Здесь каждый ген, рассчитанный, как гений
May. 2nd, 2024 08:00 amБарбара была удостоена Нобелевской премии в 1983, когда я училась в университете. По горячим следам журналистка Эвелин Фокс Келлер, обеспокоенная гендерным неравенством в науке, выпустила книжку о ней, где представила МакКлинток как объект дискриминации и носителя какого-то особого, «холистического» подхода к биологии, якобы недоступного мужчинам. Одна моя подруга тогда же прочла книжку Келлер и глубоко прониклась. Но Комфорт отзывается об этом портрете Барбары крайне скептически – и я склонна ему верить, принимая во внимание тщательность его анализа.
О личности МакКлинток красноречиво свидетельствует тот факт, что ее родители, окрестившие новорожденную Элеонорой, стали звать ее Барбарой, как только выявился ее характер (в английском языке, с его «barbed wire», имя «Барбара» вызывает еще более отчетливые ассоциации, чем в русском).
Яростно независимая, она всю жизнь тяготилась административным подчинением. Ее исследования долгие годы финансировались стипендиями Института Карнеги, благотворительной организации, основанной стальным магнатом в начале 20-го века. Большинство ее результатов не опубликовано в научных журналах, а только представлено в отчетах для этого Института – в наше время такое невозможно себе даже вообразить! Не говоря уже о том, что она до старости самолично ставила все свои эксперименты. Сегодняшние биологи, получая в 30 лет независимую позицию, превращаются в чиновников, озабоченных только добычей денег для своих лабораторий.
Поразительно, что даже в 1951, то есть, за два года до «двойной спирали», МакКлинток полагала, что открытые ею «прыгающие элементы» (транспозоны) имеют другую химическую природу, нежели гены. Комфорт пишет, что она вообще не любила химию и не желала вдаваться в химические вопросы. Задним числом это кажется странным, потому что выяснение того, что ген – это участок ДНК, навсегда лишило это понятие мистической ауры, столь затуманивавшей ранние генетические исследования. Но еще удивительнее, что МакКлинток, если верить Комфорту, не хотела заниматься никакими общими, фундаментальными проблемами, а предпочитала решать частные, конкретные задачи – большинство ученых стремится к обратному.
Она была убеждена, что перемещение транспозонов в пределах генома представляет собой механизм регуляции экспрессии генов в ходе индивидуального развития кукурузы, но не могла представить никаких экспериментальных свидетельств в пользу этого утверждения. Именно это, а вовсе не транспозиция как таковая, и вызвало (совершенно справедливую) критику у ее коллег. Что же касается транспозиции, то мне вообще непонятно, почему это открытие так поразило современников? Ведь перемещение видимых в микроскоп больших участков хромосом из одной хромосомы в другую было известно задолго до МакКлинток; она же установила, чисто генетическими методами, что и некоторые микроскопические участки способны к такому поведению.
Главный ее вклад в биологию состоит, как мне кажется, в том, что она одной из первых начала думать о геноме как о динамической системе. Не случайно она с таким воодушевлением восприняла открытие Жакоба и Моно (Нобелевская премия 1965 года). Но, в отличие от них и от подавляющего большинства других генетиков, переметнувшихся на исследования бактерий и вирусов, как только выяснилось, что и на них можно изучать механизмы наследственности, она ни за что не хотела расставаться со своим экспериментальным объектом, сложность которого ее воодушевляла.

(фото библиотеки Американского философского общества)
no subject
Date: 2024-05-02 02:02 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2024-05-02 02:11 pm (UTC)Ой, а у меня позавчера был пост о транспозонах :))
https://marigranula.livejournal.com/879353.html
no subject
Date: 2024-05-02 02:40 pm (UTC)>выяснение того, что ген – это участок ДНК, навсегда лишило это понятие мистической ауры, столь затуманивавшей ранние генетические исследования
Вообще не так. Вся эта лабуда с энхансерами и цис-транс наследственностью. Я бы сказал, сейчас вообще не понятно, есть ли гены в природе, за исключением кусков ДНК, ассоциированных с менделирующими признаками.
no subject
Date: 2024-05-02 03:22 pm (UTC)Например, можно сказать, что есть атомы, или что их нет, но это никак не влияет на кислородную теорию Лавуазье. По этой причине химики достаточно прохладно относились к атомно-молекулярным представлениям в 19-ом веке. Разве что в конце века, после открытия изомеров, оптической поляризации, важности пространственного строения в органических соединениях химики стали более открыты к этим идеям.
Другое дело молекулярно-кинетическая теория Клаузиуса, Максвелла и Больцмана. Это была уже теория физики, поскольку появился необходимый математический аппарат. В нем связь с невидимыми сущностями была закреплена на уровне уравнений, хотя и на этом пути были свои проблемы. Далеко не все физики поддерживали это развитие.
Эксперименты МакКлинток может быть и можно сопоставить в развитием химии в начале 19-ого века, не знаю. По крайней мере есть некоторое сходство.
no subject
Date: 2024-05-02 03:35 pm (UTC)no subject
Date: 2024-05-02 03:46 pm (UTC)Ну типа, если у бактерий ещё как-то можно говорить, что тут начинается один ген, а там заканчивается другой (да и то, далеко не всегда), то у высших многоклеточных так много уровней, переработки информации между генами и признаками, что проще считать, что большинство признаков кодируется всем геномом сразу. Например, предсказания на уровне геномных ассоциаций очевидно прилично наследуемых признаков (шизофрения например) объясняет процентов 10 дисперсии, не больше. И для того, чтобы объяснить эти 10 процентов надо смотреть на сотни разных мест в геноме.
Потому что кодируется у многоклеточных не признак организма, а норма реакции — как организм реагирует на условия. Иногда это можно отследить, но обычно нельзя
no subject
Date: 2024-05-02 11:49 pm (UTC)no subject
Date: 2024-05-02 11:56 pm (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 12:04 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 12:21 am (UTC)Да, кажется, Лавуазье я зря приплела - спасибо за поправку! Уберу его из поста и заменю на Авогадро :)
Но Дальтон-то уже определенно мыслил в атомно-молекулярных терминах - вот его картинка внизу (из Вики, которая ссылается на дальтоновскую "New System of Chemical Philosophy"):
С тем, что это, дескать, философия, трудно согласиться: никакая философия не позволит нарисовать такие картинки (пусть они и оказались потом не совсем верными).
no subject
Date: 2024-05-03 12:26 am (UTC)Это, конечно, так. Но если говорить не о признаках (которые есть наша абстракция: один исследователь выделяет одни признаки, другой другие), а о белках, из которых организм состоит, то все просто: на каждый белок найдется ген, который его кодирует.
no subject
Date: 2024-05-03 12:28 am (UTC)Зато вот белки в природе существуют, и у каждого белка есть ген, который его кодирует. Химический подход сильно упрощает картину.
no subject
Date: 2024-05-03 12:37 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 12:39 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 05:44 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 05:58 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 06:11 am (UTC)Признак
Date: 2024-05-03 06:28 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 06:36 am (UTC)Что, кстати, хорошо можно увидеть на вашем рисунке. Что это, если не пример безудержного философствования?
no subject
Date: 2024-05-03 07:58 am (UTC)Oй. Мне кажется, дело тут совсем в другом. Пока мы говорим о "наследовании признаков", мы остаемся на зыбкой почве произвольно выбранных параметров. Потому что, в самом деле, что такое "признак"? Это любое свойство, которое мы умеем различать, и, соответственно, наличие признаков обусловлено этим нашим умением.
Но если мы переходим от классической генетики к молекулярной биологии (то есть, применяем сугубо химический подход), всякая условность исчезает, ибо у каждого белка, входящего в состав организма, есть кодирующий его ген. Да, не вся ДНК является генами, но это уже другой разговор.
no subject
Date: 2024-05-03 08:04 am (UTC)Другое дело, что, помимо объяснения того, как ДНК кодирует белки, нам еще надо объяснить, как из этих белков складывается организм, и вот тут нам приходится изучать дифференциальную экспрессию генов во всех ее аспектах и вообще организацию и динамику генома, но это уже совсем другая задача, к собственно генетике отношения не имеющая.
no subject
Date: 2024-05-03 08:10 am (UTC)Но, насколько я понимаю, количество участков ДНК, кодирующих хоть какие-то белки - единицы процентов. Остальные считались долго "мусором", сейчас постепенно понимают регуляторные функции некоторых участков.
И вот влияние конкретных нуклеотидных замен (которые сами по себе конечно совершенно дискретны и четко измеримы - ну, условно) на фенотип и физиологию сложного организма почти всегда очень нетривиально.
То есть ситуация когда одна замена по цепочке каскадов влияет на несколько десятков макро-проявлений, но влияет не всегда, а в каком-то проценте случаев, а еще влияет не дискретно (вкл-выкл) а как-то размазанно, в зависимости от других генов, хоть и теоретически (нам хочется в это верить, скажем так) детерминирована и дискретна, если посмотреть в микроскоп, но практически это уже очень похоже на какие-то размазанные спектры с вероятностями, влиянием многих на многих, и пр.
Понятно, что в буквальном смысле никакого аналога уравнения Шредингера и принципа неопределенности там нет.
no subject
Date: 2024-05-03 08:15 am (UTC)Задним числом удивляет, что для кого-то это оказалось сюрпризом, ведь сложность организации генома многоклеточных организмов уже давно была ясна. Полагаю, известную роль тут сыграло некое самовнушение: секвенирование человеческого генома было в те времена довольно сложным делом, и люди, этим занимавшиеся, подбадривали и себя, и тех, кто давал им деньги, радужными перспективами. Если бы они написали в заявках на гранты, что собственно секвенирование - это 0.000000000 (не знаю, сколько тут еще надо нулей) 1% всей нужной работы, денег бы им никто не дал.
Лично я вообще сомневаюсь, что нам даже в отдаленном будущем удастся научиться предсказывать, например, характер будущего человека по геному эмбриона - ну, или редактировать этот геном в желательном направлении. Да, простые вещи вроде дальтонизма мы, конечно, можем научиться исправлять, но, например, генно-инженерным путем увеличивать творческий потенциал потомков, как об этом мечтал Николай Кольцов - очень вряд ли. А Вы что думаете о подобных перспективах?
Re: Признак
Date: 2024-05-03 08:16 am (UTC)no subject
Date: 2024-05-03 08:25 am (UTC)