egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Видно, их способность расти в течение всей жизни оказывает на нас такое терапевтическое действие, что культ деревьев встречается в истории чуть ли не всех народов. И он вечно зелен, этот культ – в чем легко убедиться в это время года.


Непосредственным основателем традиции нашей рождественской елки считают Св. Бонифация, которому Германия обязана своим христианством. Символом Тора (немецкого Зевса) был священный дуб, и, по преданию, Бонифаций в 723 году собственноручно его повалил – видно, крепкий был мужчина. Далее версии расходятся: то ли елка самопроизвольно выросла из корней этого дуба – что незнакомые с учением народного академика германцы приняли за чудо, то ли Бонифаций сознательно выбрал новое дерево как символ Троицы – за его треугольный силуэт.


Цветная литография (1900) по фреске (1834) Генриха Марии фон Хесса в Базилике Св. Бонифация в Мюнхене.

Но и Бонифаций, конечно, стоял на плечах гигантов. После смерти библейского Нимрода, строителя Вавилонской башни, сына Хуша и внука Хама, вечнозеленое дерево выросло из мертвого пня. Возлюбленной Нимрода приснилось, что покойный будет являться и оставлять под этим деревом подарки каждый год в день своего рождения, пришедшийся аккурат на день зимнего солнцестояния.


Древо Мира/Жизни. Рельеф трона Ашшурназирпала II.
Нимруд (Калах), 870–860 гг. до н.э.

Вероятно, и эти ассиро-вавилонские легенды – только позднейшее оформление более ранних верований. А в самом начале, видимо, было нечто в этом роде.


Сорокопут и его наколотая на шип добыча

Date: 2015-12-25 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
>> Мне не удалось выяснить ни происхождение, ни нынешнее местонахождение этого рельефа. Но изображенное на нем не нуждается в пояснениях

Об этом барельефе (http://therealsamizdat.com/2015/05/10/the-tree-of-life-the-tree-of-knowledge/)


После прочтения "Золотой ветви" Фрезера мне кажется, что в до-научные времена люди были более ориентированы на мистическое и "делали магию" при любом удобном случае. А в середине зимы в самые длинные и тёмные ночи - самое время думать о том, каким на урожай и поголовье скота будет грядущий год. Поэтому приносили домой нечто "симпатическое", что символически обозначало неминуемо возрождающуюся жизнь. Звезда на верхушке - божественное, аналог нимба у святых и ангелов. А фрукты с орехами - это добавление особых желаний.

Date: 2015-12-25 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] ros360.livejournal.com
Это мировое древо: http://sennaar.ru/gallery/mirovoe_drevo/575240/

Date: 2015-12-25 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
О, спасибо за описание этого рельефа! Я, в частности, не догадалась, что там справа и слева изображены одни и те же персонажи, для усиления эффекта. Но я подозревала, что ныне он именно в Британском музее, месопотампская коллекция которого - как раз то единственное, что я там успела мельком посмотреть: она одна занимает бесконечное число залов!

Где-то мне попадалось, что деревом жизни в тех местах почитали еще и гранат, вот на этой столь же знаменитой пластинке изображен вроде бы именно он:

Image


Date: 2015-12-25 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, спасибо, я знала, что это дерево Мира, оно же - дерево Жизни, но не знала деталей - откуда именно взято изображение, и где этот рельеф сейчас находится. Там в комментарии выше прислали ссылку (http://therealsamizdat.com/2015/05/10/the-tree-of-life-the-tree-of-knowledge/) на источник этих сведений.

Date: 2015-12-25 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Исправила подпись под картинкой согласно Вашим сведениям. Спасибо еще раз!

Date: 2015-12-25 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Гранат был символом плодородия и воскресения. В Ассирии в частности ежегодно умирающим и возрождающимся богом был Риммон (Рамман), что также является названием гранату в семитических языках.

Date: 2015-12-25 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Надо полагать, близость христианского Рождества к дню зимнего солнцестояния далеко не случайна: традиция эта явно ведет к культу солнца.

Еще мне кажется примечательным изображение крылатого объекта над деревом в обоих случаях: он сильно напоминает изображения Св. Духа в виде голубя на христианских фресках и иконах: именно такое же крылатое существо и именно в той же верхне-центральной позиции - явно видна преемственность. А не зная ее, не так-то просто понять, что это за Св. Дух вообще такой ;)

Date: 2015-12-25 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Близость христианского рождества к языческому празднованию дня зимнего солнцестояния имеет чисто политические причины. Как День Святой Бригиты задавил другой языческий праздник Имболк, а Пасха - весенние празднования Остару и Белтейн. В принципе, названия праздников не важны, т.к. в любом случае они привязаны к солнечному календарю везде, где были языческие праздники. Я привела просто самые распространённые в Европе названия.

А дух, нисходящий на материю, чтобы дать ей жизнь, идёт из времён гораздо раньше христианства. Христианские "мифологи" исказили смысл очень многих древних символов и легенд.

Date: 2015-12-25 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Как День Святой Бригиты задавил другой языческий праздник Имболк"

Это Вы имеете в виду столкновение христианства, распространившегося на Европу, с местными европейскими верованиями. Кстати, среди этих последних есть обычаи, очень близкие к традиции рождественской елки, но, видимо, совершенно независимые от нее - как вот эти украшенные ирландские священные деревья.

Image



Но я имею в виду само зарождение христианства на Ближнем Востоке. Похоже на то, что географическая близость к очагам древних цивилизаций не могла на нем не сказаться - в его символике легко прослеживаются корни гораздо более древние, чем начало новой эры.

Date: 2015-12-25 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Только что осознала, что этот рельеф именно из того древнего ассирийского города, который в марте был разрушен боевиками (https://meduza.io/news/2015/03/06/boeviki-islamskogo-gosudarstva-razrushili-drevniy-gorod-nimrud-v-irake) :(

Date: 2015-12-25 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Я когда по Британскому музею ходила, всё поражалась, сколько всего англичане вывезли со всего мира во время их победного шествия в качестве империи и частично потом по следам былой славы.
А после таких новостей думаешь, что, может, и хорошо, что вывезли...

Date: 2015-12-25 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот именно...

Date: 2015-12-25 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Раннее христианство было ближе по идеям к чему-то более единому. Даже сама сцена распятия Христа повторяет универсальную общемировую мистерию об умирающем и возрождающемся боге. Только дальнейшие богословские интерпретации ушли в совсем другую сторону.

Поэтому я не считаю справедливым называть всё это "христианским" и "имеющим глубокие христианские корни". Мистерия умирающего бога, символизирующего природный цикл увядания и возрождения природы, умирания и рождения людей, повторяется в культах Митры, Осириса и множества других региональных разновидностей богов. Возможно, даже тот, кого мы считаем Иисусом, был просто добровольным участником одной из регулярных мистерий. В те времена считалось, что, ведя определённый образ жизни и следуя определённому пути духовного развития, можно стать магом/волхвом/буддой и перейти в такую парадигму жизни, где будешь уже жить не линейно, не подчинённым причинно-следственным связям, а на ином уровне. Эта идея не эксклюзивно средиземноморская, т.к. определённым образом отражена в большинстве известных мне духовных течений.

Так что правильнее было бы сказать, что это христианство выросло из язычества, и его политическая составляющая искорёжила до неузнаваемости его изначальный духовный посыл именно в процессе распространения новой религии вместе с Римской Империей.

А ленточки на деревьях - это именно что "бытовая магия", wishing tree (https://en.wikipedia.org/wiki/Wish_Tree). Приносишь к объекту культа, на эдакий метафорический алтарь связи с божественным материальный суппорт своего желания. В Японии в насквозь языческом синтоизме, не тронутом христианством, тоже и ленточки повязывают, и записки вешают.

Date: 2015-12-25 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"тоже и ленточки повязывают, и записки вешают"

Да, я знаю. И в Индии - то же самое. Правда, там, похоже, технология несколько иная - не привязывают веревочки на ветки, а обматывают ими ствол ;) Почему я и написала, что культ деревьев, кажется, присутствует во всех человеческих культурах. Интересно, можно ли проследить его единое происхождение, или все-таки в разных местах он возникал независимо?

Image

Edited Date: 2015-12-25 09:31 pm (UTC)

Date: 2015-12-25 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
По-моему, это как пытаться проследить происхождение мистического взгляда на мир у человека - единое или всё-таки в разных местах независимо :-)

Date: 2015-12-25 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
А вот и демоны на алтаре

Date: 2015-12-25 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Не совсем: здесь мы все-таки имеем в виду совершенно конкретный объект поклонения - дерево, а не склонность к мифотворчеству вообще. И даже сходные формы отправления древесного культа.

Oбычай привешивать что-то на ветки дерева был у германских народов и независимо от христианства - ведь что такое Maibaum? Правда, с 13-го века оно служило подношением не божеству, а любимой девушке, но вот чем оно было до того?

Image

Date: 2015-12-25 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да уж, в кошачьем сообществе много обсуждают проблему сомвестимости кошек и елок ;)
Edited Date: 2015-12-25 09:59 pm (UTC)

Date: 2015-12-25 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
"Майское дерево" как раз делали на Белтейн, Вальпургиеву ночь. https://en.wikipedia.org/wiki/Maypole

В этом случае столб играл роль фаллического символа и должен был стимулировать плодородие в грядущем сезоне - как в плане урожая, так и в плане детей, т.к. многие зачинались именно в это время. То есть майское дерево воспринимается не столько как объект поклонения, сколько как магический инструмент. Это потом на него всякой развлекаловки понавешали: хороводы с ленточками (хотя сам хоровод - это трансонаводящее действо, способствующее магии), ценные подарки на верхушке, похищение и т.п.

Я, конечно, не большой специалист в вопросе, но мне видится повязывание ленточек на дереве вне празднований солнечного календаря именно как "материальная молитва" божественному, пребывающему в дереве. Как поставить свечку в храме с конкретным прошением.

Date: 2015-12-25 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В той статье в Вики пишут, что по одной из версий майское дерево непосредственно связано именно с культом деревьев: "One theory holds that they were a remnant of the Germanic reverence for sacred trees, as there is evidence for various sacred trees and wooden pillars that were venerated by the pagans across much of Germanic Europe, including Thor's Oak and the Irminsul." Конечно, это не исключает того, что дерево как таковое воспринималось как фаллический символ - но, если к остроконечной елке это еще вполне подходит, то вот к дубу - уже вряд ли ;)

"мне видится повязывание ленточек на дереве вне празднований солнечного календаря именно как "материальная молитва" божественному"

Да, конечно: это род жертвоприношения. Такой жест выглядит очень естественно и наверняка был одной из самых древних форм культовых действий.

Date: 2015-12-25 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Когда живёшь среди лесов в древнем мире и в силу определённых причин начинаешь развивать в себе "духовное зрение", то деревья становятся самым логичным визуальным суппортом для этого. Всё-таки горы и водопады попадаются реже, чем деревья. А когда попадаются, то самые харизматичные тоже становятся объектами поклонения. Именно потому, что в них видишь (!) нечто странное и иногда страшное, независимое от тебя и с чем в определённом состоянии можно общаться.

Кстати именно эту тему затрагивает пара моих последних постингов про шаманские путешествия со "шторкой".

Date: 2015-12-26 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Когда живёшь среди лесов в древнем мире"

Моя версия объяснения предложена в посте: чувство благоговения у нас вызывает способность деревьев расти в течение всех жизни, которой лишены и люди, и животные. Но это еще не все: в самом древесном силуэте есть что-то такое, что снижает кровяное давление; а если к этому прибавить еще шум ветвей и запах - хвойных или, например, тополя, то, действительно, и самому в пору бежать в парк обнимать стволы ;) И это даже не говоря о цветущих черемухе, сакуре или магнолии, а равно и о плодоносных яблоне, манго или финиковой пальме :)

Date: 2015-12-26 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com
А я как раз только на днях перечитывал "Ель" Андерсена - вещь с немалым подтекстом.

Date: 2015-12-26 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А как Вам показалось - с каким именно?

Date: 2015-12-26 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com
Ну, Андерсен-то явно хотел сказать - что надо ценить то, что мы имеем. Мне же кажется, что мысли Ели могут отражать и стремление к поиску смысла жизни.

Date: 2015-12-26 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы хотите сказать, в ее желании какой-то более интересной жизни тоже был свой смысл?

А вот помните мультфильм по этой сказке? Не знаю, чей это голос за кадром, но читает он хорошо :)

Edited Date: 2015-12-26 05:40 pm (UTC)

Date: 2015-12-26 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com
Я мульт не смотрел вообще:) Но Ель собственно хочет понять - на что она вообще нужна - для чего она стоит в лесу? Просто стоять и "радоваться жизни" - она не видит в этом смысла.

Date: 2015-12-26 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да. В сущности, с этого инстинкта и начинается всякая "вертикальная мобильность" - ведь правда?

Надо сказать, что из всех метафор с участием рожденственской елки самой поразительной - лежащей на поверхности, конечно, но ведь никто раньше не додумался? - мне кажется метафора Окуджавы: "и, как Христа, тебя сняли с креста, и воскрешенья не будет". По-моему, лучше не скажешь, а?.. Правда, нынешнее поколение, уже, наверное, не знает никаких елочных "крестов" - так что для них эта метафора уже потеряна :(

Тоже на всякий случай включаю видео - а то вдруг Вы и этого не слышали ;) Правда, в авторском исполнении я что-то не нашла, так что пусть будет такой кавер - по-моему, тоже неплохо, хотя и несколько "приторно" ;)

Edited Date: 2015-12-26 06:09 pm (UTC)

Date: 2015-12-27 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com
"Вертикальная мобильность" - один из самых надежных способов не задаваться вопросами о более глубоком смысле, чем движение наверх:)

Песню эту я не слышал, нет, так что и с метафорой этой познакомился только теперь.

Date: 2015-12-27 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, это зависит от того, как понимать "вертикальную мобильность". Можно, как Жюльен Сорель, а можно - как Ассоль :)

Date: 2015-12-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Песню эту я не слышал"

О, тогда выкладываю - для сравнения - и авторское исполнение. Правда, это не виозапись, а аудио, наложенное на посторонний фотомонтаж - не самый подходящий. И, кажется, и само аудио немного искаженное, затянутое :(


Edited Date: 2015-12-27 03:57 pm (UTC)

Date: 2015-12-28 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] antonrai.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2016-01-03 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот отличная подборка (http://gorbutovich.livejournal.com/114602.html) советских новогодних атрибутов.

Date: 2016-12-26 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вот отличный рассказ (http://enjoy-england.livejournal.com/9245.html) об истории рождественской елки в Англии.

Date: 2016-12-28 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Рассказ об истории елки в России (http://gorbutovich.livejournal.com/161525.html).

Date: 2017-12-28 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Коллекция пародий (https://tarnegolet.livejournal.com/771051.html) уважаемой tarnegolet на тему рождественской/новогодней елки :)
Edited Date: 2017-12-28 03:15 pm (UTC)

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 07:28 am
Powered by Dreamwidth Studios