В детстве тоньше жизни нить
Jan. 21st, 2026 08:00 amПроанализировав имеющиеся эмпирические данные, Хайдт пришел к выводу, что нынешняя эпидемия психических расстройств у детей – результат внедрения смартфонов, обеспечивших неограниченный круглосуточный доступ к соцсетям и интернету, в совокупности с ограничением свободы детей в реальном физическом мире (последнее и мне уже давно бросилось в глаза). Не буду перечислять его аргументы (тем более, что все графики из его книжки бесплатно доступны в сети), а просто скажу, что они меня убедили.

Уже на этом графике заметна разница между девочками и мальчиками, и Хайдт рассматривает ее подробно. Для девочек, социальный успех которых теснее завязан на внешность, чем у мальчиков, особенно вредными оказались приложения, позволяющие обмениваться отретушированными селфи. Тот же эффект – фрустрацию от неспособности конкурировать с предлагаемыми образцами внешности – еще со времен людоедки Эллочки вызывали глянцевые журналы, но новая технология его многократно усилила.
Положение мальчиков еще сложнее. Переход от индустриального общества, где востребована физическая сила, к постиндустриальному, где нужны совсем другие качества, для мужчин оказался труднее, чем для женщин. (Мне это стало ясно еще в студенческие времена, исходя из соотношения полов на нашем курсе. Хайдт же приводит цифры для современных США, показывающие, что на любом уровне – от детского сада до ученых степеней – девочки обходят мальчиков).
Кроме того, мальчики больше, чем девочки, страдают от сверхзаботливого родительского воспитания и от онлайн-игр, ограничивающих их контакты в реальном мире. Японские хикикомори, паразитирующие на своих родителях – закономерное следствие этого. (Кстати, почему бы родителям не перестать их кормить и не выставить их на улицу? Захотят есть – устроятся на работу). Раньше девочки были более склонны к «интровертирующим» (internalizing) психическим расстройствам типа депрессии, а мальчики – к «экстравертирующим» (externalizing) типа дебоширства. После тотальной смартфонизации мальчики стали походить на девочек по этому признаку.

Особенно соблазнительными – и потому особенно опасными – соцсети и онлайн-видеоигры делает их бизнес-модель, превратившая пользователей в товар для рекламодателей. Владельцы сетевых и игровых платформ используют любые средства, даже откровенно манипулятивные, для привлечения и удержания нашего внимания. А дети и подростки, с их еще не полностью сформировавшейся фронтальной корой, не в силах противостоять этому соблазну. Смартфон для них – поставщик тех самых «сверхстимулов», за которые Нико Тинберген получил свою Нобелевскую премию.
Надеяться, что Фейсбук и Ко сами введут ограничения для несовершеннолетних, не приходится, потому что это ослабит их в конкуренции с другими подобными компаниями (типичная «трагедия общин»). Родительских контроль тоже не работает – Хайдт приводит достаточно примеров. А значит, нужна правительственная регуляция, осуществлять которую в виртуальном мире не так-то просто. В конце своей книжки Хайдт предлагает меры борьбы с этим злом, многие из которых кажутся мне разумными – в частности, отбирание смартфонов у школьников на время уроков. Меня поражает, что до сих пор это не то что не предписывается школьными уставами, но что учителям даже не позволяют это делать по своей инициативе.
О том, чтобы вернуть в соцсети нормальную бизнес-модель – то есть, сделать их платными для пользователей, таким образом вынудив их владельцев заботиться о нуждах этих последних, а не рекламодателей – Хайдт даже не заикается. Но я стараюсь видеть стакан наполовину полным и не расстаюсь с надеждой, что человечество все же когда-нибудь поймет, что зла от рекламы больше, чем добра, и начнет ее обуздывать. А вы что думаете?
Как дополнительная информация к размышлению, вот вам рецензия Билла Гейтса, озабоченного проблемой не меньше, чем автор книжки.
no subject
Date: 2026-01-21 04:09 pm (UTC)Регистрировать по паспорту ?
no subject
Date: 2026-01-21 11:53 pm (UTC)no subject
Date: 2026-01-22 11:14 am (UTC)И проверяют только тех, кто очень молодо выглядит.
Данные покупателей нигде не хранят.
Регистрация в сети - это значит, что "большой брат" знает паспортные данные каждого пользователя.
И имеет не только все его открытые записи, но и весь "приват".
no subject
Date: 2026-01-22 12:37 pm (UTC)Кажется, уже хранят и используют. Вопрос, какое из двух зол меньшее?
no subject
Date: 2026-01-22 01:32 pm (UTC)Причем совершенно не очевидно, что в результате подростки потеряют доступ.
Почему-то предполагается, что дети занимаются только вредным.
Узнавать что-то полезное они не способны.
Как я завидую количеству интересной информации, красивых задачек, красивых книжек, доступным детям !
Предлагается дать хозяевам сетей (с весьма мутной идеологией) - доступ буквально "ко всем потрохам" людей.
Причем детей это не спасет.
no subject
Date: 2026-01-22 02:17 pm (UTC)no subject
Date: 2026-01-22 06:20 pm (UTC)Мордокнига банит направо и налево.
Если при регистрации будет идентификация по паспорту, то это неограниченная возможность тотальной слежки.
И если раньше просто не было человеческих ресурсов - читать всё подряд, то с появлением ИИ ...
no subject
Date: 2026-01-23 02:06 am (UTC)no subject
Date: 2026-01-23 07:40 pm (UTC)Всё же соц.сеть имеет в 100500 раз больше информации о нас, чем винный магазин.
Поможет ли это подросткам - никому не ведомо.
Угрозы для всех - очевидны.
no subject
Date: 2026-01-21 05:59 pm (UTC)Также мне показалось большим недостатком представленного автора, что он как бы уже принял за аксиому, что вред от антидепрессантов никак не больше вреда от игр и гаджетов; между тем, это требует доказательства.
Теперь по существу.
Если ребёнок рос, как Маугли, среди зверей, то он, надо полагать, обходится без ножа и вилки. А давайте представим целое общество, в котором вообще не пользуются нашим способом питания per os - питание практикуется исключительно через клизмы, как бы это ни казалось нам странным.
Я считаю вероятным, что описанная особенность данного общества может отразиться на нервно-психической сфере подрастающих поколений.
К Фрейду я отношусь почти как к Дарвину - то есть все его писания считаю полнейшей пургой.
Но вообще идея, что сексуальная сфера теснейшим образом связана с психической, скорее всего верна.
Современное общество выращивает новые поколения в абсолютно перверсивном понимании половой сферы. То есть если прежде само собой разумелось (во всяком случае, в созвучной нам цивилизации - я не беру дикарей с тропических островов), что органы размножения предназначены для размножения (и потому их естественное задействование - это рождение и воспитание детей в рамках пожизненного церковного брака), то с некоторых не очень давних пор девочкам с колыбели вдалбливается, что половые органы должны использоваться вовсе не для этого, а для совсем другого - на протяжении почти всей жизни их должны мять и протыкать разные чужие люди (причём они за это заслуживают любви), в крайнем случае - механические приспособления.
Поскольку в самой главной сфере детям с самого начала навязана безумно извращённая философия, то удивляться следует не тому, что половина детей демонстрируют псих. проблемы, а тому, что таких детей не все 100%.
------
(Видимо, мне следует оговориться: я НЕ утверждал, что в религиозных семьях детям гарантировано психологическое здоровье; там могут быть свои тараканы. погуглите хотя бы, например, "Фабрис Сорлин").
no subject
Date: 2026-01-22 12:05 am (UTC)Нет, о вреде антидепрессантов он просто ничего не говорит и не сравнивает их эффект с эффектом смартфонов.
Re: Reply to your comment. [ egovoru - 231537
Date: 2026-01-22 05:51 am (UTC)Так в том-то и дело — если люди больны, то причина может быть не только в смартфонах, но и в принимаемых ими таблетках.
Re: Reply to your comment. [ egovoru - 231537
Date: 2026-01-23 02:07 am (UTC)Re: Reply to your comment. [ egovoru - 231537
Date: 2026-01-23 05:42 am (UTC)Я не уверен, что препараты, назначаемые в психиатрии, правильно называть лекарствами, потому что нет уверенности, что из многих миллионов пациентов эти доктора сумели вылечить хотя бы одного.