egovoru: (Default)
[personal profile] egovoru

Услышав название «Курс советской литературы», пусть даже и «краткий», невольно представляешь себе всеохватное систематическое изложение. Отнюдь не претендующий на это труд Дмитрия Быкова по сути должен называться «Очерки о советских писателях». Пишет он занимательно, и в некоторых случаях – скажем, Александра Грина или Валентина Катаева – я присоединяюсь к его оценке. Но вот то, как он характеризует Варлама Шаламова, по-моему, не лезет ни в какие ворота.


Главный шаламовский тезис Быков ухватил верно – да его и трудно не ухватить, настолько недвусмысленно Шаламов его декларирует: лагерь – это абсолютное зло, ведущее к полной деградации личности. Но никогда не голодавшему Диме очень хочется, чтобы люди в любых условиях были способны сохранять человеческий облик, так что он приписывает Шаламову «ледяную антропофобную ненависть» ко всему людскому роду. Причем настаивает, что эта ненависть была свойственна Шаламову еще до первой посадки.

Интересно, как воспринимает Быков главный роман Джорджа Оруэлла – потому что он, в сущности, о том же. Только Оруэлл пришел к тому же выводу, что и Шаламов, не на собственном опыте, а одной силой воображения – стало быть, он человеконенавистник вдвойне? На самом же деле и тот, и другой авторы кричат: остановитесь, люди! Ведь лагерь – это рукотворное зло, в отличие от наводнения или извержения вулкана. А значит, в нашей власти не допускать его, не загонять друг друга (и даже враг врага!) в такие условия, где человек перестает быть человеком.

Больше всего меня беспокоит, что, если верить Быкову, он не одинок в этом своем восприятии шаламовского творчества: якобы многие его знакомые «злы на Шаламова за нанесенную им травму». А Дима ведь еще и школьников учит этой злости?


Варлам Шаламов (второй слева) в 1930-е годы
(фото с биографического сайта)

Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Date: 2020-02-05 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo), Отношения (https://www.livejournal.com/category/otnosheniya).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-02-05 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Напомнило недавнюю (очередную) дискуссию про плохих родителей.
Обычно, больше всех возмущаются те у кого родители были хорошие или те, кто сам плохой родитель.

Date: 2020-02-05 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Быков очень талантливый и начитанный человек, но у него есть большой недостаток. Он очень глуп (если под умом подразумевать способность к логическим рассуждениям), и бежит за красивым словом или образом, как кобель за течной сукой. Для учителя словесности, поэта, и даже современного журналиста это не катастрофическая проблема, но его оценки, предсказания, и утверждения не стоят и выеденного яйца.

не про шаламова

Date: 2020-02-05 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Вроде бы не воображение там источник, а достоверно списано с Бибиси, где Оруэлл работал.

Re: не про шаламова

Date: 2020-02-05 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Орлов (from livejournal.com)
Это слишком сильно. Примерно, как сказать, что Ниичаво достоверно списано с Пулковской обсерватории.

Re: не про шаламова

Date: 2020-02-05 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] groningen-sn.livejournal.com
Может, и сильно. Но по крайней мере, Министерство правды с Бибиси. Слышал про это сто лет тому назад какую-то передачу, даже не помню где.

Date: 2020-02-05 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-new-york.livejournal.com
“...никогда не голодавшему Диме очень хочется, чтобы люди в любых условиях были способны сохранять человеческий облик”

Дима Быков просто уверен в себе. Он может очень долго голодать, сохраняя и даже улучшая человеческий облик :)

Date: 2020-02-05 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Вот да, хотела написать то же самое. Смесь большого таланта и временами просто чудовищной глупости. Я когда-то читала его статьи в Новой Газете, что ли (не помню названия). Большинство были просто идиотскими. Чего стоит одна его реакция на фильм Анна Каренина - как они нас не любят!

Date: 2020-02-05 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Я сразу Шубкина вспоминаю.

Date: 2020-02-05 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Кто такой Шубкин? Может мне тоже надо его вспомнить.

Date: 2020-02-05 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Персонаж из Монументальной Пропаганды Войновича.

Date: 2020-02-05 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com
Очень похожее впечатление. Нулевая "культура мышления" при прекрасно подвешенном языке и литературной образованности. Ничего страшного, ходит в кумирах.

Один знакомый как-то пожаловался, что Быков уронил в его глазах "Мастера и Маргариту", да и Булгакова заодно. Ознакомил меня с бредовой интерпретацией романа. Я что-то немного похожее читал у Радзинского. Но даже попсовый Радзинский на фоне полёта мысли Быкова смотрелся Декартом.

Теперь и Шаламову, значит, кранты.

Date: 2020-02-05 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
И действительно надо :)

Date: 2020-02-05 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Для художника это вполне нормальный психотип - есть куча писателей с подобными недостатками. Правда, художественная проза у Быкова меня как-то тоже не впечатляет.

Date: 2020-02-05 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Быков прекрасно владеет словом, хорошо образован, если под хорошим образованием понимать прочитанное, но не понятое. Он чудовищно глуп и самовлюблен. Этакий переевший Нарцисс.

Date: 2020-02-05 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Кстати про его лекции о литературе. Я прослушала несколько. Мой восторг был обратно пропорционален моему знакомству с поэтом или писателем. Скажем, лекция о Мандельштаме, которого я знаю хорошо, включая биографию, мне показалась совсем неинтересной.

Date: 2020-02-05 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
"...и бежит за красивым словом или образом, как кобель за течной сукой. "

И что это вдруг вспомнилось слово "рекурсия"...

Date: 2020-02-05 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Разбавлю вам дискурс предыдущих комментариев (весело их читать было):

Быков - художник, oн так видит. И, в связи с этим, для меня является спорным вопрос "Чему должен учить учитель": какой-то унифицированной истине, или давать свое видение? Тут стоит оговориться, что учит он не младшеклассников, и его видение вряд ли принимается учашимися за истину в последней инстанции.
Прусская модель образования свое начала отживать еще в наше с ним школьное время.

Date: 2020-02-05 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Согласна.
Прочитав ваш пост, погуглила рост Шаламова.

Date: 2020-02-05 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Я слышал пару лекций Быкова, и у меня возникло подозрение, что он пишет исходя из главного принципа "для красного словца не пожалеешь и отца". То есть, то или его высказывание может быть никак не связанно с логикой , а просто красиво звучит.

"«злы на Шаламова за нанесенную им травму»"
А какую, Быков не уточняет?

Date: 2020-02-05 06:37 pm (UTC)

Date: 2020-02-05 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hyperboreus.livejournal.com
У меня, признаться, тоже сложилось некое похожее впечатление о Шаламове, точнее, обобщенном герое его "Колымских рассказов". Не хотел делиться, не прочитав его автобиографической прозы, но скажу вкратце.
Тяжело читать "Колымские рассказы" не потому, что там описан чистый антигуманизм, а прежде всего потому, что сам автор антигуманист, в чем он прямо и признается:
"Сначала нужно возвратить пощечины и только во вторую очередь - подаяния. Помнить зло раньше добра. Помнить все хорошее - сто лет, а все плохое - двести. Этим я и отличаюсь от всех русских гуманистов девятнадцатого и двадцатого века".

Его герой потому выжил в лагере, что обладал просто нечеловеческой ненавистью и презрением к людям, и совершенно чужд тем хрестоматийным любви и милосердию, на кои всегда уповали "русские гуманисты". Именно эти ненависть и презрение позволяли ему делать следующие обобщения:

"В русском народе любой заговор будет выдан, продан, добровольные доносчики сообщат даже о тени заговора - все равно.
Это страшная черта русского характера - унизительное раболепство, благоговение перед каждым начальником..
Всю жизнь я наблюдаю раболепство, пресмыкательство, самоунижение интеллигенции, а о других слоях общества и говорить нечего.
Я поражаюсь исконной русской привычке обязательно иметь услужающего раба..
Есть какое-то мистическое начало в этой тяге русского человека к краже.."

Конечно, можно сказать, что речь идет о лагере и его античеловеческих порядках, но заметьте, что шаламовские обобщения куда глубиннее: "русский народ", "исконная русская привычка", "тяга русского человека", "всю жизнь наблюдаю". Причем через это русофобство явственно сквозит именно антропофобия, поскольку линза лагерного опыта, сквозь которую Шаламов и рассматривает человека, какие-либо отличия в национальности сводит практически к нулю. Короче, по Шаламову, не потому человек плох, что попал в лагерь, а потому плох, что создал лагеря - всей своей историей, натурой и обществом. И если Быков об этом, я, пожалуй, даже с ним соглашусь.

Date: 2020-02-05 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Это же известная история про журналистов: когда они пишут о чем-то совершенно незнакомом, то все очень интересно, а когда о том, что сам хорошо знаешь, то несут феерический бред. Вот Быков в себе журналиста так и не сумел преодолеть.

Date: 2020-02-05 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

Черт побери.
Такой талантливый и такой....... Не могу слово подобрать.

Date: 2020-02-05 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] affidavid.livejournal.com
Рекурсия это красивое имя,
А может еще и высокая честь.
Page 1 of 11 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] >>

Profile

egovoru: (Default)
egovoru

January 2026

S M T W T F S
    123
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 11:08 am
Powered by Dreamwidth Studios