egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Столетие со дня рождения Александра Галича застало меня врасплох: почему-то я считала его приблизительно ровесником Высоцкого. На самом деле Галич старше даже Окуджавы, а Высоцкому так и вовсе годится в отцы.


Впервые я услышала его песню – а именно, «Облака» – году примерно в 1976: Игорь Честин, теперь возглавляющий WWF России, спел ее в кюбзовской компании. А в сочельник 1978 года Женя Григорьев, ныне директор Приокско-Террасного заповедника, а тогда студент, устроил для нас, восьмиклассников, целый концерт из цикла про Клима Петровича. Вот такими путями и распространяется просвещение :)

Написала – в знак благодарности – предыдущий абзац, и тут же подумала: а не зря ли я раскрыла «имена и явки»? Но раз уж фильм о Галиче показывают по Первому каналу, надеюсь, тем, кто пел его песни в те времена, ничего не грозит.

А фильм Елены Якович мне понравился. Там и правда много чудом сохранившихся кино- и фотокадров, а все комментарии – по делу.


А вот интересная передача на «Свободе», содержащая в том числе и беседу с автором фильма.


Date: 2018-10-23 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] regent.livejournal.com
В году шестьдесят восьмом, когда мне было двенадцать лет, я не знал о Галиче ничего. Однажды в воскресенье я увидел афишу фильма "Бегущая по волнам", и пошёл на него. Сказать что я был очарован фильмом, особенно песнями, будет недостаточно: я просто ими заболел. Фамилию автора песен я тогда не посмотрел, и долгие годы не знал, что это Галич. И почему фильм прошёл однажды, потом исчез из проката и нигде не упоминался, как будто его и не было, я тоже не знал. Только в конце восьмидесятых о нём снова заговорили, и тогда мне стало всё ясно.

Date: 2018-10-23 02:42 pm (UTC)
From: (Anonymous)
фильм прошёл однажды, потом исчез из проката и нигде не упоминался, как будто его и не было

Отнюдь.

Date: 2018-10-23 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Увы, в 68-м я была еще слишком юна для "Бегущей", хотя сама книжка дома была, и скоро я до нее добралась. Но зато в 72-м вышел совсем уж детский фильм, "Учитель пения" - вот он был мне как раз впору. Я помню, он и тогда мне очень понравился, и произвел такое же хорошее впечатление, когда я пересмотрела его недавно. Так вот, слова к его главной песне тоже написаны Галичем (разумеется, без указания в титрах):



Потом я "Бегущую" вроде бы видела, но как-то плохо помню - надо пересмотреть. Вообще же деятельность Галича в качестве киносценариста меня не очень впечатляет; правда, в готовом продукте - фильме - не так-то просто вычленить роль именно сценария. Мне, к сожалению, не нравится и фильм, который Машков снял по "Матросской тишине" - какой-то он получился слишком натужный, и сам он сыграл в нем плохо, сильно переигрывая. А вот в театре я "Тишину" не видела. А Вам не приходилось?

Date: 2018-10-24 02:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мне в 68-м было много меньше 12-ти - я и в школу ещё не пошёл - но Бегущую по волнам я помню. Очень-очень-очень смутно - но помню - скорее то, что смотрел такой фильм. Её показывали по телевизору.
И Вас вызывает Таймыр - тоже. Его я вобще не помнил - но узнал, когда смотрел в 90-х.
А Верные друзья вообще шли довольно часто.
И мультфильмы показывали - и Русалочку и про волшебный глобус - я его в детстве любил и много раз смотрел. Потом показывать перестали...

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2018-10-25 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-25 11:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-23 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Понравился фильм.
я тоже про столетие писал https://marigranula.livejournal.com/208352.html

Date: 2018-10-23 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за ссылку. Пусть не в сноске и не историк вспомнил, но в моей френдленте очень многие откликнулись на дату и хорошо написали - а я-то думала, Галича уже все забыли!

От нашего стола к вашему: позвольте поделиться заметкой Сергея Гандлевского к этой дате (https://theins.ru/opinions/120393). Там мне особенно понравилось вот это: "по мне Александр Галич – очень стоящий поэт, а не стенобитное орудие в борьбе за правое дело".

Date: 2018-10-24 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
С этим я полностью согласен. Распространено мнение что авторская песня - это песня об антисоветчиках (которых уже нет , по причине отсутствия строя) да о походах с рюкзаком (по причине отсутствия у советского человека возможности путешествовать цивильно, а сейчас у большинства такая возможность есть). На самом деле, конечно, это не так. И вообще, по таким песням как Красный треугольник или Фантазии на русские темы для балалайки можно сейчас пьесы писать, фильмы ставить...

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-28 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Тем временем я нашла интересную передачу на "Свободе" по поводу фильма Якович где есть и беседа с его автором. Я добавила видео к посту.

Date: 2018-10-28 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно.

Date: 2019-08-18 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Понравился фильм"

Оказывается, та же Елена Якович, режиссер юбилейного фильма о Галиче, сделала еще и фильм об Ахматовой (https://youtu.be/ucLfZzEJf4Y), тоже, как мне кажется, очень хороший. Там, так же как и в фильме о Галиче, много редких кино- и фотоматериалов, интересный рассказ внучки Пунина и вообще какой-то очень верный тон.

Date: 2018-10-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Зато тем, кто поет его песни сейчас, грозит преследование со стороны "правообладателей".
O tempora, o mores!

Date: 2018-10-23 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
но ворюга мне милей, чем кровопийца

Date: 2018-10-23 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
выбирать из двух зол...

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2018-10-24 06:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2018-10-24 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2018-10-23 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду активность его дочери Алены? Ну, так он сам написал: "Где полегла в сорок третьем пехота - без толку, зазря, там по пороше гуляет охота..." :( А в обсуждаемом фильме он говорит, что песня (и театр) - самые демократические из искусств. Про театр я, признаться, не так уж уверена, а вот песня, действительно - "песне ты не скажешь "до свиданья", песня не прощается с тобой" :)

Date: 2018-10-24 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Ну, если предположить что его дочь разыгрывает перед нами спектакль, то возможно что щто очень демократично, и перманентно - то Рутению заставит папины тексты удалить, то в ютубе Галич "не в авторском исполнении", то организаторов концерта в память ее отца собирается засудить. Демократично но скверно...

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2018-10-24 02:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2018-10-24 02:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-23 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Он старше Окуджавы, но не воевал. И это - основа его судьбы.

Date: 2018-10-23 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"но не воевал"

Да, наверное, именно поэтому я и считала его моложе. А что Вы имеете в виду, говоря, что "это - основа его судьбы"? Я понимаю, фронтовые впечатления могут сформировать человека, но как может повлиять отсутствие оных? И он же не уклонялся от службы, а его не допустили по здоровью - нашли порок сердца?

Date: 2018-10-24 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Да, конечно. Отсутствие фронтовых (и лагерных) впечатлений рождают театр: ведь в театре естественно рассказывать о том, чего не видел.)

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-10-24 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2018-10-24 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:04 pm (UTC) - Expand

характеризует

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:40 pm (UTC) - Expand

Re: характеризует

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arkarnarr.livejournal.com - Date: 2018-12-03 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-12-04 03:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arkarnarr.livejournal.com - Date: 2018-12-04 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-12-04 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-12-04 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-12-04 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-12-05 12:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2018-12-05 03:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-12-05 04:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com - Date: 2018-10-24 12:21 pm (UTC) - Expand

За всё приходится платить

Date: 2018-10-24 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] mynameisanonym.livejournal.com
"Галич" никогда не был интересен. Да, был талантлив, но вполне осознанно, в твердом уме и здравой памяти, прославлял комиссаров в пыльных шлемах. А потом случилось то, что случилось.
Edited Date: 2018-10-24 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"прославлял комиссаров в пыльных шлемах"

Положим, комиссаров прославлял все же не Галич. Я, правда, не понимаю, почему и Окуджаве ставят в вину эту прекрасную песню? Разве она о комиссарах? Она ведь о жизни и смерти?

Что же касается Галича, то действительно, от людей, не выросших на его песнях, как я, я слышала подобные упреки: как это так, был такой советский-советский, "Город на заре" и проч., а потом вдруг стал такой антисоветский? Но это ведь не вдруг случилось, а соответствовало эволюции системы, краху Оттепели, так что чему же тут удивляться?

Мне скорее удивительно другое: почему именно Галич? По всем воспоминаниям, он был любитель красивой жизни, сибарит и жуир - а тут вдруг "Королева материка" и прочее. Впрочем, может, именно потому, что сибарит: ему было страшнее всех представить себе такое?
From: [identity profile] mynameisanonym.livejournal.com
Что вы как дети, чесслово. Окуджава всё прекрасно понимал. ИЛЛЮЗИИ? Эти люди вращались в высших сферах и всё прекрасно знали и понимали. Поэтому и коммисары. Гинзбург, он же Галич, был весьма востребованным и плодовитым пропагандистом совка. И , если помню правильно, получил даже сталинку за какой то свой очередной сценарический опус о великом эсэссэрэ. Так что в деле оболванивания советских граждан он был обласкан комвластью сполна. Не надо иллюзий. А случился его перевёртыш банально, что то ему не дали, вот он и обиделся на руку , которая его кормила. Так что умиления по поводу этого "великого страдальца" мне не понятны. Обыкновенный приспособленец. Стало выгодно быть "диссидентом" и стал им. И чтобы не быть обвинённым в "антисемитизме", я "советский", этнический немец и в окружении моей семье подобных галичей было некоторое количество. Так что подобный феномэн мне известен.
Edited Date: 2018-10-24 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
Осмелюсь предположить, что траектория судьбы Галича каким-то странным образом зеркальна траектории судьбы Хрущева. Который "культ личности" создавал, а потом разрушал.
Мне лично в этом видится внутренняя честность, которая не позволяет следовать "колее", даже если колея - твоя собственная.

Date: 2018-10-26 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
А Вы не выскажете мнение по поводу этого моего поста: https://marigranula.livejournal.com/18192.html

Date: 2018-10-26 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Разумеется, реалии советской жизни - и в том числе, проблемы с жильем - нашли отражение в песнях тогдашних самодеятельных авторов. Мне, наверное, самой пронзительной в этом отношении кажется кукинская "Гостница". Там, правда, немного о другом, но ощущение вечной бесприютности, неустроенности она передает очень точно.

Тогдашнее презрение к материальному благополучию отчасти связано с кочевой жизнью. Оттепель была временем активного освоения Сибири, и героями дня были геологи, строители новых городов, полярные летчики и т.д. - одним словом, люди сугубо неканцелярских профессий. А какое же материальное благополучие у геолога, когда у него только палатка?

Что же касается пассивности, то в ней легко обвинять других. А люди Оттепели вовсе не были пассивными - наоборот, они были оптимистами и энтузиастами! Эффект речи Хрущева на 20-м съезде трудно переоценить. Но только их энтузиазм был сугубо социалистический - а откуда было взяться какому-то иному?

Посмотрите, например, фильм "Время, вперед!" Михаила Швейцера (1966) - мне кажется, он дает очень адекватное представление о настроениях той эпохи, хотя повествует вроде бы о 30-х годах. Другое дело, что время надежд быстро кончилось: сначала выяснилось, что сам Хрущев способен срывать художественные выставки бульдозерами, а потом и Хрущева убрали, и к власти пришли совсем другие люди.

Мне кажется, главной заслугой самодеятельных авторов тех времен были даже не прямые разоблачения преступлений советской власти, как у героя этого моего поста, но утверждение ценности индивидуальной личности. Мысль о том, что отдельный человек что-то значит, советской властью считалась крамольной и была тщательно выкорчевана из сознания ее подданных - советскому человеку надлежало все время думать о стране в целом.

Что же касается комиссаров в пыльных шлемах, то, мне кажется, несправедливо обвинять Окуджаву за эту его песню. Я понимаю, Вам кажется, он прославляет комиссаров, в то время как любая война - страшное бедствие. Но ведь уж кто-кто, а Окуджава написал множество антивоенных песен, взять хотя бы "Господин лейтентант, что это вы хмуры?", но об этом почему-то сразу забывают, как только вспоминают о комиссарах. Мне кажется, это несправедливо. Что ж, мы теперь должны сжечь, например, все копии "Неуловимых мстителей" - а там ведь куда больше прославления комиссаров, чем у Окуджавы в песне? Нелепо предъявлять к людям тех времен современные требования.

Date: 2018-10-26 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"Там, правда, немного о другом, но ощущение вечной бесприютности, неустроенности она передает очень точно. "
А мне, наоборот, Гостиница кажется оптимистичной, с поиском приключений :)

"тогдашнее презрение к материальному благополучию отчасти связано с кочевой жизнью. Оттепель была временем активного освоения Сибири, и героями дня были геологи, строители новых городов, полярные летчики и т.д. - одним словом, люди сугубо неканцелярских профессий. А какое же материальное благополучие у геолога, когда у него только палатка?"
У меня ощущение что происходило прямо наоборот - у людей негде было жить, и они шли в геологи. Городницкий вон, жил в одной комнате с родителями, и ему если что и светило в плане отношений с противоположным полом, то только в палатке :). Я и пишу о том, что песни заменяли "я не могу привести девушку к себе в комнату в коммунальной квартире, и поэтому я уезжаю в экспедицию с палаткой" на "я уезжаю в экспедицию с палаткой потому что я люблю спать в палатке, и даже будь у меня отдельная квартира, я бы все равно жил в палатке а не в отдельной квартире".

"Что же касается пассивности, то в ней легко обвинять других. "
Тут я не совсем корректно выразился. Пассивность была избирательной. Люди были пассивны в поиске лучшей работы или карьеры или отъезда за границу.

"Что же касается комиссаров в пыльных шлемах, то, мне кажется, несправедливо обвинять Окуджаву за эту его песню. Я понимаю, Вам кажется, он прославляет комиссаров, в то время как любая война - страшное бедствие."
Дело не в том, что он прославляет вообще войну, а гражданскую войну

и комиссаров.

"Что ж, мы теперь должны сжечь, например, все копии "Неуловимых мстителей" - а там ведь куда больше прославления комиссаров, чем у Окуджавы в песне?"
Я пытался показывать Неуловимых Наташе, которая родилась в 1984 г. и не смотрела их. Жуть! Ну и потом, Неуловимые - боевик, а у Окуджавы претензии на моральный авторитет, а это уже совсем другой коленкор.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2018-10-26 11:54 pm (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 07:08 am
Powered by Dreamwidth Studios