egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Как ребенок впервые догадывается, что на экране он видит актеров, а не тех, кого они играют? Подозреваю, на меня это откровение снизошло после того, как я почти одновременно посмотрела два фильма, где был занят один и тот же исполнитель – причем в каждом из них он еще и сыграл по две роли: Кукольника и Солдата в «Старой, старой сказке», Ученого и его Тени – в одноименной постановке. Олег Даль был первым актером, которого я осознала как такового, и имя которого запомнила – может, потому я и выделяю его в отдельную категорию: он – и все остальные лицедеи?


Приехав в свои первые университетские каникулы в тогдашний Ленинград, я попала на встречу с Надеждой Кошеверовой – не помню уже, что именно она рассказывала, помню только, как она выглядела – маленькая старушка. Потом я прочла, что ее постановка «Тени» Далю не нравилась – своей камерностью, павильонными съемками, но для восьмилетней меня это было в самый раз. По мне, кошеверовский фильм воплощает драматургию Евгения Шварца гораздо лучше, чем появившиеся позднее произведения Марка Захарова.

«Земля Санникова» пришлась на период моего отчаянного увлечения индейцами, и показанные там «онкилоны» отлично за них сошли. Беспорядком на съемках был недоволен не только Даль, но и вся труппа, отправившая на киностудию знаменитую телеграмму: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий, Вицин, Даль, Шакуров» (последний должен был играть врача-каторжанина, которого в итоге сыграл Юрий Назаров). Тем не менее, «Земля» получилась лучшим фильмом советского кинематографа в своем жанре. Жаль только, песни Евгения Крестовского звучат там в исполнении другого актера, а не сыгравшего его Даля.

А вот съемки «В четверг и больше никогда» в Приокско-Террасном заповеднике, куда мы частенько ездили с биологическими целями, были праздником. Элла Корсунская вспоминает, как спросила у Даля, так же ли он отдается роли, когда играет в театре, и услышала: «После спектакля я два-три часа не могу уснуть. А сейчас я не сплю совсем. И счастлив, что пришло время, когда я не сплю совсем». Но фильму дали четвертую категорию, после чего Анатолий Эфрос больше кино не снимал. А тут еще вышел – в США – альманах «Метрополь», в котором участвовал автор сценария. Я уже была старшеклассницей, и по сигналу друзей все-таки отловила «В четверг» в каком-то кинотеатре, как тогда говорили, «клубного типа», куда ссылали фильмы, вызвавшие гнев начальства. Даль там играет мерзавца – но такого обаятельного, что ты долго не можешь поверить в его мерзость.

С тех пор я стала прицельно смотреть все фильмы с его участием – некоторые удалось отыскать только совсем недавно, уже в интернете. Не буду их перечислять – вы и сами их отлично знаете. Похоже, один раз я видела его и на сцене, когда меня водили в «Современник» на «Принцессу и дровосека» – но, увы, я не помню ничего, кроме самого факта. Зато я отчетливо помню крошечный некролог в газетенке «Неделя» – единственный официальный отклик на трагическую смерть выдающегося артиста.

Актерское искусство – наверное, самое загадочное. По сей день я пытаюсь найти слова, чтобы объяснить, что же такого особенного я вижу в работе Даля, но безуспешно. То, что пишут о нем другие поклонники – верно, но в значительной мере применимо ко всем мастерам, а уловить его уникальность ни у кого не получается. Может, вы попробуете, уважаемые френды?


Олег Даль в «Старой, старой сказке» Надежды Кошеверовой (1968)

Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2021-05-25 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Кино (https://www.livejournal.com/category/kino?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-05-25 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
"Тень" с Далем — шикарный фильм. Страх Тени перед смертью хозяина навёл меня на очень интересный эзотерические размышления.

А первым фильмом, который я вообще запомнил, была "Старая сказка" с Далем, которого я тоже и запомнил, и полюбил прямо тогда же.

О последнем фильме есть хорошая заметка в ЖЖ от Риммы Запесоцкой. Она была знакома с его семьёй.

Date: 2021-05-25 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Ну, попробую. Только не в работе, а в личности. Редкое сочетание яркого актерского таланта с таким же ярким интеллектуальным талантом.

Date: 2021-05-25 06:16 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Жаль только, песни Евгения Крестовского звучат там в исполнении другого актера

И ещё жаль, что там не звучат песни Высоцкого в исполнении Высоцкого :)

Date: 2021-05-25 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vchernik.livejournal.com

>>Жаль только, песни Евгения Крестовского звучат там в исполнении другого актера, а не сыгравшего его Даля.

Я понимаю вашу любовь к Далю, но не могу поступиться своей любовью к Олегу Анофриеву. Только в его исполнении песня "Есть только миг" смогла стать тем гимном, которым она стала. В 90-е она меня спасла. Умел Олег Андреевич даже проходную песню спеть удивительно жизнерадостно. Добрая ему память.

Date: 2021-05-25 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
У эпохи позднего социализма почти нет нервов. И если человек резонирует как такой нерв, то этот человек, чем бы он не занимался остается нервом.
Это поэт Высоцкий. Это клоун Енгибаров. Это артист Даль.



Date: 2021-05-25 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2021-05-25 09:49 pm (UTC)

Date: 2021-05-25 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
""Тень" с Далем — шикарный фильм"

Как я поняла из Вашего поста по ссылке, Вы посмотрели этот фильм в первый раз уже взрослым, и он все равно Вам понравился? Это ценное свидетельство, потому что я-то видела его еще девочкой, а в детстве, как известно, деревья вообще большие :)

"была "Старая сказка" с Далем, которого я тоже и запомнил"

Да, это тот самый фильм, из которого видео в посте - его полное название "Старая, старая сказка". Для меня это был не первый запомнившийся фильм: "Миллион лет до нашей эры" и даже "Не горюй!", на который меня случайно отвели девочкой, я видела еще раньше. Но это был первый фильм, в паре с "Тенью", на которых я постигла саму концепцию актера :)

"О последнем фильме есть хорошая заметка в ЖЖ от Риммы Запесоцкой"

Спасибо, этот текст мне уже попадался где-то, но, честно сказать, он мне не очень нравится - кажется слишком манерным.

"Она была знакома с его семьёй"

Мне очень понравились воспоминания тещи Даля, О.Б. Эйхенбаум, которые состовляли основную часть книжки воспоминаний о нем, изданной через несколько лет после его смерти. Чувствуется, О.Б. была привязана к нему, как к сыну, и унаследовала от своего отца способность словесного изложения своих мыслей.

Date: 2021-05-25 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Редкое сочетание яркого актерского таланта с таким же ярким интеллектуальным талантом"

А, тут Вы затронули очень интересную тему! Актерская профессия - не высшая математика, так что в принципе не очень понятно, каким образом зрители могут вынести суждение об интеллектуальных способностях актера, особенно если учесть, что ведь на экране он представляет, в первую очередь, интеллект своего персонажа? Я, например, сомневаюсь, что Вячеслав Тихонов был в жизни каким-то особенным интеллектуалом, хотя он очень убедительно сыграл интеллектуала Штирлица на экране. А вот, например, Олег Борисов почему-то кажется мне очень неглупым человеком - хотя я затрудняюсь сказать, почему именно.

Что же касается Даля, то я согласна с Вами, что он кажется неглупым, но все-таки главное там не это, а какая-то особая острота восприимчивости, что ли. Согласны?

Date: 2021-05-25 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, я знаю, что В. написал для этого фильма несколько песен, но с ними это был бы уже совсем другой фильм :)

Date: 2021-05-25 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Мне тоже нравится, как поет Анофриев - скажем, в "Бременских музыкантах" он совершенно неподражаем! Более того, я уже подготовила пост, где будет видео с его исполнением другой очень знаменитой песни, так что оставайтесь на нашей волне! Но в "Земле Санникова" песни все-таки должен был исполнять сам Даль, это получилось бы более аутентично.

Date: 2021-05-25 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ну, нервных-то советских актеров немало - вспомните, например, Николая Бурляева у Тарковского в "Андрее Рублеве"?

Date: 2021-05-25 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
"Тень" с Далем впервые я видел уж не помню когда. Но я тогда ещё не увлекался эзотерикой, а фильм с Райкиным не произвёл никакого впечатления.

Конечно, "Старая, старая сказка", но я на работу опаздывал — некогда было писать полностью :)

Мне тоже не очень нравится текст, но там много ценной информации.

Date: 2021-05-25 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"фильм с Райкиным не произвёл никакого впечатления"

А что это за "фильм с Райкиным" - я ничего не знаю о таком?

Date: 2021-05-25 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Нерв эпохи это совсем не нервический стиль личности. Это идти в натяжении с теми вопросами, которые волнуют всех, беспокоят всех, напрягают всех.
Высоцкий в своих песнях это отражал, как и Даль в его ролях. Вспомните хотя бы "Утиную охоту" вот это была игра. Впрочем — можете пересмотреть, если захотите и есть пара часов времени.



А "Андрей Рублев" это было для элитарного, отдельного восприятия. Кроме того там еще был такой меленький и подленький подтестик, который не выставлялся, но про который все понимали, что он есть. Иконы тогда, а особенно древние, были валютой, которую выездные из СССР евреи вывозили как ценность, которая легко конвертировалась в валюту, за владение которой в союзе расстреливали. И этот фильм Тарковского имел такой нелицеприятный момент, что-то вроде осадочка. Поэтому-то в нем, как в произведении нет того, что в чистом виде является шедевром.

ЗЫ Впрочем, это уже снижение планки оценки таланта творца.
Edited Date: 2021-05-25 10:52 pm (UTC)

Date: 2021-05-25 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Отпуск в сентябре" я, конечно, отлично помню - видела его и в год выхода, и несколько раз потом, но к этому фильму - как и к самой вампиловской пьесе - я почему-то равнодушна. А Вам чем именно он нравится? Какой именно вопрос из тех, что "беспокоят всех" он, по-Вашему, поднимает? Подобных фильмов в те времена выпускали много - "Полеты во сне и наяву", например.

"меленький и подленький подтестик, который не выставлялся, но про который все понимали, что он есть"

Ну, это уже из серии "каждый понимает в меру своей испорченности" :) Что ж, по-Вашему, если иконы были предметом спекуляции, то и фильм об иконописце нельзя ставить? Светскими живописными полотнами тоже спекулируют - получается, художники вообще должны быть табу для кино?

Date: 2021-05-25 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] greygreengo.livejournal.com
Тогда мало кто мог так рубануть про институт, в котором чем-то занимаются, а после пьют, сбегаются и разбегаются с женщинами, что-то вроде "Понедельника, который начинается в субботу" но без его чудес, а наоборот. И трагическая концовка, как пророчество. Как для Даля, так и для страны советов. Очень похоже на стиль шукшинской "Калины красной", тоже автор отмечен поцелуем бога. И тоже трагичное завершение. Ну, не видели люди-нервы хорошего продолжения для страны, а поскольку связаны были с ней, то и себе выбора особого не оставляли.

А Тарковский, слепил этот фильм как спекуляцию на жареном массовом явлении. Всем нужны иконы — вот вам пожалуйста. Разные весовые категории.

Date: 2021-05-25 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"И трагическая концовка, как пророчество. Как для Даля, так и для страны советов"

Ну да, это фильм о человеке, не способном вписаться в советскую систему. Но той системы-то уже нету, так что и фильм уже не кажется таким актуальным. А вот "Калина красная" мне нравится гораздо больше - там нет такой чрезмерной привязанности к исторической эпохе.

"Тарковский слепил этот фильм как спекуляцию на жареном массовом явлении"

Очень вряд ли им двигало именно это :)

Date: 2021-05-26 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] tijd.livejournal.com
Фильм, который в подростковом возрасте заставил задуматься — «Плохой хороший человек» (по повести Чехова «Дуэль»). Даль против Высоцкого.

Date: 2021-05-26 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Спасибо, попробую. Список исполнителей вроде неплохой, хотя Костя Райкин в главной роли меня как-то смущает. В кошеверовской-то "Тени" был абсолютно звездный состав: даже в крошечных ролях - великие артисты, как Гердт и Сергей Филиппов. А Неелова, я смотрю, в обоих фильмах успела :)

Date: 2021-05-26 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, это прекрасный фильм, я хорошо его помню. В первый раз видела, наверное, через несколько лет после выхода, и потом еще не раз пересматривала. И Даль, и Высоцкий сыграли там превосходно - и еще Папанов, в небольшой роли доктора.

Date: 2021-05-26 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Посмотрела кусочек из середины - не понравилось: там какая-то совершенно дурацкая, вовсе не умеющая играть Аннунциата. Когда я увидела в списке актеров Марину Дюжеву, я подумала, это она - Аннунциата (что, может быть, было бы неплохо), а она, оказывается - Принцесса, совсем невпопад. Боюсь, я вообще не смогу это смотреть - я слишком хорошо помню фильм Кошеверовой, и мне все у Козакова кажется не так :(

Date: 2021-05-26 02:00 am (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Я имел в виду "посмотрите по ссылке", а фильм этот мне не понравился — я так и сказал.
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
111213 14151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 04:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios