело покинуло нечто невидимое. Дюркгейм мельком упоминает это представление, но не останавливается на нем подробно, и я не знаю, что думают об этом современные исследователи.

"этих форм могло быть много - и условный "анимизм" и условный "тотемизм" и т.д."

Не исключено, но вопрос в том, какие у нас есть свидетельства в пользу того, что разные формы религии возникали совершенно независимо?

"насколько корректно ее реконструировать на основе верований современных охотников и собирателей, которые прошли несколько десятков тысячелетий развития?"

Да, это всегдашний вопрос. Мне, однако, кажется, что все же не стоит отвергать с порога экстраполяцию сведений, полученных путем исследования ныне живущих обществ, на древние. Если я правильно понимаю, культурная эволюция, как и биологическая, может протекать очень неравномерно, т.е., одни общества могут эволюцинировать очень быстро, а другие - очень медленно и таким образом сохранять древние формы культуры, как латимерия и гаттерия сохраняют очень древние морфологические черты.
Edited Date: 2021-05-05 11:02 pm (UTC)

Date: 2021-05-05 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
А я рассказывал тут анекдот про тотемных предков, как просветитель рассказывал канадским индейцам теорию Дарвина, а потом спросил, что они поняли.

- Предок твоего племени - заморский зверь, называемый "обезъяна". Да будет здоров он и счастлив. Должны тебе сказать, что наш предок - ворон. А предок соседнего племени - волк.

Date: 2021-05-05 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я тоже подумала, читая Дюркгейма, что, если бы тотемизм продержался до 19-го века, идеи Дарвина не вызвали бы такого отторжения :)

Date: 2021-05-06 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
Ну там были недолгие (лет 20 конвульсии) - поскольку кому-то казалось, что было противоречие с Библией. При этом кардинал Ньюмен почти сразу ( в 1868г.) разъяснил, что эволюция и была методом создания человеческого тела, и католики в общем успокоились. Довольно долго, однако (до 50х годов), Рим не выступал с официальным заявлением, потому что, я предполагаю, не хотел ссориться с американскими протестантами, многие из которых почему-то стали отрицать теорию эволюции. В 50х Рим признал, что выбор конкретных событий биологической эволюции, на первых взгляд, видимых случайными, осуществлялся с целью создания человеческого тела и нервной системы, могущей быть носителем сознания, и вопрос, в общем для большей части мира снят.

Date: 2021-05-06 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"вопрос, в общем для большей части мира снят"

Мне тоже так казалось - до тех пор, как я завела ЖЖ :)

Date: 2021-05-15 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Да, что интересно: в современном христианском мире главные мракобесы — протестанты. Не все, но определённые течения — вполне. Американские "евангелики", но так же, например, ортодоксальные кальвинисты в Нидерландах. Для меня было шоком, что там есть свой "библейский пояс", в котором определённой популярностью пользуется креацинизм. И в целом креационизм в Нидерландах нередко всплывает в общественной дискуссии. Например, есть протестантский телеканал Evangelische Omroep (я его иногда смотрю, поскольку там есть интересные передачи, не связанные с религией), который фактически поддерживает креацинизм. Из католической Бельгии это выглядит просто дико. В Бельгии теория Дарвина преподаётся даже в католических школах (в Бельгии половина школ — государственные секулярные, половина — независимые от государства католические), и это не вызывает никаких протестов.
Edited Date: 2021-05-15 01:02 pm (UTC)

Date: 2021-05-15 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вероятно, это связано с тем, что ведь протестантизм был не реформой католицизма, а "возвращением к истокам", очисткой первоначальной доктрины от накопившихся за века напластований? Причем, возвращением, предполагавшим буквальное прочтение Библии, а в ней ведь написано, что Бог сотворил мир за 6 дней - какая уж тут эволюция?

Date: 2021-05-15 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Я тоже считаю, что протестантизм по сути был фундаментализмом в самом прямом смысле слова, то есть стремлением вернуться к основам, отбросив все позднейшее.

Date: 2021-05-15 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] skogar.livejournal.com
Католики гораздо более консервативны, чем протестанты (насколько такое сравнение вообще возможно).

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2021-05-15 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-15 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com - Date: 2021-05-15 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skogar.livejournal.com - Date: 2021-05-15 08:03 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 08:54 am
Powered by Dreamwidth Studios