egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Коммунальных квартир я уже не застала – выросла в хрущевской пятиэтажке. Размер этого «человейника» был еще таков, что все жители более или менее знали друг друга – хотя бы в лицо, а многих и по имени. Наличные дети составляли одну компанию – и большинство наших игр протекало на глазах чужих бабушек на лавочке перед подъездом. Джейн Джейкобс в своей знаменитой книжке о жизни и смерти великих американских городов подчеркивает роль таких бабушек в сдерживании преступности.



Когда я обнаружила, что мне не по пути с большинством одноклассников, считавших, что школа существует для того, чтобы изводить учителей, дворовая компания очень пригодилась как альтернативная социализирующая среда. Задним числом мне бросается в глаза ролевой характер наших игр, вдохновителем которых часто была именно я. Первоклашками мы играли в лес – а точнее, в сообщество лесных зверей (идея, несомненно внушенная мультфильмами с говорящими животными, что крутили тогда по телевизору). Потом пришла пора нарисованных мелом на асфальте городов, где каждому из нас отводилась роль представителя какой-нибудь профессии, нужной в городском хозяйстве. Наконец, классу к пятому мне удалось сколотить из своих дворовых друзей индейское племя – это был пик популярности кино про Виннету. А у вас в детстве были дворовые друзья? В какие игры вы играли?

Мне страшно даже подумать, что бы со мной было, если бы мое общение со сверстниками ограничивалось школой. Принуждение к учебе пробуждало в них худшее; во дворе на свободе такие же дети вели себя совсем иначе. Потом я перешла в другую школу, а наше семейство переехало в другой район, так что я не сохранила никаких связей со своими дворовыми товарищами – но вспоминаю их с благодарностью.

Никто не выразил эту благодарность лучше Окуджавы. Двор, где каждый вечер все играла радиола, постоянно присутствует в его творчестве (в моем дворе, увы, радиолы уже не было). Только ведь его родители – «понаехавшие» из Тифлиса партийные студенты, вселенные властью в «уплотненную» квартиру арбатского жителя, фабриканта Каневского (Каминского в автобиографическом романе Окуджавы «Упраздненный театр»). Каневский, семья которого теперь довольствовалась единственной комнатой из пяти, не дожил до «но ходят оккупанты в мой зоомагазин» – а уж он-то оценил бы эту песню! В 1937-м отца Окуджавы расстреляли, в 1938-м мать получила десять лет Карлага – и все-таки дворовое детство запомнилось их сыну как идиллия.

В высотных домах «спальных» районов уже никто не знает соседей по имени – слишком много их, этих соседей. А дети зажиточной «субурбии» зависят от родителей даже самим своим передвижением. Эпоха дворовой вольницы осталась в прошлом – а жаль.


Булат Окуджава исполняет свою песню о «дворянстве»

Date: 2022-07-20 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-07-20 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Годится!

Date: 2022-07-20 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] jeanix.livejournal.com
Играли в футбол, хоккей, регби, жопки, прятки, салки, колдунчики, в чижика, классики, прыгалки, снежки, в войну (формат войны во многом зависел от фильмов, что крутили в тот момент по ТВ или в кинотеатре - Крестоносцы, Капитан Тенкеш, Комендант снежной крепости и пр. ), весной запускали кораблики в ручейках и др.
Edited Date: 2022-07-20 02:35 pm (UTC)

Date: 2022-07-20 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, в прятки и т.п. мы, конечно, тоже играли, а вот в войну - девочки - не очень. Я и сейчас как-то с сомнением отношусь к детским играм в войну, но понятно, что, если дети все время видят ее по телевизору и слышат о ней из разговоров взрослых, то они будут в нее играть. А вот кораблики - это вещь, да! Мы их тоже пускали.

Ещё упустил

From: [identity profile] jeanix.livejournal.com - Date: 2022-07-21 05:06 am (UTC) - Expand

Re: Ещё упустил

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Мне очень повезло со школой, а двор был ее продолжением; или школа была продолжением двора :)
Во что мы только не играли в детстве — от казаков-разбойников до мушкетеров.
У моих внуков двора нет, уже много лет иначе строят кварталы...

Date: 2022-07-20 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"двор был ее продолжением"

То есть, некоторые одноклассники входили в Вашу дворовую компанию? У меня такого не было: я была в своем доме единственная такого года рождения, так что друзья у меня были или немного постарше, или немного помоложе.

"от казаков-разбойников до мушкетеров"

Да, в казаки-разбойники, салочки, прятки и т.п. мы, конечно, тоже играли, но теперь, задним числом, мне кажутся примечательными именно "долгоиграющие" ролевые игры. Долгоиграющие в том смысле, что они не заканчивались с окончанием дня, а переходили на следующий и потом еще на следующий, и так на протяжении - не знаю, месяцев? Кстати, помню, что кто-то из приятелей пытался предложить и мушкетеров, но индейцы победили :) А в Вашей игре в мушкетеров Вы были кем? И долго ли она длилась?

(no subject)

From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com - Date: 2022-07-21 06:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
Коммунальных квартир я уже не застала//

Это вы в Питере не жили — здесь они и по сей день процветают! ))

Date: 2022-07-20 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
В Москве в центре они тогда тоже были (может, и сейчас есть?), но мы жили на рабочей окраине, там не было старых домов с многокомнатными квартирами. Когда мы в школе проходили "Смерть пионерки" и дошли до строчек:

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина -

это вызвало небывалый энтузиазм в нашем классе, потому что остановка автобуса, где надо было выходить, чтобы пройти к нашей школе (и моему дому) называлась именно "Фабрика им. Ногина" :)

Как я понимаю, где-то в тех местах жил и автор, но, кажется, его дома не сохранилось.

А у Вас были друзья во дворе, и в какие игры Вы играли?

(no subject)

From: [identity profile] alaric-.livejournal.com - Date: 2022-07-21 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alaric-.livejournal.com - Date: 2022-07-22 06:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-22 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-07-21 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-07-23 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-07-23 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com - Date: 2022-07-23 10:12 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Аналогичные воспоминания. Двор (при отдельно стоящем хрущевском доме) играл в детстве большую роль вместе с ролевыми играми, традиционными играми (вроде пряток) и просто разговорами. Школьная среда воспринималась, как более агрессивная, и не играла той же роли.

Date: 2022-07-20 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
По окончании 7-го класса я перешла в биологическую школу в центре Москвы, и там у меня началась совсем другая жизнь. Но еще до того, в 6-7 классах, я уже занималась в нескольких кружках далеко в городе, так что дворовое общение само собой сошло на нет. А Вы занимались в детстве в каких-нибудь кружках?

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2022-07-21 03:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tijd.livejournal.com - Date: 2022-07-21 01:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mercibo.livejournal.com
Визбор тоже душевно пел про свой двор: "Волейбол на Сретенке".
У меня было как-то наоборот. В школе теплились правовые нормы, а во дворе правили законы джунглей. В школе меня направляли подтягивать безнадёжно отстающего Юрку Х. с задней парты, а во дворовой иерархии он был гораздо более значительной фигурой, чем я.

Date: 2022-07-20 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, "Волейбол на Сретенке" - замечательная вещь! У Визбора есть еще вот эта песня на похожую тему, тоже очень мне нравится (запись почему-то только со 2-го куплета):



"во дворовой иерархии он был гораздо более значительной фигурой"

В моем случае такого не было: никто из одноклассников не жил в моем дворе, так что эти два мира были совершенно разделены. Но в какие-то игры Вы во дворе все же играли, или это была только суровая реальность, никакого вымысла?

(no subject)

From: [identity profile] mercibo.livejournal.com - Date: 2022-07-21 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mercibo.livejournal.com - Date: 2022-07-22 01:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] fraktalovna.livejournal.com
я выросла в хрущевке, в обычном рабочем районе при крупном заводе, но при этом училась не в местной школе, а ездила в центр в английскую... поначалу было нормально, но в начале 90ых оказалась и там и там, началось уже расслоение в обществе.. дворовая компания стала думать, что я зазнайка, а в школе презирали за отсутствие импортных вещей

зато у меня была куча друзей в художке и спортшколе )

Date: 2022-07-20 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"в школе презирали за отсутствие импортных вещей"

Я с 8-го класса тоже училась в специальной (биологической) школе в центре Москвы, но на наличие импортных вещей там, к счастью, никто не обращал внимания :)

А во дворе в какие игры Вы играли?

Date: 2022-07-20 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Играли в расшибалку. Старшие на деньги, младшая группа на ушки (пробки от пивных бутылок).

Date: 2022-07-20 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Это как в "Уроках французского"?

(no subject)

From: [identity profile] smol1.livejournal.com - Date: 2022-07-21 06:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smol1.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smol1.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
Во дворе я кормила дворовых кошек остатками от обеда, которые собирала мама. Кошки жили в подвалах. Еще рядом была какая-то свалка, там копались. Еще шампиньоны собирали (москва).

Date: 2022-07-20 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
еще секретики делали — закапывали фантик, а сверху стеклышко. Раскопаешь — красиво!

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-20 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-20 11:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-20 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Самое интересное вот в чем: какие радиолы были в детстве Окуджавы и Визбора, то есть в 30-е и 40-е годы? Радиола - это гибрид приемника и проигрывателя, официально "электрофона". Но пластинки 30-х - 40-х все имели скорость воспроизведения 78 об/мин, 33, 45 и намного реже 16 появятся только 50-е - 60-е.
Так какие были радиолы в дворах до войны и сразу после нее?

Наверное, загадка полегче, чем о примусах и "Боге Динамо", но тоже интересно.)

Date: 2022-07-20 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Так какие были радиолы в дворах до войны и сразу после нее?"

Вики пишет: "Первая радиола в СССР — СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году на базе высококлассного приёмника СВД-9." Такая, наверное, и была в довоенном дворе Леньки Королева?

Вот как выглядела:

Image


А вот тут (http://www.radiolaguy.com/radiola.htm) еще целая коллекция американских радиол, видимо, послуживших образцом нашим (само слово, во всяком случае, именно американского происхождения). А вот тут (http://savok.name/209-radio.html) есть куча наших радиол 50-60-х годов.

Date: 2022-07-21 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com
А нас в 60-70-е уже не было особого коллектива соседей. Хотя и знали, конечно, их, лучше, чем сейчас ...
Лазили по стройкам, "пиратили", заготавливая туши воображаемых мамонтов из снега, изображали путешественников из книг.
Это Кунцево примерно...

Date: 2022-07-21 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мои родители подружились с одной семьей соседей лестничной плошадке, а больше особой дружбы с другими жителями дома не водили. Но вот бабушки на лавочке и дети неплохо знали, кто есть кто. Детей, во всяком случае, я, кажется, всех знала по именам - но их и было не так уж много. А строек вокруг нас не было - район был уже полностью отстроенный.

А были у Вас в компании ребята из других домов, не только из Вашего? В моем случае нет - у каждого дома был свой двор, и дворовые компании практически не пересекались.

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-21 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-22 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-22 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-22 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-23 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com - Date: 2022-07-24 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-28 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-28 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-28 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-28 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 09:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-28 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-28 11:30 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-21 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] serge no (from livejournal.com)
А вот плитки кто-нибудь помнит? Которые с ладони на тыльную сторону перекидывали и потом ловили, или загоняли в лунку.

Date: 2022-07-21 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Нет, у нас такой игры не было!

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-07-21 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-07-22 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-22 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serge no - Date: 2022-07-22 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 12:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-21 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Я вырос в девятиэтажке, в пределах нашего подъезда было трое-четверо детей моего возраста, но не ходивших со мной в одну школу. К ним прилагались бабушки/няни (то есть у меня была няня, а у остальных - бабушки, но в той же возрастной категории). Играли во дворе или дома у одного из ребят, поочереди. Но интересы у меня были обычно все-же отличными от других детей моего возраста, социальная компетенция - низкая, в лидеры тем более не выбивался. Годам к 9-10 я уже сильно от дворовой компании отделился. Так что к моменту перехода в биокласс настоящих друзей помимо школы у меня не было.
А вот с моими детьми интересно получилось - мы сейчас живем в некоем переходном варианте от субурбии к многоэтажным спальным районам. Т.е. дома не индивидуальные, а "олигоквартирные" - 2-3 этажа, 4-6 семей на блок. И между ними - общие детские площадки и даже озеро для купания. В таких условиях соседей знаешь достаточно хорошо и у детей - свои группы прямо на месте. Эффект двора во всей красе!

Date: 2022-07-21 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Эффект двора во всей красе!"

Здорово - мне кажется, это важно, чтобы у детей была и какая-то альтернативная социальная среда, помимо школы. Конечно, в этой роли могут выступать и кружки, но там, аналогично школе, дети все время находятся под присмотром взрослых, а во дворе бабушки хотя и присматривают, но все же только одним глазом :)

А, кстати, какой-нибудь вариант кружков сейчас вообще бывает? Твои куда-нибудь ходят?

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] le-ra.livejournal.com - Date: 2022-07-22 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-22 11:24 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-21 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] smol1.livejournal.com
Еще я помню, как во дворе праздновались детские дни рождения. На улицу выносились столы, за которыми сидели и взрослые, и дети. Взрослые пили водку, а дети пиво. Помню, что мне пиво показалось горьким и очень невкусным. Я после этого (тогда мне было лет 7-8) еще довольно долго, вплоть до старших классов, не мог пить пиво.

Date: 2022-07-21 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"На улицу выносились столы, за которыми сидели и взрослые, и дети"

Ого, я такого уже не застала: максимум, на детский день рождения приглашали дворовых друзей ребенка, но праздновали в доме, не во дворе! А в каком же это возрасте детей поили пивом? Может, уже не детей, а подростков?

(no subject)

From: [identity profile] smol1.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smol1.livejournal.com - Date: 2022-07-21 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-22 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 03:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-21 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com
Спасибо за ссылку на Джейкобс! Посмотрела пересказ, хочу теперь книгу. Кажется, это аккуратная и доказательная формулировка того, что я чувствовала, уехав из Новосибирского Академгородка («города-леса») в нормальный город (в моем случае — Лион).

Date: 2022-07-21 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это интересная книжка. Основная ее идея очень проста: плохо, когда жилые районы становятся "спальными" - то есть, когда все жители их покидают на основную часть дня. В этот вакуум легко просачивается криминал и вообще всякие безобразия. Автор выступает за то, чтобы люди жили там, где работают, чтобы во дворах все время кто-то находился, в окна все время кто-то выглядывал и т.д.

Но сегодня эти рекомендации выглядят уже немного устаревшими, потому что сейчас главная угроза городам, какими мы их знаем - всеобщая автомобилизация. Современные, сейчас закладываемые города и городские районы уже вообще не рассчитаны на пешехода.

(no subject)

From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com - Date: 2022-07-21 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-21 11:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-22 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
У меня была социализация в дворце пионеров (и был прямой автобус от дома до дворца пионеров).

Date: 2022-07-23 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Здорово! Это же в Москве? Если да, то у нас потом в биоклассе были хорошие ребята из тамошних кружков - но это немного попозже. В мое время почему-то эти кружки не пользовались большой популярностью: я занималась в кружке при МГУ, на кафедре зоологии позвоночных, и в КЮБЗе (в кружке при зоопарке). А может, я просто уже забыла, и среди моих одноклассников тоже были люди из кружков при ДП.

А Вы в какие именно кружки там ходили, и в чем состояли занятия этих кружков?

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-23 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2022-07-23 08:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-22 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Сейчас будет ностальгии пост

Детство (до 14 лет или 1999 года) я провел в Калининграде. Для точности - Московский проспект 16, можете найти на гугл картах. Место было застроено десятиэтажками, образовывавшими большие дворы. Мой ареал довольно четко ограничивался Московским проспектом и улицей Генерала Буткова с одной стороны, и Преголей (рекой) с другой. В его пределах находилась и моя школа, нынешний лицей 35.

Самостоятельно гулять во дворе меня начали отпускать в шесть лет. Двумя этажами ниже меня жил мальчик, который был "точкой кристаллизации" дворовой компании. Правда, жил в Калининграде он не постоянно, а приезжал на каждое лето в Калининград из Питера к тете. Был он невероятно харизматичным экстравертом и заводилой, который мог сдружиться с кем угодно за две минуты. Но при этом не хулиганом. Он был старше меня на год-полтора (точно не помню), и родители начали отпускать меня гулять с ним под его "ответственность", так сказать.

Насколько я помню, в "формализованные" игры с конкретными правилами (казаки-разбойники и т.п.) мы практически не играли, как и в спортивные. В футбол, кажется, играли раза два всего. Первые пару лет еще выносили игрушки (машинки какие-нибудь), и даже могли играть в песочнице, но после лет восьми стало совсем несолидно. Немного играли в войнушку. Как-то целый день играли в морской бой - нашли за магазином кучу пенопласта, наделали корабликов, запускали их в лужах и бомбили камнями. Вообще кажется, что основной игрой в этой летней компании была постройка и обустройство "штабиков".

Но эта была чисто летняя компания. Когда этот мальчик уезжал в Питер, она сразу же распадалась. Во время учебного года я гулял с одноклассниками, как правило небольшой компанией, два-три человека. С летней компанией при этом не пересекались вообще. Игры были зачастую опасные - мой лучший друг в те времена представлял довольно редкий типаж "хулигана-интеллектуала": имел явно выраженную склонность к авантюрному и рисковому поведению, но при этом хорошо учился и читал книги. Поэтому в один день мы могли пойти исследовать заброшенную стройку, в другой - пойти вместе в библиотеку. Самыми опасными были игры с пиротехникой. В те времена она свободно продавалась в любом ларьке, и ее без вопросов продавали детям. Мы покупали петарды, и могли играть с ними "в Хиросиму" (построить в песочнице городок из старых игрушек, набить петардами и подорвать), или "в реактивный самолет" (приклеить к бумажному самолётику пару петард, как реактивные двигатели, и запустить). Сейчас я рад, что не лишился глаза или пальца, и не устроил пожар.

Но больше мы с ним просто часами гуляли кругами в пределах вышеобозначенного ареала (лет после десяти стали постепенно выходить и за его пределы), и обсуждали всякие интересные вещи - технику, историю, астрономию. Он уважал меня за начитанность, и называл меня "Проф", что мне очень льстило.

Прогулка нередко могла плавно перейти в поход к гости (чаще к нему, чем ко мне). В гостях мы в основном занимались "изобретательством" - собирали модели, ставили какие-то эксперименты. Лет в двенадцать мы оба как-то резко стали интересоваться астрономией, он получил от какого-то родственника телескоп, и днем мы вместе изучали карты звездного неба, а вечером выходи во двор с телескопом.

В целом я не могу сказать, что я был по-настоящему компанейским, я всегда был интровертом, гулять грубой не любил, предпочитая проводить время с одним-двумя друзьями.

Date: 2022-07-23 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Самыми опасными были игры с пиротехникой. В те времена она свободно продавалась в любом ларьке, и ее без вопросов продавали детям"

Вот, другой комментатор тоже вспомнил подобные увлечения. Я этим не занималась - подозреваю, родители бы быстро пресекли, если бы узнали. А "большие мальчишки" во дворе периодически что-то взрывали, да :)

"Лет в двенадцать мы оба как-то резко стали интересоваться астрономией"

Ого, вот это Вам повезло! У меня в детстве телескопа не было, но мои уже вполне взрослые друзья как-то завели у себя такой, и он оказался неожиданно мощным, в него много чего было можно рассмотреть, особенно в темную ночь за городом. Замечательная штука!

"я не могу сказать, что я был по-настоящему компанейским, я всегда был интровертом, гулять грубой не любил"

Я, в приципе, тоже: я вообще могла занимать себя сама - родители просто давали мне карандаши и лист бумаги, и я часами рисовала картинки. Но теперь, задним числом, мне бросается в глаза, как много социальных игр я затеивала в те времена.

А как Вы сейчас, продолжаете быть таким же интровертом, как в детстве?

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-24 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-07-24 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-24 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com
мы в казаки-разбойники играли в основном. Мальчики против девочек. Обычно девочки пытали мальчиков ) Но это была деревня и рядом лесопосадка, где можно было прятаться и бегать.
А как бабушки сдерживали преступность? только внутри своего анклава или прям в масштабах районов?

Date: 2022-07-24 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мысль Джейн состоит в том, что, когда в пространстве кто-то присутствует - даже бабушки, дети или еще кто-то совсем беспомощный - это снижает вероятность преступлений, а вот полная безлюдность их провоцирует. Она, конечно, имеет здесь в виду мелкое уличное хулиганство, а не, скажем, финансовые аферы.

Она выступает за то, чтобы жилые районы не пустели в течение рабочего дня - иными словами, чтобы люди работали там же, где живут (по крайней мере некоторые из них), а не так, как стало модно сейчас: жилые дома сосредоточены в одном районе, магазины - в другом, а рабочие офисы - в третьем. Такое разделение особенно далеко зашло именно в американских городах, но и российские за ними следуют :(

(no subject)

From: [identity profile] almakedonskij.livejournal.com - Date: 2022-07-25 10:16 am (UTC) - Expand

Date: 2022-08-04 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
У меня так сложилось, что была одна подруга в классе. И невыгодно, и расставаться было тяжело было всякий раз. Но характер не переделаешь. О "дворовой компании" мало хорошего помню. Ушлые девочки, ушлые мальчики, ушлые мамаши, присаживающиеся на шею. Ну, а после того, как брата в ходе игры едва не убили, вообще все советские иллюзии про "ребят с нашего двора" отпали. Не наш этот двор, и ну его в болото.

Date: 2022-08-04 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"У меня так сложилось, что была одна подруга в классе"

Да, у меня тоже была в классе такая подруга, которая разделяля мой интерес к биологии. Она потом вместе со мной перешла в биологическую школу и тоже стала биологом.

"ушлые мамаши, присаживающиеся на шею"

Заинтересовало, что конкретно Вы имеете в виду? Мамаши, присаживающиеся на шею чужих детей - это как?

"как брата в ходе игры едва не убили"

Ох, какая жуть! Как же это случилось?

(no subject)

From: [identity profile] maiorova.livejournal.com - Date: 2022-08-06 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-08-06 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maiorova.livejournal.com - Date: 2022-08-06 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-08-06 12:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-06 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] matsea.livejournal.com

Росла я тоже в хрущевском дворе с бабушками. А сейчас мои дети растут в маленьком американском городке, где все соседи друг друга знают. Периодически тусовки устраивают, в парках встречаются. У детей общая тусовка, общий спорт, в школе они тоже вместе. Раскатывают всюду на великах. Так что все на месте :) лучше, чем в хрущевках. Только вот бабушки не сидят на скамеечках, а занимаются своей травой и цветочками.

Date: 2022-10-06 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Здорово, что есть какая-то community по месту жительства. А то, бывает, бедные детишки встречаются со сверстниками, только когда их отвозят на эту встречу родители, поскольку расстояния такие, что только на машине и преодолеешь :(

(no subject)

From: [identity profile] matsea.livejournal.com - Date: 2022-10-07 02:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-10-07 05:11 am (UTC) - Expand

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 09:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios