egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Книгу Уильяма Ширера все вокруг меня прочли еще в перестройку, когда она была впервые опубликована в России. Увы, она не теряет актуальности и сегодня: «Тот, кто не жил годами в тоталитарном государстве, просто не в состоянии представить, насколько трудно избежать страшных последствий продуманной и систематической пропаганды господствующего режима. Часто в доме знакомого немца, в конторе или во время случайного разговора с незнакомым человеком в ресторане, в пивной или в кафе я слышал довольно странные утверждения от, казалось бы, интеллигентных людей. Было очевидно, что они, как попугаи, повторяют разные нелепости, услышанные по радио или вычитанные из газет. Иногда я торопился высказать им это, но в таких случаях наталкивался на такой недоверчивый взгляд или на такую реакцию, будто допустил в их присутствии страшное богохульство».


Фамилия автора, кажется, все же произносится «Шайрер», но я уж оставлю ее так, как она транслитерирована в русскоязычном издании, тем более, что я читала именно его. Ширер – журналист, а не историк, и его книга – типично журналистская, с характерными для таких книг достоинствами и недостатками. Она ценна впечатлениями очевидца – с 1934 по 1940 год Ширер был берлинским корреспондентом новостных агентств Уильяма Херста, и пишет он живым разговорным языком. В то же время, он не может удержаться от эмоциональных оценок, а его истолкование причин немецкого нацизма вызывает большие сомнения, и не только у меня.

Я прочла только первый том, до начала войны. Несмотря на свою неудачную попытку поступить в Венскую академию изящных искусств, девятнадцатилетний Адольф Гитлер, только что похоронивший мать, а незадолго до этого – отца, в 1908 перебирается в столицу. В 1904 Венский университет заканчивает Стефан Цвейг, в воспоминаниях которого столичное общество того периода предстает либеральным и космополитическим. Но Цвейг был сыном богатого коммерсанта, а Гитлер – бродягой, перебивавшимся случайными заработками, и вращались они в разных кругах.

Неспособность «понаехавшего» провинциала вписаться в жизнь просвещенной столицы многонациональной империи Габсбургов привела к тому, что он «с головой ушел в изучение антисемитской литературы, которая в те времена довольно широко продавалась в Вене» и «впитал в себя все самые нелепые предрассудки и ненависть, распространенные в ту пору среди германоязычных экстремистов». Мне-то казалось, непосредственное общение с людьми другого этнического происхождения, религии и культуры должно способствовать признанию их человеческого достоинства, но в данном случае эффект оказался противоположным.

В отличие от Ленина – жителя абсолютистской Российской империи и младшего брата террориста, Гитлер с самого начала своей политической карьеры ориентировался на легитимное присвоение власти, а не на вооруженное восстание – и, похоже, этому он обязан Вене своей молодости. За нижнюю палату австрийского парламента бились три главные партии: социал-демократическая, христианско-социалистическая и партия пангерманских националистов. Хотя программа социал-демократов – «постыдное заигрывание с «товарищами» славянами» – вызывала у него отвращение, Гитлер внимательно проштудировал их прессу и решил, что причины успеха этой партии – привлекательность их лозунгов для широких масс, эффективная пропаганда и страх, наводимый на оппонентов (однажды он оказался свидетелем массовой демонстрации рабочих и не на шутку испугался).

Карл Луэгер, лидер христианских социалистов и бугромистр Вены, был антисемитом и блестящим оратором, которого Гитлер выбрал себе примером для подражания. Не участвуя непосредственно в политической борьбе, юный Адольф начал практиковаться в ораторском искусстве в ночлежках и благотворительных кухнях Вены. Ширер, лично присутствовавший на многих выступлениях Гитлера в межвоенный период, считает, что мало кто из тогдашних политиков мог с ним тягаться. О магическом действии Гитлера-оратора на аудиторию вспоминают и другие современники. Кинохроника сохранила для нас его речи, но я никогда не могла понять, как этот истерический лай бесноватого мог кого-то прельстить?

По свидетельству Цвейга, когда партия университетски образованного и порядочного Луэгера пришла к власти, «евреи, которых привела в ужас победа антисемитской партии, как и раньше, пользовались теми же правами и уважением». Это, конечно, не устраивало Гитлера – воинствующий национализм пангерманской партии нравился ему больше. Но пангерманисты, выступая за отделение от Рима, не смогли заинтересовать Церковь и другие традиционные институты власти.

Уроки Вены не прошли даром – после окончания Первой мировой войны Гитлеру, единственному из правых политических деятелей Германии, «удалось привлечь на свою сторону широкие массы и благодаря этому добиться поддержки армии, президента республики и представителей большого бизнеса <...> которые помогли Гитлеру найти пути к посту рейхсканцлера».


Адольф Гитлер обращается к венцам с балкона ратуши
15 марта 1938 года, через три дня после аншлюса
(фото Keystone-France/Gamma-Rapho via Getty Images)

Уважаемый [livejournal.com profile] fortunatus рассказывает, что памятник Луэгеру на одноименной площади в Вене пока стоит, но сейчас он залит краской и исписан надписями «Позор!» – которые никто, однако, не смывает. Может быть, это и есть адекватный способ обращения с наследием прошлого?

Date: 2024-01-10 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-01-10 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2024-01-10 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
"Кинохроника сохранила для нас его речи, но я никогда не могла понять, как этот истерический лай бесноватого мог кого-то прельстить?"

просто это не наш культурный код. для меня выступления Билла Клинтона в начале 90х (когда я еще не жила в США) тоже не казались интересными. а Клинтон - прекрасный оратор! что я позже поняла и оценила.

плюс хроника искажает звук и движения. Хроника Ленина и Сталина тоже выглядит так себе. где там гений революции и отец народов? :)
Edited Date: 2024-01-10 08:46 pm (UTC)

Date: 2024-01-10 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Не уверена, что дело в другом культурном коде или несовершенстве записи. Вот, например, когда я посмотрела хронику выступления Конрада Аденауэра в боннском музее современной истории, я сразу прониклась (https://egovoru.livejournal.com/94912.html) :)

Date: 2024-01-10 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vl.livejournal.com

А почему стремятся к власти?

Date: 2024-01-10 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Вы имеете в виду, вообще почему люди стремятся к власти? Тут мы мало отличаемся от других стайных животных. Надо думать, это стремление дает селективные преимущества: т.е., достигнув вершины социальной пирамиды, организм получает больше ресурсов для выживания и размножения.

(no subject)

From: [identity profile] vl.livejournal.com - Date: 2024-01-11 01:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 02:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vl.livejournal.com - Date: 2024-01-11 02:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-10 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Мне-то казалось, непосредственное общение с людьми другого этнического происхождения, религии и культуры должно способствовать признанию их человеческого достоинства,"


Нет конечно. У разных людей выводы от такого общения могут сложится прямо противоположные.

Date: 2024-01-10 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Да, евреи с арабами уж сколько общаются, а толку всё нет.

Date: 2024-01-10 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com
Тоже пришла это сказать. Если люди другого происхождения, культуры и религии не нравятся, то лишнее общение с ними может только усилить агрессию.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-10 11:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:29 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-10 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Похоже на то. Во всяком случае, Гитлер, кажется - пример этого. А как же быть? Нельзя же всех рассадить по отдельным клеткам?

Date: 2024-01-10 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egatiro.livejournal.com
Благодаря Гитлеру нацисты не успели создать атомную бомбу. В 1932 году Германия была ведущей страной в ядерной химии и атомной физике. Но занимались этим в основном евреи. Гитлер разогнал всех евреев из университетов и лабораторий. После того как Отто Ган расщепил атом, создание атомной бомбы было делом времени. Но к тому времени в Германии из талантливых физиков остался только ариец Гейзенберг, который был ярым приверженцем новой Германии, но крайне плохим управленцем. Гейзенберг провалил нацистский проект, увлекшись применением тяжелой воды для торможения реакции деления. В итоге у Вермахта не появилось атомного оружия. Так что в этом смысле Гитлер сыграл благую роль в истории. Сами понимаете, что было бы, появись у немцев ядерная бомба, при их ракетах Фау-2
Edited Date: 2024-01-10 05:04 pm (UTC)

Date: 2024-01-10 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Вряд ли бы у них хватило бы ресурсов в любом случае.

Date: 2024-01-10 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Так ведь если бы Гитлер не пришел к власти, еще неизвестно, стали бы американцы делать бомбу. Все-таки главной мотивацией участников Манхэттенского проекта было именно обуздание Гитлера.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-11 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-11 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-11 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-11 02:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-12 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-12 07:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-13 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-13 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-13 03:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-12 05:55 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-11 06:56 pm (UTC)
livelight: (dark)
From: [personal profile] livelight
> Благодаря Гитлеру нацисты не успели создать атомную бомбу

C таким же успехом можно рассуждать, что если бы *утин и его компания не просрали все полимеры за 24 года, то Россия была бы ужасной угрозой миру, а благодаря им — не очень большая. А как насчёт варианта, что без них Россия вообще двигалась бы в другом направлении? Вот так и с Германией с ядерной бомбой (таких стран сейчас не так уж мало), но без Гитлера и его направления.

(no subject)

From: [identity profile] egatiro.livejournal.com - Date: 2024-01-11 07:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-10 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Хороший пример, как правый популист тщательно изучил демократические механизмы и понял, как их хакнуть.

Date: 2024-01-10 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, именно так. Приходилось слышать, что захват власти Гитлером стал возможен только из-за несовершенства Веймарской конституции, но Ширер об этом не пишет.

Date: 2024-01-10 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] in-es.livejournal.com
Я читала, что речи Гитлера производили сексуальное влздействие на женщин, в его ритмичном лае было что-то заводящее на уровне ниже пояса, а вслед за женщинами возбуждались и мужчины. Причем возбуждались против своей воли даже те, кто в начале его речи говорили: фу, какой отвратительный, фу, какой грубый, фу, какой жестокий.

Date: 2024-01-10 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Честно сказать, мне трудно это представить. А кто именно выдвинул такую гипотезу, и как он ее обосновывал? Я еще могу согласиться, что в целом нацистская стилистика эксплуатировала сексуальность (о чем, в частности, фильм "Ночной портье" Лилианы Кавани), но лично Гитлер кажется мне просто-таки антиподом секс-символа. Кстати, Ширер пишет, что молодой Гитлер в Вене вел сугубо монашескую жизнь, но не потому, что у него были какие-то отклонения, а просто из-за чрезмерной робости по отношению к женщинам.

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-11 05:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:29 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-10 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Всё-таки стоит называть книгу, мне кажется, а то я только дойдя до "первого тома" понял, что речь о "Взлете и падении Третьего Рейха".

Date: 2024-01-10 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо за замечание - я забыла дать ссылку на оригинал книги при первом ее упоминании в тексте, а сейчас я такую ссылку добавила.

А Вы что скажете об этой книге?

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-11 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-11 05:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-11 05:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 11:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-12 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 09:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-11 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] verum-corpus.livejournal.com
Пока был железный занавес, жители СССР могли себя тешить иллюзией, что живут в стране дураков.
Когда занавес сняли, оказалось, что на самом деле - на планете дураков.
Про ту же Германию: пишут, что эта запутинская курва и кгбшница - третий по рейтингу политик в стране https://www.mk.ru/politics/2023/10/23/deputat-bundestaga-sara-vagenknekht-zayavila-o-sozdanii-sobstvennoy-partii.html
Это не лучше голосования за Гитлера.

Date: 2024-01-11 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, аналогии с сегодняшним днем лежат на поверхности :(

Хотелось бы, однако, думать, что человечеству хватит ума не наступить снова на те же грабли.

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Орлов - Date: 2024-01-11 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 10:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-11 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
ну про Германию нам уже все понятно. Впрочем и Рузвельт был фашистом.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com - Date: 2024-01-11 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-11 09:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com - Date: 2024-01-12 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2024-01-12 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 10:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-12 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com - Date: 2024-01-13 07:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2024-01-13 01:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-11 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Первая мысль — “наверняка из быв. ГДР”. Посмотрел в Википедии — так оно и есть. Как говорится, “почему я не удивлен”?

Date: 2024-01-17 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] vl.livejournal.com
Приглашаю всех чернокнижников прочитать мой пост «о себе» у меня на страничке.

Date: 2024-01-17 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Сочувствую Вам и надеюсь, что Ваши трудности позади.

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios