Есть железная логика – рельсы
Apr. 15th, 2020 09:00 am1) Я бы хотел съесть последний кусочек пиццы.
2) Если не подсуетиться, то кто-то другой может съесть его вместо меня.
3) Следовательно, мне нужно подсуетиться.
Так? Нет, не так: на самом деле, вывод (3) вовсе не следует из посылок (1) и (2). Из них следует: «Следовательно, если мне не подсуетиться, то я не получу желаемого». А чтобы перейти от этого к выводу (3), надо добавить еще посылку (2а): «Я должен действовать так, чтобы получить желаемое», которая уже сама содержит императив.
Попытки решать моральные проблемы при помощи науки основаны на той же логической ошибке:
1) При условии X мир станет лучше.
2) Наука может объяснить, как достичь условия X.
3) Следовательно, нужно делать то, что советует наука.
Пропущенная ступень, содержащая императив, здесь такая: «Мир нужно сделать лучше». Никакая наука не избавит нас от необходимости решать, нужно ли это, и что конкретно значит «лучше».

(фото Jason Eppink via Flickr)
no subject
Date: 2020-04-15 02:01 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2020-04-15 02:14 pm (UTC)P.S. Хотя о "невозможности вывести моральный закон из законов физического бытия" первым заявил (и доказал по-своему) опять-таки Кант ;)
no subject
Date: 2020-04-15 02:33 pm (UTC)это просто правила общежития
no subject
Date: 2020-04-15 02:35 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 02:37 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 02:42 pm (UTC)Здесь у Кэролла мне понравилось четкое грамматическое разъяснение того, почему наука и мораль - разные вещи. (Что не мешает, конечно, науке заниматься изучением морали).
no subject
Date: 2020-04-15 02:47 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 02:52 pm (UTC)частично согласен
но мы можем внешние цели вывести из нашей биоплатформы и текущего разума )
изнутри наружу и потом извне вовнутрь )
no subject
Date: 2020-04-15 03:00 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 03:44 pm (UTC)Почему люди боятся просить бога в которого не верят или декларируют свою приверженность той или иной морали а иногда даже и действуют в соответствии с ней - это вполне себе тема исследований.
А вот в примере
"
1) При условии X мир станет лучше.
2) Наука может объяснить, как достичь условия X.
3) Следовательно, нужно делать то, что советует наука.
"
уже первая строчка не имеет отношения к науке - это вопрос идиосинкразии, что значит "сделать мир лучше". Вы про это пишете, и пропущенная строчка с императивом просто уже не актуальна
no subject
Date: 2020-04-15 03:49 pm (UTC)Да, Кэрролл дал очень наглядный пример.
no subject
Date: 2020-04-15 03:57 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 04:20 pm (UTC)"Идиосинкразия" - не очень внятно определенное слово. Мне кажется, тут лучше оперировать понятием "бессознательные реакции". Исследования действительно ясно показывают наличие бессознательных моральных оценок: непкоторые поступки люди счтают плохими, даже если не могут привести никаких рациональных оснований в пользу такой оценки.
"уже первая строчка не имеет отношения к науке - это вопрос идиосинкразии"
Согласна. Тем не менее, люди постоянно обвиняют науку в том, что она не избавила нас от всех зол - как она якобы обещала. Мне кажется, важно внести ясность в этот вопрос.
no subject
Date: 2020-04-15 04:21 pm (UTC)В самом деле ? :)
Не учитываете очевидной "двойственности" человека: Я есть индивид, и одновременно с этим Я есть представитель вида. Когда "хорошо" для индивида совпадает с "хорошо" для вида - никаких вопросов нет. А когда они друг другу противоречат - тут и приходится делать выбор своим слабым мозгом.
no subject
Date: 2020-04-15 04:25 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 04:26 pm (UTC)Но он оставил за кадром другой широко обсуждавшийся источник морали: откровение свыше. Этой трактовки он даже не касается в своей книжке, поскольку она посвящена изложению его собствнной философии, которую он называет "поэтический натурализм". А между тем, некоторые люди и сегодня считают, что, если Бога нет, то все дозволено :(
no subject
Date: 2020-04-15 04:27 pm (UTC)Наука может объяснить, как достичь условия Х. Понятно, что перед таким положением надо рассмотреть издержки условия Х. Если всё-таки хотим, нужно помнить, что наука может ошибаться, а британские ученые всегда врут. Получается, что обучение логики является способом приучения человека к определенным видам обмана в рамках четкой логики манипуляции. Постановка императива и прочие мелочи только учат самообольщения - учился логике и не забыл императивчик поставить.
no subject
Date: 2020-04-15 04:30 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 04:34 pm (UTC)Мне трудно представить себе, каким образом обучение логике может привести к обману? Я-то хотела сказать, что никакая логика не заменяет шкалы ценностей.
no subject
Date: 2020-04-15 04:34 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 04:38 pm (UTC)Ну я не вижу в этом проблемы. Куча народу обвиняет рептилоидов, массонско-жидовский заговор, Трампа, и т.д. в разнообразных грехах. Кому то вот и наука под руку попалась...
no subject
Date: 2020-04-15 04:58 pm (UTC)Кстати, в предыдущей теме Вы писали: Если общество хочет быть моральным, оно должно само создать себе мораль – то есть, члены общества должны взять на себя определенные обязательства и выполнять их. Другого способа нет. В комментарии к этой теме Вы уже отметили, что другой способ есть, и его не нужно бы упускать из виду.
no subject
Date: 2020-04-15 05:12 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-15 05:17 pm (UTC)Таким людям мы ничего не позволим! :)
no subject
Date: 2020-04-15 05:21 pm (UTC)Да, конечно, проблема тут не в логике как таковой, а в том, что из индикативного суждения нельзя логически вывести императивное: из "есть" не следует "должно".
"можно говорить о некоторой системе ценностей, которая существует просто по логике вещей"
"Логика вещей" - это просто фигура речи, к логике как области умственной деятельности это не имеет отношения. Название "общественный договор" мне тоже нравится, но некоторые читатели протестуют: им кажется, что, если "договор", то это обязательно писаный документ, в то время как мораль, в отличие от права, есть система именно неписанных соглашений.
Как Вы справедливо заметили, интересы разных людей могут не совпадать, именно поэтому им и требуется выработать некий компромисс, который и есть мораль. Вывести ее чисто логическим путем невозможно хотя бы потому, что у человека много неосознанных желаний.