Живя согласно с строгою моралью
May. 10th, 2018 10:00 amА рассуждая логически, продолжает Грин, мы должны признать, что в основу метаморали, необходимой для решения проблемы «Мы и Они», надо положить утилитаризм. Почему для этого не годится, например, Бог? Потому что священные тексты допускают разные интерпретации, а в личное, субъективное Откровение трудно заставить поверить других людей. Почему не кантианский «чистый разум»? Потому что любое логическое построение покоится на аксиомах, а у нас не получается выбрать аксиомы, самоочевидные для всех. (От себя замечу: некоторый успех на этом пути все-таки есть – права человека постепенно становятся такой аксиомой, хотя до единодушного их признания еще далеко). Почему, наконец, не биологическая эволюция? Потому что не все, что «естественно», непременно хорошо.
Разницу между автоматическим и логическим моральным суждением отчетливо выявляют мысленные эксперименты с вагонеткой. Если для спасения жизни пятерых людей требуется просто перевести стрелку на путь с одним рабочим, большинство людей выбирает пожертвовать этим одним. Но если нужно лично сбросить этого одного на пути, чтобы остановить вагонетку, большинство отказывается это делать – хотя, казалось бы, какая разница?
А интереснее всего, что, если предложить испытуемым решать эту задачу, одновременно удерживая в голове последовательность цифр (то есть, затруднив их способность рационально мыслить), то процент тех, кто согласен погубить одного для спасения пятерых, еще уменьшается. Иными словами, утилитарное решение таки требует напряжения мозгов :)
no subject
Date: 2018-05-22 12:14 am (UTC)У сторонников абортов он находит логически необоснованным требование разрешать аборты только на ранней стадии и запрещать в последнем триместе, совершенно забывая о том, что последнее ведь вызвано абсолютно утилитаристким соображением: поздние аборты опасны для здоровья матери!
Далее, он находит несостоятельным аргумент сторонников, что рано абортированный плод не может выжить вне матки (и потому нужно разрешить ранние аборты - если эмбрион не может выжить, его еще нельзя считать ребенком). Он рассуждает так: действительно, сегодня он не может выжить, но завтра мы усовершенствуем наши инкубаторы, и что, тогда нам придется менять мораль? Но ведь мораль именно что зависит от уровня развития технологии - наиболее наглядный пример тут, наверное, то, как изменилось наше отношение к сексу до брака после изобретения противозачаточных таблеток. Так что как раз очень разумно ожидать, что и отношение к абортам будет меняться в зависимости от прогресса медицины.
Что же касается его критики аргументов противников абортов, то он говорит, например, о неопределенности "момента зачатия" и о том, почему, если оплодотворенная яйцеклетка уже считается человеком, то почему же совокупность неоплодотворенной и сперматозоида еще не считается? Но я что-то сомневаюсь, что эти рассуждения смогли бы изменить мнение хоть какого-нибудь противника абортов :(
В целом же эта проблема представляется мне совершенно непреодолимой для утилитаризма, и вот почему. Понятно, что большинство из нас согласятся, что смерть живущего человека - это несчастье, и что она, следовательно, уменьшает общий баланс. Но вот то, что рождение еще не родившегося человека увеличивает общее счастье человечества - утверждение, на мой взгляд, очень и очень спорное. В конце концов, ведь наш мир - юдоль слез, и всякий рожденный человек обречен на страдания, а вот выпадет ли ему счастье - еще большой вопрос :)
no subject
Date: 2018-05-22 12:26 am (UTC)Но в целом - н могу не согласиться с последним вашим обоснованием. Как и с тем, что "единой морали, не зависящей от конкретных обстоятельств", быть не может.