Бояться автору нечего
Oct. 23rd, 2018 08:00 amВпервые я услышала его песню – а именно, «Облака» – году примерно в 1976: Игорь Честин, теперь возглавляющий WWF России, спел ее в кюбзовской компании. А в сочельник 1978 года Женя Григорьев, ныне директор Приокско-Террасного заповедника, а тогда студент, устроил для нас, восьмиклассников, целый концерт из цикла про Клима Петровича. Вот такими путями и распространяется просвещение :)
Написала – в знак благодарности – предыдущий абзац, и тут же подумала: а не зря ли я раскрыла «имена и явки»? Но раз уж фильм о Галиче показывают по Первому каналу, надеюсь, тем, кто пел его песни в те времена, ничего не грозит.
А фильм Елены Якович мне понравился. Там и правда много чудом сохранившихся кино- и фотокадров, а все комментарии – по делу.
А вот интересная передача на «Свободе», содержащая в том числе и беседу с автором фильма.
no subject
Date: 2018-10-26 03:53 pm (UTC)А мне, наоборот, Гостиница кажется оптимистичной, с поиском приключений :)
"тогдашнее презрение к материальному благополучию отчасти связано с кочевой жизнью. Оттепель была временем активного освоения Сибири, и героями дня были геологи, строители новых городов, полярные летчики и т.д. - одним словом, люди сугубо неканцелярских профессий. А какое же материальное благополучие у геолога, когда у него только палатка?"
У меня ощущение что происходило прямо наоборот - у людей негде было жить, и они шли в геологи. Городницкий вон, жил в одной комнате с родителями, и ему если что и светило в плане отношений с противоположным полом, то только в палатке :). Я и пишу о том, что песни заменяли "я не могу привести девушку к себе в комнату в коммунальной квартире, и поэтому я уезжаю в экспедицию с палаткой" на "я уезжаю в экспедицию с палаткой потому что я люблю спать в палатке, и даже будь у меня отдельная квартира, я бы все равно жил в палатке а не в отдельной квартире".
"Что же касается пассивности, то в ней легко обвинять других. "
Тут я не совсем корректно выразился. Пассивность была избирательной. Люди были пассивны в поиске лучшей работы или карьеры или отъезда за границу.
"Что же касается комиссаров в пыльных шлемах, то, мне кажется, несправедливо обвинять Окуджаву за эту его песню. Я понимаю, Вам кажется, он прославляет комиссаров, в то время как любая война - страшное бедствие."
Дело не в том, что он прославляет вообще войну, а гражданскую войну
и комиссаров.
"Что ж, мы теперь должны сжечь, например, все копии "Неуловимых мстителей" - а там ведь куда больше прославления комиссаров, чем у Окуджавы в песне?"
Я пытался показывать Неуловимых Наташе, которая родилась в 1984 г. и не смотрела их. Жуть! Ну и потом, Неуловимые - боевик, а у Окуджавы претензии на моральный авторитет, а это уже совсем другой коленкор.
no subject
Date: 2018-10-26 11:54 pm (UTC)В каком-то смысле так и есть: не то что люди, но и любые животные начинают распространяться на новые территории, когда их численность становится слишком высока. Но в оттепельные времена это стремление еще и активно насаждалось сверху. Началось с освоения целины: в 1954 году пленум ЦК принял постановление "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель" и за первые два года на целину выехало 50 тыс. человек. А ведь были же еще электростанции (Братская ГЭС, 1954-1966; Красноярская ГЭС, 1956-1971), космодром Байконур (1955-1957), железная дорога Абакан-Тайшет (1959-1965) и многое другое. Ведь это Вам я уже рекомендовала когда-то книжку Вайля и Гениса о 60-х годах? Она дает некоторое представление.
"Люди были пассивны в поиске лучшей работы или карьеры или отъезда за границу"
Кажется, Вы забыли, что из СССР ведь нельзя было выехать. Слыхали об "отказниках" - людях, которые годами сидели без работы, ожидая разрешения на выезд? Без работы, потому что после подачи заявления на выезд людей с работы немедленно увольняли и больше никуда не принимали. Можно было, конечно, попытаться стать "невозвращенцем", но, во-первых, для этого надо было все же выехать в капстрану, а даже короткой поездки в такие страны было чрезвычайно трудно добиться. Это подробно описывает, например, Юрий Нагибин в своем дневнике - собственно, этот дневник на треть посвящен именно описанию тех усилий, которые автору приходилось прилагать, чтобы выбраться хоть в какую-то заграницу (а Нагибин ведь был знаменитым, "приближенным к столику" писателем; простому смертному о такой поездке не приходилось и мечтать).
А во-вторых, ведь в состав любой заграничной делегации входили люди из органов, задача которых была 100% контролировать перемещения делегатов. Так что те, кто, будучи заграницей, хотел обратиться с просьбой о предоставлении убежища, должны были сначала каким-то образом отделаться от надзора сопровождающих. Наконец, в-третьих, люди, уезжая из страны, оказывались навсегда отрезаны от своих близких, которых они не только не могли больше никогда увидеть, но даже и поговорить по телефону без прослушки, а почта и просматривалась, и толком не ходила. Понятно, что далеко не все могли на такое решиться.
Что же касается поиска лучшей работы, то кто Вам сказал, что в советские времена люди не старались получить работу получше? Другое дело, что тогда любая карьера строго зависела от продвижения по партийной линии, а такие правила игры не всех устраивали.
"Дело не в том, что он прославляет вообще войну, а гражданскую войну и комиссаров"
Но где же "прославляет"? Лирический герой этой песни ведь только просит, когда бы он ни умер, считать его павшим именно на гражданской войне. Да и почему Вы вообще решили, что Окуджава здесь говорит от своего лица? В конце коцов, это стихотворение ведь посвящено Евтушенко?