Мне с читателем хочется поговорить
Mar. 6th, 2016 10:53 am«Рассмотрим <...> повторное слушание одной и той же магнитофонной записи музыкального или литературного текста. В этом случае нельзя будет сослаться на разницу интерпретаций или результат индивидуального своеобразия исполнителей. Искусственно создана ситуация, которую мы можем определить как воспроизведение одного и того же. Попутно заметим, что именно в этом случае с неожиданной яркостью проявляется отличие искусства от не-искусства. Вряд ли кто-нибудь будет несколько раз подряд слушать радиопередачу одних и тех же последних известий».
Что же заставляет нас многократно возвращаться к одному и тому же произведению? А то, что за время, прошедшее с предыдущего прочтения-просмотра-прослушивания, уже изменились мы сами. Если бы личность читателя не играла никакой роли, вряд ли мы когда-нибудь захотели взять к руки уже однажды прочитанную книгу.
Это наблюдение так точно, что очень хочется принять это свойство – способность вызывать у нас желание возвращаться к нему снова и снова – за критерий, отделяющий искусство от его подобий. Но, увы, не получается: среди величайших произведений есть такие, с которыми достаточно соприкоснуться один раз. Например, книги Андрея Платонова: у меня нет ни малейшего желания их перечитывать, но мало что произвело на меня такое сильное художественное впечатление.
Спасибо уважаемому
nebos_avos за наводку на книжку Лотмана.

no subject
Date: 2016-03-06 05:10 pm (UTC)Языком цитаты можно сказать: искусство это ежедневные новости сказанные с оригинальным изяществом и глубиной.
no subject
Date: 2016-03-06 05:15 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:21 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:33 pm (UTC)При этом у них может даже существовать иллюзия развития или обретения нового. Но постфактум кое что становится заметно.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 05:19 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:48 pm (UTC)Я скорее о скрытом утверждении пустотности предмета. В данном случае искусства.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 05:20 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:25 pm (UTC)Тем не менее, даже несмотря на возможные исключения, эта мысль Лотмана о природе искусства кажется мне заслуживающей внимания: что-то есть в том, чтобы называть искусством то, к чему можно обращаться снова и снова, а?
no subject
Date: 2016-03-06 05:30 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 05:20 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:27 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 05:33 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 05:50 pm (UTC)Любое искусство вопрос познавательный, причем из под палки :)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 07:09 pm (UTC)Как и в жизни, человек может быть умен и талантлив, но общение с ним не складывается. Вам не близок его стиль, манера. Он не плох, он просто не для вас. Платонова я тоже читаю с трудом. Впечатление, что общаясь со мной, он намеренно возводит какие-то заборы, которые я должен ломать прежде, чем доберусь до его мысли. Мне не нравится так разговаривать. Головой я все понимаю, я соглашусь с любым, кто будет говорить мне о его гениальности. Хорошо. Только это не для меня.
Личность писателя, не читателя, заставляет вернуться.
no subject
Date: 2016-03-06 10:36 pm (UTC)Согласна я с Вами и в том, что вернуться к произведению нас заставляет именно личность писателя. Но у него есть все же нечто специфическое по сравнению с просто знакомым, с которым нам тоже хочется еще раз встретиться - ведь в первом случае мы хотим вернуться не к самому автору, а к его произведению (даже если речь идет о человеке, ныне благополучно здравствующем).
А иногда бывает даже так, что автор в жизни нам не слишком симпатичен, но его произведения мы читаем с удовольствием. То есть, похоже, что мы восприминаем художественное произведение все же как нечто самодостаточное, а не просто аватар автора. Разве нет?
no subject
Date: 2016-03-09 02:42 am (UTC)В первый-то раз я прочла его главные вещи без всякого труда - ну, или, во всяком случае, без такого труда, о котором жалею ;) Мне кажется, что он - единственный, кто на самом деле сумел передать в художественном тексте, что такое была русская революция глазами низов общества. Глазами верхов - у нас много свидетельств: "Окаянные дни", "Белая гвардия" и т.д. Но все (кроме Платонова), кто пытался передать это глазами низов, написали агитки, вроде "Матери". Или я кого-то не вспомнила (не читала)?
no subject
Date: 2016-03-09 03:29 am (UTC)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B8%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Его лучшей вещью считают http://flibusta.is/b/168496/read
, но мне больше нравится http://flibusta.is/b/168454/read , последнее к нашему разговору.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-06 08:41 pm (UTC)Существует большое количество "неискусства", к которому тоже хочется возвращаться, например, музыку люди часто гоняют одну и ту же, причем весьма примитивную, блатной шансон скажем. Надо ли это причислять к искусству?
no subject
Date: 2016-03-06 10:18 pm (UTC)no subject
Date: 2016-03-06 10:29 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-07 12:44 pm (UTC)Этот тезис кем-то всерьез оспаривается?:)
”Что же заставляет нас многократно возвращаться к одному и тому же произведению? А то, что за время, прошедшее с предыдущего прочтения-просмотра-прослушивания, уже изменились мы сами. ”
Не обязательно, что мы изменились. Повторюсь – искусство создает образ. Этот образ возникает в голове читателя (зрителя) под воздействием произведения искусства. И если образ у меня потускнел, то я могу просто хотеть его повторить, и поэтому вернусь к произведению повторно.
”очень хочется принять это свойство – способность вызывать у нас желание возвращаться к нему снова и снова – за критерий, отделяющий искусство от его подобий. Но, увы, не получается”
Конечно, не получается. Ведь образ может оказаться очень сильным, да еще и таким, что повторное его яркое восприятие не желательно. Вы и сами пишите в комментариях: «Но Платонова я еще слишком хорошо помню - не дословно текст, но свое впечатление, так что повторной "дозы" вроде пока не требуется ;)» Я вот некоторые произведения не читаю (не смотрю) не потому, что они не есть искусство, а потому, что они способны вызвать у меня яркие образы, которые мне не доставят удовольствия.
no subject
Date: 2016-03-07 01:30 pm (UTC)Что означает, что этот образ не просто возникает у нас в голове в процессе чтения, но и сохраняется после него. Таким образом, каждый из нас представляет собой коллекцию образов прочитанных за жизнь книг ;)
"Я вот некоторые произведения не читаю (не смотрю) не потому, что они не есть искусство, а потому, что они способны вызвать у меня яркие образы, которые мне не доставят удовольствия"
Проблема, я думаю, здесь в том, что заранее мы не можем определить, какой эффект окажет на нас то или иное произведение. Но иногда мы подозреваем, что использованные автором средства не оправдают - по крайней мере, в наших глазах - ожидаемого эффекта, и тогда мы воздерживаемся от знакомства с произведением. Так я, например, воздерживаюсь от того, чтобы посмотреть "Молчание ягнят". А от чего конкретно воздерживаетесь Вы?
no subject
Date: 2016-03-08 12:49 pm (UTC)Ага. И мы эти образы обсуждаем, сравниваем, делимся.
”использованные автором средства не оправдают - по крайней мере, в наших глазах - ожидаемого эффекта, и тогда мы воздерживаемся от знакомства с произведением.”
Это есть, но у меня несколько по другому – и средства автора хороши, и эффект предсказуем, но вот мне этот эффект не нужен.
”А от чего конкретно воздерживаетесь Вы?”
Тут я совсем «плох». Я воздерживаюсь от чтения практически всей серьезной литературы, включая русскую классику. И повторюсь, не потому что эти произведения плохи, а наоборот, потому что они хороши.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2016-03-08 05:14 pm (UTC)Нда ... от хваленого профессора я ожидал большей сообразительности.
Чисто информационные источники прочитывают/прослушивают по нескольку раз, если с первого раза не все было понято или услышано в достаточной мере.
Повторенье - мать ученья.
Новости же специально подаются в наиболее легкоусвояемой форме. Каковая форма придана в ущерб красоте и стилю. И потом новостные сюжеты не просто дублируются, а неоднократно повторяются в другой последовательности или с измененным текстом специально чтобы удержать внимание слушателя.
no subject
Date: 2016-03-08 11:41 pm (UTC)Да, конечно. Лотман, по-видимому, считает такой случай настолько тривиальным, что даже не считает нужным как-то специально его оговаривать. Он имеет в виду, что даже тогда, когда мы и с первого раза все поняли, к художественному тексту мы все равно можем обращаться несколько раз, а к нехудожественному - вряд ли.
Я, однако, согласна с Вами, что использовать это в качестве критерия для отличия искусства от не-искусства не слишком удобно ;) А как по-Вашему, какой критерий здесь был бы более надежным?