egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Среди иллюстраторов моих детских книжек – в том числе сказок Андерсена – был один, чей стиль мне чрезвычайно нравился: такой угловатый, летящий. Его рисунки я помню до сих пор – но на имена художников я тогда не обращала внимания, а потом некоторое время думала, что это был Илья Кабаков. Но нет – Кабаков замечательно оформил «Маленькую Бабу Ягу» и другие книжки, но художника моего детства звали иначе. Подозреваю, Кабаков, будучи на 30 лет моложе, позаимствовал свою изящную манеру книжной графики у старшего коллеги по цеху.


В творениях Валерия Алфеевского больше «воздуха», чем в кабаковских, заполненных до предела. Кроме Андерсена, Алфеевский проиллюстрировал «Алису в стране чудес», «Приключения Пиноккио», «Щелкунчика», первого «Крокодила Гену» с еще неканоническим Чебурашкой. Наверняка у многих из вас были книжки с его картинками – вот здесь собраны их сканы. Помните их?


Титульный разворот издания «Стойкого оловянного солдатика»
с иллюстрациями Валерия Алфеевского из моего детства
сайта Анатолия Опарина)

Википедия пишет, что Алфеевский работал гусиным пером – но, похоже, это не так. Почти ровесник 20-го века и «природный москвич в нескольких поколениях», он оставил нам свои воспоминания. В ташкентской эвакуации во время войны он жил в доме с верандой, наглухо закрытой тростниковыми ширмами. «Выдергивал из ширмы и затачивал тростниковые палочки. Я впервые начал рисовать ими здесь и рисую до сих пор. Тростниковое перо очень точно стенографирует твои намерения и через рембрандтовские наброски помогло мне найти дорогу к живописному рисунку». Пленившая меня манера появляется у него в конце 1950-х – более ранние его иллюстрации выполнены иначе.

Его литературный стиль похож на его графический. Вот он пишет о своем детстве – и о восприятии искусства:

«В доме у нас висели кое-какие картины, из них одна большого размера изображала лес под вечер, на закате. Стволы, покрытые лишайником, хвойные лапы, блеск болотной воды и красное солнце, пробивающееся сквозь ветви, внушали страх. Казалось, что в угрюмой этой чаще водятся волки. Однажды мы с братом, вооруженные луками, предприняли охоту в этом лесу. Стрелами мы пробили в картине множество дыр. После разговора с отцом охота больше не повторялась. И все же я думаю теперь, что виноваты были не мы, а живопись, столь схожая с действительностью, что и была нами принята за таковую».


Валерий Алфеевский в Архангельском, 1930
(фото из его книжки)

К сожалению, в опубликованном в сети тексте он доводит свое повествование только до войны – а мне-то хотелось узнать, как же он пришел к своему новому стилю рисунка. Непонятно, то ли он не успел написать дальше, то ли в сети доступен только ознакомительный фрагмент его книжки. Может, кто-нибудь из вас это знает?

Date: 2024-07-10 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-07-10 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится, Фрэнк.

Date: 2024-07-10 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
кстати, есть такой Архив Мурзилки. В нем представлены художники разных эпох (хотя есть еще отдельная книга "Художники Мурзилки")

Date: 2024-07-10 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо - "Мурзилку" тоже хорошие художники иллюстрировали, но не Алфеевский. Я его там не помню, и Ваш архив тоже ничего не выдает по такому запросу.

Date: 2024-07-10 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com
Неканонического Чебурашку помню, это издание я в школьной библиотеке брала читать. Оловянного солдатика видела у кого-то из знакомых, у нас дома книги были с другими иллюстрациями.

Date: 2024-07-10 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А "Дюймовочка"? У меня она была тоже алфеевская:

Image


И "Гадкий утенок":

Image



Date: 2024-07-11 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

У меня практически все сказки в детстве были с иллюстрациями Марайя плюс чешские издания (не помню, кто в них был иллюстратором).

Date: 2024-07-13 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"У меня практически все сказки в детстве были с иллюстрациями Марайя"

Как интересно - а мне они совершенно не были знакомы: посмотрела сейчас в интернете - только его "Пиноккио" показался смутно знакомым, да и то, как мне кажется, не по детским воспоминаниям.

Date: 2024-07-10 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Я прочла "угловатый, летящий" и опознала иллюстрации по этому описанию :)
У меня лежит сборник польских сказок "Там, где Висла-река" с такими иллюстрациями. Проверила, действительно Алфеевский.
Вынуждена признаться: меня они ужасно раздражают.

Date: 2024-07-10 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"сборник польских сказок "Там, где Висла-река" с такими иллюстрациями"

Да, там на сайте по ссылке из поста есть сканы и этой книжки, но у меня в детстве такой не было.

А если Алфеевский Вас раздражает, то какие книжные иллюстраторы Вам нравятся?
Edited Date: 2024-07-10 11:10 pm (UTC)

Date: 2024-07-13 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Рисующие менее манерно, более живо и подробно.
Мне очень повезло: замечательный художник Зелий Смехов иллюстрировал несколько моих книг. Одна из его иллюстраций к моему Катуллу у меня на юзерпике. К сожалению, Гугл их не показывает, как и "Федота-стрельца". Зато могу показать другую мою книжку с картинами Смехова:

https://www.google.com.lb/books/edition/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BF%D0%BB%D1%8E%D1%81_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA/9t1mDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F+%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0&printsec=frontcover

Date: 2024-07-14 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Интересно, что графика Алфеевского кажется Вам манерной. Мне же, наоборот, кажется, что у него нашел отражение общий минималистский стиль 1960-х, хотя сам он никаким "шестидесятником" не был, принадлежал к предыдущему поколению.

Спасибо на ссылку на скан Вашей книжки, но иллюстрации Зелия Смехова меня что-то не очень впечатлили - может, их надо увидеть на бумаге, чтобы оценить?

А из художников моего детства еще на меня произвел впечатление Виктор Пивоваров, а конкретно, его "Оле-Лукойе" (https://www.litfund.ru/auction/553s2/21/) (по ссылке - именно то самое издание, которое я, как сейчас помню, брала в детской библиотеке; у нас дома его не было). Помню, что мне чрезвычайно понравилась и сама сказка - думаю, иллюстрации весьма этому способствовали. А еще была пивоваровская "Черная курица" - тоже моя любимая сказка. Как и в случае Алфеевского, на имя художника я тогда внимания не обратила, но сами картинки запомнила.

Date: 2024-07-11 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Мне книги с его иллюстрациями не попадались, прежде всего по причине возраста. Хотя, если честно, скорее всего иллюстрации в детстве мне не понравились бы — как раз своей угловатостью. А вот что мне нравилось… Владимирский — скорее да, хотя даже в детстве он казался мне слишком приторным. Однозначно — иллюстрации Мигунова к “Алисе” (Булычева, не Кэррола). Хотя это буквально другой жанр, не сказка, а фантастика.

Date: 2024-07-12 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Я тоже люблю Мигунова.
Особенно "Понедельник начинаеся в субботу".
А что он еще иллюстрировал ?

Date: 2024-07-13 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Кажется, он иллюстрировал все книжки Волкова - или я ошибаюсь?

Date: 2024-07-13 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com

Я сейчас спросила у Гугла. Он очень много, чего иллюстрировал. Известное и малоизвестное.


Date: 2024-07-13 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
У меня в детстве был "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", видимо, с иллюстрациями Мигунова. Эта книжка совершенно пленила моего тогда пятилетнего брата (и картинки, конечно, этому способствовали!). Долго-долго после этого, много лет, он мастерил разнообразных дуболомов из подручных материалов :)

Date: 2024-07-16 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
Это Владимирский, а не Мигунов. Мигунов более холоден и ироничен.

Date: 2024-07-16 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
A, вон оно что! Но с творчеством Мигунова я все-таки была знакома, по диафильму "Ищи ветра в поле" - сейчас нашла его на сайте по ссылке из поста. Этот диафильм неизменно приводил нас с братом в самое веселое расположение духа - он казался нам невероятно смешным, не знаю, из-за текста или из-за картинок :)

Date: 2024-07-16 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
Мигунов замечательный. Он был аниматором и режиссёром на Союзмультфильм, но его оттуда турнули, несмотря на заступничество Хитрука.

Date: 2024-07-16 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
Алфеевский - совершенно замечательный график, даже если отвлечься от того, что его графические серии - иллюстрации.
Стиль Алфеевского одновременно воздушен, динамичен и интеллектуален. То, что он работает штрихами, напоминающими китайскую каллиграфию, подчёркивает интеллектуальную насыщенность его рисунков, в которых нет ничего лишнего, никаких "дополнительных" украшений.
Я впервые увидел его работы, будучи младшеклассиком, в первом издании "Сказки о ветре в безветренный день" Софьи Прокофьевой, и это было иллюстрирование, абсолютно адекватное тексту. Позже Прокофева переделала сказки и, на взгляд, сильно ушудшила её. Но первый вариант с рисунками Алфеевского, это была "книга-объект", где текст идеально поддерживался книжким дизайном и иллюстрациями.
Сейчас в моей личной библиотеке есть и Каверин, и "Орден Жёлтого Дятла" Монтейру и многое другое с иллюстрациями Алфеевского. И я довольно часто обращаюсь к этим книгам.
В принципе, его стиль, это развитие линии Ар Деко конца 20х и начала 30-х годов. Упрощённые линии, которые не столько "раскрывают" изображение, сколько направляют взгляд зрителя в определённом направлении, превращая его в сотворца художника.
Я понимаю, что графика Алфеевского не может нравиться многим. Сотворчество зрителя с художником требует некоторых интеллектуальных усилий, а наше время, это время расслабона и пассивного потребления. Но я полагаю, что через какое-то время его работы станут в буквальном смысле культовыми.
Edited Date: 2024-07-16 02:08 pm (UTC)

Date: 2024-07-16 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за отклик и за высокую оценку творчества Алфеевского - приятно встретить единомышленника :)

Меня чрезвычайно заинтересовало то, что этот замечательный, восхитивший меня еще в детстве стиль появился у него не сразу: его работы 40-50-х годов выполнены в другой, ничем не выделяющейся (по крайней мере на мой взгляд) манере. Я надеялась узнать из его воспоминаний обстоятельства этой перемены, но, увы, то, что мне удалось найти в сети, обрывается на войне, а эта перемена явно произошла после нее. Мне кажется, в его позднем творчестве отразилась общая атмосфера 1960-х с их минимализмом и устремленностью в будущее. Что особенно примечательно тем, что Алфеевский-то по времени рождения никаким "шестидесятником" не был, он на поколение старше.

Date: 2024-07-16 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
Просто в 60-е наступило "время Алфеевского". До того требовался Дехтерёв и пр., а тут, наконец, позволили авторское творчество.

Date: 2024-07-17 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, возможно и так. А знакома ли Вам эта упомянутая Алфеевским техника - тростниковое перо? Я о такой никогда прежде не слышала.

И еще: я никогда не слышала, как произносится его фамилия, и теряюсь в догадках - там ударение на первую "е" или на вторую? В книжке он не упоминает никаких польских предков, так что я решила, что он все же АлфЕевский, а не АлфеЕвский. Я ошиблась?

Date: 2024-07-18 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] alexander-pavl.livejournal.com
Тростниковое перо - это известная архаическая техника письма, распространённая в классическом Китае и в Корее. Вы можете посмотреть старинные китайские рисунки или каллиграфические надписи - они по штриху похожи на рисунки Алфеевского.
Как ударение ставится, я не знаю. Сам всегда ставлю на первую "е".

Date: 2024-07-18 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо. Да, мне тоже показалось, что какое-то сходство с дальневосточными рисунками у Алфеевского просматривается, но очень отдаленное, не прямое заимствование. Возможно, это именно сходная техника сказывается.

Вот, и мне интуитивно показалось, что ударение должно быть на первую е.

Date: 2024-07-16 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ablertus.livejournal.com
Мне показалось, или Алиса на скане значительно старше тенниелловской?

Date: 2024-07-17 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Если Вы имеете в виду иллюстрации к "Алисе" Алфеевского, то, конечно, они существенно более поздние, ведь Тенниел проиллюстрировал полное издание "Алисы" 1865 года! Алфеевский тогда еще не родился :)

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 09:07 am
Powered by Dreamwidth Studios