Главную ее задачу я вижу не в сообщении фактов (которые можно почерпнуть и в энциклопедии), а в эмоциональном воздействии на читателя, и это роднит ее с литературой художественной.
Рассказывая об интеллектуальных достижениях неподготовленному человеку, приходится оставлять за кадром технические детали – но какие именно детали считать необязательными? По своему опыту знаю: специалисту все детали кажутся существенными – а уж особенно те детали, к выяснению которых он сам приложил руку :)
Для того, чтoбы увидеть за деревьями лес, надо приподнять самого себя за волосы – а это далеко не всем удается. A в тех, кому удается, порой летят камни от коллег, которым как раз выпущенная автором деталь и кажется самой важной. Рискну высказать крамольную мысль: мелкие неточности в популярных книгах не так страшны, как кажется иным педантам. Читатель, вдохновленный автором, сам их исправит, отыскав нужную информацию в академических источниках.

А уж потом логика санкционирует завоевания интуиции»
Но на Клайна напустились не столько за неточности, сколько за то, что в конце своей книжки он осмелился выступить против «чистой» математики. Он напоминает, что своими самыми значительными достижениями математика обязана если не прямо уж прикладным, то по крайней мере физическим задачам, а с тех (недавних) пор, когда математика «освободилась» от физики, особых прорывов как-то не видно.
Понятно, эта проблема упирается в ограниченность ресурсов общества и необходимость выбирать, на что их тратить, но как раз математики-то обходятся сравнительно дешево: ведь им для работы нужны только карандаш и бумага (ну, компьютер, в современном изводе), а не суперколлайдеры. Так что по мне – пусть творят! Вот, нынче кое-кто беспокоится, чем же занять людей, вытесняемых с рабочих мест роботами – так почему бы не превратить их всех в математиков? Собственно, нечто подобное уже и описано в «Игре в бисер».
no subject
Date: 2021-02-25 03:02 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2021-02-25 03:09 pm (UTC)Ну, в математике искусственный интеллект, думаю, преуспеет лучше человека
no subject
Date: 2021-02-25 04:59 pm (UTC)Поддерживаю Клайна.
no subject
Date: 2021-02-25 11:13 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-25 11:17 pm (UTC)А согласны ли Вы со мной, что основная задача научно-популярной литературы - не информационная, а вдохновительная?
no subject
Date: 2021-02-25 11:19 pm (UTC)no subject
Date: 2021-02-25 11:20 pm (UTC)А что Вы думаете о главной задаче научно-популярной литературы - должна она информормировать или вдоховлять?
no subject
Date: 2021-02-26 12:38 am (UTC)Труд разумных машин несомненно рано или поздно вытеснит человеческий труд — от простого труда вроде вождения транспорта, и до сложного вроде написания романов или научных исследований
А примеры того, чем люди могут себя занять в ситуации, когда у свободных граждан нет необходимости зарабатывать пропитание в поте лица, дают античные рабовладельческие общества
no subject
Date: 2021-02-26 12:55 am (UTC)А разве на такие темы не пишут в научных статьях? Еще как пишут, и мы многие такие статьи обсуждали в этом журнале.
"Труд разумных машин несомненно рано или поздно вытеснит человеческий труд"
Труд - это одно, а творчество - все же несколько другое. Пока вроде бы разговора о том, чтобы создать машину-творца, речи не было - или я уже отстала от жизни? Впрочем, в машину, создающую искусство, я поверю легко, потому что мы ведь сами назначаем искусством то, что хотим им назначить. Но вот в машину, проводящую научные исследования, мне поверить труднее :)
"дают античные рабовладельческие общества"
Да, и это подкрепляет мою мысль насчет занять таких свободных математикой - они будут прямо как пифагорейцы :)
no subject
Date: 2021-02-26 02:54 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 03:34 am (UTC)- Уже есть.
no subject
Date: 2021-02-26 04:40 am (UTC)Это так, и мои претензии к математике не являются формальными, а связаны как раз с тем, что сейчас происходит в чистой математике, в частности - геометрии. Я уже давно общаюсь с геометрами в соседнем Институте математики, получил от них много хорошего, полезного и мне нужного, но не могу получить главного. Не могу переключить их внимание, хотя бы частично, на рассмотрение того, что пространства это не просто гладкие и непрерывные МНОЖЕСТВА элементов с заданными свойствами, а дискретные (а значит, в общем случае негладкие) МНОЖЕСТВА ДИНАМИЧЕСКИ изменяющихся элементов. Это могло бы дать некое новое направление в геометрии в целом и её приложениях к физике. Но так не принято делать, и нет авторитетов, которые бы уже что-то сделали в этом направлении. Вместо этого идут уточнения и дополнительные усложнения существующих представлений. Мне на полном серьёзе сказали, что моя ТЕРМОДИНАМИКА - наука эмпирическая и никакая её ГЕОМЕТРИЗАЦИЯ невозможна.
А научно-популярная литература, как мне кажется, должна больше вдохновлять, что я и пытаюсь делать с помощью слов в своём блоге.-)
no subject
Date: 2021-02-26 04:59 am (UTC)- Он, скорее всего, не сможет разобраться в этих источниках. Или, что еще хуже, поймет их превратно, а будет думать, что разобрался.
no subject
Date: 2021-02-26 06:30 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 06:34 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 09:26 am (UTC)Полностью поддерживаю в этом Клайна.
Пример:
2 важнейших множества в математике, это:
1 — множество натуральных чисел.
Абстракция от кучи камней, небьющихся и одинаковых. Всегда можно добавить еще один камень. Или объединить 2 кучи.
2 — континуум.
Абстракция от отрезка линии или ведра воды. Которые можно делить на любые части.
Всё прекрасно.
Когда стали развивать абстракции, выяснилось, что континуум не равномощен множеству натуральных чисел. Он больше.
Тогда возник вопрос: существует ли множество промежуточной мощности ?
Оказалось, что система аксиом теории множеств не дает ответа на этот вопрос.
Можно добавить "аксиому континуума", что такого множества нет, либо противоположную.
Но.
Если НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ такого множества НЕ противоречит аксиомам, значит построить его невозможно. Иначе это множество противоречило БЫ.
Тогда ЗАЧЕМ оно и как можно использовать аксиому о его существовании ?
В общем, если книга содержит что-то, противоречащее Корану, то она опасна.
А если содержит то же, что Коран, зачем она ?
Разговор с одним доктором по математике ровно на эту тему.
no subject
Date: 2021-02-26 09:36 am (UTC)Тогда ЗАЧЕМ оно и как можно использовать аксиому о его существовании ?
Это даёт непротиворечивую систему аксиом, с которой в принципе можно работать на формальном уровне. Поскольку это занятие по своей сути весьма экзотическое, этим никто и не занимается, насколько я знаю. Но этот факт - конкретный пример недоказуемого утверждения, отрицание которого также недоказуемо - кажется весьма важным для представления об основаниях математики. Кого они не интересуют, может не брать в голову.
no subject
Date: 2021-02-26 09:41 am (UTC)Я опасаюсь и даже чувствую, что на гладких многообразиях ничего "прорывного" уже не будет. А то, что мне удаётся увидеть в этом отношении, - всего лишь путь к усложнению структур, многих недоказанных теорем и, возможно, встреча в конечном итоге с противоречиями.
Но иногда мне удаётся обнаруживать изюминки в докладах. Самым запоминающимся был результат проф. Буяло из Санкт-Петербурга по поводу того, что лента Мёбиуса является границей и однозначно определяет трёхмерное пространство отрицательной кривизны. Это сразу "открыло" мне глаза на то, почему частицы, обладающие массой, можно отнести к элементам такого пространства и почему у них спин оказывается полуцелым в отличие от элементов положительной кривизны - фотонов с целым спином. Есть в моей коллекции и другие замечательные вещи.
no subject
Date: 2021-02-26 09:48 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 09:51 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 10:16 am (UTC)Всё, что было сказано выше - это слова "по поводу", а не "для" или "из-за". Просто разговор в блоге гостеприимной и хозяйки.
no subject
Date: 2021-02-26 10:44 am (UTC)Почему?
no subject
Date: 2021-02-26 11:19 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 11:20 am (UTC)no subject
Date: 2021-02-26 11:22 am (UTC)