egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Как я уже рассказывала, в профессиональном смысле мне повезло почти как Фарадею: экзотическая и начисто лишенная всякой практической полезности область, которой я начала заниматься еще студенткой, внезапно стала весьма востребованной в медицине. Оказалось, светочувствительные белки, управляющие движением одноклеточных водорослей, можно использовать для коррекции патологических отклонений в работе нейронов. На модельных животных это делают уже несколько лет, а пару месяцев назад появилась, наконец, первая статья о применении такого белка для восстановления зрения у слепого пациента-человека.


Его слепота была вызвана дегенерацией светочувствительных клеток сетчатки, так что водорослевый белок вставили в клетки другого слоя, в норме на свет не реагирующие. Для доставки в них гена этого белка использовали аденоассоциированный вирус, наиболее перспективный для генной терапии благодаря предсказуемости его поведения в организме. Одной инъекции вируса, несущего водорослевый ген, хватило на то, чтобы пациент мог определять положение и число предметов на столе по крайней мере на протяжении пяти месяцев. Авторы называют свой результат только «частичным» восстановлением зрения, но мне уже попадался в сети длинный список слепых от рождения людей, желающих подвергнуться этой процедуре.

Подобные вирусные конструкции проходят клинические испытания и для лечения многих других болезней, вызванных генетическими нарушениями, но во всех этих случаях они несут просто здоровые версии человеческих генов. Как я понимаю, эта публикация – первый пример использования гена другого организма для терапевтических целей.

Значит ли это, что, нащупав безопасные способы генетической модификации самих себя, от лечения болезней мы перейдем к улучшению своей природы путем заимствования полезных генов наших меньших братьев?


Иллюстрация из обсуждаемой статьи,
показывающая пациента за прохождением теста на зрение

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2021-08-11 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr?utm_source=frank_comment), Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-08-11 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
"мы перейдем к улучшению своей природы путем заимствования полезных генов наших меньших братьев?"
Не думаю. Скорее будем постепенно становится киборгами — это более практично.
ps Это не в смысле шутки, я так действительно думаю.
Edited Date: 2021-08-11 02:13 pm (UTC)

Date: 2021-08-11 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Люди с вакциной не на жизнь а на смерть борются, а тут ДНК водоросли пациенту пересаживают. Идешь такой по улице, а тебе навстречу человек с морской капустой растущей из глаз (как вишневое дерево у оленя)! Исследование то небось Бил Гейтс финансировал?

Date: 2021-08-11 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Ну, это ещё не скоро, надеюсь.

Date: 2021-08-11 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] 01a2c4d6.livejournal.com

Здорово. Удачи в изысканиях!

Edited Date: 2021-08-11 02:37 pm (UTC)

Евгеника в "новой" одежде :)

Date: 2021-08-11 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mynameisanonym.livejournal.com
Невижу ничего плохого в том, чтобы модифицировать человека. Однако, зная крайности человеческой породы, можно предположить, что всё может принять весьма "оригинальные формы" как у Лема в его , точно не помню, "Звездных дневниках Ийона Тихого". Там помнится модифицировались тела людей в соответствии с текущей модой :)

Date: 2021-08-11 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mynine.livejournal.com
Мой ответ на вопрос — скорее всего, да.

Собственно, вся история медицины говорит что предотвратить гораздо проще, чем лечить. И научиться исправлять ошибки природы (которая создавала наши тела слепым подбором более удачных вариантов, и потому всегда с опозданием) было бы почти идеальным решением этой проблемы. Наши организмы, предназначенные для относительно недолгой жизни в саванне небольшими группами особей в полуголодных условиях среди хищников, давно уже не подходят к нашему современному технологичному миру, где совсем другие условия и совсем другие вызовы и требования.

Date: 2021-08-11 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
это очень круто!

Date: 2021-08-11 05:23 pm (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
А что говорит собственный иммунитет пациента про эти чуждые белки?
Edited Date: 2021-08-11 05:23 pm (UTC)

Date: 2021-08-11 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com
А может и не повезло, а все закономерно?

Было произведено энное количество исследований по конкретным белкам, настолько большое, чтобы это заметили окружающие. И кто-то взял и утянул свою норку.

Причем таких белков может быть сколько-угодно, но в оборот взяли ваши, потому, что про них известно. Другой вариант - такие белки огромная редкость и у "офтальмологов" просто выбора не было.

Так что если и говорить о везении, то только по срокам. Вам повезло застать обе серии исследований.

Date: 2021-08-11 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vermishell.livejournal.com
Безопасность генетических способов модификации спорный вопрос. Потом, я вообще не верю в способность людей модифицировать объекты размером 80 нанометров. Я антиреалист, для меня все эти рнк и днк это просто модели, которые все привыкли использовать, но на самом деле все обстоит совсем по другому.

Date: 2021-08-11 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Лытдыбр" лишний. Я бы на твоем месте, Фрэнк, вообще не использовала это уродливое слово!

Date: 2021-08-11 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Не сложилось. Но я стараюсь

Date: 2021-08-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Исследование то небось Бил Гейтс финансировал?"

Нет, Гейтс, кажется, не имел к этому никакого отношения: это вообще европейская разработка. Вот что авторы пишут в статье насчет своих источников финансирования:

"The study was supported by the following sources of funding: GenSight Biologics; French Programme Investissements d’Avenir IHU FOReSIGHT, no. ANR-18-IAHU-01 (J.-A.S., A.A. and I.A.) and RHU LIGHT4DEAF no. ANR-15-RHU-0001 (J.-A.S. and I.A.), BPI France (grant no. 2014-PRSP-15 to J.-A.S.), Foundation Fighting Blindness (J.-A.S. and I.A.) and Fédération des Aveugles de France and French National Research Agency (no. ANR-18-CHIN-0002 to A.A.)."

Date: 2021-08-11 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Технические протезы сетчатки тоже разрабатываются, но тут сразу возникает проблема совместимости их с биологическими тканями.

Date: 2021-08-11 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А слепые люди надеются, что скоро :)

Date: 2021-08-11 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, но сама я со слепыми людьми - и даже мышами - не работаю. Наша задача - отыскание новых перспективных вариантов таких белков, выяснение механизмов их работы и молекулярная инженерия их с целью улучшения их полезных свойств.
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, как только какая-то технология становится широко доступной, у людей возникает много идей, как ее можно использовать, и далеко не все из них - здравые. Пока трудно предсказать, как это будет развиваться, и будет ли вообще.

Date: 2021-08-11 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Пока трудно предсказать, как дело пойдет дальше. Не исключено, что нашей магистральной дорогой все же останется использование внешних технических устройств, а не переделка собственного тела. В конце концов, именно эта эволюционная стратегия позволила нам завоевать планету.

Date: 2021-08-11 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, но посмотрим, как это направление будет развиваться дальше - могут обнаружиться какие-то подводные камни.

Date: 2021-08-11 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Поразительно, но эти белки оказались на редкость мало иммуногенными, хотя в организме человека нет ничего похожего.

Date: 2021-08-11 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mynine.livejournal.com
Из того что один путь позволил добиться определенных успехов никак не следует что другие пути хуже. Просто они были намного сложнее технически. Если паровоз изобрели 200 лет назад, автомобиль и самолет более ста, то к генетической модификации организмов в нужном нам направлении мы только-только подобрались.

Да и почему стратегии должны конкурировать друг с другом? Как перспектива жить несколько сот лет без болезней противоречит использованию самолетов? ))

Date: 2021-08-11 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Было произведено энное количество исследований по конкретным белкам, настолько большое, чтобы это заметили окружающие"

Не совсем так. Когда я начинала заниматься этой проблемой, никаких белков вообще известно не было: просто знали, что водоросли плывут на свет, и что при этом они генерируют деполяризующий мембрану электрический ток, но было непонятно, как именно они это делают - все попытки выделить фоторецепторный белок из клетки ни к чему не привели. А вот когда полностью отсеквенировали геном одной из таких водорослей, то нашли там гены, кодирующие белки, похожие на ранее известную светоактивируемую протонную помпу из прокариот. А когда вставили этот ген в клетки животного, то обнаружили, что это вовсе не помпа, а канал, а если эта клетка - нейрон, то фотоактивация этого канала деполяризует мембрану и стимулирует генерацию импульсов. И вот тут уж все заверте... :)

"Причем таких белков может быть сколько-угодно, но в оборот взяли ваши, потому, что про них известно"

Да, с тех пор, как обнаружили первый такой белок, их уже понаоткрывали до черта: водорослей ведь много разных видов, и у каждого - по нескольку таких белков. Более того, обнаружилось, что подобные белки есть не только у водорослей, но и у некоторых гетеротрофных микроорганизмов. Собственно, мы-то как раз занимаемся именно этим - ищем новые такие белки и пытаемся понять, как они работают на молекулярном уровне.

Date: 2021-08-11 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"я вообще не верю в способность людей модифицировать объекты размером 80 нанометров"

Ну так, такие вещи ведь не руками делаются, а нанометровыми же орудиями - а именно, специальными белковыми молекулами :)

А безопасность - да, ее степень выяснится только со временем, если эту терапию будут развивать.

Date: 2021-08-11 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Согласна по обоим пунктам :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

March 2026

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 02:57 am
Powered by Dreamwidth Studios