egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Энтузиастам «особого» российского пути было бы, наверное, интересно узнать, что сама эта идея – тоже импортная, немецкая. Опустошенная Тридцатилетней войной, уничтожившей 60% ее населения, Германия экономически и социально отставала от своих западных соседей. В конце 19-го века Sonderweg был призван наверстать упущенное в рекордные сроки, при этом избежав «декадентства» Великобритании и Франции. Русская революция, в конечном счете, тоже была попыткой ускоренной модернизации. Как замечает Мартин Малиа, обеспечить марксистскую гегемонию пролетариата в крестьянской стране можно было только путем спешного создания этого пролетариата в насильственном порядке.


Еще один пример «особого пути» – реставрация Мэйдзи. Министр Ивакура Томоми, глава дипломатической миссии, в 1871 году отправленной в Европу для пересмотра договоров, заключенных сегунатом, «был восторженным поклонником Петра Великого <прямо как Вольтер!> и из своего путешествия вывез богатую коллекцию портретов преобразователя России». Впрочем, Бисмарк с его Realpolitik понравился японцам еще больше, так что Нанкинскую резню едва ли можно считать полной неожиданностью.

Страшная история 20-го века ясно показала, куда ведут все «особые пути». Но научилось ли человечество противостоять соблазну? А то ведь в мире еще много «отстающих» стран, правителям которых мерещится «особый путь».


Знаменитая песня из фильма «Айболит-66»
(музыка Бориса Чайковского, слова Вадима Коростылева,
исполняют Ролан Быков, Алексей Смирнов и Фрунзик Мкртчян)

Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Date: 2021-04-21 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-04-21 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Не видно логики. 30-летняя война - это семнадцатый век. Sonderweg - это понятие, введенное в рассмотрение во второй половине двадцатого века, то есть задним числом.

Date: 2021-04-21 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] const0000.livejournal.com
>> Русская революция, в конечном счете, тоже была попыткой ускоренной модернизации.

сова — на глобусе «прагресса» 😙
greet 😎

Date: 2021-04-21 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
Ну а какой путь неособый-то? Мне кажется, все нации проводили те или иные реформы или терпели революции. Так что - все пути особые. А неособый путь - если есть таковой - "ошибка выжившего".

Date: 2021-04-21 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
А как насчет особого американского пути, в высшей степени уникального и исключительно успешного?

Ведь ни одной другой стране мира пока не удалось построить подобного общества

Россия — с помощью США — в 20-м веке попыталась построить нечто похожее: полностью разрушила сословные барьеры, стала развивать беспрецедентные социальные лифты, сменила национально-этническую социально-экономическую модель на интернационалистскую

И поначалу вроде удалось: СССР стал второй державой мира, после США

А после Второй Мировой войны усилиями Старого Света две страны рассорились друг с другом. В СССР стала возвращаться сословность. Меритократия и социальные лифты сменились привилегиями партийных элит и семейственностью. Начался застой, сменившийся распадом. И в США начались проблемы. Национальный бизнес после Второй Мировой войны был оттеснен от власти глобалистскими элитами. Производства были вывезены в Китай. Началась эрозия среднего класса. Маргинализация электората. Конфликт национальных и глобалистских элит

А сословная Европа тем временем окрепла, развилась, объединилась, превратилась в мощную экономическую и политическую силу

И руководимый КПК Китай превратился во вторую экономику мира и на всех парах идет к тому, чтобы стать первой, вовсю рассуждая о своем уникальном пути

Так чей же путь следует принять за образец и считать мейнстримом? А чей — заклеймить как «особый» и потому бесперспективный?

Западноевропейский?

Американский?

Китайский?



Date: 2021-04-21 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Для небольших стран такая модернизация вполне себе работала - примеров множество. Она оказывалась катастрофой только для больших стран из-за соблазна получить больше силовым путем.

Date: 2021-04-21 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
А после Второй Мировой войны усилиями Старого Света две страны рассорились друг с другом

А почему Старого Света? Что имеется в виду? Мне казалось, поссорились в Корее, нет?

Date: 2021-04-21 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Нет, конфликт начался после смерти Рузвельта, хотевшего геополитического партнерства США с СССР. И Фултонской речи Черчилля

Date: 2021-04-21 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
Черчиль был не при власти в то время. Я не уверен, что он мог поссорить СССР и США.

Date: 2021-04-21 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
С одной стороны, модернизация Японии "закончилась" не только Нанкинской резней, но и превращением Японии в одну из передовых индустриальных стран мира.
С другой стороны, примеров резни полно и без всяких модернизаций и особых путей, так, католики резали протестантов, а все вместе — евреев или индейцев.
А как, например, отделить движения национального освобождения (особенно сильные в 19 веке в Восточной Европе) от поиска "своего" пути"? Только тем, привело ли это движение к резне или нет?
"Особый путь" младотурков плохой, потому что привел к геноциду армян, а армянский путь "хороший", потому что этнические чистки дашнаков были весьма "скромными"?
"Особый путь" хорватов-усташей плохой, потому что они резали сербов, а сербский путь хороший, потому что их мечты о Великой Сербии так и остались мечтами? А если б не остались?
Сложные вопросы ))
Edited Date: 2021-04-21 05:04 pm (UTC)

Date: 2021-04-21 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ntsil.livejournal.com
Вторая знаменитая песня из того же фильма -- "Это очень хорошо, что пока нам плохо," -- не менее актуальна :) Но эта, конечно, -- абсолютный шедевр. "В обход идти, понятно, не очень-то легко, не очень-то приятно и очень далеко".

Date: 2021-04-21 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
Когда Рузвельт отправился в мир иной, Черчиль был у власти

Date: 2021-04-21 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jackclubs2.livejournal.com
А когда в Фултоне выступал - то нет :) Но мы ничего не знаем про это, и вряд ли узнаем.

Date: 2021-04-21 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vchernik.livejournal.com
>>А как насчет особого американского пути, в высшей степени уникального и исключительно успешного?

Сняли с языка. Я бы только ещё добавил, что нет желающих осуждать особый американский путь, зато полно желающих задрав штаны бежать за комсомолом;-)
Edited Date: 2021-04-21 08:32 pm (UTC)

Date: 2021-04-22 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Правильно, Фрэнк!

Date: 2021-04-22 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Я молодец

Date: 2021-04-22 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Малиа пишет, что идея Sonderweg'а появилась в конце не 20-го, а 19-го века. Очевидно, 200+ лет потребовалось на то, чтобы до нее додуматься :)

Date: 2021-04-22 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А Вы полагаете, русская революция была нужна для чего?

Date: 2021-04-22 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"как насчет особого американского пути, в высшей степени уникального и исключительно успешного?"

"Уникальный" американский путь был более или менее успешно воспроизведен в других странах, основанных как европейские колонии - то есть, Австралии и Канаде. Но для этого надо было заместить местное население европейскими пришельцами - метод, очевидно малопригодный для самих европейских метрополий.

"Россия — с помощью США — в 20-м веке попыталась построить нечто похожее: полностью разрушила сословные барьеры, стала развивать беспрецедентные социальные лифты"

Верно, но все-таки основной "рывок" был сделан за счет раскулачивания, продразверстки и гулага, то есть, как раз "особого" пути, заключающегося в принуждении сверху. Причем, это был не первый случай в российской истории: тот же самый особый путь был уже проложен Петром Первым.

Date: 2021-04-22 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Кто в Германии конца 19-ого века говорил про Sonderweg?

Date: 2021-04-22 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Промышленные революции в Англии и Франции не были принудительной мерой их правительств. Проблема, однако, в том, что, когда эти "естественные" революции совершились, соседние страны почувствовали потребность срочно догонять, и соблазн ускорить этот процесс насильственными мерами кое-где оказался слишком велик.

Date: 2021-04-22 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Для небольших стран такая модернизация вполне себе работала - примеров множество"

Вы имеете в виду Сингапур и других азиатских "тигров"?

Date: 2021-04-22 05:23 pm (UTC)

Date: 2021-04-22 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] const0000.livejournal.com
ни "для чего".
что-то типа дождя, или града.
было, есть и будет.
"естественный ход событий", называется :)

Date: 2021-04-22 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"примеров резни полно и без всяких модернизаций и особых путей"

Более того, модернизация на самом-то деле способствует уменьшению резни (то есть, меньший процент людей гибнет в военных конфликтах, хотя абсолютное их число и увеличивается - просто потому, что растет суммарное население планеты).

Но "особость" пути, о которой идет речь - это не воинственность как таковая, а стремление некоторых правительств проводить модернизацию насильственными мерами "сверху" - вместо того, чтобы дожидаться, когда она случится сама собой "снизу".

Иными словами, это типичная проблема догоняющего развития: когда происходит первая промышленная революция, ее никто не подстегивает; но когда она уже случилась в одной стране, то соседние страны начинают принимать лихорадочные меры, чтобы не оказаться вытесненными на свалку истории. А среди этих мер самая эффективная на коротком интервале времени - кнут, а не пряник. Беда, однако, в том, что в долгосрочной перспективе кнут работает плохо.
Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios